Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:04, курс лекций
Правоохранительная деятельность направлена на защиту конституционных прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. «Правоохранительная» деятельность – деятельность направленная на защиту права.
Тема 1. Основные понятия, предмета и система курса
Тема 2. Источники права о судебной системе и о правоохранительных органах
Тема3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
Тема4. Конституционный суд РФ.
Тема5. Суды общей юрисдикции. Военные суды.
Тема6. Арбитражные суды.
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
Тема 9. Органы внутренних дел Российской Федерации
Тема 10. Таможенные органы Российской Федерации
Тема 11. Органы юстиции в Российской Федерации
Тема 12. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи.
Список использованной литературы
Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.
Тема 6. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
1.Я считаю, что никакого противоречия здесь нет. Субъекты Федерации не одинаковы по своей территории: какие-то субъекты имеют очень обширную территорию и, естественно, для того, чтобы обеспечить возможность обращения в арбитражный суд необходимо наличие на территории данного субъекта нескольких арбитражных судов, чтобы истцы физически имели возможность (чтобы для них не составляло проблемы добраться до ближайшего арбитражного суда) подать исковое заявление для защиты своих нарушенных прав. Другие субъекты федерации напротив имеют не столь обширную территорию, и поэтому существование не территории данного субъекта отдельного арбитражного суда не является необходимым, так как при наличии одного арбитражного суда на территории, допустим, двух субъектов Федерации также обеспечивает свободный доступ для истцов. Кроме того, субъекты федерации различаются по численности населения, а значит и загруженность арбитражных судов будет разной, поэтому, чтобы избежать перегруженности арбитражных судов делами, а следовательно, и для того, чтобы разбирательство по делу не затягивалось, в субъектах Федерации с большой численностью населения необходимо и целесообразно создание нескольких арбитражных судов, и напротив, в субъектах с низкой численностью населения существование собственного отдельного арбитражного суда не является целесообразным, так как у него будет очень маленькая «нагрузка». Исходя из вышесказанного видно, что данная норма исходит из понятия целесообразности и эффективности функционирования арбитражных судов в субъектах Федерации.
В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти. Их система определена Федеральными конституционными законами «О судебной системе РФ» и «Об арбитражных судах в РФ». В ст. 3 Закона об арбитражных судах указано, что систему арбитражных судов в РФ составляют:
● Высший арбитражный суд РФ;
● Федеральные арбитражные суды округов;
● Арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Эта группа арбитражных судов для краткости именуется арбитражными судами субъектов Федерации.
Данный перечень является исчерпывающим и ни один другой суд не может быть отнесен к системе арбитражных судов РФ. Все без исключения арбитражные суды являются федеральными судами и входят в единую судебную систему РФ. Следовательно, судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на свои должности в порядке, установленном федеральными законами (части 5,7 ст. 13 ФКЗ «О судебной системе РФ»), а не законами субъектов Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в систему арбитражных судов в качестве основного и первого звена системы включены арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 25 ФЗК «О судебной системе РФ»).
2.В соответствии с действующим законодательством арбитражный суд субъекта федерации имеет следующие полномочия:
● Рассматривает по первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда;
● Рассматривает в апелляционной инстанции повторного дела, прошедшие в этом суде рассмотрение по первой инстанции;
● Пересматривает при необходимости по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.
Судебные полномочия арбитражного суда субъекта Федерации реализуются непосредственно судебными коллегиями, если они созданы, или судебными составами (ст. 40,41 ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»). Коллегии могут создаваться в арбитражном суде субъекта Федерации из числа судей этого суда. По представлению председателя этого суда они утверждаются его президиумом. Коллегию возглавляет заместитель председателя суда (ст. 40 ФКЗ «Об арбитражных судах РФ»). Судебные составы образуются из числа судей, входящих в судебную коллегию, а если таковой нет – из числа судей этого суда. Судебные составы формирует председатель арбитражного суда субъекта Федерации. Возглавляет состав председатель, утвержденный президиумом данного арбитражного суда.
Помимо рассмотрения дела по существу или в апелляционном порядке арбитражные суды субъектов Федерации имеют и другие функции.
Арбитражный суд субъекта федерации может обращаться в Конституционный суд РФ с запросом о проверке конституционного закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции; изучает и обобщает судебную практику; подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов; анализирует судебную статистику.
