Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:04, курс лекций

Краткое описание

Правоохранительная деятельность направлена на защиту конституционных прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства. «Правоохранительная» деятельность – деятельность направленная на защиту права.

Оглавление

Тема 1. Основные понятия, предмета и система курса
Тема 2. Источники права о судебной системе и о правоохранительных органах
Тема3. Судебная власть и органы ее осуществляющие
Тема4. Конституционный суд РФ.
Тема5. Суды общей юрисдикции. Военные суды.
Тема6. Арбитражные суды.
Тема 7. Органы прокуратуры Российской Федерации
Тема 9. Органы внутренних дел Российской Федерации
Тема 10. Таможенные органы Российской Федерации
Тема 11. Органы юстиции в Российской Федерации
Тема 12. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правоохранит. органы (ПТК)нов.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Таким образом, я считаю, что в систему органов юстиции включается Судебный департамент при Верховном Суде РФ, который имеет структурные подразделения. 

2.Образованный в ноябре 1917 г. Наркомат юстиции РСФСР и его органы на местах были наделены широким кругом полномо­чий по руководству различными сторонами правоохранительной деятельности. На них возлагалось руководство судебными учреж­дениями, прокуратурой, организацией следствия, заведование местами лишения свободы, нотариатом, наблюдение за деятель­ностью третейских судов и адвокатурой.

На протяжении советского периода полномочия органов юс­тиции претерпевали различные изменения. В 1936 г. из системы юстиции была исключена прокуратура. Несколько раньше учреж­дения исполнения уголовных наказаний перешли в систему орга­нов внутренних дел, изменились взаимоотношения с судами: от прямого управления к так называемому организационному руко­водству и т. д.

В 1956 г. было принято решение об упразднении Министерства юстиции СССР, а в 1963 г. и министерств юстиции союзных рес­публик, включая РСФСР. Организационное руководство судами перешло в ведение Верховного Суда РСФСР, а работа с законодательством — к специально созданной для этой цели Юридиче­ской комиссии при Совете Министров РСФСР.

Спустя 15 лет органы юстиции были восстановлены. В их функ­ции вошли законопроектная работа, организационное руковод­ство судами, управление нотариатом и общее руководство адво­катурой2.

Дальнейшее реформирование органов юстиции связано с пе­рестройкой государственно-правовой системы и принятием но­вой Конституции РФ. Основные направления реформы имели целью исключение из полномочий Министерства юстиции не свой­ственных органу исполнительной власти функций, допускающих вмешательство в правосудие, и повышение правозащитного по­тенциала органов юстиции в защите прав и свобод граждан, т. е. деятельность, свойственная правовому демократическому государ­ству.

Согласно Концепции реформирования органов и учреждений юстиции предусматривалось повышение роли и ответ­ственности Министерства юстиции в правовом обеспечении нор­мотворческой деятельности органов государственной власти; уси­ление контроля за нормотворческой деятельностью ведомств; со­здание системы контроля за сделками с собственностью; улучше­ние работы по реальному исполнению судебных постановлений. Основные положения Концепции нашли свое отражение в По­ложении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Пре­зидента РФ от 2 августа 1999 г. «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».

В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ яв­ляется федеральным органом исполнительной власти, проводя­щим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руко­водство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует его деятельность.

Таким образом, процесс реформирования системы органов юстиции прошел тяжелый путь от  Наркомата юстиции РСФСР, образованного в ноябре 1917 года до Министерства юстиции. Этот процесс был связан с особыми трудностями, которые происходили в нашей стране. Поэтому и происходил процесс реформирования Министерства юстиции в зависимости от смены политических режимов в нашем государстве.   

3.Правовой основой организации и деятельности Мини­стерства юстиции РФ являются: Конституция РФ, федераль­ные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права, международные договоры Российской Фе­дерации, а также Положение о Министерстве юстиции.

Основные задачи Министерства юстиции: реализация государ­ственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и закон­ных интересов личности и государства; обеспечение установлен­ного порядка деятельности судов, исполнения уголовных наказа­ний и актов судебных и иных органов; правовая защита интеллек­туальной собственности.

