Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Председатели и заместители председателей областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами гос-ной власти соответствующих субъектов РФ. Судьи областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами гос-ной власти соответствующих субъектов РФ. При этом судьей областного суда м/б гражданин России, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юр-ской профессии не менее пяти лет. Полномочия судей областных судов каким-либо сроком не ограничены. В состав областного суда входят все судьи и народ.заседатели данного суда. Его структуру составляют три подразделения: президиум суда, суд.коллегия по гражданским делам, суд.коллегия по уголов.делам. Права и обязанности председателя областного суда условно можно разделить на судебные и организационные. Выполняя суд.функции, он может председательствовать в суд.коллегиях по любому делу по первой или второй инстанции и приносить в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по суд.делам. Председатель созывает президиум и председательствует на его заседаниях; в случаях и порядке, установленных законом, он вправе приостановить исполнение решений и определений по гражд.делам. В случае временного отсутствия судьи в каком-либо районном суде области исполнение его обязанностей по решению председателя областного, краевого суда м/б возложено на судью ближайшего районного суда. С согласия судьи районного суда, находящегося в отставке, председатель областного суда вправе привлечь его к исполнению обязанностей судьи данного района на срок до одного года. Осуществляя организационное руководство судом, председатель областного суда распределяет обязанности между своими заместителями; руководит организацией работы суд.коллегий, аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников суда, по изучению и обобщению суд.практики, анализу суд.статистики; вносит представления в гос-ные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб и т.д. Заместители председателя суда, как правило, являются и председателями суд.коллегий по гражданским и уголов.делам, их полномочия совмещаются с правами и обязанностями председателей коллегий. Они могут председательствовать в суд.заседаниях коллегий или назначать для этого др. судей, осущ-яют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой суд.коллегий и аппарата суда, образуют составы суда для рассмотрения дел в суд.заседаниях коллегий, представляют президиуму суда отчеты об их деят-сти, вправе истребовать из район.судов дела для их проверки в порядке надзора или обобщения суд.практики, ведут личный прием граждан, осущ-яют др. полномочия, предоставленные им законом, при отсутствии председателя областного суда осущ-яют по его поручению его права и обязанности. Верховные суды республик в составе РФ по своему положению в суд.системе, порядку формирования, составу, компетенции и структуре ничем не отличаются от краевых, областных судов. Соответственно председатели и заместители председателей этих судов имеют те же права и обязанности, что и аналогичные должностные лица областных судов. Особенность Верховных судов состоит в праве законод-ной инициативы, которое осущ-ется Верховным судом в законод-ных органах некоторых республик.

38.   Задачи и полномочия органов дознания. Виды УПД  органов дознания.

Органами дознания являются учреждения, гос-ные органы и должностные лица, уполномоченные УПЗ на осущ-ение предварительного расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предвар.следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предвар.расследования для них является вспомогательной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголов.дел, возникающих в своем большинстве в сфере их админис.деят-сти. Органами дознания являются не только должностные лица - начальники исправительных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом -милиция, органы гос-ого пожарного надзора и т. д. Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, их полномочия установлены УПК и различными спец.законами: "О милиции", "О фед-ных органах налоговой полиции", Тамож.кодексом и др. Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомственными нормативными актами.

Задачами органов дознания, как и органов предвар.следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголов.ответственности и осужден.

В настоящее время к органам дознания относятся:

- милиция;

- командиры воинских частей, соединений и начальники воен.учреждений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими ВС РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или расположении части, учреждения;

- органы ФСБ по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;

- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

- органы гос-ного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;

- органы Фед-ной погран.службы РФ - по делам о нарушениях режима Гос-ной границы РФ, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Гос-ную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

- капитаны мор.судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок - в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

- фед-ные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению;

- тамож.органы РФ - по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.

