Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 00:27, реферат

Краткое описание

Российская Федерация, как это закреплено в Конституции, демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1). В число важнейших основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией Российской Федерации, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя – человека как высшую ценность (ст.2).

Файлы: 1 файл

Общая характеристика правоохранительной деятельности.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

  § 1. Общая характеристика правоохранительной деятельности

  Российская  Федерация, как это закреплено в  Конституции, демократическое федеративное правовое государство с республиканской  формой правления (ст.1). В число важнейших  основ конституционного строя включена характеристика Российской Федерации как правового государства. Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией Российской Федерации, выражается в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч.2 ст.17), а государство признает, соблюдает и защищает их носителя – человека как высшую ценность (ст.2). 
Основополагающие конституционные положения являются правовой базой формирования принципа законности, т.е. обязательного выполнения предписаний Конституции Российской Федерации и действующего законодательства всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Принцип законности находит свое воплощение в отношениях и связях, определяющих правопорядок в государстве. 
Современное понимание правопорядка включает, в частности, такие компоненты как верховенство Конституции, законов и соответствия им всех других нормативных правовых актов; соблюдение норм права всеми участниками общественных отношений (должностными лицами и гражданами); равная и реальная ответственность перед обществом и государством всех, кто нарушил закон, чьи-либо субъективные права или не исполнил субъективные обязанности; применение права и государственного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами в целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений. 
Законность и правопорядок являются необходимыми условиями многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, а также гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Отсюда следует, что реальное обеспечение мер по соблюдению законности и укреплению правопорядка, как важнейшего фактора успешной практической работы, в той или иной степени присуще всем участникам общественных отношений. 
Президент Российской Федерации как глава государства является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, в рамках действующего законодательства обеспечивает суверенитет страны, ее независимость и государственную целостность, согласовывает функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст.80 Конституции Российской Федерации). 
Вопросами законности и правопорядка, наряду с другими проблемами, занимается Федеральное Собрание Российской Федерации, которое принимает законы, в том числе и о правоохранительных органах. Совет Федерации назначает судей высших судов страны и Генерального прокурора (п.п. «ж» и «з» ст.102). Государственная Дума назначает на должность Уполномоченного по правам человека, объявляет амнистию (п.п. «д» и «е» ст.103). 
Правительство Российской Федерации наряду с выполнением основной функции – руководством политической, экономической и культурной жизнью государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и охране общественного порядка, борьбе с преступностью (п." «е» ст.114). 
Министерства, федеральные службы и другие органы отраслевого управления, наряду с выполнением своих основных функций, занимаются и вопросами обеспечения законности и правопорядка, прежде всего в порученной им сфере деятельности, включая и координацию работы с другими ведомствами. Так, например, пункты 2 и 6 Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 27 августа 2004 г. в редакции от 15 марта 2002 г. обязывает Министерство при осуществлении хозяйственной и управленческой функций руководствоваться Конституцией Российской Федерации, обеспечивать исполнение федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации. Министерство вправе издавать нормативные правовые акты в соответствии с действующими правовыми нормами, в том числе и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти. 
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации на своей территории осуществляют полномочия, связанные с обеспечением законности, правопорядка и общественной безопасности (п. «б» ст.72 Конституции Российской Федерации). К предметам ведения местного самоуправления, в числе других, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции от  4 августа 2000 г. , отнесены охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной милиции, муниципальной пожарной службы и ряд других функций. 
Особо отметим участие граждан и их общественных объединений в обеспечении законности и правопорядка. Согласно Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п.2 ст.45). Обращаясь в суд за защитой субъективных трудовых, жилищных, имущественных, семейных и других прав, добиваясь устранения допущенных нарушений закона, гражданин тем самым по существу участвует в выполнении функции охраны права в целом. Характерно, что закон (ст.14 Гражданского кодекса Российской Федерации) допускает самозащиту гражданских прав способом, который должен быть соразмерным нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Важное значение в обеспечении участия граждан в борьбе с правонарушениями имеет их право обратиться с заявлением в суд, в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. в ред. От14 декабря 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» . 
