Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

47.   Система арбитражных судов.

Система арбитраж.судов возникла с принятием Закона "Об арбитраж.суде" от 4 июля 1991 г. Порядок деят-сти и компетенция арбитраж.суда регулируются также АПК РФ, действующим с 15 апреля 1992 г. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитраж.суды представляют собой самостоятельную ветвь суд.власти, входящую в суд.систему РФ. На них возложено осущ-ние правосудия при разрешении дел об эконом.спорах и в некоторых других, определенных законом случаях. Организация и деят-ость арбитраж.судов регулируется как общими суд.законами - Законом "О статусе судей в РФ", Законом "О суд.системе РФ", так и специальными - ФКЗ "Об арбитраж.судах в РФ", АПК РФ.

Задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной эконом.деят-сти, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной эконом.деят-сти.Согласно АПК (ст. 22) арбитраж.суду подведомственны дела по эконом.спорам, возникающим из гражданских, административных и иных отношений:

1) между юр.лицами, гражданами, осущ-ющими предпринимательскую деят-сть без образования юр.лица и имеющими статус ИП, приобретенный в установленном законом порядке;

2) между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Арбитраж.суды чаще всего разрешают споры о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, нарушении прав собственника и возмещении убытков, об обжаловании отказа в гос.регистрации, о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.Арбитраж.суды образуют централизованную систему, возглавляемую Высшим Арбитраж.Судом РФ. Арбитраж.суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную компетенцию, образуют звенья. Среднее звено составляют фед-ные арбитраж.суды округов, третье (низшее) звено – арбитраж.суды республик, краев, областей, городов фед-ного значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости именуются арбитраж.судами субъектов РФ).

48.   Адвокатура (понятие, история и перспективы развития, правовые основы деятельности).

Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юр.помощи гражданам и организациям. Она не является правоохр-ным органом, не обладает правом гос.принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деят-ость адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций. Деят-ость адвокатуры осущ-ется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юр.помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений. Ныне действующее Положение об адвокатуре РСФСР 1964 г. в значительной мере устарело, поэтому в настоящее время разрабатывается Закон об адвокатуре. При оказании конкретной юр.помощи адвокаты руководствуются уголовно-процес-ным, гражданско-процес-ным и иным отраслевым законод-вом.

Задачами адвокатуры являются оказание юр.помощи гражданам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Многие задачи, указанные в Положении об адвокатуре, не соответствуют ее реальному назначению. В частности, в этом нормативном акте указано, что задачей адвокатуры является содействие осущ-нию правосудия. Однако адвокат представляет интересы своего клиента и использует свои юр.знания с целью добиться решения суда в его пользу. Адвокат не будет обжаловать необоснованный приговор, если он устраивает его клиента. Адвокатура является независимой организацией. Должностные лица исполн-ной, суд.власти не могут оказать воздействие на адвоката, например, для того, чтобы заставить его уменьшить активность в защите интересов клиента. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются. Адвокатура является самоуправляемой организацией, поэтому она свободна от контроля со стороны Минюста РФ и его органов, вправе не руководствоваться их инструкциями и методическими рекомендациями.

В настоящее время основным организационным объединением лиц, занимающихся адвокат.деят-тью, является коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов является юр.лицом, имеющим свою печать и бланк, счет в банке. Образование коллегии осущ-ется по инициативе группы учредителей. Организация и порядок деят-сти коллегии определяются ее уставом, принимаемым на общем собрании членов коллегии. Вновь создаваемые коллегии и их уставы подлежат регистрации в Минюсте РФ. Отказ в регистрации м/б обжалован в суде.Органами коллегии адвокатов являются общее собрание, президиум, ревизионная комиссия. Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже 1 раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушивает отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает др. вопросы деят-сти коллегии. Президиум является исполн.органом коллегии адвокатов, избираемым на 3 года. На его заседании избираются председатель президиума и его заместитель. Президиум созывает общее собрание коллегии, организует юр.консультации и руководит их деят-тью, проводит проверки работы юр.консультаций и отдельных адвокатов, принимает в члены коллегии и в состав стажеров, распределяет адвокатов по юр.консультациям, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, обобщает опыт работы адвокатов, издает метод.пособия, применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дисциплинарных проступках, принимает решения об оказании бесплатной юр.помощи, представляет адвокатуру в гос-ных и общественных организациях, организует справочную работу по законодательству и суд.практике. Решения президиума принимаются простым большинством голосов и м/б пересмотрены самим президиумом или всеобщим собранием членов коллегии адвокатов.Ревизионная комиссия избирается общим собранием коллегии адвокатов на 3 года. На своем заседании она избирает председателя и его заместителя. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деят-сти президиума коллегии и юр.консультаций. Организационными частями коллегии адвокатов являются юр.консультации, адвокат.бюро, фирмы. Все они являются юр.лицами со своим счетом в банке, бланками, печатями и организуются для непосредственной юр.помощи в городах, др. населенных пунктах. Для их создания необходимо разрешение президиума коллегии адвокатов, согласованное с органом юстиции субъекта РФ. Каждая юр.консультация, бюро и т. д. имеют свой секретариат и свою бухгалтерию. Юр.консультацией руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии из числа ее членов. Заведующий организует работу юр.консультации, выделяет адвокатов для оказания бесплатной юр.помощи, распределяет работу среди адвокатов с учетом их опыта и специализации.

