Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 07:19, реферат

Краткое описание

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 45.17 Кб (Скачать)

3. понятие и содержание правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность: понятие и содержание

Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

 

Как форма активного  и осознанного отношения к  окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат  и сам процесс деятельности.

Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

 

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

Результатом действия режима законности является правопорядок –  общественный порядок, основанный на праве  и сложившийся в результате осуществления  и принципов законности.

В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

В узком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).

 

38. понятие и задачи  предварительного расследования.

предварительное следствие и дознание образуют самостоятельную стадию уголовного процесса - стадию предварительного расследования, которое следует за возбуждением уголовного дела и предшествует стадии назначения судебного разбирательства.

Предварительное расследование - это регулируемая законом  деятельность следователей и органов  дознания по раскрытию преступлений, изобличению виновных и привлечению  их в качестве обвиняемых, установлению всех обстоятельств преступления, а также по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

В этой стадии процесса следователь, лицо, производящее дознание, обнаруживают, процессуально  закрепляют и тщательно исследует  все доказательства, необходимые  для правильного выяснения обстоятельств  дела и его разрешения, принимают  меры, исключающие уклонение виновных от предварительного следствия и  суда. Они должны достоверно установить наличие или отсутствие события  преступления, виновность обвиняемого, а также иные обстоятельства, предусмотренные  законом. Все решения, принимаемые  в стадии предварительного расследования, должны быть законными и обоснованными  и могут измениться или отменяться только в порядке, установленном  законом.

Деятельность  органов предварительного следствия  и дознания называется предварительным  расследованием, так как в дальнейшем обстоятельства дела будут исследованы  на судебном следствии суда, для  которого выводы органов расследования  не обязательны.

Предварительное расследование призвано установить наличие оснований для рассмотрения дела судом и осуществления правосудия. При отсутствии таких оснований  уголовное дело прекращается. Предварительное  расследование играет решающую роль в раскрытии преступлений. Но только суд, осуществляя правосудие в соответствии с законом, уполномочен от имени  государства признавать виновными лиц, совершивших преступления, а также определять им меры наказания.

Задачами  предварительного расследования являются:

1 Быстрое  и полное раскрытие преступления, то есть установление в короткий  промежуток времени всех обстоятельств  его совершения.

2. Изобличение  и своевременное привлечение  в качестве обвиняемого лица, совершившего преступление, а также  недопущение привлечения к уголовной  ответственности невиновного.

3. Установление  характера и размера ущерба, причиненного  преступлением, и принятие мер  для его возмещения. От выполнения  этой задачи зависит правильность  квалификации содеянного и обеспечение  защиты нарушенных прав граждан  и организаций.

4. Выявление  причин и условий, способствующих  совершению преступлений, и принятие  мер к их устранению. Предупреждение  преступлений - важнейшая задача  предварительного расследования.

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида расследования  преступлений: предварительное следствие  и дознание.

Предварительное следствие производится следователями  прокуратуры, органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов федеральной службы налоговой  полиции, действующих в пределах своей компетенции. Оно наиболее полно обеспечивает возможности  установления истины по уголовному делу и обязательно производится по наиболее сложным уголовным делам. Предварительное  следствие является основной формой расследования преступлений.

Дознание  производят специально уполномоченные должностные лица, наделенные правом возбуждать уголовные дела, и в  установленных законом пределах расследовать преступления.

Формы предварительного расследования 

 

Предварительное расследование  имеет две самостоятельные формы: дознание и предварительное следствие.

Дознание является первичной  формой расследования для дел, по которым обязательно производство предварительного следствия, и основной формой расследования для несложных  дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. Дознание отличается от предварительного следствия  органами, производящими расследование, их функциями, подследственностыо, процессуальным режимом, степенью процессуальной самостоятельности и кругом полномочий лиц, производящих дознание.

Характерной чертой дознания является сочетание следственных действий и оперативно-розыскных мер при  выполнении задач расследования (ст. 118 УПК).

Если для органов предварительного следствия расследование является единственной функцией, то для органов  дознания расследование — лишь одна из функций определенных органов (милиции, органов Федеральной службы безопасности, государственного пожарного надзора) или должностных лиц (командиры воинских частей, соединений и начальников военных учреждений, исправительных учреждений, капитанов морских судов, находящихся в дальнем плавании, начальников зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовкой).

Если при производстве предварительного следствия субъектом  расследования является следователь, то при производстве дознания в этом качестве наряду с лицом, непосредственно  производящим дознание, выступает орган  дознания. Закон возлагает обязанности  по возбуждению уголовного дела, принятию необходимых оперативно-розыскных  мер, проведению неотложных следственных действий именно на орган дознания (ст. 2,109,118,119 УПК и др.). В силу этого  лицо, производящее дознание, хотя и  выполняет, как и следователь, функцию  расследования, но не обладает такой  же процессуальной самостоятельностью и принимает все основные решения  по делу с согласия начальника органа дознания. Вместе с тем при исполнении этих решений лицо, производящее дознание, руководствуется в своих действиях  общими условиями производства предварительного расследования и действует в  строгом соответствии с нормами  и правилами, предусмотренными уголовно-процессуальным законодательством.

В ряде случаев закон упоминает  в качестве субъекта расследования  непосредственно лицо, производящее дознание (ст. 19,20,22, 23 УПК и др.). Однако начальнику органа дознания принадлежит  право поручать отдельные действия иным сотрудникам, привлекать оперативных  работников к исследованию обстоятельств  дела, заменять лицо, производящее дознание, и т.п.