Изложенное выше применимо и к деятельности многочисленных общественных объединений граждан, которые в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» в ред. 19 мая 1998 г. создаются на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей. Меры, принимаемые для защиты интересов членов объединений, включая и обращения в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка. 
При федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах могут быть образованы общественные советы согласно Указу Президента РФ от 4 августа 2006 г. № 842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет президент российской федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам». Согласно п. 1 этого Указа в соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» общественные могут быть образованы руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по предложению совета Общественной палаты РФ. 
Предложение совета Общественной палаты РФ об образовании общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, направленное руководителю соответствующего федерального органа исполнительной власти, подлежит обязательному рассмотрению. Общественный совет образуется в 2-месячный срок со дня направления совету Общественной палаты РФ уведомления руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти о согласии образовать общественный совет.  
Таким образом, как явствует из изложенного, все упомянутые выше участники выполняют меры по охране правопорядка. Однако существенным является то обстоятельство, что эта часть их функций не у всех определяет основное содержание их деятельности, ограничена в той мере, которая требуется для решения стоящих перед ними иных задач в сферах экономического, социального, культурного строительства, вопросов науки, образования, обороны, внешних сношений и т.д. 
Для того, чтобы из приведенного перечня выделить круг органов, основная деятельность которых заключается именно в обеспечении правопорядка и законности, т.е. таких, которые принято относить к правоохранительным органам, следует определить критерии, имманентно присущие правоохранительной деятельности. В соответствии со сложившимся пониманием существенные признаки правоохранительной деятельности сводятся к следующим. 
Для такого рода деятельности характерным является применение мер юридической ответственности. Так, в случае совершения уголовного преступления применяются меры наказания, установленные Уголовным кодексом; за проступки, не влекущие уголовное наказание – меры административного взыскания; при причинении имущественного или иного ущерба, невыполнении договорных обязательств – соответствующие санкции, установленные гражданским законодательством и т.д. 
Применение мер юридической ответственности может осуществляться только на основе закона или иного правового акта, принятого в его исполнение. Соответствующий правовой акт устанавливает круг органов, имеющих право применять меры юридической ответственности, ее пределы и перечень обстоятельств, которые должны учитываться при вынесении решения. 
Правоохранительная деятельность реализуется не произвольно, по усмотрению правоприменителя, в рамках точно определенных процедур. Процедуры относятся к досудебным и судебным стадиям расследования преступлений, рассмотрению имущественных, трудовых, жилищных, семейных конфликтов, разрешению дел об административных правонарушениях. Такой подход обеспечивает объективность применения соответствующих мер юридической ответственности и обеспечивает права лиц, в отношении которых они применяются. 
Существенный признак правоохранительной деятельности заключается в том, что она реализуется органом, специально на то уполномоченным государством. Это в равной степени относится как к государственным органам, другим публичным структурам государства, так и к негосударственным организациям. Тем самым обеспечивается необходимая правовая регламентация правоохранительной деятельности соответствующих правоприменителей, их ответственность и контроль со стороны государства. 
Таким образом, правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями, путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур. 
Из приведенного определения следуют два общих положения. 
Во-первых, в связи с многообразием задач и особенностями статуса правоприменителя правоохранительная деятельность может осуществляться как государственными структурами (органы юстиции, внутренних дел и т.д.), так и негосударственными организациями (адвокатура, частная охранная деятельность); в рамках как сугубо централизованных подсистем (прокуратура, органы ФСБ) так и действующих автономно (суд, органы охраны порядка местного самоуправления); не только гласно, но и с использованием негласных методов работы (оперативно-розыскная деятельность). 
Во-вторых, при многообразии организационных форм и методов работы во всех случаях и для всех органов и организаций, осуществляющих правоохрану, незыблемым остаются неукоснительное соблюдение конституционных принципов правоохраны. К числу основных относятся: 
принцип законности, в силу которого Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституционные нормы и законы (ст.15 Конституции РФ); 
приоритет прав и свобод человека и гражданина включает обязанность государства обеспечивать соблюдение политических, экономических, социальных прав человека как высшей ценности государства (ст.2, гл.II Конституции РФ); 
равенство граждан и юридических лиц перед законом. В отношении граждан он обеспечивается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (ст.19 Конституции РФ). В отношении юридических лиц дополнительно включает государственные гарантии единства экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст.8 Конституции РФ).

