Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Суды среднего звена, их полномочия и место в судебной системе. Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе федеральных судов общей юрисдикции положение судов среднего звена.

Файлы: 1 файл

СУДЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)


СУДЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА  СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

 

1. Суды среднего звена,  их полномочия и место в  судебной системе.  Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе федеральных судов общей юрисдикции положение судов среднего звена. Они являются непосредственно вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена равнозначны  между собой по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они выступают в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции  суды данного уровня рассматривают  уголовные дела обо всех опасных государственных преступлениях (кроме дел о шпионаже, отнесенных к ведению военных судов), дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других преступлениях (см. ст. 36 УПК).

Областной или другой суд этого  уровня имеет право принять к  своему производству любое гражданское  или уголовное дело (при наличии  ходатайства обвиняемого), относящееся к ведению районного суда, и разрешить его по существу (ст. 22 ГПК, ст. 40 УПК). Как правило, среди дел такого рода оказываются: а) дела, имеющие большое общественное значение; б) дела, не получившие правильного разрешения после вторичного рассмотрения в районном суде; в) дела, передаваемые на рассмотрение областного суда по первой инстанции после отмены решения районного суда в порядке судебного надзора. Помимо этого суды среднего звена обязаны принять к своему производству в качестве суда первой инстанции уголовные и гражданские дела, связанные с государственной тайной.

Суды среднего звена являются вышестоящими по отношению к районным судам. Они активно участвуют в проверке законности решений, вынесенных районными судами.

Качественное рассмотрение дел  в кассационном порядке имеет  важное значение, так как позволяет  предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, обеспечивая тем самым осуществление целей и задач правосудия.

Рассматривая жалобы и протесты на приговоры, решения и определения  районных судов, не вступившие в законную силу, суд среднего уровня путем дачи указаний по конкретным делам, не нарушая при этом принципа независимости судей при разрешении дел, использует одно из важных средств повышения качества и эффективности правосудия.

Кассационное определение, вынесенное по конкретному уголовному или гражданскому делу, имеет важное значение не только для данного дела. Оно оказывает влияние на всю последующую практику районного суда, содействуя тому, чтобы ошибки, допущенные в данном случае, не повторялись по другим делам. Это оказывает положительное влияние на формирование судебной практики, способствует улучшению работы данного и других районных судов.

В качестве надзорной инстанции  краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять  законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению судебной практики в пределах края, области и т.п. Непосредственное ее выполнение возложено на президиум соответствующего суда.

В связи с принятием в декабре 1993 г. новой Конституции РФ суды среднего звена приобрели весьма ответственное полномочие по контролю за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений, в случаях, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища (см. ч. 2 ст. 23 и ст. 25 Конституции РФ). Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 24 декабря 1993 г. “О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации” разъяснил:

“Рекомендовать Верховным судам республик, краевым, областным судам, Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам, судам автономной области и автономных округов, военным судам округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных сил принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Районные (городские) народные суды, военные  суды армий, флотилий, соединений и  гарнизонов не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды” (п. 1)

Особо необходимо рассмотреть полномочия Верховного суда республики в составе Российской Федерации, который в соответствии со ст. 40 Закона о судоустройстве является высшим судебным органом республики. Это же устанавливается и конституциями республик.

На Верховный суд республики возлагается надзор за судебной деятельностью всех судов республики. Поскольку нижестоящими по отношению к Верховному суду республики судами являются районные (городские) суды, то надзор за судебной деятельностью этих судов заключается в том, что Верховный суд республики вправе при наличии кассационной жалобы или кассационного протеста пересмотреть не вступившие в законную силу приговоры или решения районного (городского) суда в кассационном порядке. Если приговор или решение районного (городского) суда либо постановление судьи вступили в законную силу, то Верховный суд республики вправе пересмотреть такое судебное решение в случае принесения соответствующего протеста в порядке судебного надзора.

Рассматривая дела в кассационном порядке и в порядке судебного  надзора, Верховный суд, как и другие суды среднего уровня, может изменить или оставить без изменения первоначальное судебное решение, отменить решение и направить дело на новое расследование или на новое судебное рассмотрение либо прекратить дело. В свою очередь судебные решения Верховного суда могут быть обжалованы и опротестованы в Верховный Суд РФ, который является вышестоящим судом в системе судов общей юрисдикции. Направляя судебную практику на территории республики, Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, дальнейшее укрепление законности, а также охрану прав и законных интересов граждан.

Между этими и другими судами второго звена много общего, но есть и различия. Главное различие состоит в том, что согласно Конституции республики Верховный суд имеет право законодательной инициативы в Верховном Совете или ином представительном органе республики, то есть право внесения обязательных для рассмотрения предложений об издании новых, изменении и дополнении законов данного субъекта федерации.

2. Состав и структура  суда среднего звена, полномочия  структурных подразделений.  Количественный состав краевого, областного и других судов этого уровня определяется исходя из объема и характера судебной работы, размеров территории субъекта Федерации, количества проживающего населения, его национального состава и занятости, количества районов и районных судов, объема их работы и т.п.

