Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, курсовая работа
Суды среднего звена, их полномочия и место в судебной системе. Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе федеральных судов общей юрисдикции положение судов среднего звена.
Председатель суда среднего звена имеет заместителей (как правило, двух). Они одновременно являются председателями судебных коллегий. Заместители председательствуют в судебных заседаниях своих коллегий, осуществляют прием граждан, обеспечивают исполнение поручений председателя, осуществляют организационное руководство соответствующей коллегией.
В некоторых Верховных судах республик, краевых, областных судах созданы научно-консультативные советы, цель которых – укрепить связи судов с юридической наукой, активно вовлекать ученых-юристов в обсуждение вопросов, возникающих в судебной практике.
Аппарат судов среднего звена включает консультантов, заведующего секретариатом, секретарей судебных коллегий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, машинисток, архивариуса.
Консультанты изучают жалобы и дела, поступившие в суды, докладывают эти дела председателю суда и выполняют другую работу.
Заведующий канцелярией
Секретари судебных коллегий организуют исполнение указаний председателей коллегий, обеспечивают хранение судебных дел и иных материалов коллегии, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах, оформляют дела после их рассмотрения и т.д.
Секретари судебных заседаний ведут протоколы судебных разбирательств дел по первой инстанции, выписывют повестки участникам судопроизводства, извещают прокуроров и адвокатов о времени слушания дела, организуют доставку в суд в определенный день и час подсудимого, находящегося под стражей, и т.д.
Секретарь президиума ведет делопроизводство президиума, оповещает его членов и прокурора о дате заседания, характере подлежащих рассмотрению вопросов, оформляет результаты работы президиума.
Соответствующие их должностям обязанности выполняют и другие работники аппарата суда – делопроизводители, курьеры, машинистки, архивариусы. Все они в той или иной мере способствуют организации работы суда.
Важным средством обеспечения работы областного суда является перспективное и текущее планирование.
Перспективное планирование
позволяет сосредоточить
Текущее планирование направлено на организацию повседневной работы, например по рассмотрению протестов, разрешению уголовных и гражданских дел. В этих планах работы областного суда предусматриваются и такие виды его деятельности, как правовое обучение народных заседателей, организация совещаний судей и работников аппарата и т.д.
Прием населения организуют председатель суда, его заместители, судьи, заведующий канцелярией. Прием проводится в строго установленное время. Во время приема граждан им разъясняют необходимые правовые вопросы, принимают заявления и жалобы, выдают запросы, справки, выписки из судебных решений, копии приговоров и т.д.
Работу с кадрами осуществляет председатель суда, его заместители, заведующий канцелярией. Она касается всего суда в целом, его коллегий, отдельных судебных составов, технических работников суда. Подбор, расстановка и перемещение кадров ведутся на основе изучения профессионально-деловых и нравственных качеств судей и других работников областного суда.
Большое значение уделяется повышению квалификации и обучению кадров в системе средних и высших юридических учебных заведений (вечернего и заочного обучения), занятиям на курсах повышения квалификации, направлению на стажировки в вышестоящие суды.
Работа с народными заседателями состоит в обучении их началам права и судебной деятельности, приобщении к активному участию в профилактической работе, правовой пропаганде, в наблюдении за условно осужденными и т.д. В судах, где допускается рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, значительное место занимает работа по контролю за состоянием основного и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.
Важным направлнием
В зависимости от целей кассационная и надзорная практика обобщается и изучается по различным вопросам: по определенной категории уголовных или гражданских дел, по вопросам применения материальных и процессуальных законов и т.п.
Обобщаются также результаты рассмотрения дел по жалобам и протестам, Это позволяет выявить законность и обоснованность принесения должностными лицами протестов, эффективность обжалования приговоров и решений. Здесь вскрываются недостатки работы по проверке доводов, приведенных в кассационных жалобах и протестах. Обобщение проводится также путем изучения материалов, связанных с работой определенного народного суда или нескольких народных судов.
