Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:06, доклад
Особенностью правоохранительных органов (как и всех органов безопасности) является их право на легитимное применение силы с целью защиты граждан и/или государства. Отсюда соблазн власти (точнее, политиков, пребывающих при власти) использовать их в собственных политических (а иногда и бизнесовых) интересах вплоть до узурпации власти. С целью устранения (ограничения) этой угрозы демократия предусматривает прежде всего распределение власти, взаимный контроль ее ветвей (систему сдержек и противовесов), а также максимальное привлечение к этому взаимоконтролю структур гражданского общества, т.е. установление гражданского демократического контроля над силовыми (правоохранительными) органами.
Правоохранительные органы Украины
Особенностью
Эффективность демократического гражданского контроля (особенно на этапе его становления) в решающей степени зависит от сбалансированности полномочий его субъектов прежде всего в системе власти, от уровня реальной независимости судебной системы — поскольку судебная защита является высшей формой гарантии прав и свобод граждан, в т.ч. в их отношениях с органами власти, и средств массовой информации — поскольку именно независимые СМИ обеспечивают максимально объективное и полное информирование граждан о деятельности защитников правопорядка, а правоохранительные органы — об общественном мнении по этим вопросам.
Кто должен контролировать правоохранительные органы
Анализ национального законодательства и международно-правовых актов, к которым присоединилась Украина, дает основания утверждать, что в целом в стране существует правовая основа, необходимая для функционирования системы демократического гражданского контроля над правоохранительными органами.
Закон Украины «О демократическом
гражданском контроле над Военной
организацией и правоохранительными
органами государства» определяет систему
демократического гражданского контроля
как совокупность институтов и законодательно
закрепленных процедур и средств, обеспечивающих
распределение полномочий, обязанностей
и ответственности между
С формальной точки зрения, круг субъектов контроля является исчерпывающим. Тем не менее, с точки зрения сбалансированности полномочий и средств (ресурсов) влияния, картина выглядит совсем по-другому. Анализ основных функций (полномочий) субъектов системы контроля над правоохранительными органами свидетельствует, что уже на уровне общих требований Конституции и законодательства заложены предпосылки концентрации реальных возможностей по контролю в руках одного из его субъектов — Президента Украины — посредством фактического предоставления ему возможности исключительного влияния на руководство правоохранительных органов.
Правоохранительные органы и власть:
контроль у того, кто назначает и освобождает
Конституция Украины предусматривает,
что Президент Украины, кроме
прочего, обеспечивает национальную безопасность
государства; назначает по представлению
премьера членов Кабинета министров (в
частности, министра внутренних дел) и
прекращает их полномочия на этих должностях;
назначает по согласованию с парламентом
на должность генерального прокурора
Украины и освобождает его
от должности; назначает на должности
и освобождает от них высшее командование
ВС Украины, других воинских формирований
(в т.ч. единолично назначает и
освобождает председателя СБУ); возглавляет
Совет национальной безопасности и
обороны; присваивает высшие воинские
и прочие высшие специальные звания
и чины; создает суды, консультативные,
совещательные и прочие вспомогательные
органы и службы в пределах средств,
предусмотренных Госбюджетом
Итак, из числа руководителей правоохранительных органов лишь назначение генерального прокурора Президент согласует с парламентом. Однако на практике, в случае неутверждения парламентом представленной Президентом кандидатуры, полномочия генерального прокурора осуществляет временно исполняющий его обязанности, который никоим образом от парламента не зависит.
Предусмотренным Конституцией
координационным органом при
Президенте Украины является Совет
национальной безопасности и обороны
Украины, «координирующий и
Такой порядок формирования
и функционирования СНБОУ обусловливает
определяющее влияние на его деятельность
и решения Президента Украины. Кроме
того, аппарат СНБОУ никогда не
имел и не имеет достаточного по
численности и квалификации штата
для контроля над деятельностью
органов охраны правопорядка, а его
влияние на них зависит преимущественно
от персонального уровня влияния
секретаря СНБОУ. Наибольшим влиянием
обладал секретарь СНБОУ В.
В соответствии с Положением
об администрации Президента Украины
(АПУ), этот орган осуществляет организационное,
правовое, консультативное, информационное,
экспертно-аналитическое и
К функциям АПУ, среди прочего,
отнесены: подготовка для президента
предложений по «обеспечению государственной
независимости, государственного суверенитета,
территориальной целостности
Такие функции дают АПУ реальные мощные рычаги влияния на правоохранительные органы, что объективно предопределяет фактическую зависимость руководства последних от президентской администрации.
После характеристики полномочий
президента в сфере контроля над
правоохранительными органами функции
и возможности в этой сфере
других властных институций и ветвей
власти можно рассматривать
Парламентский контроль над правоохранительными органами теоретически осуществляется профильными парламентскими комитетами, временными следственными и специальными комиссиями, Счетной палатой, уполномоченным Верховной Рады по правам человека, а также народными депутатами.
Но после принятия Конституции среди функций парламентских комитетов остались лишь осуществление законопроектной работы, подготовка и предварительное рассмотрение вопросов, отнесенных к полномочиям Верховной Рады. Обращения парламентских комитетов игнорируются, на них отвечают отписками или предоставляют неправдивую информацию, не неся при этом никакой ответственности.
Деятельность временных
следственных и специальных комиссий
парламента, результаты которой подтвердили
их определенную эффективность (особенно
в обеспечении гласности при
расследовании резонансных дел)
Деятельность Счетной
палаты часто наталкивается на саботаж
чиновников. Вместе с тем, Президент
наложил вето на принятые Верховной
Радой изменения в Конституцию,
предусматривавшие
Количество обращений
граждан к уполномоченному
В целом игнорирование правоохранительными органами запросов со стороны не только парламентских органов и отдельных народных депутатов, но и самого парламента приобретает формы укоренившейся практики. Выразительное свидетельство тому — уклонение первых лиц правоохранительных органов не только от отчетов перед парламентом, но и от информирования его о ходе резонансных дел.
Неотъемлемым элементом
демократических механизмов сдержек
и противовесов во властных отношениях
и обеспечения прозрачности политики
является парламентская оппозиция.
Тем не менее в Украине ее деятельность
законодательно не урегулирована и
искусственно ограничивается. К оппозиции
применяются методы силового давления
— с привлечением правоохранительных
органов. Собственно, работа парламента
последнего созыва на каждом шагу являет
примеры деконструктивного
Итак, реально почти все вопросы деятельности судебной системы (включая органы судейского самоуправления) зависят от Государственной судебной администрации, имеющей статус центрального органа исполнительной власти. Тем самым судебная ветвь власти в Украине если не встроена в систему исполнительной власти, то поставлена в зависимость от нее.
Если добавить к этому
материально-техническое
Кстати, вернувшись в конце
2003 г. из Страсбурга, председатель Верховного
суда Украины В.Маляренко сообщил,
что «ни одной серьезной
В Украине в системе
государственного управления вообще и
гражданского контроля над правоохранительными
органами в частности сложилась
довольно опасная ситуация, когда
можно констатировать фактически полную
концентрацию управленческо-распорядительных
функций (собственно власти) в администрации
Президента Украины. При этом администрация
— неконституционный орган, не предусмотренный
законом о демократическом
Правоохранительные органы и общество: кто кого контролирует?
С середины 1990-х годов в
Украине осуществляется ограничение
свободы СМИ: монополизация их сети
и установление политической цензуры
со стороны власти и близких к
ней финансово-политических групп (большинство
журналистов признают наличие «темников»
— установок администрации
Все более распространяется
практика использования