   
Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 36, ст3670

  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1995, № 35, ст.3501; 2000, № 32, ст. 3330

  Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 19, ст.685

  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1995, № 21, ст.1930; 1998, № 21, ст. 1930

  Собрание  законодательства Российской Федерации. 2006. № 36. Ст. 3670.

 
 

  § 1. Понятие и отличительные признаки правосудия

  Термин  правосудие определяется в русском  языке как деятельность правовых, судебных органов , т.е. в прямом смысле как суждение (в нашем случае –  суда) о правах, обязанностях и ответственности  кого-либо на основе применения закона, в конечном итоге, как способ реализации судебной власти. 
Наиболее существенные стороны правоохранительной деятельности суда осуществляются именно путем правосудия, которое является главным содержанием судебной власти, ее основной функцией. Обращаясь к судебной сфере в целом, отметим, что именно с проблемами правового регулирования правосудия связана детальная законодательная регламентация. 
Конституция Российской Федерации определила формы судопроизводства, в которых осуществляется правосудие (ст.118); утвердила главную задачу правосудия – обеспечивать права и свободы человека (ст.18); установила право граждан участвовать в отправлении правосудия (п.5 ст.32). 
Конституционные нормы получили дальнейшую детализацию и развитие в федеральных конституционных и федеральных законах о судоустройстве, судебной системе, статусе судей, о военных, арбитражных судах и других . Особое место в регламентации правосудия занимает процессуальное законодательство. В Уголовно-процессуальном,  в Гражданском-процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах Российской Федерации систематизированы нормы, регламентирующие деятельность судов при осуществлении правосудия, права, обязанности и ответственность всех участников судебного процесса. 
Особая роль правосудия ставит вопрос о его соотношении с судебной властью в целом. Доминируют два различных подхода. В одном случае с правосудием отождествляются все функции судебной власти, в другом – только судопроизводство по уголовным, гражданским (арбитражным) делам. Представляется, что оба подхода нуждаются в определенной корректировке. 
Такие функции судебной власти как исполнение судебных решений и приговоров по гражданским и уголовным делам; контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц государственной власти, включая и обоснованность применения мер процессуального принуждения (аресты, обыски, опись имущества и др.) в ходе предварительного расследования; принятие решений о допустимости применения некоторых мер оперативно-розыскного характера; участие в формировании судейского корпуса, не могут, строго говоря, быть отнесены к правосудию. 
В соответствии с действующим законодательством исполнение судебных актов по гражданским, уголовным делам и в некоторых других случаях возложено на судебных приставов-исполнителей, которые входят в систему Министерства юстиции, т.е. органов исполнительной власти. Отнесение их деятельности к правосудию противоречит принципу разделения и самостоятельного функционирования органов судебной и исполнительной власти. 
С учетом особенностей судебной процедуры, существенно отличающихся от правосудия по рассмотрению уголовных, гражданских, арбитражных дел, не могут быть отнесены к правосудию контроль за законностью деятельности государственных органов и должностных лиц, в том числе в ходе предварительного расследования и проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также организационные меры по формированию судейского корпуса. 
С другой стороны, недопустимо исключать из правосудия рассмотрение дел об административных правонарушениях. Сторонники этой точки зрения обычно ссылаются на Закон «О судоустройстве РСФСР», который относит к правосудию только рассмотрение гражданских и уголовных дел . Заметим, что в том же Законе о судоустройстве устанавливается, что в случаях, предусмотренных законодательством, районный суд (судья) рассматривает и дела об административных правонарушениях (ч.III ст.25), что соответствует конституционной норме, включающей в сферу деятельности суда административное судопроизводство. 
Добавим, что участие суда в административном судопроизводстве из года в год растет. В настоящее время в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях судебное разбирательство проводится по значительному числу правонарушений, затрагивающих многие важные стороны государственной и общественной жизни: нарушения избирательного законодательства, посягательства на порядок управления, нарушение режимов пограничной зоны, континентального шельфа и многие другие. 
Реализуя полномочия по разбирательству дел об административных правонарушениях, суд (судья) вправе применять строгие меры воздействия (в ряде случаев превышающие меры уголовного наказания): штраф в сумме до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, например, за нарушения режима континентального шельфа; конфискацию орудий охоты и лова, включая и морское судно, административный арест. Тенденция расширения административного правосудия находит свое воплощение в подготовленных законодательных предложениях о создании подсистемы административных судов страны. 
Содержательную сторону правосудия, применительно к основным направлениям судопроизводства, можно кратко охарактеризовать следующим образом: 
Конституционное судопроизводство охватывает рассмотрение дел о соответствии Конституции федерального и регионального законодательства, разрешение споров между органами власти, проверку жалоб граждан о нарушении конституционных прав и толкование Конституции. 
Гражданское судопроизводство включает правосудие по спорам о нарушении личных и имущественных прав граждан и прав юридических лиц. Суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства рассматривают также заявления граждан о нарушении их прав и свобод. Арбитражные суды разрешают экономические и иные споры между юридическими лицами, а также отдельные вопросы по заявлениям физических лиц – предпринимателей. 
Административное судопроизводство связано с решениями суда по проступкам, посягающим на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, если такого рода умышленные или неосторожные действия предусмотрены законом об административной ответственности и по своему характеру не влекут уголовного наказания. 
Уголовное судопроизводство – это рассмотрение дел о готовящихся или совершенных преступлениях, под которыми понимаются общественно опасные деяния, запрещенные уголовным кодексом под угрозой уголовного наказания. 
Обобщая изложенное, можно указать на характерные признаки правосудия как способа реализации судебной власти, обеспечивающего государственную правоохранительную деятельность и его отличие от функций других государственных органов: 
правосудие осуществляется только судом и лишь установленными законами способами, т.е. путем разрешения в судебных заседаниях гражданских (арбитражных), уголовных дел и материалов об административных правонарушениях; 
каждая форма осуществления правосудия регулируется соответствующими законодательными актами, обеспечивающими соблюдение демократических основ (принципов) и предоставляющими его участникам необходимые гарантии защиты прав и отстаивания своих интересов. 
Таким образом, правосудие – это деятельность независимого суда, основанная на соблюдении демократических принципов судопроизводства, в рамках установленного законом процессуального порядка и применение на этой основе в необходимых случаях мер государственного воздействия. 
Законами определено, что деятельность суда при осуществлении правосудия направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступности и иных правонарушений и имеет задачу ограждения от всяких посягательств: 
закрепленных в Конституции общественного и государственного строя Российской Федерации, ее политической, экономической и социальной систем; 
социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и закрепленных Конституцией и законами; 
прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, их объединений и общественных организаций.