Работа по систематизации
законодательства заключается
Статистическая отчетность по рассмотрению
уголовных и гражданских дел
осуществляется под руководством председателя
суда по соответствующим формам и
в установленные сроки с направ
Делопроизводство ведется в
целях обеспечения качества
Суды среднего звена совместно с министерствами, управлениями (отделами) юстиции проводят большую работу по повышению квалификации районный судей. Они, в частности, собирают совещания судей, на которых обсуждаются актуальные вопросы деятельности судов, организует семинары и занятия по ознакомлению народных судей с новым законодательством, решениями по вопросам борьбы с преступностью и иными правонарушениями.
3 ВОПРОС
ВОЕННЫЕ СУДЫ
1. Задачи военных судов и их
место в судебной системе
Сближает военные и общие суды также установленная для них равная обязанность руководствоваться в своей деятельности требованиями принципа законности. Военные суды, как и общие, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ, других законов и правовых актов; для них также обязательны разъяснения Пленума Верховного Суда РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются одинаковыми процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, как и подсудимый в общем суде, пользуется в полном объеме процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения.
Но наряду со сходством задач и полномочий военных и общих судов между ними существуют и различия. Они проявляются в ряде моментов. Во-первых, военным судам не даны полномочия конституционного контроля, дачи разъяснений законодательства, обязательных для всех судов и должностных лиц, разбирательства и разрешения дел (материалов) об административных правонарушениях. Во-вторых, те полномочия судебной власти , которыми наделены эти суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают общие суды. Например, военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Равным образом поставлена в жесткие рамки их деятельность по проверке правомерности действий решений должностных лиц, ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях, именуемых воинскими (неповиновение, неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, самовольная отлучка, дезертирство, промотание или утрата военного имущества и т.д.).
Существенным фактором, влияющим на
положение военных судов в
российской судебной системе, является
то, что они образуются и функционируют
в специфических условиях Вооруженных
Сил РФ, других войск и воинских формирований.
Специфичность этих условий проявляется
прежде всего в том, что в организации
и функционировании Вооруженных Сил РФ,
других войск и воинских формирований
на первом плане находится обеспечение
безопасности Российской Федерации, необходимой
боеспособности и боеготовности, поддержание
воинской дисциплины и установленного
порядка несения службы. В соответствии
со ст. 22 Федерального конституционного
закона “О судебной системе Российской
Федерации” военные суды создаются по
территориальному принципу по месту дислокации
войск и флотов. Дислокация войск и сил
флота не связывается с национально-территориальным
или административно-
Изложенные и некоторые другие факторы в значительной мере предопределяют особенности организации и основ деятельности военных судов. Одна из них – включение в единую систему российских судов. Надзор за их судебной деятельностью в конечном счете осуществляет Верховный Суд РФ, который надзирает также за судебной деятельностью общих судов. Это позволяет обеспечивать единообразное, а значит и справедливое, применение закона как к обычным гражданам, так и к тем, которые одеты в военную форму. Такой подход не является единственно возможным. В России до 1917 г. и в ряде современных государств до настоящего времени военные суды считались и считаются частью армии, средством, с помощью которого командование достигает поставленные перед ним цели (судьи назначались и назначаются командирами или воинскими начальниками различных уровней, последние утверждали и утверждают приговоры, выступали и могут выступать в роли органа, проверяющего приговоры, высшие инстанции военных судов обособлялись и обособляются от соответствующих общегражданских судов с подчинением военному ведомству и т.д.).
Однако данная особенность
организации и основ
2. Подведомственность военных
Однако дела, которые могут попасть на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности. Гражданские дела становятся предметом рассмотрения в этих судах лишь при следующих условиях:
– когда речь идет о возмещении
ущерба, причиненного преступлением, дело
о котором разбирается в
– если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды. Это, к примеру, может произойти и по месту дислокации войск, расположенных за пределами Российской Федерации;
– когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого такими органами и должностными лицами. Возможность рассмотрения военными судами гражданских дел этой категории прямо санкционируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. В ч. 5 ст. 4 Закона говорится: ”Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы”. Данное предписание Закона прочно опирается на положения ст. 46 Конституции РФ, где сказано, что “каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод”.
По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону” от 27 апреля 1993 г.