Органы дознания осущ-яют дознание в двух формах: дознание по делам, по которым предвар.следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предвар.следствия обязательно. При производстве дознания по делам, по которым производство предвар.следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголов.дело и производит расследование посредством тех же процессуальных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предвар.расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предвар.расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголов.дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осущ-ять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Органы дознания осущ-яют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголов.дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголов.дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности. В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осущ-ить подготовку материалов в протокольной форме. Она осущ-ется в 10-дневный срок без возбуждения уголов.дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголов.дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголов.дело возбуждается сразу и расследование осущ-ется в общем порядке. Органы дознания осущ-яют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д. В органы дознания выделяются две процесс.фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осущ-яет свои действия в соответствии с УПК, но все основные решения по делу (о возбуждении уголов.дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юр-кую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом "О милиции" она подразделяется на криминал.милицию и милицию общественной безопасности. В криминал.милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминал.милиции осущ-яют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предвар.следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголов.дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминал.милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминал.милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения. К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предвар.следствия. Поэтому в связи со значительным объемом УПД в районных (городских) ОВД, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осущ-яет дознание по делам, по которым не обязательно производство предвар.следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предвар.следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности. В вышестоящих ОВД существуют отделы дознания, осущ-ющие контрольно-методическое руководство дознавателями. Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осущ-яют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осущ-яют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деят-сть, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголов.делу.В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом. Надзор за точным и неуклонным исполнением УПЗдательства органами дознания осущ-яет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголов.дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предвар.следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголов.дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголов.дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания. Суд.контроль осущ-ется при рассмотрении уголов.дел, предвар.расследование или подготовка в протокольной форме по которым осущ-лись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу. Ведомственный контроль осущ-ется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.

39.   Верховный суд РФ.

Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 126 Конституции РФ является высшим суд.органом по гражданским, уголовным, админ-ным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также осущ-яет в предусмотренных законодательством случаях суд.надзор за деят-стью др.судов, дает разъяснение по вопросам применения суд.практики, возглавляет всю систему судов общей юрисдикции и воен.судов. Его организация и правовое положение в суд.системе РФ предусмотрены ст. 126 Конституции, ст. 19 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О суд.системе РФ", а также гл. 5 Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве первой инстанции он рассматривает гражд. и уголов.дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они м/б только опротестованы в порядке надзора. Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и др.равных им судов.

В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу, решения кассационных, надзорных инстанций, принятые по делу. Он же является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых суд.коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанций. Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации фед-ого списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказа в регистрации кандидата в Президенты РФ. Конституцией РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено право законодательной инициативы. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам суд.практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение. Верховный Суд РФ осущ-яет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ фед-ных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При возбуждении Гос-ной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Структура Верховного Суда РФ. Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются Суд.коллегия по уголов.делам, Суд.коллегия по гражд.делам, Воен.коллегия, Президиум и Пленум.

Судебная коллегия по уголов.делам в качестве суда первой инстанции рассматривает уголов.дела особой важности и общественного значения, принятые к производству по инициативе Верховного Суда или Ген.прокурора РФ. В качестве суда надзорной инстанции она проверяет не вступившие в силу приговоры судов второго звена судов общей юрисдикции. В порядке надзора суд.коллегия по уголов.делам проверяет приговоры всех нижестоящих судов, вступившие в законную силу, а также кассационные определения и решения, вынесенные в порядке надзора областных и др. равных им судов.

Судебная коллегия по гражд.делам рассматривает в качестве суда первой инстанции гражд.дела, которые она приняла к своему производству. В качестве кассационной инстанции она проверяет обоснованность и законность решений по гражд.делам судов второго звена, не вступивших в законную силу. В качестве надзорной инстанции суд.коллегия проверяет решения по гражд.делам всех нижестоящих судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу, кассационные определения и решения в порядке надзора областных и др. равных им судов.

Воен.коллегия в качестве суда первой инстанции рассматривает уголов.дела исключительной важности, а также военнослужащих, имеющих звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соединения и выше. В качестве суда второй инстанции Воен.коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров воен.судов округов, не вступивших в законную силу. Как надзорная инстанция - вступивших в законную силу приговоров и определений всех нижестоящих воен.судов.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей. Заседания Президиума проводятся не реже 1 раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Он рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, вынесенные суд.коллегиями по гражданским и уголов.делам, Воен.коллегией в качестве суда первой инстанции, дела по протестам на определения суд.коллегий, вынесенные в кассационном порядке и в порядке надзора. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суд.коллегий, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам суд.практики, вытекающим из различного применения закона при осущ-ении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам суд.практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Ген.прокурора РФ или министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже 1 раза в 4 месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. На Пленуме решаются и др. вопросы: о законод-ной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и др. законодательству. Пленум утверждает суд.составы коллегий и секретаря Пленума, научно-консультационный совет при Верховном Суде РФ.

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”