Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:10, реферат

Краткое описание

Согласно Конституции государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельных функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).

Опыт современного государственного устройства в России показывает, что необходимым условием подлинного и эффективного разделения полномочий государственной власти, средством демократического правового преодоления возникающих государственно-правовых противоречий является учреждение и значительное повышение статуса судебной власти, осуществляемой конституционными (уставными) судами, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, наделенными широкими полномочиями в сфере обеспечения соблюдения конституционной законности.

Файлы: 1 файл

Черновик реферата.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Глава 3

     СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

  1. Сущность  и значение судебной власти

     Согласно  Конституции государственная власть в Российской Федерации выполняет  три самостоятельных функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).

     Опыт  современного государственного устройства в России показывает, что необходимым условием подлинного и эффективного разделения полномочий государственной власти, средством демократического правового преодоления возникающих государственно-правовых противоречий является учреждение и значительное повышение статуса судебной власти, осуществляемой конституционными (уставными) судами, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, наделенными широкими полномочиями в сфере обеспечения соблюдения конституционной законности.

     Без сильной, самостоятельной и авторитетной судебной власти, безусловного исполнения вступивших в законную силу судебных решений всеми иными органами государственной власти немыслима новая демократическая государственность России. При этом именно система судебной власти и реализация ее полномочий призваны играть ведущую роль в утверждении конституционной законности, соблюдении принципа верховенства права в государственной и общественной жизни страны. Конституция признает за органами судебной власти право действовать самостоятельно и независимо от других отраслей государственной власти. Независимая судебная власть должна стать главным звеном в системе сдержек и противовесов, призванным предотвратить негативные тенденции в развитии российской государственности.

     Необходимость разделения властей объективно базируется на несовпадении социальных интересов различных общественных групп, закономерного их отражения в реализации государственных функций. Состояние разделения властей предполагает создание правового механизма, реализующего взаимодействие названных подсистем государственной власти, формы их взаимного влияния, разрешения и преодоления возникающих в обществе конфликтных ситуаций, методы снятия противоречий.

     Понятие «власть» означает способность оказывать  определяющее влияние на деятельность, поведение людей в обществе, подчинять их своей воле с помощью применения определенных средств воздействия, в том числе путем формирования правового сознания, принятия обязательных для исполнения правовых велений, применения различных средств принуждения. Судебная власть как проявление государственной власти означает способность и возможность волевого воздействия на поведение людей со стороны государства, осуществляемого через суды и посредством деятельности судей в особых, установленных законом процессуальных формах.

     Содержание  судебно-властных отношений составляет реализация воли суда, воплощаемой  в жизнь судебным решением (приговором), основанным на применении закона, и подчинении участников судебного разбирательства воле суда. Таким образом, судебной власти присущ волевой характер. Судебная воля как проявление государственной воли преломляется в решениях субъектов судебной власти: она юридически формализуется, провозглашается от имени государства, ее реализация обеспечивается государственным принуждением.

     Предметом установленных законом судебно-властных отношений являются также общественные отношения, входящие в сферу реализации судебной власти и складывающиеся в процессе образования, формирования, организации деятельности судебных органов, порядка осуществления правомочий и гарантий беспрепятственного функционирования судебной власти.

     Внедрение понятия «судебная власть» в  российское правоведение и законодательство об устройстве судебной системы имеет  свою историю. Это понятие получило признание в период проведения Великой судебной реформы в середине XIX столетия, когда император Александр II, утверждая «Учреждение судебных установлений», в своем рескрипте от 20.11.1864 установил, что «власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, окружным судам, судебным палатам и Правительствующему сенату...»1. В дальнейшем, на протяжении почти всего XX столетия теория разделения властей и соответственно использование понятия «судебная власть» отвергались юридической наукой и законодательством.

     Используемая  Конституцией и Законом о судебной системе формула «судебная власть»  представляет в настоящее время  краткое выражение политико-правовой теории, вытекающей из установления разделения властей в демократическом правовом государстве и определяющей место органов правосудия в системе государственного механизма.

     Конституционная концепция института судебной власти опирается на реализацию государством принципа разделения властей, закрепления ее на конституционном и законодательном уровне, формирования ее материальной основы в виде судебной системы вне сферы ветвей законодательной и исполнительной власти, независимой от органов и учреждений гражданского общества.

     Конституция не определяет содержание понятия «судебная  власть», однако многими конкретными нормами обозначает признаки этого понятия, его материальное содержание, взаимосвязи этой отрасли государственной власти с иными властными структурами, круг полномочий и функций органов судебной власти.

     Конституция признает за органами судебной власти право действовать самостоятельно и независимо от других ветвей власти (ст. 10). Конституция прямо и недвусмысленно указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст. 11). Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование этих органов государственной власти Конституция относит к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71). В систему этих судов Конституция включает Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, иные федеральные суды (ст. 125—128). Законодательному регулированию места судебной власти среди других ветвей государственной власти, обозначению ее основных функций и методов реализации, общей структуры системы федеральных судебных органов, требованиям к носителям судебной власти и гарантиям их независимости Конституция посвящает специальную главу — «Судебная власть» (гл. 7). Участие Президента РФ (п. «е» ст. 83, ч. 1 ст. 128), Совета Федерации Федерального Собрания (п. «ж» ч. 1 ст. 102) в учреждении и формировании высших судов РФ, полномочие Президента РФ назначать судей иных федеральных судов устанавливаются Конституцией. Ряд норм Конституции определяют взаимосвязи Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ с органами судебной власти (см. ст. 85, 93, 104, 125). Подобное внимание Конституции к правовому регулированию названных государственно-правовых отношений подчеркивает особое положение и значение судебной власти в системе государственной власти РФ.

