Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Суды среднего звена, их полномочия и место в судебной системе. Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе федеральных судов общей юрисдикции положение судов среднего звена.

Файлы: 1 файл

СУДЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Председатель суда среднего звена  имеет заместителей (как правило, двух). Они одновременно являются председателями судебных коллегий. Заместители председательствуют в судебных заседаниях своих коллегий, осуществляют прием граждан, обеспечивают исполнение поручений председателя, осуществляют организационное руководство соответствующей коллегией.

В некоторых Верховных судах  республик, краевых, областных судах  созданы научно-консультативные советы, цель которых – укрепить связи судов с юридической наукой, активно вовлекать ученых-юристов в обсуждение вопросов, возникающих в судебной практике.

Аппарат судов среднего звена включает консультантов, заведующего секретариатом, секретарей судебных коллегий, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, машинисток, архивариуса.

Консультанты изучают жалобы и  дела, поступившие в суды, докладывают эти дела председателю суда и выполняют другую работу.

Заведующий канцелярией руководит  секретарями судебных коллегий, организует прием посетителей, докладывает председателю или его заместителям о поступившей в суд корреспонденции, организует вызов в суд народных или присяжных заседателей, выдает и высылает гражданам с разрешения председателя или его заместителей копии различных судебных документов.

Секретари судебных коллегий организуют исполнение указаний председателей коллегий, обеспечивают хранение судебных дел и иных материалов коллегии, извещают необходимых лиц о назначенных к слушанию делах, оформляют дела после их рассмотрения и т.д.

Секретари судебных заседаний ведут  протоколы судебных разбирательств дел по первой инстанции, выписывют повестки участникам судопроизводства, извещают прокуроров и адвокатов о времени слушания дела, организуют доставку в суд в определенный день и час подсудимого, находящегося под стражей, и т.д.

Секретарь президиума ведет делопроизводство президиума, оповещает его членов и прокурора о дате заседания, характере подлежащих рассмотрению вопросов, оформляет результаты работы президиума.

Соответствующие их должностям обязанности выполняют и другие работники аппарата суда – делопроизводители, курьеры, машинистки, архивариусы. Все они в той или иной мере способствуют организации работы суда.

Важным средством обеспечения  работы областного суда является перспективное и текущее планирование.

 Перспективное планирование  позволяет сосредоточить внимание  областного суда на основных направлениях его работы. Оно способствует осуществлению таких мер, которые обеспечивают надлежащую судебную деятельность на длительную перспективу.

Текущее планирование направлено на организацию повседневной работы, например по рассмотрению протестов, разрешению уголовных и гражданских дел. В этих планах работы областного суда предусматриваются и такие виды его деятельности, как правовое обучение народных заседателей, организация совещаний судей и работников аппарата и т.д.

Прием населения организуют председатель суда, его заместители, судьи, заведующий канцелярией. Прием проводится в  строго установленное время. Во время  приема граждан им разъясняют необходимые правовые вопросы, принимают заявления и жалобы, выдают запросы, справки, выписки из судебных решений, копии приговоров и т.д.

Работу с кадрами осуществляет председатель суда, его заместители, заведующий канцелярией. Она касается всего суда в целом, его коллегий, отдельных судебных составов, технических работников суда. Подбор, расстановка и перемещение кадров ведутся на основе изучения профессионально-деловых и нравственных качеств судей и других работников областного суда.

Большое значение уделяется повышению квалификации и обучению кадров в системе средних и высших юридических учебных заведений (вечернего и заочного обучения), занятиям на курсах повышения квалификации, направлению на стажировки в вышестоящие суды.

Работа с народными заседателями состоит в обучении их началам права и судебной деятельности, приобщении к активному участию в профилактической работе, правовой пропаганде, в наблюдении за условно осужденными и т.д. В судах, где допускается рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, значительное место занимает работа по контролю за состоянием основного и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели.

Важным направлнием деятельности Верховных, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов является изучение и обобщение судебной практики. Обобщая кассационную практику судебных коллегий и надзорную практику президиума, суды среднего звена на основе изучения конкретных дел получают практический материал, свидетельствующий об ошибках и недостатках в работе. Это позволяет изучить их причины, составить более полное представление о качестве работы народных судов, определить меры по улучшению их деятельности.

В зависимости от целей кассационная и надзорная практика обобщается и изучается по различным вопросам: по определенной категории уголовных или гражданских дел, по вопросам применения материальных и процессуальных законов и т.п.

Обобщаются также результаты рассмотрения дел по жалобам и протестам, Это позволяет выявить законность и обоснованность принесения должностными лицами протестов, эффективность обжалования приговоров и решений. Здесь вскрываются недостатки работы по проверке доводов, приведенных в кассационных жалобах и протестах. Обобщение проводится также путем изучения материалов, связанных с работой определенного народного суда или нескольких народных судов.

 Работа по систематизации  законодательства заключается в  учете и хранении, ведении контрольных экземпляров официальных изданий законов, подзаконных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, кодексов, инструкций, положений и т.д.

Статистическая отчетность по рассмотрению уголовных и гражданских дел  осуществляется под руководством председателя суда по соответствующим формам и  в установленные сроки с направлением отчетов в органы юстиции субъектов Российской Федерации или в Министерство юстиции РФ.

 Делопроизводство ведется в  целях обеспечения качества всей  судебной работы, оформления ее  результатов, исполнения принятых  решений. Отвечающие за эту работу лица следят за сохранностью судебной документации и движением дел в суде, ведут регистрационные журналы, учетные карточки и наряды установленной формы.

