Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:04, курс лекций
Правоохранительная деятельность направлена на защиту конституционных прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. «Правоохранительная» деятельность – деятельность направленная на защиту права.
Тема 1. Основные понятия, предмета и система курса
Тема 2. Источники права о судебной системе и о правоохранительных органах
Тема3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
Тема4. Конституционный суд РФ.
Тема5. Суды общей юрисдикции. Военные суды.
Тема6. Арбитражные суды.
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
Тема 9. Органы внутренних дел Российской Федерации
Тема 10. Таможенные органы Российской Федерации
Тема 11. Органы юстиции в Российской Федерации
Тема 12. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи.
Список использованной литературы
2
Содержание:
Тема 1. Основные понятия, предмета и система курса
Тема 2. Источники права о судебной системе и о правоохранительных органах
Тема3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
Тема4. Конституционный суд РФ.
Тема5. Суды общей юрисдикции. Военные суды.
Тема6. Арбитражные суды.
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
Тема 9. Органы внутренних дел Российской Федерации
Тема 10. Таможенные органы Российской Федерации
Тема 11. Органы юстиции в Российской Федерации
Тема 12. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи.
Список использованной литературы
1. Правоохранительная деятельность направлена на защиту конституционных прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. «Правоохранительная» деятельность – деятельность направленная на защиту права. Основные правовые положения закреплены в Конституции РФ – Основном законе государства и общества. Поэтому, правоохранительная деятельность направлена не только на защиту (охрану) права от каких то ни было противоправных действий, и на защиту конституционных ценностей, в т.ч. самой Конституции.
2. К понятиеобразующим признакам правоохранительных органов относятся:
- защита (охрана, обеспечение) прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечение законности и правопорядка;
- правовая регламентация их статуса и деятельности;
- системное построение их учетом федеративного устройства Российской Федерации; наличие в их распоряжении средств, позволяющих решить поставленные перед ними задачи (у большинства – императивные средства!).
3. Конституционный контроль – Конституционный Суд Российской Федерации. Отправление правосудия – «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» – ст.118 Конституции РФ Прокурорский надзор – органы прокуратуры. Расследования преступлений – органы внутренних дел, прокуратура, ФСБ, Федеральные органы налоговой полиции. Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам – Адвокатура.
4. Правоохранительные органы – это специально уполномоченные органы, осуществляющие государственную деятельность, с целью охраны права, путем применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Правоприменительные органы – органы, занимающиеся применением права. Правоприменение - это властная деятельность, это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это приложение закона, общих правовых норм к конкретным лицам и обстоятельствам. Правоприменение - организующая деятельность, направляющая развитие отношений между людьми и их объединением в русло закона.
Применение закона и других правовых норм занимаются только компетентные государственные органы и должностные лица. Причем они осуществляют эту деятельность строго в рамках, предоставленных им полномочий.
Государственные органы, которые занимаются правоприменительной деятельностью, как правило осуществляют и другие правовые функции правотворческую и правоохранительную. Однако не все правоприменительные органы можно назвать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются правоприменительной (властной) деятельностью (например, адвокатура).
1. Я считаю, что основными регуляторами деятельности правоохранительных органов должны быть федеральные нормативно-правовые предписания, т.к. деятельность правоохранительных органов по Конституции подлежит ведению Российской Федерации. На местах эти предписания могут лишь конкретизироваться местными правовыми актами, но не в коем случае не противоречить.
2. Основными источниками права для судов является Международные правовые акты, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон о судебной системе РФ, а также федеральные законы, детально определяющие структуру и полномочия высших судебных органов власти. Постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Суда к источникам относятся, они служат важными практическими рекомендациями для деятельности нижестоящих судов.
3. Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О милиции», Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебном приговоре» и т.д.
4. Курс «Правоохранительные органы» базируется на положениях конституционного права потому, что последнее определяет правовые основы деятельности основных правоохранительных органов России. Так, в Конституции Глава 7 посвящена полностью судебной власти и прокуратуре, а глава 2 регламентирует права и свободы человека и гражданина – раскрывая тем самым ту задачу, для обеспечения которой и созданы правоохранительные органы.
5. Правоохранительные органы, будучи частью системы более высокого порядка - системы государственных органов, в совокупности образуют единую систему. Единство системы органов правоохранения обусловлено, во-первых, тем, что они, составляют часть механизма государственного аппарата; во-вторых, общностью их основных целей и задач, общими принципами их организации и деятельности. И, наконец, единство системы проявляется в том, что все составляющие ее органы действуют не разрозненно, а совместно, в тесной взаимосвязи и взаимодействии.
Исходя из определения правоохранительной деятельности можно определить понятие «правоохранительный орган». Критериями или признаками правоохранительного органа следует считать:
1) правовую регламентацию его статуса и деятельности;
2)стоящие перед ним задачи — защищать (охранять, обеспечивать) права и законные интересы физических, юридических лиц, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок;
3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных
законом прав), позволяющих решать указанные задачи.
Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону уполномочено защищать права, законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.
К числу правоохранительных органов принято относить:
- Конституционный Суд РФ;
- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
- суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные
суды республик, краевые, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономной области и автономных округов, районные и городские суды, мировые судьи);
- арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации);
- органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
- Международный коммерческий арбитражный суд;
- Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ;
- третейские суды для разрешения экономических споров;
- Министерство юстиции РФ;
- Судебный департамент при Верховном суде РФ;
- органы предварительного следствия (следователей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, и федеральных органов налоговой полиции);
- начальников следственных отделов (органов внутренних
дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и федеральных органов налоговой полиции);
- органы дознания (милицию, командиров воинских
частей, соединений и начальников военных учреждений, органы Федеральной службы безопасности, начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов, органы государственного пожарного надзора, органы пограничной службы Российской Федерации, федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы, капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, и начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой);
- нотариат;
- адвокатуру (коллегии адвокатов, юридические консультации);
- некоторые иные правоохранительные органы.
Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Российской Федерации, РСФСР и действующими законами СССР, нормативными актами Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, постановлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ (СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Председателя Верховного Суда РФ, приказами Министра юстиции РФ, приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора РФ, иными ведомственными нормативными актами, конституциями республик, уставами, а также законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий, и другими нормативными актами.
6. Я считаю, что данное утверждение является правильным, т.к. правоохранительные органы являются отдельной отраслью права наряду с уголовным, гражданским правом др. видами права и поэтому необходимо формирование самостоятельной теории правоохранительных органов, которая должна учитывать специфику деятельности и функционирование всей системы правоохранительных органов. При этом, курс «Правоохранительные органы» тесно связан с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право. И рассмотрение этих органов в качестве отдельной дисциплины – «Правоохранительные органы» будет эффективно сказываться на всей правоохранительной системе Российской Федерации.
1. Я считаю, что суды относятся к системе правоохранительных органов, более того, они являются важнейшими органами этой системы. У органов судебной власти есть свои, присущие только им способности и возможности воздействия. Это многогранные полномочия, которыми наделяются суды (правосудие, конституционный контроль, Контроль за законностью, обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других органов и т.д.).
2. Правозащитная функция судебной власти выражена прежде всего в том, что суды действуют и выносят решения только в соответствии с законом. Тем самым суды выполняют правозащитную функцию.
3. Согласно ст. 118 Конституции РФ, судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Вот характерный пример прямого действия положений Конституции РФ. Россия – демократическое государство – поэтому суд Линча в нашей стране не приемлем.
4. Самостоятельность судебной власти означает в первую очередь то, что это одна из властей в системе разделения властей. Принятой в государстве и ее полномочия четко очерчиваются Конституцией и принятой в соответствии с ней нормативно-правовыми актами. А независимость судей – это более узкое понятие, означающее то, что судьи подчиняются только закону, не испытывая давления с какой либо властной стороны.
5. Я считаю, что суды в Российской Федерации неправильно делить на группы, есть звенья судебной системы, которые вместе образуют самостоятельную судебную ветвь власти. Это можно аргументировать тем, что суды субъектов и федеральные суды - взаимосвязаны, и рассматриваемые дела в более низших судах в дальнейших инстанциях «перекочевывают» в суды более высокого уровня. Также – и низшие и высшие звенья судебной системы выполняют одну и ту же функцию –осуществление правосудия.
6. Применимо, т.к. существуют еще уставные суды, низшее звено Конституционного Суда РФ.
Судебная инстанция – стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией. В гражданском и уголовном процессе различают суды первой, кассационной и надзорной инстанций. В арбитражном процессе выделяется и самостоятельная апелляционная инстанция.
Суд первой инстанции – суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему соответствующего судебного акта (решения или приговора).
Кассационная инстанция (суд второй инстанции) – суд, рассматривающий дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения суда первой инстанции и постановления судьи, не вступившие в законную силу. Обычно кассационная инстанция – это суд, вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение, приговор.
Надзорная инстанция – суд, рассматривающий дела по протестам на решения, приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу.
7.В первом высказывании говорится, что лица, участвующие в судебном процессе должны обладать аналитическим складом ума, чтобы разрешить судебное дело. Именно высокообразованный человек, хорошо разбирающийся в своем деле может применить все свои знания, которыми он обладает. Но только знаниями тут не обойтись. Здесь (в судебном процессе) необходимо еще и обладать специфическим складом ума и фантазией для того, чтобы добиться высоких результатов для решения любого дела.
Во втором высказывании говорится о том, что суд имеет цель правосудно решать дела вне зависимости от того правильно ли или неправильно осуществляется факт установления правосудия. В любом случае суд подразумевает факт установления виновности или невиновности в зависимости от защиты подозреваемого и от представленных доказательств. Поэтому, я считаю, что цель суда не только установить факт и применить закон, но и оправдать невиновного, если он действительно невиновен. Это обстоятельство и характеризует суд как орган судебной власти.