     Основу  судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей государственной власти. Это не означает, что особое положение судебных органов в системе государственной власти РФ предопределяет их обособленность, исключает взаимодействие установленных Конституцией ветвей власти по ряду направлений и в известных пределах.

     Потребность государства в деятельности органов  судебной власти определяется необходимостью правового разрешения возникающих в обществе споров, преодоления конфликтных ситуаций, юридически упорядоченного осуществления правоохранительных функций. Государство предоставляет именно суду и только суду право использовать полномочия правосудия: в определенном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления или административного правонарушения, применить к нему меры уголовного или административного наказания либо разрешить правовой спор между гражданами, юридическими и физическими лицами.

     Вместе  с тем основное назначение судебной власти заключается в защите прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, в обеспечении соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов.

     Становление правового государства неразрывно связано с возрастанием роли судебных органов в утверждении конституционной законности. Характерной тенденцией развития компетенции органов судебной власти стало законодательное расширение полномочий судебных органов за счет включения в их юрисдикцию разрешения конфликтных ситуаций, возникающих во взаимоотношениях различных ветвей и органов власти, при нарушении интересов Российской Федерации и ее субъектов, при осуществлении административного управления. Однако это расширение не должно превышать установленные законом правовые пределы, принимать форму неоправданного вмешательства в сферу сопредельной, например, исполнительной отрасли власти.

     Осуществление функций судебной власти имеет прямое отношение к обеспечению конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина: права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность жилища; соблюдение тайны переписки, телефонных, почтовых и иных сообщений. Возрастание роли суда в охране прав и свобод граждан подчеркивает ряд положений гл. 2 Конституции (ст. 18, 20, 22, 23, 25, 32, 35, 46, 47, 52). В развитие этих положений Конституционный Суд РФ, расширительно толкуя пределы действия принципа права на судебную защиту, исходя из взаимосвязанных положений ст. 1, 2, 18, 45 и 118 Конституции, признал неотъемлемым элементом нормативного содержания права на судебную защиту, имеющего универсальный характер, правомочие заинтересованных лиц, в том числе не привлеченных к участию в деле, на обращение в суд за защитой своих прав и свобод, нарушенных неправосудным судебным решением (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.02.2006 № 1-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К.А. Инеши- на и Н.С. Никонова и Открытого акционерного общества “Нижнекамскнефтехим”»).

     Обобщение концептуальных норм Конституции, ряда федеральных конституционных и  федеральных законов позволяет  отнести к общим полномочиям судебной власти следующие функции: конституционный контроль; правосудие; судебный контроль за законностью и обоснованностью решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц; обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов; разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства на основе изучения и обобщения судебной практики; законодательную инициативу; участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества; обеспечение судебной деятельности.

     Закрепление в конституционных нормах и федеральном  законодательстве судебной власти как  государственно-правового образования позволяет выделить его специфические признаки.

     Закон о судебной системе в ст. 1 «Судебная  власть» называет субъектов и  носителей судебной власти, определяет место судебной власти в системе разделения властей, указывает правовые способы реализации судебной власти. Согласно этому Закону судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке к осуществлению правосудия представителям населения: присяжным и арбитражным заседателям.

     Судебная  власть осуществляется специально установленными государственными органами, которые занимают в государственном механизме особое положение, определяемое специфичностью выполняемых ими функций и характером деятельности по охране прав и свобод граждан. Полномочием осуществлять судебную власть закон наделяет только суды, входящие в судебную систему РФ, утвержденную Законом о судебной системе.

     Образование судов как субъектов судебной власти и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Наделению судей их полномочиями предшествует длительная и детально определенная деятельность соответствующих государственных органов и должностных лиц по отбору кандидатов на судебные должности, основательная проверка их соответствия предъявляемым требованиям. Столь высокие требования, касающиеся компетентности в вопросах юриспруденции, образования, практического опыта, нравственных качеств, не предъявляются к государственным служащим других государственных органов или учреждений. Только при условии полного соблюдения этих требований, наличии постоянного и эффективного процессуального надзора вышестоящих судов может быть обеспечено компетентное отправление правосудия в порядке исполнения установлений ст. 47 Конституции о праве гражданина на надлежащий суд и судью. Конституция устанавливает такие гарантии стабильного служебного положения судей, как несменяемость и неприкосновенность. Закон о статусе судей исчерпывающе определяет основания приостановления и прекращения полномочий судей.

     Для защиты их интересов и отстаивания  перед лицом иных ветвей государственной  власти создаются органы судейского сообщества, учреждаемые в соответствии с Законом об органах судейского сообщества.

     Неотъемлемыми свойствами судебной власти, ее характерными чертами являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота.

Информация о работе Правоохранительные органы