Суды среднего звена совместно  с министерствами, управлениями (отделами) юстиции проводят большую работу по повышению квалификации районный судей. Они, в частности, собирают совещания судей, на которых обсуждаются актуальные вопросы деятельности судов, организует семинары и занятия по ознакомлению народных судей с новым законодательством, решениями по вопросам борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

 

 

3 ВОПРОС

 

ВОЕННЫЕ СУДЫ

 

1. Задачи военных судов и их  место в судебной системе Российской  Федерации.  Задачи военных судов в значительной мере сходны с задачами общих судов. Как и все правоохранительные органы, они призваны в соответствии со ст. 1 Закона о безопасности участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Подобно иным органам судебной власти, военные суды наделяются полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и граждан, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества в подсистеме военных судов.

Сближает военные и общие суды также установленная для них равная обязанность руководствоваться в своей деятельности требованиями принципа законности. Военные суды, как и общие, должны неуклонно следовать предписаниям Конституции РФ, других законов и правовых актов; для них также обязательны разъяснения Пленума Верховного Суда  РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются одинаковыми процессуальными правилами, установленными ГПК и УПК, без каких бы то ни было изъятий. К примеру, подсудимый в военном суде, как и подсудимый в общем суде, пользуется в полном объеме процессуальными правами, которые дают ему возможность защищаться от предъявленного обвинения.

Но наряду со сходством задач  и полномочий военных и общих  судов между ними существуют и различия. Они проявляются в ряде моментов. Во-первых, военным судам не даны полномочия конституционного контроля, дачи разъяснений законодательства, обязательных для всех судов и должностных лиц, разбирательства и разрешения дел (материалов) об административных правонарушениях. Во-вторых, те полномочия судебной власти , которыми наделены эти суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают общие суды. Например, военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Равным образом поставлена в жесткие рамки их деятельность по проверке правомерности действий решений должностных лиц, ограничены возможности по исполнению решений об имущественных взысканиях. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях, именуемых воинскими (неповиновение, неисполнение приказа, сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей, самовольная отлучка, дезертирство, промотание или утрата военного имущества и т.д.).

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в  российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований. Специфичность этих условий проявляется прежде всего в том, что в организации и функционировании Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований на первом плане находится обеспечение безопасности Российской Федерации, необходимой боеспособности и боеготовности, поддержание воинской дисциплины и установленного порядка несения службы. В соответствии со ст. 22 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Дислокация войск и сил флота не связывается с национально-территориальным или административно-территориальным делением Российской Федерации. Согласно ст. 17 Закона РФ “Об обороне” от 24 сентября 1992 г. она “осуществляется в соответствии с задачами обороны и социально-экономическими возможностями регионов”. В определенных случаях войска и силы флота могут находиться за пределами Российской Федерации. Естественно, повсюду вместе с ними располагаются и военные суды.

Изложенные и некоторые другие факторы в значительной мере предопределяют особенности организации и основ деятельности военных судов. Одна из них – включение в единую систему российских судов. Надзор за их судебной деятельностью в конечном счете осуществляет Верховный Суд РФ, который надзирает также за судебной деятельностью общих судов. Это позволяет обеспечивать единообразное, а значит и справедливое, применение закона как к обычным гражданам, так и к тем, которые одеты в военную форму. Такой подход не является единственно возможным. В России до 1917 г. и в ряде современных государств до настоящего времени военные суды считались и считаются частью армии, средством, с помощью которого командование достигает поставленные перед ним цели (судьи назначались и назначаются командирами или воинскими начальниками различных уровней, последние утверждали и утверждают приговоры, выступали и могут выступать в роли органа, проверяющего приговоры, высшие инстанции военных судов обособлялись и обособляются от соответствующих общегражданских судов с подчинением военному ведомству и т.д.).

 Однако данная особенность  организации и основ деятельности  военных судов, проявляющаяся  в том, что они объединены  с общими судами, сосуществует с другой – с наделением этих судов определенной автономией по отношению к общим судам. Подсистема военных судов строится не так, как подсистема общих судов. Построение последней, как было показано в предыдущих главах, “привязано” к национально-территориальному и административно-территориальному делению Российской Федерации. Построение же подсистемы военных судов прямо зависит от структуры и дислокации Вооруженных Сил РФ. Но, разумеется без какого-то подчинения соответствующим органам военного управления этих судов при осуществлении ими правосудия и иных полномочий судебной власти.

2. Подведомственность военных судов.  К ведению военных судов относится рассмотрение гражданских и уголовных дел. В этом их существенное сходство с общими судами.

Однако дела, которые могут попасть  на рассмотрение военных судов, имеют свои особенности. Гражданские дела становятся предметом рассмотрения в этих судах лишь при следующих условиях:

– когда речь идет о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором разбирается в военном  суде. Вопрос о возмещении такого ущерба может быть поставлен перед военным судом независимо от того, кому причинен ущерб и является ли причинителем такого ущерба военнослужащий;

– если гражданское дело возникло и подлежит рассмотрению там, где  в силу каких-то обстоятельств не действуют общие суды. Это, к примеру, может произойти и по месту дислокации войск, расположенных за пределами Российской Федерации;

– когда возникает вопрос о законности действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, а также когда вызывает сомнения законность правового акта, принятого такими органами и должностными лицами. Возможность рассмотрения военными судами гражданских дел этой категории прямо санкционируется Законом об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. В ч. 5 ст. 4 Закона говорится: ”Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы”. Данное предписание Закона прочно опирается на положения ст. 46 Конституции РФ, где сказано, что “каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод”.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями. Об этом прямо сказано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону” от 27 апреля 1993 г.

Информация о работе Правоохранительные органы