   
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1953, с.525.

  Например, Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» рассматривает деятельность арбитражных судов, с учетом ее особенностей, как осуществление правосудия, путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции (ст.4) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 18, ст.1588.

  Правосудие  в РСФСР осуществляется путем:  
1) рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций; 
2) рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступлений, либо оправдания невиновных (ст.4). // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст.976; Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 27, ст.1560, № 30, ст.1794; 1993, № 33, ст.1313; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст.3300.

  § 2. Понятие и признаки судебной власти

  Основополагающий  принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать  нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение различных интересов, разных оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие . 
Обращаясь к специфике средств судебного воздействия, можно выделить такой атрибутивно свойственный элемент как использование властных полномочий. Известно, что понятие власти как таковой включает различные аспекты, имеет разное содержание в зависимости от сферы воздействия (власть государственная, местная власть, власть семейная и т.д.). В самом общем виде понятие власти можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия и др.. 
Понятие судебной власти связано с местом суда в системе государственных органов. В основе такого подхода – концепция разделения властей. Впервые сформулированная в середине XVIII века Дж.Локком и основательно разработанная в сочинениях Ш.Монтескье, теория соотношения властей в государстве основана на самостоятельном функционировании законодательной, исполнительной и судебной власти. Теория разделения властей, обеспечивающая, по мнению ее создателей, взаимный контроль властных структур и нормальное управление делами государства без произвола и насилия, нашла практическую реализацию в государственном устройстве большинства современных демократических государств.  
Прогрессивная в свое время и сохранившая значение в наши дни, теория разделения властей длительное время не находила своего воплощения на российской почве. После октября 1917 года господствующим был лозунг «Вся власть Советам». Советы рассматривались как «работающая корпорация», законодательная власть одновременно обеспечивала принятие и исполнение законов, власть судебная – низводилась до рядового инструмента исполнительных функций государства. 
В постсоветский период принцип разделения властей был востребован и впервые был отражен в принятой 12 июня 1990 г. Декларации «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», в п.13 которой записано «Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти является важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства». 
Конституция Российской Федерации 1993 г. несколько изменила формулировку: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» (ст.10). 
Таким образом, судебная власть отнесена к самостоятельной ветви государственной власти. Оценивая приведенное положение, отметим, что упомянутый принцип не означает разделение властей на непроницаемые перегородки, не связанные между собой, и только в этих рамках формируется и действует судебная власть. Государственная власть, в современном ее понимании, едина и все ее ветви, с учетом специфики их функций выполняют свои задачи, обеспечивающие решение общих проблем государства" . 
Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится по существу участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, так как в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что и обеспечивается судебной властью. 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Особое положение суда и специфика судебной власти, о которой шла речь выше, дает основание выделить ряд характерных признаков судебной власти и ее отличия от других форм государственной деятельности. Характерные черты (свойства) судебной власти – это, прежде всего, самостоятельность, подзаконность, исключительность и полнота. 
В силу принципа самостоятельности (судебная власть осуществляется только судом) суд не делит свои функции с иными государственными органами, являясь автономной ветвью государственной власти. Некоторые другие органы (государственные, общественные), даже если в их наименовании содержится слово «суд», не относятся к числу органов, обладающих судебной властью, в том числе и такие, как их называют, квазисудебные органы, как третейский суд, Судебная палата по информационным спорам (в настоящее время ликвидированная) и другие. 
Вместе с тем, не следует понимать самостоятельность судебной власти как противостояние органам законодательной и исполнительной власти. Характеризуя самостоятельность судебной власти, принято выделять внешние и внутренние влияния на деятельность суда. Если внешняя самостоятельность означает ее неподчиненность иным структурам государственной власти, то внутренняя, в целях обеспечения ее надлежащего функционирования, обеспечивается структурой автономного руководства со стороны вышестоящих судов. 
