Шпаргалка по "Правоохранительные органы"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 23:49, шпаргалка

Краткое описание

1.Понятие,признаки и функции ПО.
Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы. Признаки:1) первый признак связан с целью деят-сти ПО.Цель эта-охрана права.

Файлы: 1 файл

правоохранительные органы.docx

— 77.44 Кб (Скачать)

 Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление  лиц, их подготавливающих, совершающих  или совершивших;

Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

Установление имущества, подлежащего конфискации.

В ст.2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12.08.1995 г. сформулирована совокупность задач оперативно-розыскной деятельности. Перечисленные задачи взаимосвязаны, но каждая из них имеет характерное содержание, и поэтому их правомерно рассматривать как вполне самостоятельные. Необходимо учитывать и то, что способы решения каждой из задач могут быть самыми различными.

 

53. Органы, осуществляющие  ОРД, и виды оперативно-розыскных  мероприятий.ОРД является строго подконтрольной. Реализуется при помощи специфических средств и методов, к которым относят оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) Осуществление ОРД может быть произведено негласно, т. е. до возбуждения уголовного дела. При проведении мероприятий соблюдение формальностей необязательно, как при следственной деятельности. Отличительная особенность оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что она носит разведывательно-поисковый характер. Такой вид ОРД при сложных преступлениях дает возможность обеспечения продуктивности, безопасности участников ОРМ, предотвращения и нейтрализации возможных противодействий со стороны преступников. 
    ОРД признается гласной в том случае, если ясны содержание и цели ОРМ и если ее участники не скрываются от окружающих. Гласный и негласный варианты работы определяются непосредственно в ходе выбора цели ОРД.Статьей 13 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определены оперативные подразделения, которые имеют право осуществлять ОРД. К ним относятся подразделения:1) органов внутренних дел РФ;2) органов Федеральной службы безопасности; 
3) Федеральных органов государственной охраны;4) таможенных органов РФ;5) Службы внешней разведки РФ; 6) Федеральной службы исполнения наказаний;

 

54. Состав и структура  полиции.

Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее  -  граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Полиция имеет право применять меры государственного принуждения, в том числе физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, в пределах, установленных федеральным законом.Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55.Органы дознания

Дознание – это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирание доказательств такого факта.Государственные органы, и должностные лица, уполномоченные законом производить дознание и имеющие другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.

Задачами органов дознания являются:-быстрое и полное раскрытие преступлений; -изобличение виновных; -обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:--  дознание по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (так называемые очевидные преступления), по преступлениям небольшой и средней тяжести. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора; -производство неотложных следственных действий (осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей, освидетельствование и др.) по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.

В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры:

-руководитель (начальник  органа дознания) – это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное Уголовно-процессуальным кодексом отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания;

-дознаватель – это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.

Органы внутренних дел – основной универсальный орган дознания, так как их компетенция не ограничивается определенными категориями уголовных дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания.

Надзор за точным и неуклонным исполнением закона органами дознания осуществляет прокуратура.

 

56.Полномочия следователей  и руководителей следственных  органов

Следователь, руководитель следственного органа и прокурор как участники уголовного процесса со стороны обвинения, относятся к категории должностных лиц, на которых законом возложены задачи уголовного преследования в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. При этом, следователь и руководитель следственного органа осуществляют свою процессуальную деятельность только на досудебных стадиях, а прокурор — как на досудебных, так и судебных стадиях уголовного судопроизводства. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Следователь — это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Процессуальным статусом следователя обладают лица, состоящие в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам), органов прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков.

Для решения стоящих перед ним задач следователь наделяется строго регламентированными законом полномочиями. Так, в соответствии со ст. 38 УПК РФ он уполномочен:

возбуждать уголовное дело;

принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ

 

57.Понятие и  принципы адвокатуры.

Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, не обладает правом государственного принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деятельность адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.При всем многообразии деятельности адвокатуры по оказанию юридической помощи в ней можно выделить основные направления:

- консультации, разъяснения  действующего законодательства, устные  и письменные справки по юридическим  вопросам; составление заявлений, жалоб  и других документов правового  характера;

- представительство в  судах по гражданским делам, по  делам об административных правонарушениях; участие в уголовном судопроизводстве  в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого или представителя  потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.

 

 

 

 

58статус адвоката

Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Кроме этого, указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании.

Статус адвоката (в том числе осуществление им адвокатской деятельности) приостанавливается по следующим основаниям: -избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе; -неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности; -призыв адвоката на военную службу; -признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке. Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате. Прекращение статуса адвоката. Статус адвоката прекращается по следующим основаниям:

-личное заявление адвоката  в письменной форме о прекращении  статуса адвоката;-вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;-смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

-совершение поступка, порочащего  честь и достоинство адвоката  или умаляющего авторитет адвокатуры;

-неисполнение либо ненадлежащее  исполнение адвокатом своих профессиональных  обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений  органов адвокатской палаты, принятых  в пределах их компетенции;

-вступление в законную  силу приговора суда о признании  адвоката виновным в совершении  умышленного преступления.

Решение о прекращении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта РФ, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.

 

 

59Формы адвокатских  образований Формами адвокатских образований являются: адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро и юридическая консультация.Адвокатский кабинет:1. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.2. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.3. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.Коллегия адвокатов:1. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.2. Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также - устав), и заключаемого ими учредительного договора.Адвокатское бюро:1. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.2. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 22 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

60Становление и  развитие адвокатуры в России.

Адвокатура — профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юридической помощи гражданам и организациям. Она не является правоохранительным органом, однако ее деятельность имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций.

Деятельность адвокатуры осуществляется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи, а также с Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII конгрессом ООН по предупреждению преступлений.

Задачами адвокатуры являются оказание юридической помощи гражданам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Многие задачи, указанные в Положении об адвокатуре, не соответствуют ее реальному назначению. В частности, в этом нормативном акте указано, что задачей адвокатуры является содействие осуществлению правосудия. Однако адвокат представляет интересы своего клиента и использует свои юридические знания с целью добиться решения суда в его пользу.

Адвокатура является независимой организацией. Должностные лица исполнительной, судебной власти не могут оказать воздействие на адвоката, например, для того, чтобы заставить его уменьшить активность в защите интересов клиента. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются. Адвокатура является самоуправляемой организацией, поэтому она свободна от контроля со стороны Министерства юстиции РФ и его органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительные органы"