Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:23, курсовая работа

Краткое описание

Суды среднего звена, их полномочия и место в судебной системе. Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов занимают в системе федеральных судов общей юрисдикции положение судов среднего звена.

Файлы: 1 файл

СУДЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ.doc

— 167.50 Кб (Скачать)

Подведомственность уголовных  дел военным судам в значительной мере предопределяется принадлежностью  лица, привлекаемого к уголовной  ответственности, к числу граждан, считающихся военнослужащими. По общему правилу эти суды рассматривают все уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также гражданами, проходящими военные сборы. Как будет показано ниже, невоеннослужащие могут стать подсудимыми в военных судах лишь в особых случаях.

Поэтому для определения подведомственности уголовных дел военным судам  весьма важно иметь представление о том, кого необходимо считать военнослужащими. Ответ на этот вопрос следует искать в ст. 1 Закона РФ “О статусе военнослужащих” от 22 января 1993 г., ст. 35 Закона РФ “О воинской обязанности и военной службе” от 11 февраля 1993 г., ст. 1 Закона РФ “Об обороне” от 24 сентября 1992 г. ст. 3 Указа Президента РФ “Об утверждении общевойсковых уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” от 14 декабря 1993 г. В соответствии с предписаниями перечисленных статей законодательных актов военнослужащими считаются лица, проходящие особый вид государственной службы в Вооруженных Силах РФ, пограничных войсках, внутренних войсках, войсках правительственной связи, обеспечивающих связь с органами военного управления, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, а также службах Главного управления охраны РФ, Управления охраны Президента РФ, внешней разведки и контрразведки. Считаться военнослужащими эти лица могут, если они являются офицерами, прапорщиками и мичманами, курсантами военных образовательных учреждений профессионального образования, сержантами, старшинами, солдатами и матросами, поступившими на военную службу по контракту или призыву.

Невоеннослужащий может предстать  перед военным судом в качестве подсудимого лишь в следующих  случаях: когда он совершает преступление во время прохождения военных сборов; когда он обвиняется в шпионаже; когда он совершает преступление в местности, где нет общих судов; когда хотя бы один из его соучастников в совершении преступления – военнослужащий, когда он является лицом, относящимся к начальствующему составу исправительно-трудового учреждения, и совершил преступление против установленного порядка несения службы.

 При характеристике подведомственности  военных судов важно иметь  в виду те особые правила, которые действуют в отношении этих судов, расположенных вместе с войсками за пределами территории Российской Федерации. В силу заключаемых межгосударственных соглашений военнослужащие Вооруженных Сил РФ подсудны, как правило, местным судам, руководствующимся в своей деятельности, естественно, законами своей страны. Однако из этого общего правила обычно устанавливаются изъятия. В соответствии с ними дела, например, о преступлениях, совершенных в местах дислокации войск, против российских военнослужащих, членов их семей либо российских граждан, работающих по найму в воинских частях или учреждениях, против Вооруженных Сил РФ или в целом Российской Федерации, а также некоторых других преступлениях, должны рассматриваться российскими военными судами. Они же рассматривают дела о преступлениях такого рода, совершенных членами семей военнослужащих либо российскими гражданами, работающими по найму в воинских частях и учреждениях.

3. Основы организации и подсудности  военных судов.  Система (подсистема) военных судов, как отмечалось выше, строится с учетом структуры и дислокации Вооруженных Сил РФ. Подобно системе (подсистеме) общих судов она тоже состоит из трех звеньев.

Основное звено образуют военные  суды армий, флотилий, соединений и  гарнизонов. Им подсудны из общей массы уголовных дел, подведомственных военным судам всех уровней, дела о преступлениях лиц, имеющих воинское звание до подполковника или капитана 2-го ранга включительно (кроме дел о преступлениях, за которые в мирное время может быть назначена смертная казнь). Они рассматривают практически все гражданские дела, по которым допускается разбирательство в военных судах. Сравнительно недавно (с мая 1992 г.) к их ведению отнесено рассмотрение жалоб на решения о применении в качестве меры пресечения содержания под стражей либо о продлении срока такого содержания под стражей. Прямое указание по данному поводу содержится в постановлении Пленума Верховного Суда РФ “О практике судебной проверки законности и обоснованности ареста или продления срока содержания под стражей” от 27 апреля 1993 г. В п. 13 этого постановления сказано: ”Жалобы на применение содержания под стражей, поступившие от военнослужащих либо от привлеченных к ответственности по тому же уголовному делу гражданских лиц, рассматриваются судьей соответствующего военного суда”.

