Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:10, реферат
Согласно Конституции государственная власть в Российской Федерации выполняет три самостоятельных функции: законодательную, исполнительную, судебную (ст. 10).
Опыт современного государственного устройства в России показывает, что необходимым условием подлинного и эффективного разделения полномочий государственной власти, средством демократического правового преодоления возникающих государственно-правовых противоречий является учреждение и значительное повышение статуса судебной власти, осуществляемой конституционными (уставными) судами, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, наделенными широкими полномочиями в сфере обеспечения соблюдения конституционной законности.
Процедура подбора кадров для федеральных судов, порядок их наделения судейскими полномочиями также регулируется федеральным законодательством. Закон предъявляет высокие требования к федеральным судьям. Пункт 3 ст. 3 Закона о статусе судей запрещает судье совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом указанная деятельность не может финансироваться за счет средств иностранных государств, международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Судья не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ и законодательством РФ. Аналогичные требования закон предъявляет к лицам, занимающим должность мирового судьи2.
Вместе с тем согласно Конституции в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся кадры судебных органов, действующих в пределах соответствующих субъектов РФ (п. «л» ст. 72). Часть 2 ст. 17 Закона о судебной системе раскрывает одно из полномочий этой совместной компетенции, касающееся создания должностей мировых судей, а именно правовой основы их установления и упразднения. Согласно названному Закону эти вопросы должны решаться представительными органами субъектов РФ.
Как известно, конституционные (уставные) суды в Российской Федерации не составляют единой системы. Образование этих судов субъектов РФ основано на их праве, а не обязанности. Законами субъектов РФ должны определяться порядок их организации, компетенция, структура, процедура деятельности.
Таким образом, Закон о судебной системе утверждает стабильность системы судов в Российской Федерации. Изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию или принятия соответствующего федерального конституционного или федерального закона.
Компетенция
каждого суда определяется законом,
судебная власть осуществляется им, как
правило, на территории определенного
государственно-
Суды различаются между собой не только видами осуществляемой ими деятельности (конституционные, общей юрисдикции, арбитражные), регулируемыми различными формами судопроизводства согласно ч. 2 ст. 118 Конституции, но и пределами предоставленной им власти, их юрисдикцией. Различается юрисдикция общая и специальная.
Общая
территориальная юрисдикция конкретного
суда может распространяться: на определенное
административно- территориальное образование
(район, область, республику); на структурное
образование Вооруженных Сил РФ (гарнизон,
военный округ (флот)); на судебный округ
(не совпадающий с отдельными административно-
В установленных законом случаях судебная юрисдикция может распространяться на определенную социальную группу или определенных лиц (рассмотрение уголовных дел но обвинению судей в совершении преступлений в случаях, предусмотренных Законом о статусе судей и УПК (ст. 452); дача заключения при возбуждении вопроса об отрешении Президента РФ от должности в порядке, установленном ст. 93 Конституции).
Федеральное законодательство определяет структуру органов судебной власти (наличие пленумов, президиумов, судебных коллегий, палат, составов), призванную обеспечить выполнение отдельных полномочий судебной власти, а также составов суда при рассмотрении конкретных дел и материалов.
Судебная система РФ представляет собой совокупность действующих в Российской Федерации судебных органов, образованных в установленном Конституцией порядке, осуществляющих функции судебной власти, объединенных общностью задач, основ построения и организации деятельности, с учетом федеративного и административно- территориального устройства Российской Федерации.
Основы сложившейся в Российской Федерации судебной системы изложены в гл. 7 Конституции «Судебная власть». В этой главе назван основной правовой акт, которым определяются содержание и структура судебной системы как основополагающего института государственного устройства Российской Федерации — Закон о судебной системе.
Основополагающее значение для характеристики судебной системы РФ имеет содержание и последовательность изложения ст. 125—127 Конституции, определяющих компетенцию и место, занимаемое в судебной системе каждым из высших судебных органов РФ: Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ. Этот порядок размещения правового регулирования судебных органов имеет значение не только для определения структуры судебной системы в целом, но и для установления места в судебной системе всех иных федеральных судов.
Согласно ст. 4 Закона о судебной системе в судебной системе РФ в соответствии с принципами федерализма действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
В судебной системе РФ различается многообразие структурных подразделений. Эти различия носят организационный и процедурный характер. Например, входящие в судебную систему органы могут различаться не только предметной компетенцией, но и кругом полномочий по отношению к отдельным подразделениям самой судебной системы.