4.Я считаю, что необходимо законодательное закрепление правового положения Министерства юстиции, т.к. правовые акты, регулирующие организацию и деятельность Министерства юстиции РФ не в полной мере раскрывают принципы их функционирования и не раскрывают их соподчиненность (т.е. она кому-то подчиняется или действует как самостоятельное звено). Поэтому, я считаю, что в настоящее время необходимо принять закон, описывающий организацию и принцип деятельности Министерства юстиции в РФ.  

6.Организационное и методическое руководство службой судебных приставов входит в число основных задач Министерства юстиции по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Эта задача включает два направления деятельности органов юстиции:

- исполнение судебных решений по гражданским делам и при­говоров по уголовным делам в части имущественных взысканий;

- обеспечение порядка и безопасности при осуществлении пра­восудия.

Правовую основу деятельности судебных приставов составля­ют федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г., а также указы Прези­дента, постановления Правительства РФ и нормативные акты Ми­нистерства юстиции. Организация деятельности судебных приставов в Конституционном Суде, Верховном Суде, Высшем Арбит­ражном Суде РФ определяется соответствующими конституцион­ными федеральными органами.

7.Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную полити­ку и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федераль­ных органов исполнительной власти. Кроме того, в состав Министерства юстиции РФ входят департаменты, одним из которых является департамент судебных приставов.   Именно поэтому служба (департамент) судебных приставов приобрела статус органа исполнительной власти федерального значения, которая входит в состав Министерства юстиции РФ.

Службы (департаменты) судебных приставов представляют собой централизованную структуру с о значительной процессуальной и организованной самостоятельностью. Это говорит о том, что в данную службу не может вмешиваться Министерство юстиции РФ, а может только следить за организацией ее работы, т.к. этот департамент приобрел статус самостоятельности и действует только внутри своего департамента.    

8.Центральным органом уголовно-исполнительной системы как самостоятельное структурное подразделение Министерства юстиции РФ, обеспечивающее организацию исполнения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы является Главное управление исполнения наказаний Мини­стерства юстиции РФ.

Главное управление исполнения наказаний Ми­нистерства юстиции РФ действует с учетом положений указов Президента РФ от 08.10.97 № 1100 «О реформировании уго­ловно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 28.07.98 № 904 «О передаче уго­ловно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Рос­сийской Федерации».

Таким образом, уголовно-исполнительная система находится в ведение Министерства юстиции Российской Федерации. Это связано с принятием вышеперечисленных нормативных актов в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы, а также передаче уго­ловно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Рос­сийской Федерации.

9.Сейчас взамен исполнительно-трудовых учреждений действует Главное управление исполнения наказаний Мини­стерства юстиции РФ. Оно создано по Закону РФ от 21.07.93 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголов­ные наказания в виде лишения свободы» и Федеральному за­кону от 21.07.98 № 117-ФЗ «О внесении изменений и допол­нений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» и призвано обеспечить реализацию законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнитель­ной системы.

На Министерство юстиции было возложено обеспечение ис­полнения уголовных наказаний; содержание подозреваемых, об­виняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей; их охрана, этапирование и конвоирование, а также контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Следовательно, в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы на основании вышеперечисленных законов  осуществляется реализация законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнитель­ной системы.

10.Правовой основой деятельности Главного управления ис­полнения наказаний Министерства юстиции РФ являются Конституция РФ, Закон РФ от 21.07.93 № 5473-1 «Об учреж­дениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УПК, Федеральный закон от 15.07.95 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обви­няемых в совершении преступлений»2, иные нормативные пра­вовые акты Российской Федерации, акты Министерства юсти­ции РФ и Положение о Главном управлении исполнения нака­заний Министерства юстиции Российской Федерации.

11.Территориальные органы создаются Министерством юстиции, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции на­значаются и освобождаются от должности Министром юстиции.