Статьи 30 и 42 Закона о судоустройстве устанавливают, что суды среднего звена состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и народных заседателей. Они действуют в составе: президиума суда; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам.

Каждая из судебных коллегий возглавляется  ее председателем, который, как правило, является и заместителем председателя суда.

Коллегии рассматривают дела по первой инстанции и в кассационном порядке. Президиум суда рассматривает дела в порядке надзора.

При рассмотрении дела по первой инстанции  судебная коллегия действует, как правило, в составе председательствующего (председателя суда, его заместителя или члена суда) и двух народных заседателей. При определенных в законе условиях уголовное дело может рассматриваться коллегией, состоящей из трех судей-профессионалов. Суд присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе судьи (члена суда) и двенадцати присяжных заседателей. Приговоры и определения, вынесенные судом присяжных, обжалуются и опротестовываются в кассационную палату Верховного Суда РФ. При рассмотрении дела в кассационном порядке судебная коллегия действует в составе председательствующего и двух членов суда.

Распределение членов суда по коллегиям  производится президиумом суда. При этом учитываются знания, опыт работы и склонности каждого из членов суда.

В судах среднего звена со значительным объемом работы каждая коллегия подразделяется на судебные составы. Председатель суда назначает председателя каждого из составов, который, в свою очередь, распределяет дела для подготовки и рассмотрения между членами данного состава и председательствует в судебных заседаниях.

В судебный состав поступают дела из определенных районов республики, края, области, города, округа. Внутри составов каждый член суда закрепляется за определенными районами. Такой порядок распределения дел, поступающих для рассмотрения, обеспечивает эффективный надзор за судебной деятельностью нижестоящих судов, дает возможность членам суда лучше изучать работу каждого из районных судов в отдельности и всех судов соответствующего района в целом. Он позволяет оказывать конкретную и живую помощь судьям, так как появляется возможность проследить за работой соответствующего районного суда на протяжении определенного периода времени (квартала, полугодия, года), обобщить допущенные им ошибки, выявить положительный опыт, сопоставить работу нескольких районных (городских) судов.

Президиум суда среднего звена состоит из председателя данного суда, его заместителей и наиболее опытных и квалифицированных членов суда в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Он рассматривает дела в порядке судебного надзора по протестам прокурора республики, края, области, города или округа, а равно председателя суда этого уровня. Протест в президиум суда среднего звена могут также внести Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель. В таком протесте может быть поставлен вопрос об отмене или изменении: а) вступившего в законную силу приговора, решения либо определения районного (городского) суда; б) постановления судьи о назначении судебного заседания; в) кассационного определения судебных коллегий, действующих в составе соответствующего суда. В компетенции президиума суда также рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Заседания президиума Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области или автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц. Они правомочны при наличии большинства членов президиума. В заседаниях участвует прокурор республики, края, области, города или округа. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании, и подписываются председателем суда.

Постановления президиумов судов  среднего звена, как и кассационные определения судебных коллегий, оказывают  существенное влияние на содержание судебной практики в республике, крае, области и ином субъекте Федерации.

Наряду с рассмотрением протестов  по судебным делам президиум решает вопросы организационного характера. Он заслушивает и обсуждает материалы обобщения судебной практики, меры по оказанию помощи народным судам в правильном применении ими законодательства, данные о состоянии преступности и судимости, отчеты председателей судебных коллегий, вопросы работы аппарата суда, состояния работы по разрешению жалоб и заявлений граждан, перспективные и текущие планы судебной работы.

Кроме того, на рассмотрение президиума вносятся отчеты председателей районных судов по итогам проверок работы их судов в целом или по отдельным вопросам.

Полномочия президиума Верховного суда республики в составе Российской Федерации дополняются решением вопросов о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы или постановки вопроса о толковании законов республики.

3. Организация работы  в судах среднего звена.  Работу Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа организует председатель суда и его заместители с помощью аппарата суда.

Председатель суда среднего звена  отвечает за организацию всей работы данного суда. Он созывает заседания  президиума и председательствует на этих заседаниях; приносит в президиум  суда протесты в порядке надзора на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения районных судов, на постановления судей о назначении судебных заседаний, а также на кассационные определения судебных коллегий; председательствует в судебных заседаниях при рассмотрении дел по первой или второй инстанции либо назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или члена суда; распределяет обязанности между своими заместителями; организует работу по обобщению судебной практики.

Председатель суда как лицо, на которое персонально возложено общее руководство работой суда и ответственность за эту работу, кроме того, утверждает перспективные и текущие планы работы, организует контроль за исполнением принимаемых судом решений, а в субъектах Федерации, где допускается рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, определяет необходимое количество таких заседателей и направляет заявку местной администрации о составлении списков. Он ведает кадрами консультантов, секретарей и других технических работников, организует деятельность по повышению квалификации и профессионального мастерства работников аппарата суда, контролирует финансовую деятельность и отчетность суда, организует прием населения и работу по рассмотрению писем, заявлений и жалоб граждан, руководит делопроизводством суда.

Информация о работе Правоохранительные органы