Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:04, курс лекций
Правоохранительная деятельность направлена на защиту конституционных прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. «Правоохранительная» деятельность – деятельность направленная на защиту права.
Тема 1. Основные понятия, предмета и система курса
Тема 2. Источники права о судебной системе и о правоохранительных органах
Тема3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
Тема4. Конституционный суд РФ.
Тема5. Суды общей юрисдикции. Военные суды.
Тема6. Арбитражные суды.
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
Тема 9. Органы внутренних дел Российской Федерации
Тема 10. Таможенные органы Российской Федерации
Тема 11. Органы юстиции в Российской Федерации
Тема 12. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи.
Список использованной литературы
Таким образом, я считаю, что в систему органов юстиции включается Судебный департамент при Верховном Суде РФ, который имеет структурные подразделения.
2.Образованный в ноябре 1917 г. Наркомат юстиции РСФСР и его органы на местах были наделены широким кругом полномочий по руководству различными сторонами правоохранительной деятельности. На них возлагалось руководство судебными учреждениями, прокуратурой, организацией следствия, заведование местами лишения свободы, нотариатом, наблюдение за деятельностью третейских судов и адвокатурой.
На протяжении советского периода полномочия органов юстиции претерпевали различные изменения. В 1936 г. из системы юстиции была исключена прокуратура. Несколько раньше учреждения исполнения уголовных наказаний перешли в систему органов внутренних дел, изменились взаимоотношения с судами: от прямого управления к так называемому организационному руководству и т. д.
В 1956 г. было принято решение об упразднении Министерства юстиции СССР, а в 1963 г. и министерств юстиции союзных республик, включая РСФСР. Организационное руководство судами перешло в ведение Верховного Суда РСФСР, а работа с законодательством — к специально созданной для этой цели Юридической комиссии при Совете Министров РСФСР.
Спустя 15 лет органы юстиции были восстановлены. В их функции вошли законопроектная работа, организационное руководство судами, управление нотариатом и общее руководство адвокатурой2.
Дальнейшее реформирование органов юстиции связано с перестройкой государственно-правовой системы и принятием новой Конституции РФ. Основные направления реформы имели целью исключение из полномочий Министерства юстиции не свойственных органу исполнительной власти функций, допускающих вмешательство в правосудие, и повышение правозащитного потенциала органов юстиции в защите прав и свобод граждан, т. е. деятельность, свойственная правовому демократическому государству.
Согласно Концепции реформирования органов и учреждений юстиции предусматривалось повышение роли и ответственности Министерства юстиции в правовом обеспечении нормотворческой деятельности органов государственной власти; усиление контроля за нормотворческой деятельностью ведомств; создание системы контроля за сделками с собственностью; улучшение работы по реальному исполнению судебных постановлений. Основные положения Концепции нашли свое отражение в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 2 августа 1999 г. «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует его деятельность.
Таким образом, процесс реформирования системы органов юстиции прошел тяжелый путь от Наркомата юстиции РСФСР, образованного в ноябре 1917 года до Министерства юстиции. Этот процесс был связан с особыми трудностями, которые происходили в нашей стране. Поэтому и происходил процесс реформирования Министерства юстиции в зависимости от смены политических режимов в нашем государстве.
3.Правовой основой организации и деятельности Министерства юстиции РФ являются: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, а также Положение о Министерстве юстиции.
Основные задачи Министерства юстиции: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения уголовных наказаний и актов судебных и иных органов; правовая защита интеллектуальной собственности.
4.Я считаю, что необходимо законодательное закрепление правового положения Министерства юстиции, т.к. правовые акты, регулирующие организацию и деятельность Министерства юстиции РФ не в полной мере раскрывают принципы их функционирования и не раскрывают их соподчиненность (т.е. она кому-то подчиняется или действует как самостоятельное звено). Поэтому, я считаю, что в настоящее время необходимо принять закон, описывающий организацию и принцип деятельности Министерства юстиции в РФ.
6.Организационное и методическое руководство службой судебных приставов входит в число основных задач Министерства юстиции по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Эта задача включает два направления деятельности органов юстиции:
- исполнение судебных решений по гражданским делам и приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий;
- обеспечение порядка и безопасности при осуществлении правосудия.
Правовую основу деятельности судебных приставов составляют федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г., а также указы Президента, постановления Правительства РФ и нормативные акты Министерства юстиции. Организация деятельности судебных приставов в Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбитражном Суде РФ определяется соответствующими конституционными федеральными органами.
7.Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, в состав Министерства юстиции РФ входят департаменты, одним из которых является департамент судебных приставов. Именно поэтому служба (департамент) судебных приставов приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения, которая входит в состав Министерства юстиции РФ.
Службы (департаменты) судебных приставов представляют собой централизованную структуру с о значительной процессуальной и организованной самостоятельностью. Это говорит о том, что в данную службу не может вмешиваться Министерство юстиции РФ, а может только следить за организацией ее работы, т.к. этот департамент приобрел статус самостоятельности и действует только внутри своего департамента.
