Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 23:49, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие,признаки и функции ПО.
Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы. Признаки:1) первый признак связан с целью деят-сти ПО.Цель эта-охрана права.

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 77.44 Кб (Скачать)

1.Понятие,признаки и функции ПО.

Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы. Признаки:1) первый признак связан с целью деят-сти ПО.Цель эта-охрана права. Она подразумевает:-восстановление нарушаемого права, -наказание нарушителя,-одновременное восстановление нарушаемого права и наказание нарушителя. 2)ПО-гос-ые органы.Все они создаются и финансируются гос-ом.Комплектуются подготовленными служащими,отвечающим определенным требованиям,имеющим специальную подготовку и образование.3)ПО осущ свою деят-ть на основании закона и в соответствии с законом.Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определить ее содержание.4)ПО наделены правом применения мер принуждения,т.к.для своего нормального функ-ия гос-во вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц. Кроме того, сущ-ют признаки второй очереди(принадлежат лишь некоторым ПО):

1)право применения норм  уголовного закона. 2)Осуществление  полномочий в строго определнной процессуальной форме.

Функции:-конституционный контроль(соответствии конституции),-Правосудие, -организационное обеспечение деят-сти судов,-прокуроский надзор(включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей тер-ии старны),-выявление и расследование преступлений(особое направление прав-ой деят-ти должностных лиц,входящих в соответствующие подразделения прокуратуры,ОВД,ФСБ,налогой полиции и таможенных служб), - оказание юридической помощи. Все фун-ии взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

2.Предмет,система дисциплины ПО и её соотношение с другими юридическими дисциплинами.

Предметом изучения учебной дисциплины ПО выступают гос.образования,деятельность которых связанна с охрано-правовой системой государства,а также с защитой прав,свобод и законных интересов граждан.

Систему дисциплины ПО можно представить в виде 3-х органически связанных м/у собой разделов:1)понятие ПО,их система,принципы,нормативные основы деятельности.2) Информация о судебной системе в РФ.3)Все иные ПО выходящие за рамки судебной системы. В рамках системы дисциплины рассматриваются некоторые общие вопросв,связанные с хар-ой и уяснением понятия правоох-ой  дея-ти,круга гос-ых и негос-ых организаций,создаваемых для выполнения этой деят-ти,некоторых исходных идей,которые лежат в основе построения ПО,их взаим друг с другом и иными учреждениями."Правоохранительные органы" — один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

Дисциплина ПО связана с такими дисциплинами как:"Конституционное право", "Административное право",

"Уголовный процесс", "Гражданский процесс",

"Арбитражный процесс", "Прокурорский надзор". Не изолирована  дисциплина "Правоохранительные  органы" и от таких юридических  дисциплин, как "Общая теория государства  и права" и "Отечественная история  государства и права". Познание  многих вопросов организации  и деятельности суда, органов  прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического  и исторического подходов.

 

3. Государственные  органы, выполняющие правоохранительные  функции.

Дляя выполнения функций правовой деятельности сущ-ют конкретные органы,которые соответственно и именуются ПО. С учетом известных нам определния и признаков ПО, к ним относят:

1)Конституционный суд  РФ.2)Суды общей юрисдикции(раскрыть) 3)Арбитражные суды(ВАС РФ, фед.арб.суды, арб.аппелц.суды,арбитр.суды субъектоврф) 4)Прокуратура.5)Полиция.6)Органы государственной безопасности.7)Внешняя разведка.8)Нотариат.9)Финансовая полиция.10)Таможенные органы.11)Уголовно-исполнительные учреждения.12)Адвокатура.

 

4. Понятие и  классификация законодательства  о правоохранительных органах.

 Законодательство о  правоохранительных органах - это  законы и иные нормативно-правовые  акты РФ и субъектов РФ, а  также международные договоры, которые  содержат нормы, определяющие принципы  правоохранительной деятельности, организацию и функционирование  правоохранительных органов.

Классификация:

• Конституцию РФ• федеральные законы• указы и распоряжения Президента РФ• постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;

 • акты министерств  или ведомств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Понятие и признаки  судебной власти.

Судебная власть – это исключительные полномочия,предоставленные независимым и обособленным гос-ым органам-судам,для самост.разрешения правовых споров,отнесенных к их компетенци,а также основанная на законе.Реализация этих полномочий осущ-ся путем конституционного,гражданского,уголовного,административного и арбитражного судопроизводства.

Признаки: 1)Судебная власть – вид государственной власти. Она – одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.2)Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами – судами. 3)Исключительность судебной власти.Полномочия,предоставленные судебной власти,принадлежат только ей.Никакие др.органы не могут дублировать судебную власть . 4)признак судебной власти представляет собой три единтсва таких свойств,как независимость,самостоятельность,обособленность(Раскрыть)5)Особый процессуальный порядок деят-сти судебных органов. (УПКРФ,АПКРФ,ГПКРФ,ОАРФ)

 

6.Судебная система  Российской Федерации. Судебная система – это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и законом «О судебной системе Российской Федерации».