Подзаконность судебной власти находит свое выражение, во-первых, в том, что суды (судьи) действуют в точном соответствии с законом, подчиняясь только Конституции и действующим законам, и, во-вторых, они не вправе в своей деятельности отступать от требований закона, по мотивам так называемой целесообразности, с учетом особых обстоятельств рассматриваемого дела и т.д. 
В силу упомянутых причин судебная власть носит правоприменительный характер. Принимая на основе и во исполнение действующего закона судебные акты (решения, приговоры, постановления, определения), правосудие не создает новых норм права, а лишь с учетом конкретных обстоятельств дела, решает вопрос о наличии или отсутствии отклонений от соответствующих правовых установлений. 
Исключительность судебной власти заключается в том, что, во-первых, никакой другой орган (должностное лицо) не вправе осуществлять функцию правосудия и использовать принудительные полномочия суда. И, во-вторых, не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта и применения использованных судом мер принуждения, до тех пор, пока ранее принятое решение не отменено судом в установленном порядке. 
Полнота судебной власти – это безусловное и обязательное исполнение всех судебных актов на территории Российской Федерации государственными органами и должностными лицами, т.е. применение мер государственного принуждения и иных способов воздействия, определенных судом в соответствии с представленными ему полномочиями. 
С утверждением в российской государственной жизни принципа разделения властей существенно изменился характер и объем полномочий судебной власти. До проведения мер по реализации судебной реформы содержание полномочий судебной власти в основном сводилось к рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел, а также к оказанию содействия в исполнении судебных актов. Суды не допускались к оценке действующего законодательства в рамках разбирательства конкретных конфликтов; к контролю за действиями и решениями органов исполнительной власти; практически по всем делам об административных проступках, независимо от их характера и степени общественной опасности, «правосудие» осуществлялось чиновниками различных ведомств. 
Принятые в последнее время решения изменили сложившуюся ситуацию. К полномочиям судебной власти в современном ее понимании относятся правосудие, конституционный контроль, судебный контроль за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов. Правосудие является наиболее важной  и объемной частью реализации судебной власти, базовым элементом ее функций. Под правосудием принято понимать деятельность независимого суда по рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке уголовных, гражданских и арбитражных дел и применению к нарушителям государственного принуждения в условиях соблюдения законности, обоснованности и справедливости в интересах охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, интересов общества и государства. 
Новое процессуальное законодательство, принятое в 2001-2002 годах закрепило и развило полномочия судебной власти при осуществлении правосудия, повысило ее авторитет и роль в государственной и общественной жизни страны. 
Так, вновь принятый Уголовно-процесуальный Кодекс Российской Федерации установил, что только суд правомочен принимать решение об избрании меры пресечения виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей; о производстве обыска и наложении ареста на имущество; аресте корреспонденции и контроле телефонных переговоров, о временном отстранении обвиняемого от должности и о проведении  некоторых других действий, затрагивающих права и свободы человека (ст. 29). 
Другая составляющая судебной власти – конституционный контроль – имеет особое значение не только для легитимного функционирования всех органов государственной власти, но и непосредственно затрагивает полномочия самой судебной власти в части контроля на досудебных стадиях судопроизводства и обеспечение законности в деятельности самих судов . 
Впервые в послереволюционной российской практике суду было предоставлено право контроля за решениями органов, осуществляющих предварительное расследование до передачи дела в суд. Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1995 г. № 13-П по делу о проверке конституционности ст.209 УПК РСФСР введено право обжаловать постановления о прекращении уголовного дела в стадии следствия не только вышестоящему прокурору, но и в суд . 
Постановление от 29 апреля 1998 г. № 12-П установило право судебного обжалования решений, принятых прокурором, следователем или органом дознания, об отказе в возбуждении уголовного дела , а Постановлением от 23 марта 1999 г. № 5-П в полномочия суда включено принятие решения о законности обыска, ареста имущества и некоторых других решений, принятых прокурором или органом предварительного расследования . 
Другие постановления Конституционного Суда связаны с расширением демократических начал судебной власти, обеспечением прав граждан на достойное правосудие.  
Постановлением от 6 июля 1998 г. № 21-П признано необходимым ввести норму о праве на кассационное обжалование приговоров, принятых Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции, которое ранее не допускалось . Постановлением от 15 января 1999 г. № 4-П признано право потерпевшего по уголовному делу участвовать в судебных прениях, что повсеместно было свойственно демократически организованному правосудию . 
