Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 01:06, доклад
Особенностью правоохранительных органов (как и всех органов безопасности) является их право на легитимное применение силы с целью защиты граждан и/или государства. Отсюда соблазн власти (точнее, политиков, пребывающих при власти) использовать их в собственных политических (а иногда и бизнесовых) интересах вплоть до узурпации власти. С целью устранения (ограничения) этой угрозы демократия предусматривает прежде всего распределение власти, взаимный контроль ее ветвей (систему сдержек и противовесов), а также максимальное привлечение к этому взаимоконтролю структур гражданского общества, т.е. установление гражданского демократического контроля над силовыми (правоохранительными) органами.
Что касается граждан, общественных
организаций и политических партий,
то Конституция Украины не предусматривает
их прав на осуществление контроля
над правоохранительными
60—70% заявлений граждан
«удовлетворяются не полностью»
Далеко за примерами ходить
не нужно: Центр Разумкова, работая
над проектом, обратился почти
во все силовые министерства и
ведомства с просьбой дать ответы
на несколько вопросов — и на
протяжении трех месяцев не получил
ни одного ответа.Политическим партиям
закон гарантирует свободу
«Внесистемные факторы» На деятельность правоохранительных органов, кроме законодательно установленных субъектов контроля, в значительной степени влияют и так называемые «внесистемные факторы» — криминалитет и бизнес-структуры. Естественно, ни одним официальным документом участие этих структур в контроле над правоохранительными органами не предусмотрено. Вместе с тем существуют многочисленные признаки такого влияния — оно постоянно, на протяжении последних девяти лет, признается главой государства.
Сравнивая распоряжение Президента «О мероприятиях по активизации борьбы с коррупцией и организованной преступностью» (от 10 февраля
1995 г.) и последний по
данной проблематике указ «О
системе мероприятий по
Показательно общественное мнение по этому вопросу. По результатам социологического опроса, проведенного Центром Разумкова в апреле 2004 г.1, граждане Украины считают, что наибольшим влиянием на правоохранительные органы обладает прокуратура — так считают 47,5% респондентов. Вместе с тем 45,4% опрошенных отмечают влияние на правоохранительные органы криминальных структур. Влияние криминалитета на органы охраны правопорядка граждане отмечали в полтора раза чаще, чем влияние местной власти, и более чем вдвое — парламента, суда и правительства. Хотя СМИ называют «четвертой властью», лишь 4,2% опрошенных отмечают их реальное влияние на деятельность органов охраны правопорядка. Еще меньшим количеством (1,5%) отмечается влияние общественных организаций.
Описанное выше распределение полномочий, и прежде всего практика их применения, в значительной мере обусловлено чертами, унаследованными украинским государством и украинским обществом от недавнего, по историческим меркам, тоталитарного прошлого.
Однако ссылки на наследие
прошлого не являются исчерпывающим
и достаточным оправданием
Массовое и стремительное обнищание подавляющего большинства населения страны обусловило общественную апатию. Уровень гражданской активности украинского общества чрезвычайно низок: согласно результатам социологического опроса, проведенного Центром Разумкова, лишь около 5% граждан считают себя вовлеченными в активную общественную деятельность; в т.ч. около 4% засвидетельствовали членство в общественных организациях и около 3% — в политических партиях.
Вместе с тем получает распространение практика организации псевдообщественной поддержки политических инициатив власти и близких к ней политических сил, а также — особенно накануне избирательных кампаний — создания квазиобщественных структур
(управляемых представителями
исполнительной власти). Показателен
пример создания в конце 2001
г. Всеукраинского
Марш «вооруженной силы власти» в политикуСуществующая в Украине политическая система власти объективно предопределяет политизацию правоохранительных органов. Формально правоохранительные органы в Украине департизированы и деполитизированы, поскольку соответствующие требования содержатся фактически во всех статусных законах.
Вместе с тем Президент, как отмечалось выше, имеет исключительные полномочия назначать и освобождать их высшее руководство. Естественно, оно априори должно быть лояльным прежде всего к Президенту. А поскольку Президент физически не в состоянии контролировать всю систему правоохранительных органов, то приближенные к его администрации бизнесовые и политические круги имеют реальную возможность пользоваться широкими президентскими полномочиями не только в рамках его директив, но и в собственных целях.
В этом случае есть основания
утверждать, что использование
Противоправное использование правоохранительных органов в избирательных кампаниях является, в сущности, одним из элементов применения административного ресурса в формах как активных действий, прежде всего, против оппозиционных сил, так и их бездействия в случаях правонарушений в отношении указанных сил.
В случае возможной реализации
«кризисных» сценариев
Между демократией
и безопасностью власть выберет стабильность?
Опыт избирательных кампаний
в Украине свидетельствует о
многочисленных случаях действий (или
бездействия) правоохранительных органов,
которые могут быть обусловлены
их политической ангажированостью. Обобщение
таких действий (бездействия) позволяет
утверждать, что в стране формируются
определенные типичные проявления нелегитимного
вмешательства
Наблюдаются — что особенно
опасно — признаки готовности правоохранительных
органов к участию в
Наиболее активным вмешательство
правоохранительных органов в избирательный
процесс может быть в случае введения
в стране чрезвычайного положения.
Его элементами наверняка стали
бы: массовые проверки штабов оппозиции,
офисов и других помещений, принадлежащих
ее представителям; запрет по мотивам
«защиты национальных интересов» массовых
акций в поддержку
Примечательно, что граждане Украины не питают иллюзий относительно готовности и способов применения правоохранительными органами силы против участников крупных митингов и демонстраций в ходе избирательной кампании. Более трети респондентов считают, что органы охраны правопорядка будут применять ее против участников митингов и демонстраций при любых обстоятельствах, еще почти треть (31%) — в ответ на применение силы со стороны самих демонстрантов (что допускается действующим законодательством).
Показательно, что сторонники политической оппозиции чаще ожидают применения силы против массовых акций. Среди тех, кто во втором туре выборов намеревается голосовать за В.Ющенко, так считают 41%, а среди намеревающихся голосовать за нынешнего премьера В.Януковича — 34%. Вместе с тем сторонники провластных политиков чаще отвергают возможность жестких силовых действий милиции против манифестантов. Так, среди тех, кто во втором туре выборов намерен голосовать за В.Януковича, 52% считают невозможным применение против участников массовых акций слезоточивого газа (среди сторонников В.Ющенко — лишь 33%); избиения демонстрантов резиновыми дубинками — 35% и 22%, соответственно; массовых арестов — 47% и 30%; огнестрельного оружия с резиновыми пулями — 72% и 57%. Относительно применения огнестрельного оружия с настоящими боеприпасами особого различия не наблюдается (76% и 74%, соответственно).
В общем, неправомерные действия
или бездействие
Вместе с тем можно
констатировать, что сегодня в
Украине нет реальных механизмов,
прежде всего, политического и
Можно сделать вывод о
том, что неправомерное
Есть основания утверждать,
что способы использования
Вместе с тем, те же события
свидетельствуют и о нежелании
и вынужденном характере