 Систему федеральных  судов составляют:

1) Конституционный Суд  РФ;2) суды общей юрисдикции, возглавляемые  Верховным Судом(раскрыть) РФ;3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ(Раскрыть)

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно не зависимые друг от друга части общей судебной системы. Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов,военные суды гарнизонов, округов, флотов.Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов Российской Федерации.

 

7.Соотношение судебной власти с законодательной и исполнительной властью.

Все 3 ветви государственной власти независимы друг от друга,но при реализации ими своих полномочий они находятся в постоянном и весьма тесном взаимодействии.Судебная власть при необходимости реализует имеющееся у него право законодательной инициативы.Законодательная власть путем внесения изменений в действующее законодательство совершенствует организацию судов,уточняет их полномочия,тем самым способствуя укреплению судебной власти.Исполнительная власть реализует решения судебных органов,а также иными способами способствует их деятельности

 

 

8. Вышестоящие и высшие судебные инстанции.

Процессуальным законодательством выделяются суда первой ,второй и надзорной инстанции.

Суд пе́рвой инста́нции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.Мировой судья,районный суд,военный гарнизонный суд,суд общей юрисдикции уровня субъекта РФ, окружной (флотский) военный суд, арбитражный суд субъекта РФ.Суд второй интанции представляет собой судебные органы,оторые проверяют по жалобам заинтересованных лиц или по представлению прокурора законность и обоснованность судебных решений,не вступивших и вступивших в законную силу(в апелляционном и кассационном порядке).Надзорная инстанция-высшие судебные органы (Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ).Президиумы проверяют в порядке надзора вступившие в законную сиду судебные акты всех остальных судов.

 

9.Понятие и признаки  правосудия.

Прежде чем сформулировать понятие правосудия,следут выделить его признаки: 1) вытекает из Конституции (ст. 118): правосудие осуществляется только судом. Иными словами, это особый вид государственной деятельности, которая составляет компетенцию специального правоохранительного органа – суда.2) Второй признак – реализация правосудия в строго определенной процессуальной форме, установленной законом (УПК, АПК, ГПК).Таким образом,правосудие -это деятельность специальных государственных органов – судов  по рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, административных и арбитражных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении требований закона.Вместе с тем термин «правосудие» содержит не только формальные характеристики. Понятие правосудия у граждан ассоциируется с такими категориями, как справедливость, объективность, обоснованность. Поэтому приведенное определение правосудия можно уточнить следующим образом: правосудие – это деятельность судов по обоснованному и справедливому рассмотрению и разрешению гражданских, уголовных, арбитражных и административных дел, осуществляемая в особом процессуальном порядке при неуклонном соблюдении Конституции и законов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Понятие и система принципов правосудия.

Принципы правосудия – это мировоззренческие идеи высокой степени общности, определяющие должное и сущее в построении и деятельности органов правосудия.

Каждый принцип характеризует отдельную грань правосудия. В целом же принципы правосудия составляют систему, в которую входят принципы:

-законности;-осуществления правосудия только судом;

-независимости судей;-осуществления правосудия на началах равенства всех -перед законом и судом;

-обеспечения права на  судебную защиту;

-участия граждан в осуществлении  правосудия;

-гласности правосудия (открытости  судебного разбирательства);

-защиты законных интересов  личности;

-состязательности и равноправия  сторон при рассмотрении дела  в суде;

-родного (национального) языка  судопроизводства 

11.Независимость и несменяемость судейНезависимость судьи обеспечивается следующими правовыми гарантиями:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном федеральным законодательством.

 

12. Порядок отбора кандидатов и наделения их полномочиями судьи.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 « О статусе судей в Российской Федерации»отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.Любой гражданин, достигший установленного Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической специальности и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в экзаменационную комиссию при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерацию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.После сдачи квалификационного экзамена гражданин, вправе обратиться в Высшую  квалификационную коллегию судей Российской Федерации с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи.Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации организует проверку достоверности документов, представленных претендентом на должность судьи, и содержащихся в них сведений.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на вакантную должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи.

 

 

13. Органы судейского общества.

В соответствии с положением ст.29 Закона о Судебной системе для выражения интересов судей как носителей суденбйо власти формируются органы судейского сообщества.Судейское сообщество – это судейский корпус, который через своих представителей обладает определенными организационными возможностями, обеспечивающими реализацию независимого правосудия. Органами судебного сообщества в РФ яв-ся: -Всероссийский съезд судей,-конференция судей субъектов РФ,-Совет Судей РФ, -Советы судей субъектов РФ, -общие собрания судей судов,-Высщая квалификационная коллегия судей субъектов РФ,-квалификационная коллегия судей субъектов РФ.Органы судейского сообщества призваны выполнять следующие задачи:

содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства,-защита прав и законных интересов судей,-участие в организационном,кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности,-утверждение авторитета судебной власти,-обеспечеие выполнения судьями требований,предъявляемых кодексом судебной этики

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"