Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 12:32, контрольная работа

Краткое описание

Районные суды — это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов. В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.

Файлы: 1 файл

по 5 семинар.docx

— 19.87 Кб (Скачать)
 

Районные суды —  это суды первого звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из таковых является вышестоящим судебным органом для мировых судей. Он осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.   В районных судах нет Президиума суда, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав входят председатель суда, члены суда и аппарата суда. В составе крупного районного суда могут быть должности заместителей председателя суда. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и полномочиями председателя суда.  Председатель районного суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, при наличии положительного заключения квалификационных коллегий судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или автономного округа.   
Районный суд может быть создан и упразднен только федеральным законом (ч. 1 ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).   

Районный суд в  пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего района.   
В первой инстанции районный суд рассматривает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном порядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском процессе по вновь открывшимся об- стоятельствам им пересматриваются собственные решения, вынесенные в первой и апелляционной инстанции (ст. 393 ГПК), а в уголовном судопроизводстве — приговоры (постановления) мировых 
судей.   
Помимо разрешения уголовных и гражданских дел районным 
судом:   
а) рассматриваются:   
— дела об административных правонарушениях;   
— вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру,  
применение к лицу института условно-досрочного освобождения от 
отбывания наказания);   
— вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера;   
— вопросы о применении к лицу принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии с требованиями главы 50 УПК;   
— жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора,  
следователя, органа дознания и дознавателя в случаях и порядке, которые предусмотрены ст. 125 УПК;   
б) принимаются в ходе досудебного производства решения:   
— об избрании меры пресечения в виде заключения под 
стражу, домашнего ареста;   
— о продлении срока содержания под стражей;   
— о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар 
для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;   
— о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия 
проживающих в нем лиц;   
— о производстве обыска и (или) выемки в жилище;   
— о производстве личного обыска, за исключением случаев,  
предусмотренных ст. 93 УПК;   
— о производстве выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных 
организациях;   
— о наложении ареста на корреспонденцию, разрешении на 
ее осмотр и выемку в учреждениях связи;   
— о наложении ареста на имущество, включая денежные 
средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и 
во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;   
— о временном отстранении подозреваемого или обвиняемо- 
го от должности в соответствии со ст. 114 УПК;   
— о контроле и записи телефонных и иных переговоров.   

Районный суд изучает  и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.

 

 

1. Верховный Суд РФ - высший  судебный орган в системе судов  общей юрисдикции по всем подведомственным  данной системе судов гражданским,  уголовным и административным  делам, осуществляющий надзор  за всеми судами общей юрисдикции  и дающий разъяснения по вопросам  судебной практики. 
2. Функции Верховного Суда РФ:

• рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и  важные уголовные и гражданские  дела, подведомственные судам общей  юрисдикции; 
• проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора; 
• дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Указанные постановления  не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

• обладает правом законодательной  инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с  запросами о соответствии Конституции  РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

3. Судебные полномочия  Верховного Суда РФ:

• Верховный Суд РФ рассматривает  по первой инстанции'. 
1) уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности; 
2) гражданские дела о: 
а) оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; 
б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 
в) оспаривании постановлений о прекращении полномочии судей; 
г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектом РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ; 
д) оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 
е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 
• Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов обшей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена; 
• Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ; 
• Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

 

 Военные суды: назначение, полномочия, основное звено системы военных  судов

Военные суды РФ в соответствии с  ч. 1 ст. 1 Закона о военных судах  входят в судебную систему РФ, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в  Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных  органах исполнительной власти, в  которых федеральным законом  предусмотрена военная служба. Как  и любые иные федеральные суды они создаются и упраздняются федеральным законом, а их количество и численность работающих в них судей определяются Верховным Судом РФ.

В отличие от существовавшего до принятия Закона о военных судах  порядка, в настоящее время военные  суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных  Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а не применительно  к структуре органов военного управления.

Организация и порядок деятельности военных судов основываются на общих  принципах функционирования судебной власти, установленных Конституцией и федеральными законами: законность, независимость суда и судей, неприкосновенность судьи, состязательность, гласность  и др. Само по себе то, что военные  суды создаются в местах дислокации воинских частей, рассматривают дела, связанные с прохождением воинской службы и с совершением преступлений военнослужащими, а судьи военных  судов и сотрудники их аппаратов являются военнослужащими, прикомандированными к судебной системе, не может расцениваться как основание для отрицания действия этих принципов в системе военных судов. Какое бы то ни было вмешательство, в том числе военного командования, в деятельность военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет за собой установленную законодательством ответственность.

Полномочия военных судов определяются исходя из трех критериев: 1) характера  правоотношений, в связи с которым  возникло конкретное дело; 2) категории  лиц, в отношении которых рассматривается  дело; 3) места деятельности суда.

С учетом этого к их подсудности  отнесены:

- гражданские и административные  дела о защите нарушенных и  (или) оспариваемых прав, свобод  и охраняемых законом интересов  военнослужащих Вооруженных Сил  РФ, других войск, воинских формирований  и органов, граждан, проходящих  военные сборы, от действий (бездействия)  органов военного управления, воинских  должностных лиц и принятых  ими решений;

- дела о преступлениях, в совершении  которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы,  а также граждане, уволенные с  военной службы, граждане, прошедшие  военные сборы, при условии,  что преступления совершены ими  в период прохождения военной  службы, военных сборов;

- дела об административных правонарушениях,  совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

- все гражданские, административные  и уголовные дела, подлежащие  рассмотрению федеральными судами  общей юрисдикции, которые возникли  в месте дислокации военного  суда за пределами территории  РФ, если иное не установлено  международным договором РФ;

- жалобы на применение лицом,  производящим дознание, следователем  или прокурором заключения под  стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными  лицами сроков содержания под  стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы,  а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров  и принятые ими решения по  делам, расследуемым в отношении  военнослужащих, граждан, проходящих  военные сборы;

- дела и материалы, связанные  с ограничениями конституционных  свобод и прав на тайну переписки,  телефонных и иных переговоров,  почтовых, телеграфных и иных  сообщений, на неприкосновенность  жилища.


Информация о работе Правоохранительные органы