Адвокаты и их коллегии объединяются в союзы. В настоящее время сущ-уют такие союзы, как Гильдия адвокатов России, Международный союз адвокатов и некоторые другие. Задачами этих союзов являются защита прав адвокатов, их чести и достоинства, совершенствование деят-сти адвокатуры, участие в разработке законопроектов, представительство интересов адвокатуры в гос-ных органах.При всем многообразии деят-сти адвокатуры по оказанию юр.помощи в ней можно выделить основные направления:

- консультации, разъяснения действующего законодательства, устные и письменные справки по юр.вопросам;

- составление заявлений, жалоб и др. документов правового характера;

- представительство в судах по гражд.делам, по делам об админис.правонарушениях;

- участие в уголов.судопроизводстве в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого или представителя потерпевшего, гражд.истца, гражд.ответчика.

Адвокатом может стать гражданин РФ, имеющий высшее юр.образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Лица, не имеющие необходимого стажа работы, м/б приняты в члены коллегии после прохождения ими стажировки продолжительностью от 6 месяцев до 1 года. Члены коллегии не могут состоять на службе в гос-ных и общественных органах, но вправе заниматься научной и препод-кой деят-стью на платной основе.

Адвокат вправе представлять интересы своего клиента во всех гос-ных и общественных организациях, как правило, в различных правоохр-ных органах. Для участия в деле адвокату выдается ордер, который он предъявляет в качестве подтверждения своих полномочий. Он вправе через юр.консультацию запрашивать документы, необходимые для ведения защиты или представительства. Такие требования адвоката обязательны для соответствующих гос-ных и общественных организаций. В соответствии с принципом состязательности адвокат, представляя интересы своего клиента в ходе суд.разбирательства, наделяется равными правами со стороной обвинения, истца. Адвокат обязан строго соблюдать закон, адвокат.этику. Он обязан использовать все разрешенные законом средства для защиты прав и законных интересов обвиняемого или лица, представителем которого он является. Он не вправе отказаться от принятой на себя защиты, но не имеет право и осущ-лять защиту или представительство в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юр.помощь лицам, интересы которых находятся в противоречии с интересами лица, обратившегося с просьбой о ведении дела. Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юр.помощи. Адвокат за нарушение закона, устава коллегии и адвокат.этики м/б подвергнут дисциплинарному взысканию решением президиума коллегии адвокатов. Мерами взыскания м/б выговор строгий выговор, замечание, исключение из коллегии. Если лицо обратилось за оказанием юр.помощи в юр.консультацию, то ее заведующий назначает адвоката из членов консультации, который заключает соглашение об оказании юр.помощи. В некоторых случаях граждане, организации обращаются непосредственно к конкретному адвокату. В консультациях организовано дежурство адвокатов, всех обратившихся за прав.помощью принимает в первую очередь дежурный адвокат. Адвокат сам устанавливает размер вознаграждения (гонорара) за свои услуги исходя из сложности дела, его объема и материальных возможностей клиента. Обговорив все условия, адвокат и клиент заключают соглашение, после чего клиент вносит определенную сумму в кассу юр.консультации. В некоторых установленных законом случаях адвокаты обязаны оказывать юр.помощь бесплатно. Наиболее часто бесплатная юр.помощь оказывается по уголов.делам, когда подозреваемый или обвиняемый не может оплатить услуги защитника. В этих случаях следователь, прокурор или суд направляют телефонограмму в президиум коллегии или непосредственно в юр.консультацию, обслуживающую данный район. Заведующий консультацией обязан выделить адвоката для защиты, а последний не вправе oт нее отказаться. Бесплатно юр.помощь оказывается и по некоторым категориям гражд.дел (истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, по трудовым делам о возмещении вреда, причиненного увечьем, смертью кормильца, связанной с работой; при составлении заявлений назначении пенсий, пособий и др.). Адвокатура является самоконтролирующейся организацией. Непосредственный контроль за профессиональной и финансовой деят-тью адвокатов, входящих в состав коллегии, осущ-яют заведующие консультациями, бюро, фирмами, в которых адвокаты работают. Жалобы на действующих адвокатов, не соответствующие закону и адвокат.этике, поступают в президиум коллегии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарной взыскание или исключить из состава коллегии. Некоторые полномочия в отношении адвокатуры имеет и Минюст РФ и его органы в субъектах РФ. Минюст РФ регистрирует вновь создаваемые коллегии, их уставы, выдает лицензии на право заниматься адвокатской деят-тью. Если деят-сть коллегии противоречит закону и уставу, то Минюст РФ вправе лишить ее лицензии. Отказ в регистрации и лишение лицензии обжалуются в суде.