Ни орган дознания, ни лицо, производящее дознание, не пользуются предусмотренным (ч. 2 ст. 127 УПК) правом направить дело при несогласии с  указаниями прокурора вышестоящему прокурору без исполнения указаний по принципиальным вопросам расследования. Все указания прокурора для органа дознания обязательны и подлежат немедленному исполнению. Это не исключает, разумеется, права лица, производящего  дознание, обжаловать указания нижестоящего прокурора вышестоящему, не приостанавливая при этом их исполнения.

Отличается дознание от предварительного следствия и по характеру расследуемых дел. В настоящее время подавляющее  большинство составов преступлений относится к компетенции органов  дознания (ч. 1 ст. 126 УПК). В основном это не представляющие большой общественной опасности преступления. В пределах своей компетенции орган дознания вправе и обязан возбудить уголовное  дело в каждом случае обнаружения  признаков преступления, однако в  дальнейшем действия его зависят  от подследственности дела.

48. Назначение  на должность, перемещение и  продвижение по службе в правоохранительных  органах

1. Должности, подлежащие  замещению лицами рядового, младшего, среднего, старшего и высшего  начальствующего состава, и соответствующие  этим должностям специальные  звания или классные чины определяются руководителем правоохранительного органа в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

2. Лица, назначаемые  на должности среднего, старшего  и высшего начальствующего состава,  до присвоения им специального  звания или классного чина  или зачисления в кадры правоохранительных  органов исполняют служебные  обязанности по занимаемой должности.

3. Назначение на  должность, перемещение по службе  производятся руководителем или  уполномоченным руководителем при  условии соответствия лиц предъявляемым  квалификационным требованиям. Квалификационные  требования к категориям должностей  утверждаются руководителями правоохранительных  органов на основе типовых  квалификационных требований к  категориям должностей, утверждаемых  уполномоченным органом по делам  государственной службы.

При этом соблюдаются  следующие условия:

1) при назначении  на должность и перемещении  по службе лиц среднего и  старшего начальствующего состава  может обеспечиваться использование  их по основной специальности  либо в соответствии с имеющимся  опытом, а при необходимости использования  на должностях по новой для  них специальности назначению  должна предшествовать переподготовка  на соответствующих курсах (сборах);

2) непрерывный срок  временного исполнения обязанностей  по вакантной должности не  должен превышать два месяца, а по невакантной – четыре;

3) сотрудники могут  быть зачислены в распоряжение  правоохранительного органа с  освобождением от занимаемой  должности и сохранением должностного  оклада по последней должности,  срок которого не должен превышать  пятнадцать календарных дней.

В исключительных случаях, вызванных особыми обстоятельствами, этот срок может быть продлен руководителем  правоохранительного органа до двух месяцев.

В срок пребывания в распоряжении не засчитываются  период нахождения лиц рядового и  начальствующего состава в установленных  настоящим Законом отпусках, на лечении (обследовании по направлению военно-врачебной  комиссии) в организациях здравоохранения, время нахождения в пути следования от места прежней службы до места  нахождения соответствующего правоохранительного  органа; время нахождения на учебно-экзаменационных  сессиях заочных, вечерних отделений  организаций образования; время нахождения под арестом в связи с привлечением к уголовной ответственности, в случаях прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям или вынесения оправдательного приговора со дня ареста и по день освобождения включительно.

Сотрудникам, освобожденным  от занимаемых должностей и находящимся  в распоряжении, не использовавшим оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск, в случаях задержки решения вопроса  об их дальнейшем использовании на службе предоставляется неиспользованный отпуск. За время оплачиваемого ежегодного трудового отпуска денежное содержание им выплачивается в размере, получаемом по основной должности ко дню зачисления в распоряжение, независимо от срока  пребывания в распоряжении.

К сотруднику, зачисленному в распоряжение правоохранительного  органа, могут применяться меры поощрения  и на него могут налагаться дисциплинарные  взыскания, предусмотренные настоящим Законом.

Время нахождения сотрудника в распоряжении правоохранительного  органа засчитывается в стаж правоохранительной службы, в выслугу лет для присвоения специального звания или классного  чина.

На сотрудника, находящегося в распоряжении правоохранительного  органа, в полном объеме распространяется установленный распорядок дня правоохранительного  органа.

В случаях письменного  отказа сотрудника, находящегося в  распоряжении правоохранительного  органа, занять предлагаемую должность  он подлежит увольнению в соответствии с настоящим Законом.

Перемещение по службе лиц рядового и начальствующего  состава осуществляется без зачисления их в распоряжение соответствующего правоохранительного органа. Назначение на должность лиц, состоящих в  распоряжении соответствующего правоохранительного  органа, производится в возможно короткий срок, но не позднее двух месяцев  со дня освобождения от должности. Порядок  использования на службе находящихся  в распоряжении правоохранительного  органа указанных лиц определяется нормативными правовыми актами правоохранительных органов;

4) при необходимости  срочного замещения вакантной  должности уполномоченный руководитель  вправе временно назначить сотрудника  из числа начальствующего состава  на срок не более одного  месяца;

5) при необходимости  перемещения лиц среднего, старшего  и высшего начальствующего состава  на другие должности, а также  в другую местность решение  об этом, с их согласия, принимают  соответствующие уполномоченные  руководители с учетом подготовки  и опыта службы этих лиц,  а также отсутствия у них  и членов их семей противопоказаний  по состоянию здоровья;

6) перемещение по  службе в другую местность  лиц начальствующего состава,  нуждающихся по состоянию здоровья  в изменении места жительства, производится по разрешению соответствующих  руководителей на основании заключения  военно-врачебной комиссии;

Информация о работе Правоохранительные органы