Как выше было отмечено эти и некоторые другие принципиальные решения Конституционного Суда РФ нашли свое разрешение в новом УПК РФ. 
Особо отметим полномочия судебной власти осуществлять контроль за решениями и действиями государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления, нарушающих права и свободы граждан, в случае их обращения в суд с соответствующим заявлением. Рассмотрение и разрешение в суде таких заявлений обеспечивает реальную защиту прав граждан и повышает авторитет судебной власти . 
Участие в формировании судебного корпуса и содействие органам судейского сообщества также относится к реализации полномочий судебной власти. Судейское сообщество, которое образуют судьи  федеральных судов всех уровней и судьи судов субъектов Российской Федерации, участвует в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности, защищает права и законные интересы судей, обеспечивает выполнение ими требований, предъявляемых кодексом судебной этики. 
Организационное обеспечение деятельности судов, как составная часть судебной власти, включает мероприятие кадрового, финансового, материально-технического характера, направленные на создание необходимых условий для нормального функционирования, полного и независимого осуществления правосудия. 
Таким образом судебная властьсамостоятельная ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемая независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества, в установленной законом форме реализацию предоставленных полномочий в целях обеспечения охраны конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства, путем правосудия и разрешения дел об административных правонарушениях, конституционного контроля и судебного контроля за законностью действий и решений органов и должностных лиц публичной власти, обеспечения исполнения приговоров и иных судебных актов, участия в деятельности судейских сообществ и организационного обеспечения деятельности судов. 
Подчеркнем, что речь идет о всем комплексе полномочий в их неразрывной связи. Такой подход обеспечивает самостоятельность, полноту и высокий профессионализм уровня реализации судебной власти, что находит свое отражение в формировании законодательства, развивающего конституционно-правовые основы судебной власти. 
Органом, осуществляющим судебную власть, является суд. Заметим, что термин «суд» часто употребляется в разных смысловых значениях. Говорят «суд», имея в виду помещение суда или конкретный суд (районный, городской, областной и т.д.). Иногда судом называют состав суда («Суд идет» – объявляется перед началом заседания) или выносимые судом решения (суд решил, суд приговорил и т.д.). В нашем понимании суд – орган, осуществляющий судебную власть. Не отождествляя понятия «суд» с органом судебной власти, подчеркнем, что судебная власть – это государственная функция, а не сам орган или должностное лицо, ее осуществляющие. Особенности функций, выполняемых судом, о которых шла речь выше, предопределяют и подходы к формированию состава суда и обеспечению его деятельности. 
Состав судейского корпуса формируется с соблюдением особых правил и процедур, обеспечивающих беспристрастный отбор кандидатов, способных профессионально, грамотно и справедливо рассматривать и разрешать дела. Требования, предъявляемые к судьям, запрещают их участие в коммерческой деятельности, состояние в политических партиях и общественных движениях, не допускают совмещения судейских функций с депутатскими полномочиями. 
Существенным моментом в деятельности суда является проблема независимости судей. Выступая в роли арбитра между государством и гражданами (физическими и юридическими лицами), суд неизбежно испытывает давление со стороны органов государственной власти, организаций, учреждений, общественных формирований граждан. Все это ставит в повестку дня необходимость конституирования особых правил, обеспечивающих независимость суда, ограждения от посторонних влияний не только извне, но и со стороны вышестоящих руководителей судов . 
Немаловажное значение для обеспечения независимости суда, успешной реализации функций судебной власти имеют закрепленные законом  процедуры судопроизводства, о чем пойдет речь при изучении понятия правосудия и его демократических основ . 
Точное выполнение законодательно установленных правил и процедур обеспечивает реализацию судом функции правоохраны, повышает его роль и ответственность в общегосударственном деле укрепления законности и правопорядка. И не случайно, высокий статус суда подчеркивается установленными законами символами судебной власти. На зданиях высших судебных органов (Конституционном Суде, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации) постоянно поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Государственный флаг страны устанавливается в кабинетах всех федеральных судей . Государственный герб Российской Федерации помещается на фасадах зданий всех высших судов Российской Федерации и в залах заседаний всех федеральных судов . При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии.

