Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

Правоохранительная деятельность направлена на защиту конституционных прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. «Правоохранительная» деятельность – деятельность направленная на защиту права.

Оглавление

Тема 1. Основные понятия, предмета и система курса
Тема 2. Источники права о судебной системе и о правоохранительных органах
Тема3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
Тема4. Конституционный суд РФ.
Тема5. Суды общей юрисдикции. Военные суды.
Тема6. Арбитражные суды.
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
Тема 9. Органы внутренних дел Российской Федерации
Тема 10. Таможенные органы Российской Федерации
Тема 11. Органы юстиции в Российской Федерации
Тема 12. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правоохранит. органы (ПТК)нов.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

В третьем высказывании говорится о том, что если истец полностью уверен в ущемлении своих прав, то только в этом случае он может обратиться в суд  за защитой ущемленных его прав. Судья требует от истца, чтобы он представил доказательство о нарушении его прав.  В этом случае вызывается ответчик и происходит судебный процесс.   

Четверное высказывание.

В предусмотренных законом случаях от имени суда высту­пает судья, рассматривающий дело единолично. При рассмот­рении уголовного дела судом присяжных судья не решает во­просы о том, имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; совершил ли это деяние подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого преступления. Данные вопросы ставятся для обсуждения присяжным заседа­телям. В свою очередь присяжные заседатели не разрешают те вопросы, на которые ответы дает судья. Органом судебной власти состав суда признается вне зави­симости от того, по какой инстанции (по первой, в кассацион­ном или надзорном порядке и т.п.) дело было рассмотрено, разрешено оно по существу или нет, определена ли виновность и назначено ли наказание.

Судебное решение неприкосновенно даже для судьи, который его вынес. Это означает, что все решения, вынесенные на суде должны обязательно быть вынесены. В редких случаях подается апелляция и возможно проведение этого же судебного заседания из-за вновь открывших обстоятельств.

Таким образом, я считаю из всех высказываниях не упомянуто свойство справедливости судебной системы. В любом случае, суд должен действовать справедливо по отношению к обвиняемым. Только в том случае, если суд удостоверен в подлинности принимаемого решения, то можно будет вынести справедливое и законное решение.

 

 

 

8. Деятельность следователя, прокурора, органа дознания является правосудием, т.е. именно они организуют деятельность правосудия, они являются неотъемлемыми лицами, без которым правосудие бы не осуществлялось. При этом,  данные лица являются связующим звеном между прокурором, судьей, органами дознания и судом. Поэтому, я считаю, что правосудие – это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению конкретных дел.    

 

9.Согласно ст. 4 Закона о судоустройстве правосудие осу­ществляется путем:

- рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях граж­данских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций;

рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел, реше­ния вопросов о виновности подсудимых, применения устано­вленных законом мер наказания к лицам, виновным в совер­шении преступления, либо оправдания невиновных.

- Содержание данной статьи позволяло некоторым авторам не включать в перечень форм правосудия разрешение судом дел об административных правонарушениях и конституцион­ное судопроизводство. Между тем это не соответствует ч. 2 ст. 1 Закона о мировых судьях, в которой говорится об осущест­влении правосудия по делам об административных правонару­шениях, и ч. 4 п. 3 Постановления КС РФ № 19-П, где консти­туционное судопроизводство именуется особой формой право­судия.

Исходя из этого предлагается различать правосудие в обыч­ных и особых формах.

Правосудие, осуществляемое в обычных формах, — это дея­тельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рас­смотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляци­онной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, призванная устано­вить виновность подсудимых, применить к ним меры наказа­ния либо оправдать невиновных, а по гражданским делам -разрешить дело по существу.

Особых форм правосудия - две. Во-первых, это деятель­ность суда по рассмотрению дел об административных право­нарушениях с целью установить виновность лица в соверше­нии правонарушения, наложить административное взыскание либо прекратить дело производством. Во-вторых, - деятель­ность Конституционного Суда РФ, конституционных (устав­ных) судов субъектов Российской Федерации, заключающаяся  разрешении по существу подсудных им дел.

Особыми эти две формы являются, прежде всего, потому, что рассматриваемые признаки и принципы правосудия в большей степени касаются обычных форм.

 

10.Я считаю, что не существует противоречие между правом на публичное разбирательство, закрепленным в международных и национальных правовых актах, т.е. отсутствует возможность существования закрытого судебного заседания для установления более широкого круга оснований.

Согласно ст. 123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах и при любом порядке осуществления правосудия открытое.  Это связано с основными принципами правосудия, т.е. судебное разбирательство должно быть гласно, открыто в демократическом правовом государстве.

Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. На этих положениях и зиждется принцип гласности правосудия. Именно поэтому допускается применение закрытого судебного разбирательства, т.к. это не противоречит общепринятым принципам осуществления правосудия.

 

11.Я считаю, что первые два высказывания соответствуют действительности, которые пересекаются друг с другом.

Правосудием обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность зако­нодательной и исполнительной власти, органов местного само­управления и обеспечиваются правосудием. Данная норма позволяет некоторым уче­ным обосновывать наличие такого принципа правосудия, как обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осу­ществлении правосудия. Между тем «обеспечивать правосуди­ем» и «обеспечивать при осуществлении правосудия» — это не одно и то же.

Правосудием обеспечиваются интересы общества, законность, правопорядок, процесс предупреждения преступлений и интересы юридических лиц.

Правосудием обеспечиваются и интересы об­щества, законность и правопорядок, процесс предупреждения преступлений, права, свободы и охраняемые зако­ном интересы юридических лиц, а также права и охраняемые законом интересы Российской Федерации, ее субъектов, орга­нов государственной власти Российской Федерации и ее субъ­ектов, органов местного самоуправления, права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, являющихся субъ­ектами гражданских трудовых, административно-правовых или иных правоотношений и др. Тем не менее, права и свободы человека и гражданина действительно реализуются при осуществлении правосудия. В уго­ловном, гражданском и арбитражном процессах При этом, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, физические и юридические лица вправе обжаловать в суд любое нарушающее их права или законные интересы действие или решение государственного органа (должностного лица).

При получении показаний во время судебного разбиратель­ства допрашиваемому разъясняется его право не свидетель­ствовать против себя самого, своего супруга и близких род­ственников.

 

 

Тема 4. Конституционный Суд Российской Федерации

1.      Конституционный суд РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. Он осуществляет принципиально иную функцию – конституционный контроль. Представление о полномочиях Конституционного Суда РФ дают ст. 125 Конституции РФ и ст.3 Закона о Конституционном Суде. Его деятельность состоит из четырех основных направлений:

-         разрешение (по запросам перечисленных Конституцией должностных лиц и органов) дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов и других подзаконных актов центральных органов государственной власти., а также договоров, заключаемых органами государственной власти РФ, и не вступивших в силу международных договоров РФ;

-         разрешение споров о компетенции между органами государственной власти;

-         проверка конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных судебных дел;

-         толкование Конституции РФ.

Конституционный (уставной) суд субъекта РФ создается для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ и актов органов местного самоуправления Конституции РФ и Конституции (Уставу) субъекта Федерации. Этот суд также толкует местные нормативные акты, т.е. действует не на федеральном уровне, а на уровне соответствующего субъекта федерации.

2.      Потому что главной целью деятельности Конституционного Суда РФ не практическое рассмотрение судебных дел, а защита и гарантия Конституции и ее предписаний

 

5. Такое решение правомерно, т.к. главным органом конституционного контроля является Конституционный Суд РФ, и если какой-нибудь нижестоящий уставной суд принял не соответствующее Конституции РФ решение – то он вправе отменить его.

 

6. Жалоба Иванова в Конституционный Суд РФ правомерна, т.к. в компетенцию этого суда входит проверка конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных судебных дел. Он должен изучить обстоятельства дела, в случае неправомерности действия органа исполнительной власти он должен поручить Конституционному уставному суду субъекта обязать этот орган вынести правомерное конституционное решение или сам проконтролировать его.

 

Тема 5. Суды общей юрисдикции. Военные суды

 

1. Я считаю, что назначение судей Президентом – важная гарантия независимости судей. Сегодня судьи не зависимы от местной администрации, потому что назначаются Президентом по представлению Председателя Суда.

 

2.  Статья 21 Федерального закона « О судебной системе Российской Федерации» регламентирует деятельность районного суда.. Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.

Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда устанавливаются федеральным конституционным законом.

У председателя районного суда могут и должны быть заместители.

 

3. И тот и другой юрист прав. Районный суд является судом первой инстанции, но он может быть и второй инстанцией, например, апелляционной. Так, ч. 3 ст. 30  УПК РФ гласит: «Рассмотрение уголовных дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично.» Не все уголовные дела подсудны районным судам. Ст.31 УПК РФ предусматривает разграничение подсудности. Так, в районном суде не может рассматриваться, например, квалифицированный состав убийства (ч.2 ст.105 УК РФ) и т.д.

 

 

5.               Статья 8 ФЗ о военных судах определяет систему  военных судов

 

В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 

Военным судам подсудны:

              1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

              2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;

              3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам.

Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

Информация о работе Правоохранительные органы