Я считаю, что для утверждения законности в сфере экономических отношений наиболее важны такие функции арбитражного суда субъекта Федерации как рассмотрение дел по первой инстанции и в апелляционном порядке, так как именно эти функции обеспечивают реализацию такого права субъектов экономической деятельности как защита своих законных прав и интересов, возможность применения государственного принуждения к недобросовестным субъектам экономической деятельности, что является фактором удерживающим от нарушения субъектами экономической деятельности законов и положений договоров. Эффективная защита законных прав и интересов субъектов экономической деятельности и возможность государственного принуждения является основной гарантией укрепления законности в сфере экономических отношений.
В ст. 24 ФКЗ «Об арбитражных судах РФ» дан открытый перечень десяти конкретных федеральных окружных арбитражных судов. Каждый из них проверяет законность решений, принятых судами определенных субъектов Федерации, в кассационном порядке.
Статья 26 ФКЗ «Об арбитражных судах РФ» перечисляет полномочия федерального арбитражного суда округа. К ним относятся:
● Проверка кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;
● Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в законную силу судебных актов;
● Возможность обращения в Конституционный суд;
● Изучение и обобщение арбитражной судебной практики;
● Подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативно-правовых актов;
● Анализ судебной статистики.
Исходя из вышесказанного, наиболее существенными отличиями полномочий арбитражного суда субъекта Федерации и федерального окружного арбитражного суда является отсутствие у суда субъекта федерации полномочий по рассмотрению дел в качестве кассационной инстанции, а у суда округа – полномочий по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции и в апелляционном порядке.
3.
Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ. Последний подбирает и готовит кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирует арбитражные суды, контролирует расходование финансовых средств, выделяемых арбитражным судам.
Председатель Высшего Арбитражного Суда является судьей и осуществляет все процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом.
В организационном плане Председатель Высшего Арбитражного Суда созывает Пленум и Президиум, председательствует на их заседаниях, осуществляет общее руководство аппаратом Суда, распределяет обязанности между заместителями, представляет Высший Арбитражный Суд в сотрудничестве с государственными, общественными и иными органами.
Председатель Высшего Арбитражного Суда вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
При Высшем Арбитражном Суде создан Совет председателей арбитражных судов, который является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработки предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде действует Научно-консультативный совет, состав которого и положение о котором утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда.
Обеспечением деятельности арбитражного суда занимается аппарат соответствующего арбитражного суда. Материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями арбитражных судов в Российской Федерации, а также медицинское, жилищное и социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов осуществляются соответствующим органом исполнительной власти по месту нахождения арбитражного суда за счет средств федерального бюджета.
Высший Арбитражный Суд РФ с учетом мнения Совета председателей арбитражных судов устанавливает размер расходов на содержание федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации (притом, что финансирование арбитражных 'судов производится за счет средств федерального бюджета, а расходы на их содержание предусматриваются отдельной строкой в федеральном бюджете). Органы исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов обязаны оказывать всяческое содействие Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов.
Оценивая изложенное, отметим, что арбитражные суды РФ осуществляют правосудие в полном объеме в соответствии с их компетенцией, установленной федеральным конституционным законом и другими федеральными законами. Вместе с тем, а также с учетом многосторонних и бурно развивающихся экономических связей в условиях свободного рынка, с учетом зарубежной практики, экономический спор, вместо передачи его в арбитражный суд, может быть рассмотрен и в ином порядке. В соответствии со ст. 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ по соглашению сторон возникший или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный арбитражному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.
К иным арбитражным органам относятся третейские суды и международный коммерческий арбитраж
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
1. В соответствии со ст.4 Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», где отражены основные принципы деятельности прокуратуры, одним из важнейшим принципом является независимость прокуратуры от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и общественных объединений. По Конституции РФ (ст.129) и Закону о прокуратуре (ст.11) органы прокуратуры составляют единую, централизованную систему со строгим подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим.
2. Особенностью Закона о прокуратуре является то, что он является комплексным нормативно-правовым актом – в нем отражены не только основания и порядок осуществления прокурорского надзора, а закреплены система и организация прокуратуры Российской Федерации, вопросы организационного обеспечения прокуратуры, а также порядок и условия прохождения службы в органах прокуратуры.
3. Прокурорскому надзору прежде всего присуще то, что этот вид надзора распространяется на все нормативные акты, обладающие юридической силой, которая присуща законам. В этом принципиальное отличие прокурорского надзора от иных видов государственного надзора (санитарного, экологического и т.д.). Во-вторых, несмотря на то, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов подавляющим большинством должностных лиц и государственных органов, граждан, она не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и соответственно, за высшими должностными лицами государства.
Кроме прокурорского надзора прокуратура, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, участвует в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности (п.4 и 5 ст.1 Закона о прокуратуре).
4. Согласно ст. 13. Закона о прокуратуре, прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.
Согласно П. 2, прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.