49.   Суды субъектов РФ: конст-ные (уставные) и мир.суды (законод-тво, порядок образования и компетенция).

Конст-ный (уставной) суд субъекта РФ, его место в суд.системе РФ.  Состав, порядок образования,  полномочия этого суда. Юр.значение принимаемых им решений   Субъектом РФ может создаваться Конст-ный (уставный) суд субъекта РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ,  нормативных  правов.актов  органов  гос-ной  власти  субъекта  РФ,  органов  местного  самоуправления  субъекта РФ конст-ции (уставу)  субъекта РФ, а также для толкования конст-ции (устава) субъекта РФ.   Конст-ный (уставный) суд субъекта РФ  помогает  сбалансировать  недостаток  профессионализма  и  компетентности, компетентности, который наблюдается у периодически переизбираемых органов представительной и исполн.власти (особенно  в  первый  период  после  выборов).  Деят-сть  данного суда делает конст-ное правосудие более доступным,  помогает более эффективно и быстро решать постоянно возникающие полит.проблемы, гасить полит.конфликты между ветвями власти.   Порядок  конст-ного ( уставного)  судопроизводства  в  субъекте  РФ  определяется  законом  субъекта  РФ.   На должность судьи конст-ного (уставного) суда субъекта РФ назначаются постановлением законод-ного (представительного) органа гос-ной власти субъекта РФ (п. «з» ч. 3 ст. 5 ФЗ от  6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законод-ных (представительных) и исполн.органов гос.власти субъектов РФ»).   Финансирование конст-ного (уставного) суда субъекта  РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.   Юр.значение решения конст-ного (уставного) суда субъекта РФ закреплено в ч.

4 ст. 27  ФКЗ «О суд.системе РФ», где отмечено, что принятое в пределах полномочий конст-ного (уставного) суда субъекта РФ решение, не м/б пересмотрено никаким иным судом.

Мировой судья. Мир.судьи в РФ входят в единую суд.систему РФ и являются судьями общей  юрисдикции субъектов РФ.   Мир.судьи могут, как назначаться, так и избираться. Порядок назначения или избрания мир.судей м/б в определенной степени индивидуален в каждом субъекте РФ, так как он согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О мир.судьях в РФ» устанавливается законами  субъекта РФ.   Назначаются (избираются) мир.судьи на должность законод-ным (представительным) органом гос.власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего суд.участка в порядке, установленном законом субъекта РФ.   При этом у всех мир.судей одинаковые полномочия. Они  рассматривают в первой инстанции  отнесенные  к  их компетенции  уголов. и гражд.дела, а также дела об админ-ных  правонарушениях.   Мир.судьям подсудны уголов. дела о преступлениях,  за совершение которых м/б назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы, за исключением  преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК. Иначе говоря, мир.судья по первой инстанции вправе рассматривать уголов.дела по следующим составам преступлений.   1. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в  состоянии аффекта (ст. 113 УК).   2. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью  при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114 УК).   3. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью  по неосторожности (ст. 118 УК).   4. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК).   5. Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК).   6. Заведомое поставление др. лица в опасность заражения  ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК).   7. Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его  похищением (ч. 1 ст. 127 УК).   8.  Причинение  имущ-ного  ущерба  путем  обмана  или  злоупотребления доверием (ч. 2 ст. 165 УК).   9. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба  (ч. 1 ст. 167 УК).   10. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности (ст. 168 УК)   11. Вовлечение в занятие проституцией (ч. 1 ст. 240 УК), и по  некоторым др. составам.   В рамках гражд.процесса мир.судьи разрешают:   1) дела о выдаче суд.приказа;   2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;  3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;   4) иные возникающие из семейно-прав.отношений дела,  за  исключением дел об  оспаривании  отцовства (материнства), об  установлении отцовства, о лишении родител.прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;   5) дела по имущ-ным спорам при цене иска, не превышающей  500  мин.размеров  оплаты  труда,  установленных фед-ным законом на день подачи заявления;   6) дела, возникающие из труд.отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных труд.споров;   7) дела об определении порядка пользования имуществом.   8) иные дела, отнесенные к подсудности мир.судей ФЗми (ст. 23 ГПК).   Мир.судья рассматривает гражд.дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в  первой инстанции и вступивших в законную силу. 