   
Справедливо подчеркивается, что само по себе принятие законодательного акта, как бы совершенен он не был, не гарантирует его точного исполнения всеми участниками общественных отношений. Отсюда необходимо в определенных случаях понуждение, исходя из принципа «Право там, где есть средства его защиты».

  Заметим, что именно так понимал проблему Ш.Монтескье. В своем знаменитом сочинении «О духе законов» (1748 г.), не отрицая единства власти в государстве, он не случайно употреблял термин «распределение» властных полномочий (distribution), а не «разделение» (separation).

  Федеральный закон от 18 декабря 2001 года в редакции от 29 апреля 2004 г. // Собрание законодательства РФ,2002, № 52 ч I,ст. 4921;  2004, № 27, ст. 276

  О деятельности Конституционного Суда РФ в целом см. гл.VI.

  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1995, № 47, ст.4551.

  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1998, № 19, ст.2142.

  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.1744.

  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1998, № 28, ст.3394.

  Собрание  законодательства Российской Федерации, 1999, №4, ст.602.

  Федеральный закон в редакции от 14 декабря 1995 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 51, ст.4970.

  Подробнее эти вопросы рассматриваются в главе VII о статусе судей.

  См. гл. III.

  Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О государственном флаге Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №52, ч.1, ст.5020.

  Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. «О государственном гербе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, №52, ч.1, ст.5021.

Информация о работе Правоохранительные органы