Контрольная работа по "Правоохранительные органы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 12:15, контрольная работа

Краткое описание

1. Теоретический вопрос. Понятие судебной власти. Основные признаки и полномочия судебной власти.
2. Практический вопрос. Решение задачи.

Файлы: 1 файл

ПРАВООХР ОРГАНЫ.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

 


 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ТЮМЕНСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 

 

 

 

 

Кафедра

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине   Правоохранительные органы

Вариант 2

 

 

Выполнил: студентка 1 курса

Заочного факультета

       Специальности «Юриспруденция»

Мойся Екатерина Михайловна

№ зачетной книжки 09332

Проверил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2010

 

 

 

 

План:

  1. Теоретический вопрос. Понятие судебной власти. Основные признаки и полномочия судебной власти.
  2. Практический вопрос. Решение задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретический вопрос.

Понятие судебной власти. Основные признаки и полномочия судебной власти.

 

Согласно ст.10 и 11 Конституции РФ судебная власть (наряду с законодательной и исполнительной) является разновидностью государственной власти и осуществляется судами Российской Федерации самостоятельно. Глава седьмая Конституции, посвященная по своему названию и содержанию судебной власти, определяет, что исключительное предназначение судебной власти состоит в осуществлении правосудия, которое возложено только на суды (ч.1 ст.118). Это отличает судебную власть от законодательной власти, наделенной законотворческой функцией, а также от нормотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов исполнительной власти. [4]

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.

Суды, как органы судебной власти, осуществляют правосудие посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст.118, часть 2, Конституции РФ). Это означает, что правосудие является способом реализации судебной власти при решении любых отнесенных к ее полномочиям вопросов, независимо от их различного правового характера.

Из ст.118 Конституции (часть 3) вытекает также, что судами как органами судебной власти, осуществляющими правосудие, признаются только такие органы, которые согласно Конституции и федеральным конституционным законам входят в судебную систему РФ. [4] Полномочия по осуществлению правосудия не могут быть делегированы никаким другим органам вне судебной системы. Более того – Конституция ограничивает полномочия властей, прежде всего законодателя, учреждающего суды, не допуская создание чрезвычайных судов. Это значит, что суды не могут подменяться органами, уполномочиваемыми на разрешение отдельных дел, в т.ч. в отношении отдельных лиц или на временное рассмотрение каких-либо конкретных конфликтов, обычно разрешаемых судами. Любые дела, по которым суды осуществляют правосудие, не могут изыматься из ведения ординарной судебной системы, как она устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом.

В системе присущего правовому государству разделения властей судебная власть призвана обеспечивать судебный контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как непосредственно действующих, т.е. обязывающих законодательную и исполнительную власть признавать, учитывать, не нарушать и защищать эти права. Именно защите прав и свобод как высшей ценности (ст.2 Конституции) служат и принцип разделения властей, и самостоятельность судебной власти. Последняя, будучи противовесом властным полномочиям других, осуществляет судебный контроль за ними, чтобы были исключены узурпация власти (ст.3, часть 4) и ее использование в нарушение общих принципов права, Конституции и закона. [4]

В то же время судебная власть признается наиболее эффективным средством защиты потому, что способом ее осуществления является правосудие. Такие черты присущи правосудию согласно стандартам, признанным в международном демократическом сообществе. Эти стандарты, закрепленные в Международном пакте о гражданских и политических правах и в Европейской конвенции о защите прав и свобод, признаются и подтверждаются Конституцией РФ, что предусмотрено в ее статьях 15 (часть 4) и 17 (часть 1). [4]

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков: [1]

Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. Судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека каждому человеку должно быть гарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливости независимым и беспристрастным судом. 

Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

 

Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо. [6]

Процессуальный  порядок  деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Процессуальный порядок, регулируя правила судебной процедуры, представляет собой высокую социальную ценность. Он призван обеспечить законность всей деятельности органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость судебных решений, охрану прав лиц, чьи интересы с той или иной степени затрагивает судебную власть. [1]

Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. 

