Правоохранительные органы

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 13:11, реферат

Краткое описание

Начало XXI в. ознаменовалось резко возросшим интересом мирового сообщества к проблемам безопасности. Во многом это обусловлено кризисными явлениями (природными катаклизмами, техногенными катастрофами, международным терроризмом и др.), переживаемыми человечеством. Особенно обострились эти проблемы в российском обществе, которое, пережив в последние полтора десятка лет глубочайшие потрясения, связанные с коренными изменениями в политике, экономике, социальной и духовной сферах, оказалось лицом к лицу с реальными угрозами национальной безопасности государства практически во всех сферах жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Правоохранительные органы.docx

— 37.80 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Начало XXI в. ознаменовалось резко возросшим интересом мирового сообщества к проблемам безопасности. Во многом это обусловлено кризисными явлениями (природными катаклизмами, техногенными катастрофами, международным терроризмом  и др.), переживаемыми человечеством. Особенно обострились эти проблемы в российском обществе, которое, пережив  в последние полтора десятка  лет глубочайшие потрясения, связанные  с коренными изменениями в  политике, экономике, социальной и духовной сферах, оказалось лицом к лицу с реальными угрозами национальной безопасности государства практически  во всех сферах жизнедеятельности.

Под национальной безопасностью Российской Федерации  понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и  единственного источника власти в Российской Федерации.

Структура национальной безопасности Российской Федерации  условно состоит из государственной  и общественной безопасности.

Государственная безопасность:

внутриполитическая  безопасность;

экономическая безопасность;

военная безопасность;

пограничная безопасность;

международная безопасность и др.

Общественная  безопасность:

безопасность  личности (права, свободы, здоровье, жизнь);

природная безопасность;

техногенная безопасность;

экологическая безопасность и др.

Государственная безопасность есть состояние защищенности основ конституционного строя, политического, экономического, оборонного, научно-технического и информационного потенциала страны от внешних и внутренних угроз, исходящих  от иностранных спецслужб и организаций, а также преступных сообществ, групп  и отдельных лиц.

Под общественной безопасностью следует понимать состояние защищенности населения  страны от преступных посягательств  на права граждан и их объединений, а также от угроз природного и  техногенного характера.

Основу национальной безопасности составляет единая государственная  политика, являющаяся частью общегосударственной  политики РФ и подчиненная главным  стратегическим целям России, обусловленным  российскими национальными интересами.

Обеспечение национальной безопасности России - это систематическая  деятельность государственных органов, общественных институтов и отдельных  граждан, направленная на надежную защиту национальных интересов РФ от внешних  и внутренних угроз и эффективное  противодействие им. Обеспечение  безопасности личности, общества и  государства (национальной безопасности) достигается государственным управлением  системой обеспечения национальной безопасности.

 

1. Роль и место  органов местного  самоуправления в  системе обеспечения  общественной безопасности  Российской Федерации

 

Эффективность функционирования органов государственной  власти Российской Федерации с неоднородностью  ее экономического пространства, многонациональным  и многоконфессиональным составом, особенностями и традициями, огромной территорией и богатейшими природными ресурсами во многом зависит от взаимоотношений  центра и регионов, от региональной политики государства. Эта политика имеет ряд уровней реализации: государственную стратегию регионального  развития, межрегиональную политику, региональную политику субъектов Российской Федерации, политику местного самоуправления. От деятельности всей системы органов  государственной власти, в особенности  в современных социально-экономических  условиях развития России, в период осуществления полномасштабной  административной реформы во многом зависит эффективность обеспечения  безопасности граждан, общества и государства.

Представление общественной безопасности в виде системы  дает уникальную возможность увидеть  все составляющие элементы безопасности личности, общества и государства, исследовать  связи между элементами общей  системы, смоделировать сложные  процессы обеспечения общественной безопасности, спрогнозировать возможные  состояния системы, а также помогает выработать необходимые рекомендации органам государственной власти.

Основные понятия, употребляемые в сфере обеспечения  безопасности, определены Законом Российской Федерации "О безопасности". Так, безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых  надежно обеспечивает существование  и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его  материальные и духовные ценности; государство - его конституционный  строй, суверенитет и территориальная  целостность (ст.1).

Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации  и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Основным субъектом  обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции  в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с  действующим законодательством  обеспечивает безопасность каждого  гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Органы законодательной  власти определяют основные направления  и приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов безопасности; формируют  сферу правового регулирования  отношений обеспечения безопасности; устанавливают порядок организации  и функционирования органов обеспечения  безопасности; осуществляют контроль за их деятельностью и т.д.

Реализация положений  Конституции Российской Федерации, федеральных законов, других нормативных  правовых актов возложена на исполнительную власть в лице Президента и Правительства  Российской Федерации.

Судебные органы обеспечивают: защиту конституционного строя в Российской Федерации, осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены, и т.д.

Граждане, общественные и иные организации и объединения  являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию  в обеспечении безопасности в  соответствии с законодательством  Российской Федерации, законодательством  органов власти субъектов Российской Федерации, их нормативными правовыми  актами, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство  обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим  содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Основные задачи в области обеспечения общественной безопасности осуществляет Президент  Российской Федерации. Он возглавляет  Совет Безопасности Российской Федерации, определяет стратегию внутренней и  внешней безопасности; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; в пределах определенной законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности; представляет Федеральному Собранию ежегодный доклад об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации и основных задачах политики национальной безопасности на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Координирующим  межведомственным органом системы  обеспечения национальной безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации. Он обеспечивает реализацию функций Президента Российской Федерации  по управлению государством, формированию внутренней, внешней и военной  политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан.

     государственная безопасность местное самоуправление

Как было отмечено ранее, в систему обеспечения  общественной безопасности должно быть включено законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности.

Одним из главных  направлений совершенствования  системы обеспечения общественной безопасности является создание научно обоснованной концепции законодательства в этой области, которая должна способствовать укреплению системных связей, выработке  стратегических и тактических приоритетов  законотворческой деятельности в этой области, определить последовательность принятия и совершенствования необходимых  законов, исходя из потребности граждан, общества и государства в целом. В законодательство по обеспечению  общественной безопасности должно органично  вписаться "чрезвычайное" законодательство.

За последнее  десятилетие в сфере обеспечения  общественной безопасности принято 50 федеральных законов, десятки указов Президента Российской Федерации, более 100 постановлений Правительства  РФ, значительное количество нормативных  актов субъектов РФ.

Юридической базой  формирования законодательства в исследуемой  области является Конституция РФ, что в определенной мере обеспечивает целостность всей системы общественной безопасности, взаимную согласованность  разноуровневых нормативных правовых актов, общность их исходных принципов. Систему статусных нормативных  правовых актов Российской Федерации составляют федеральные конституционные законы. Федеральные законы охватывают конкретную сферу общественных отношений.

На сегодняшний  день сложилась ситуация, когда не только не существует целостной системы  законодательства в сфере обеспечения  общественной безопасности, но и правовое регулирование охватывает только часть  общественных отношений, связанных  с противодействием различного рода опасностям и угрозам. Для подтверждения  этого факта можно привести лишь некоторые нормативные правовые акты, принятые и вступившие в действие в последние годы.

Конституция РФ 1993 г. отражает те изменения, которые произошли в экономике, политике, идеологии России за предшествующие годы. Она закрепляет основные права и свободы гражданина, органически включает их во все остальные конституционные институты, создает структуры, процедуры и нормы, необходимые для защиты и осуществления конституционных прав и свобод человека.

Основные положения  Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов  в области обеспечения общественной безопасности раскрывают законы низшего  уровня.

Следует оговориться, что такое деление достаточно условно, поскольку часть законов ("О Правительстве Российской Федерации", "О безопасности", "О милиции", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел  Российской Федерации", "О государственной  границе Российской Федерации", а  также ряд других законов) рассматривает  проблему, учитывая весь спектр проблем  обеспечения общественной безопасности.

Но есть достаточно большое количество законов, которые  можно уверенно отнести к той  или иной части законодательства по обеспечению общественной безопасности. К ним можно отнести Законы "О чрезвычайном положении", "О  судебной системе Российской Федерации", "О борьбе с терроризмом", "О  противодействии экстремистской деятельности", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О  пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "Об использовании атомной энергии", "О радиационной безопасности", "Об информации, информатизации и  защите информации" и некоторые  другие.

Представляется  необходимым коротко охарактеризовать некоторые из перечисленных выше Законов.

В соответствии с Федеральным конституционным  законом от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, принципами деятельности которого являются верховенство Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов, народовластие, федерализм, разделение властей, ответственность, гласность и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Информация о работе Правоохранительные органы