Руководители территориальных органов юстиции принимают и увольняют работников аппарата, распределяют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направлениями деятельности (функциями) Министерства юстиции (см. разд. 10.2). Кроме территори­альных органов юстиции на местах создаются и функционируют учреждения юстиции, подчиненные Министерству юстиции не­посредственно или по его поручению соответствующим террито­риальным органам Министерства юстиции РФ.

Следовательно, я считаю, что орган исполнительной власти, был не прав, отстраняя от должности начальника Главного управления Минюста России по данному субъекту РФ, т.к. прием и увольнение руководителей территориальных органов юстиции находится не в его компетенции министра юстиции субъекта РФ.

12.Должностные лица исправительных учреждений, контролируя соблюдение режимных требований, вправе применять к нарушите­лям меры воздействия, установленные Уголовно-исполнительным кодексом РФ, осуществлять оперативно-розыскную деятельность и определенные законом уголовно-процессуальные действия; в не­обходимых случаях использовать специальные средства и оружие.

В данном случае я считаю, что действия начальника Управления наказания правомерны, т.к. своим нормативным актом он прекратил действия моратория в отношении смертной казни и ввел новый вид уголовного наказания – каторгу. Этим правовым актом был нарушен федеральный закон, согласно которому один из видов уголовного наказания является смертная казнь.      

 

Тема 12. Органы по правовому обеспечению и правовой помощи.

 

1.Адвокатура (коллегия адвокатов) по характеру своей дея­тельности не является коммерческой организацией, не оказы­вает услуг в экономическом (товарном) смысле и не извлекает прибыль из своей деятельности. Она реализует предусмотрен­ное ст. 48 Конституции РФ право каждого гражданина на ква­лифицированную юридическую помощь. Именно поэтому кол­легии адвокатов признаются общественными организациями, выполняющими конституционные функции.

Согласно ч. 1 ст. 1 Положения об адвокатуре задача адвока­туры в Российской Федерации - оказание юридической по­мощи гражданам и организациям. Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения рос­сийских законов, бережного отношения к институту соб­ственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к пра­вам, чести и достоинству других лиц - цель деятельности адвокатуры.

Между тем адвокатура может осуществлять и предпринима­тельскую деятельность, не отнесенную ст. 19 Положения об адвокатуре к видам юридической помощи. Такими направле­ниями деятельности являются:

1) издание и продажа брошюр;

2) организация платных семинаров и платных лекториев;

3) внереализационные операции;

4) выполнение работ по договорам, не связанным с оказа­нием юридической помощи.

Таким образом, я считаю, что адвокатура не является правоохранительной системой, т.к. она занимает особое положение в системе юридических лиц в обществе. Она является некоммерческим негосударственным объединением юристов – профессионалов, построенная на принципе добровольного членства и самоуправления, т.е. она относится к общественным организациям.

2.Я считаю, что адвокатура и коллегия адвокатов занимают особое положение в системе юридических лиц в обществе, т.к. они обеспечивают право на юридическую помощь гражданам и юридическим лицам в охране их прав от посягательств и их возможностей, которая реализует конституционные функции государства. При этом, согласно ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому физическому и юридическому лицу гарантируется право на квалифициро­ванную юридическую помощь. Право на оказание юридической помощи является одним из основных конституционных прав человека и гражданина и обязанность государства защищать это право. Именно поэтому адвокатура и коллегия адвокатов занимают особое положение в системе юридических лиц в обществе.

3.Юридическая помощь ока­зывается в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и по делам об административных правонарушениях. Лица, ее оказывающие, выступают в качестве представителей, защитни­ков либо объясняющих порядок составления (составляющих) юридически значимых документов. Соответственно разновид­ностями юридической помощи являются:

1)  дача консультаций и разъяснений по юридическим во­просам (консалтинг), касающихся всех отраслей права, подго­товка устных и письменных справок по законодательству;

2)  составление заявлений, жалоб, договоров, исков, согла­шений, контрактов, претензий и других документов правового характера;

Информация о работе Правоохранительные органы