Суды этого уровня обычно состоят  из председателей и нескольких членов. Председатель выполняет функции, весьма сходные с функциями председателей районных (городских) народных судов, о которых сказано выше. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В состав военных судов этого уровня входят также народные заседатели.

Среднее звено военных судов образуют суды военных округов, флотов, групп войск и видов Вооруженных Сил РФ. Их количество соответствует в основном числу структурных образований Вооруженных Сил РФ этого уровня. На них возложено выполнение функций всех судебных инстанций: первой, второй (кассационной), а также инстанций, призванных осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции они уполномочены рассматривать уголовные дела:

– о преступлениях, совершенных  лицами, имеющими воинские звания полковника или капитана 1-го ранга;

– о преступлениях лиц, занимающих должности от командира полка, командира корабля 1-го ранга и выше, и им равных по служебному положению;

– о всех преступлениях (в том  числе лиц в звании до подполковника  и капитана 2-го ранга), за которые  в условиях мирного времени законом  предусмотрена смертная казнь.

Им, как и судам среднего звена  системы общих судов, предоставлено  право принимать к своему производству любое уголовное и гражданское дело, подсудное нижестоящим военным судам.

Основное их назначение – проверка законности и обоснованности приговоров и иных решений нижестоящих судов в кассационном порядке и порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Важным и ответственным полномочием  военных судов этого уровня, как  и соответствующих общих судов, стал контроль за законностью и обоснованностью действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание или предварительное следствие, в случаях, когда их действия могут причинить ущерб конституционным правам граждан. Об этом недвусмысленно сказано в процитированном выше постановлении Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации” от 24 декабря 1993 г.

В состав военных судов среднего уровня входят председатели, их заместители, члены судов и народные заседатели. Президиумы и судебные коллегии в них не образуются. Круг прав и обязанностей председателя в основном тот же, что и у председателей аналогичных общих судов.

Высшей судебной инстанцией по отношению  к военным судам является Верховный  Суд РФ, в составе которого образуется, как отмечалось выше, Военная коллегия.

Эта коллегия тоже уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции  она рассматривает уголовные  дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Одновременно с этими делами рассматриваются гражданские иски о возмещении имущественного ущерба, причиненного преступлением. Решение о принятии дела к своему производству Военная коллегия принимает по собственной инициативе или по инициативе Председателя Верховного Суда РФ либо Генерального прокурора РФ.

В роли суда второй (кассационной) инстанции  она выступает по отношению к не вступившим в законную силу приговорам и другим судебным решениям военных судов среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, – по отношению ко всем военным судам. Законность и обоснованность приговора, определения и постановления Военной коллегии может быть проверена Президиумом Верховного Суда РФ по протесту его Председателя или Генерального прокурора РФ.

Полномочия председателя Военной  коллегии несколько шире, чем полномочия председателей других судебных коллегий Верховного Суда РФ. Ему, как и заместителям Председателя этого суда, дано право принесения протестов в порядке надзора и приостановления в установленных законом случаях исполнения приговоров и других решений военных судов.

Статус военных судей всех уровней  в основном определен Законом о статусе судей. Но есть и некоторые особенности, обусловленные отмеченной выше спецификой организации и деятельности военных судов. Например, кандидаты на должности военных судей сдают квалификационные экзамены комиссиям не при местном органе юстиции, а при военных судах округов, флотов, групп войск или видов Вооруженных Сил РФ; военный судья в отличие от судьи общего суда не может оставаться в своей должности по достижении предельного возраста для пребывания на военной службе.

В военных судах всех уровней образуются аппараты, выполняющие вспомогательные функции (начальники канцелярий, секретари, секретари судебных заседаний, консультанты и т.д.). Их размер и структура прямо зависят от количества судей в конкретном суде, объема работы и выполняемых функций.