8.Центральным органом уголовно-исполнительной системы как самостоятельное структурное подразделение Министерства юстиции РФ, обеспечивающее организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы является Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ.
Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ действует с учетом положений указов Президента РФ от 08.10.97 № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 28.07.98 № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации».
Таким образом, уголовно-исполнительная система находится в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Это связано с принятием вышеперечисленных нормативных актов в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы, а также передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
9.Сейчас взамен исполнительно-трудовых учреждений действует Главное управление исполнения наказаний Министерства юстиции РФ. Оно создано по Закону РФ от 21.07.93 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральному закону от 21.07.98 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» и призвано обеспечить реализацию законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.
На Министерство юстиции было возложено обеспечение исполнения уголовных наказаний; содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей; их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Следовательно, в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы на основании вышеперечисленных законов осуществляется реализация законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы.
10.Правовой основой деятельности Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ являются Конституция РФ, Закон РФ от 21.07.93 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УПК, Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»2, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, акты Министерства юстиции РФ и Положение о Главном управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.
11.Территориальные органы создаются Министерством юстиции, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции назначаются и освобождаются от должности Министром юстиции.
Руководители территориальных органов юстиции принимают и увольняют работников аппарата, распределяют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направлениями деятельности (функциями) Министерства юстиции (см. разд. 10.2). Кроме территориальных органов юстиции на местах создаются и функционируют учреждения юстиции, подчиненные Министерству юстиции непосредственно или по его поручению соответствующим территориальным органам Министерства юстиции РФ.
Следовательно, я считаю, что орган исполнительной власти, был не прав, отстраняя от должности начальника Главного управления Минюста России по данному субъекту РФ, т.к. прием и увольнение руководителей территориальных органов юстиции находится не в его компетенции министра юстиции субъекта РФ.
12.Должностные лица исправительных учреждений, контролируя соблюдение режимных требований, вправе применять к нарушителям меры воздействия, установленные Уголовно-исполнительным кодексом РФ, осуществлять оперативно-розыскную деятельность и определенные законом уголовно-процессуальные действия; в необходимых случаях использовать специальные средства и оружие.
В данном случае я считаю, что действия начальника Управления наказания правомерны, т.к. своим нормативным актом он прекратил действия моратория в отношении смертной казни и ввел новый вид уголовного наказания – каторгу. Этим правовым актом был нарушен федеральный закон, согласно которому один из видов уголовного наказания является смертная казнь.
1.Адвокатура (коллегия адвокатов) по характеру своей деятельности не является коммерческой организацией, не оказывает услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекает прибыль из своей деятельности. Она реализует предусмотренное ст. 48 Конституции РФ право каждого гражданина на квалифицированную юридическую помощь. Именно поэтому коллегии адвокатов признаются общественными организациями, выполняющими конституционные функции.
Согласно ч. 1 ст. 1 Положения об адвокатуре задача адвокатуры в Российской Федерации - оказание юридической помощи гражданам и организациям. Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц - цель деятельности адвокатуры.
Между тем адвокатура может осуществлять и предпринимательскую деятельность, не отнесенную ст. 19 Положения об адвокатуре к видам юридической помощи. Такими направлениями деятельности являются:
1) издание и продажа брошюр;
2) организация платных семинаров и платных лекториев;
3) внереализационные операции;
4) выполнение работ по договорам, не связанным с оказанием юридической помощи.
Таким образом, я считаю, что адвокатура не является правоохранительной системой, т.к. она занимает особое положение в системе юридических лиц в обществе. Она является некоммерческим негосударственным объединением юристов – профессионалов, построенная на принципе добровольного членства и самоуправления, т.е. она относится к общественным организациям.
2.Я считаю, что адвокатура и коллегия адвокатов занимают особое положение в системе юридических лиц в обществе, т.к. они обеспечивают право на юридическую помощь гражданам и юридическим лицам в охране их прав от посягательств и их возможностей, которая реализует конституционные функции государства. При этом, согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому физическому и юридическому лицу гарантируется право на квалифицированную юридическую помощь. Право на оказание юридической помощи является одним из основных конституционных прав человека и гражданина и обязанность государства защищать это право. Именно поэтому адвокатура и коллегия адвокатов занимают особое положение в системе юридических лиц в обществе.
3.Юридическая помощь оказывается в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и по делам об административных правонарушениях. Лица, ее оказывающие, выступают в качестве представителей, защитников либо объясняющих порядок составления (составляющих) юридически значимых документов. Соответственно разновидностями юридической помощи являются:
1) дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам (консалтинг), касающихся всех отраслей права, подготовка устных и письменных справок по законодательству;
2) составление заявлений, жалоб, договоров, исков, соглашений, контрактов, претензий и других документов правового характера;