51.   Виды юридической помощи, оказываемой адвокатурой.

Общая задача адвокатуры - оказание юр.помощи - конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:

1)  консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юр.вопросам;

2)  составление заявлений, жалоб и др. документов прав.характера;

3)  представительство в судах, других гос.органах и организациях    по    гражд.делам и   делам    об   админ-ных правонарушениях;

4) участие в уголов.судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражд.истца и гражд.ответчика;

5) участие в качестве представителей в Конст-ном Суде РФ;

6) защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

7)  участие в качестве представителя доверителя в третейском суде, международ.коммерческом арбитраже и иных органах разрешения конфликтов;

8)  представительство в судах и правоохр-ных органах иностранных гос-ств, международных суд.органах;

9)  участие в качестве представителя в исполнительном производстве при исполнении уголов.наказания и в налог.правоотношениях;

10)  иная не запрещенная законом помощь (например, разработка уставов и подготовка к регистрации юр.лиц, заключение контрактов, прав.контроль за учетом и отчетностью, прав.обслуживание коммерческих операций и др.).

Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом - не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юр.помощью.

52.   Правовой статус судей, народных,  присяжных  и арбитражных заседателей.

Статус судей - это совокупность присущих только судьям прав и обязанностей, связанных с их судейской деят-тью. Статус всех судей в принципе един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей.

Закон о статусе судей (ст. 1) устанавливает, что суд/власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осущ-нию правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе, - это граждане, наделенные в конст-ном порядке полномочиями осущ-ять правосудие и исполняющие свои обязанности на проф.основе. Независимо от того, в суде какого звена суд.системы РФ осущ-яет свою деят-сть судья, выполняемые им функции одинаково важны для осущ-ния суд.власти на территории России. Поэтому в Законе о суд.системе специально подчеркивается, что единство суд.системы РФ обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осущ-яют свои полномочия и какое звено суд.системы они представляют (ст. 12). В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок их отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи. Единый прав.статус судей РФ не исключает и некоторых различий прав.положения некоторых категорий судей. Закон "О статусе судей РФ" указывает, что особенности прав.положения судей определяются ФЗми, а в случаях, предусмотренных ФЗми, - также законами субъектов РФ. Особенности прав.положения судьи Конст-ного Суда РФ определяются ФКЗ, специально посвященным этому суду. Судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юр.образование и стаж работы по юр.профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осущ-яют свою деят-сть. Закон "О статусе судей РФ" дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалиф-ный экзамен и получил рекомендацию квалиф-ной коллегии судей. Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей район.(городских) судов, воен.судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитраж.судов субъектов РФ. Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляемой ими работы. Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитраж.судов м/б лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верх.Суда РФ и Высшего Арбитраж.Суда РФ - 35 лет. Судьей Конст-ного Суда РФ м\б лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к проф.подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юр.профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конст-ного Суда РФ установлен стаж работы по юр.профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конст-ный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юр.образования. Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во- первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и др. законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деят-сти судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет суд.власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не м/б депутатом, принадлежать к полит.партиям и движениям, осущ-ять предприн-кую деят-сть, а также совмещать работу в должности судьи с др. оплачиваемой работой, кроме научной, препод-ской, литературной и др. творческой деят-сти. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпр-кой деят-стью, они м/б рекомендованы к назначению на должность судьи. Для судей Конст-ного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осущ-ять защиту, представительство в суде, арбитраж.суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конст-ного Суда РФ не только не м/б членом полит.партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести полит.пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют полит.цели. Все судьи воен.судов должны состоять на воен.службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом "О статусе судей РФ" и др. нормативными актами. Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:1) отбор и выдвижение кандидатов;

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”