 

 

4 ВОПРОС

 

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Верховный суд –  высший судебный орган Российской  Федерации. “Верховный Суд Российской Федерации, – говорится в ст. 126 Конституции РФ, – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики”.

Другими словами, данный суд призван выполнять по меньшей мере три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе и системе других органов государственной власти:

выполнение задач, которые возлагаются  на него как на высший судебный орган  по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

осуществление в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах надзора за деятельностью таких судов;

дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Каждая из этих функций имеет конкретное содержание, которое будет раскрыто детально в последующих параграфах данной главы. Здесь в связи с общей характеристикой Верховного Суда РФ и его положения в государстве достаточно отметить, что первая из названных функций этого суда проявляется в том, что он наделен полномочием рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные и ответственные гражданские и уголовные дела, которые отнесены к ведению судов, как сказано в процитированной статье Конституции РФ, общей юрисдикции. К судам такого рода можно было бы отнести суды, уполномоченные рассматривать обычные, не требующие специальных процедур и познаний дела (практически это все дела, кроме тех, что отнесены к ведению Конституционного Суда РФ и арбитражных судов). Но положение высшего судебного органа требует еще, чтобы он проверял законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений всех возглавляемых им судов (общих и военных). За ним окончательное слово по конкретным судебным делам, рассмотренным общими и военными судами.

Вторая из названных функций  Верховного Суда РФ тесно связана  с первой. Осуществлять надзор за деятельностью судов – это значит, прежде всего, выявлять и исправлять допускаемые ими ошибки. Как подчеркнуто в Конституции РФ, делаться это должно только в процессуальных формах, то есть с соблюдением установленных законом правил судопроизводства, а не произвольно. Выполнение данного требования – важное средство, призванное обеспечивать независимость всех нижестоящих судов.

Третья функция тоже не изолирована от других. Осуществление ее позволяет Верховному Суду РФ активно влиять в нужном направлении на практику применения конкретных законов не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами, Разъяснения, даваемые Пленумом этого суда, опираются на обобщенную практику судов по применению конкретных законов, отражают ее суть и дают ориентиры для правильного применения соответствующих законов в будущем.

Наряду с названными функциями Верховный Суд РФ имеет также предоставленное ему ст. 104 Конституции РФ право законодательной инициативы. Это важное средство обратной связи нашего законодателя с практикой применения принимаемых им законов. Именно на практике выявляются как достоинства законов и других правовых актов, так и их недостатки. Верховный Суд РФ – один из органов, который располагает обширной информацией о том, как действуют законы, в чем трудности и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно содействовать законотворчеству, привлекая внимание к пробелам и иным недостаткам действующего законодательства.

2. Судебные полномочия  Верховного суда РФ. Как уже отмечалось выше, Верховному Суду РФ принадлежат широкие полномочия по судебному разбирательству уголовных и гражданских дел. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Такие широкие полномочия вызывают к жизни различные формы судебной деятельности, которые осуществляются структурными подразделениями Верховного Суда РФ. Но необходимо подчеркнуть, что закон устанавливает одинаковый порядок рассмотрения дел судебных инстанций и их структурных подразделений независимо от того, в суде какого звена рассматривается то или иное дело.

Значительное место в деятельности Верховного Суда РФ занимает рассмотрение уголовных и гражданских дел по первой инстанции. Как известно, процессуальный закон не устанавливает специальной подсудности конкретных дел Верховному Суду. Однако Верховный Суд, как и все вышестоящие суды, вправе изъять из нижестоящих судов любое уголовное и гражданское дело и рассмотреть его по первой инстанции самостоятельно. Такое решение Верховного Суда закон связывает с особой сложностью дела или его особым общественным значением. Кроме дел, принятых к рассмотрению Верховным Судом по собственной инициативе, ему подсудны и дела, принятые им к производству по инициативе Генерального прокурора РФ или его заместителей, а также, как отмечено выше, некоторые дела, подведомственные военным судам.

Информация о работе Правоохранительные органы