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Особой юридической силой обладает толкование Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации. Оно является официальным и обязательным для всех органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Проблема судебной власти производна от проблемы государственной власти в целом и разделения ее ветвей. Возникла эта проблема давно, когда было замечено, что сосредоточение в одних руках функций законодательной, исполнительной и судебной власти очень опасно для общества и государства. Для того чтобы предотвратить сосредоточение этих функций в одних руках, была предложена такая организация государственной власти, при которой она делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. [5]

Сущность любой власти заключается в том, что власть призвана влиять на деятельность, поведение людей с помощью каких-то определенных мер воздействия, например, авторитета, волевого влияния, правовых велений, принуждения. Поэтому судебную власть можно определить как совокупность средств, присущих только судам, которые могут оказывать воздействие на поведение людей, на социальные явления и процессы. Эти средства закреплены в полномочиях судебных органов.

К полномочиям судебных органов можно отнести: [2]

− конституционный контроль;

− правосудие;

−контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных учреждений и должностных лиц;

− обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений и решений некоторых других правоохранительных органов;

−разбирательство и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам;

− разъяснение действующего законодательства на основе данных судебной практики;

− участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества. [2]

Таким образом, органами судебной власти в Российской Федерации являются суды в лице их судей, которые осуществляют правосудие по конкретным судебным делам (гражданским, административным, арбитражным, уголовным) и выполняют другие функции, присущие судебной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический вопрос. Решение задачи.

 

       Задача:

Кузнецов Р.В., являясь судьей, находящимся в отставке, обратился к председателю областного суда с просьбой о том, чтобы в связи с финансовыми затруднениями в семье и наличием свободного времени его привлекли к осуществлению правосудия в качестве судьи районного федерального суда сроком на 2 года. Его просьба была удовлетворена. Дайте правовую оценку данной ситуации.

Решение задачи:

Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» регламентирует требования, предъявляемые к судье и кандидатам на должность судьи, а также определяет порядок наделения судей полномочиями, их срок и порядок прекращения. Однако возникают исключительные ситуации, когда в судах не заняты все штатные судейские должности и значительно увеличен объем работы. А это затрудняет доступ граждан к правосудию и ущемляет их конституционные права на судебную защиту. Тогда, в соответствии и пунктом 1 статьи 7-1 названного Закона, находящийся в отставке судья может быть привлечен к работе в качестве судьи, что отнюдь не равнозначно назначению его на должность судьи. Понятия «судья» и «судья, находящийся в отставке» не могут рассматриваться как тождественные, поскольку судья в отставке сохраняет лишь звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Также, согласно Закону Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» статьи 15 п. 8 «Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи». [3]

 

Для данной ситуации правовая оценка является верной и объяснима согласно статьи 7-1. Исполнение обязанностей судьи [3]

1. К осуществлению правосудия  в качестве судьи, кроме исполнения  обязанностей судьи Конституционного  Суда Российской Федерации, может быть привлечен с его согласия судья, находящийся в отставке, на срок до одного года в случае наличия вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличения объема работы в суде, либо в случае отсутствия судьи или приостановления его полномочий.

2. Привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

Таким образом, можно полагать, что для данного судьи имелось положительное заключение квалификационной коллегии судей и причины, указанные в пункте 1 данной статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

 

    1. Правоохранительные органы.  Рыжаков А.П. М.: Инфра-М, 2004. — 447 с.

    1. Правоохранительные органы.  Савюк Л.К. М.: Юристъ, 2004. — 671 с. 
    2. ЗАКОН РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
    3. Конституция РФ. 1993 г.
    4. Интернет–источник: http://www.uic.ssu.samara.ru/legal/library/works/004-02.html
    5. Интернет–источник: http://www.lawtoday.ru/razdel/biblo/pravoxran-org/DOC_007.php

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Правоохранительные органы"