Поэтому выделяются нижестоящие и вышестоящие суды. Этими терминами обозначаются их различия в компетенции и общий характер инстанционных связей, регулируемых процессуальным законодательством. Различия в компетенции групп судов, сложность организационных и процессуальных взаимосвязей между ними не исключают существования единых правоохранительных задач, наличия общности основных принципов организации и деятельности всех судов. Единство построения судебной системы заключается в закреплении федеральным конституционным законодательством главных условий образования и функционирования судебной системы.
К
числу условий обеспечения
Судебная система как конституционное установление, представляющее совокупность судов разных уровней, организованных в соответствии с их компетенцией и целями их деятельности, подразделяется на следующие подсистемы: 1) Конституционный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.
Таким образом, общая система судебных органов РФ состоит из трех значительных образований, предусмотренных Конституцией и Законом о судебной системе, и включает:
Эти подсистемы различаются но всем параметрам: порядком организации, компетенцией, структурой, регулированием деятельности, инфраструктурой обеспечения деятельности.
Конституционный Суд РФ занимает особое место в судебной системе, так как он выполняет функции высшего органа судебной власти по защите конституционного строя Российской Федерации, конституционных прав граждан. Основное полномочие Конституционного Суда — конституционный контроль. Конституционный Суд РФ самостоятельно и независимо от иных ветвей государственной власти и иных подсистем судебной власти осуществляет порученную ему функцию методом конституционного судопроизводства. Конституционные суды в республиках РФ и уставные суды в субъектах РФ выполняют аналогичные функции в пределах названных субъектов и организационно не связаны с Конституционным Судом РФ.
Основной объем работы по осуществлению правосудия выполняет наиболее многочисленная и развитая подсистема территориальных судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ. Надзор за их деятельностью осуществляется Верховным Судом РФ в предусмотренных федеральными законами формах. К этой подсистеме помимо Верховного Суда РФ относятся верховные суды республик, краевые, областные, городские (в Москве и Санкт- Петербурге) суды, суды автономной области и автономных округов, районные суды, мировые судьи. Их организация и деятельность регулируются федеральными судоустройст- венными и процессуальными законами.
В комплекс общих судов включаются занимающие особое место в судебной системе военные суды. Они являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, в других войсках и воинских формированиях. В своей деятельности военные суды поднадзорны Верховному Суду РФ. Названная подсистема состоит из гарнизонных военных судов, представленных в качестве первого звена, окружных (флотских) судов — второе звено. В качестве третьего звена выступает Верховный Суд РФ в лице его Военной коллегии. Организация и общие основы деятельности военных судов как органов судебной власти определяются Законом о военных судах.
Арбитражная юстиция включает федеральные арбитражные суды субъектов РФ; 20 федеральных арбитражных апелляционных судов; 10 федеральных арбитражных кассационных судов округов. Организация и деятельность арбитражных судов определяется Законом об арбитражных судах и АПК. Возглавляет эту подсистему судебной власти и осуществляет надзор за деятельностью арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ.
Необходимость создания в Российской Федерации разветвленной, хотя и единой судебной системы объясняется помимо значительной протяженности ее территории наличием ряда иных факторов.
Во-первых,
это необходимо, чтобы суды как
государственные органы правосудия были
организованы в соответствии с государственным
устройством Российской Федерации и административно-
Во-вторых, существование взаимосвязанных судебных органов и их специализированных подсистем вызывается необходимостью распределения компетенции по рассмотрению дел в зависимости от их сложности, специфики охраняемых общественных отношений.
В-третьих, создание системы судебных органов, включающей различные инстанции, связано с необходимостью обеспечения условия для реализации конституционного права каждого осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (ч. 3 ст. 50 Конституции). Ступенчатость построения судебной системы (в частности, инстанционность) позволяет проверять законность и обоснованность каждого приговора по уголовному делу и решения ио гражданскому делу вышестоящим судом.
В-четвертых, судебные органы при осуществлении правосудия не должны быть разобщены.
Для достижения этой цели система судов общей юрисдикции возглавляется Верховным Судом РФ, а система арбитражных судов — Высшим Арбитражным Судом РФ. Они осуществляют надзор за судебной деятельностью подведомственных им судов, обеспечивая единство судебной практики путем кассационного и надзорного производства, а также путем разъяснения вопросов применения действующего законодательства и принятия иных мер, направленных на установление единообразного и правильного применения судами федерального законодательства.
Отмеченные
характерные признаки судебной системы
получают свое отражение и организационно-
В
соответствии с государственным
устройством и административно-