Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

20.   Участие прокурора в рассмотрении дел судами.

В соответствии с УП законодательством РФ органами прокуратуры осущ-ется уголов.преследование, под которым следует понимать возбуждение уголов.дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголов.дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание гос-ного обвинения в суде. Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деят-сти. В суде.разбирательстве по уголов.делам прокурор участвует в качестве гос-ного обвинителя и в этих случаях он осущ-яет функцию уголов.преследования. Гос-ный обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экспертов. В суд.прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по др.вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена суд.ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся гос-ным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор. Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и гос-тва. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражд.дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражд.дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражд.делу прокурор, если усмотрит нарушение закона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение. Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда уголовное или гражд.дело, по которому приговор или решение вступили в закон.силу. Усмотрев, что приговор или решение является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору. В связи с расширением функций арбитражных судов, увеличением количества дел, рассматриваемых в этих судах, и установлением состязательности в арбитражном процессе прокурор играет все более активную роль и в арбитражном судопроизводстве. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в эконом.сфере, защиты гос-ных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деят-сти. Прокурор вправе предъявлять иск или заявление в арбитражный суд, участвовать в исследовании доказательств, знакомиться с материалами дела. Если решение арбитражного суда незаконно или необоснованно, прокурор обязан внести апелляционный или кассационный протест в установленном законом порядке. Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об админ-ном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу. Координация работы правоохр-ных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, ОВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции. По сложившейся практике руководители суд.органов в этих совещаниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осущ-ния правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на суд.практику по уголов.делам. Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и др.данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деятельность по обнаружению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Др.формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.

21.   Коллегиальность рассмотрения дел в суде. Составы суда.

Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголов.дел. Это достигается с помощью следующих средств: - компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, в т. ч. определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности;

- обеспечение каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно. Для этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры;

- обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда. Возможные составы суда при рассмотрении уголов.дел по первой инстанции: а) судья фед-ного суда общей юрисдикции рассматривает большинство уголов.дел о преступлениях (за исключением уголов.дел, указанных в подпунктах "б - г");

б) судья фед-ного суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей рассматривает по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ;

в) коллегия из трех судей фед-ного суда общей юрисдикции рассматривает уголов.дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения суд.заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ;

г) мировой судья рассматривает уголов.дела, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Рассмотрение уголов.дел в апелляционном порядке осущ-ется судьей районного суда единолично. Уголов.дела в кассационном порядке рассматривает суд в составе трех судей фед-ного суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей фед-ного суда общей юрисдикции. Гражд.дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, тремя судьями-профессионалами или судьей и двумя арбитражным заседателями. Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях производится всегда в коллегиальном составе суда; для обеспечения беспристрастности суда от участия в разбирательстве дела отстраняются суд.заседатели: а)  имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (родственники сторон или обвиняемого, друзья, свидетели и т. п.);

б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, эксперты, адвокаты и пр.).

22.   Осуществления прокуратурой уголовного преследования.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деят-сти. В суд.разбирательстве по уголов.делам прокурор участвует в качестве гос-ного обвинителя и в этих случаях он осущ-яет функцию уголов.преследования. Гос-ный обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экспертов. В суд.прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена суд.ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся гос-ным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор. Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда уголовное или гражд.дело, по которому приговор или решение вступили в закон.силу. Усмотрев, что приговор или решение является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору. Координация работы правоохр-ных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, ОВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции. По сложившейся практике руководители суд.органов в этих совещаниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осущ-ния правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на суд.практику по уголов.делам. Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и др.данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деят-сть по обнаружению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Особенности полномочий прокуроров в этой сфере деят-сти проявляются в том, что прокурор вправе возбудить уголов.дело о любом преступлении, принять к своему производству или поручить его расследование следователю, дознавателю или нижестоящему прокурору (ст.37УПК РФ).Основанием для принятия указанных решений м/б: учет состояния, законности при расследовании преступлений; уровень квалификации соответствующих работников правоохр-ных органов и их кадрового обеспечения в целом; иные обстоятельства.

23.   Самостоятельность судов и независимость судей. Гарантии независимости.

При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона "О суд.системе РФ"). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в суд.деят-сть является преступлением против правосудия и влечет уголов.ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность суд.власти означает, что суды осущ-яют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет суд.решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в др.гос-ные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законод-ной и испол-ной власти, но они осущ-ются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону. Принцип независимости судей закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Это конст-ное положение нашло отражение в таких законах, как Закон "О суд.системе РФ" (ст. 5), Закон "О судоустройстве РСФСР" (ст. 12), Закон "Об арбитражных судах в РФ" (ст. 6). В ст. 1 Закона "О статусе судей в РФ" указано: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деят-сти по осущ-нию правосудия они никому не подотчетны". По действующему законодательству рассмотрение дел в судах первой инстанции осущ-ется с участием присяжных, народных, арбитражных заседателей. Заседатели при осущ-нии правосудия также независимы и подчиняются только закону, пользуясь всеми правами судьи. Независимость судей является проявлением самостоятельности суд.власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной. Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны др.лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитр.дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств. Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитр.дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор. Вмешательство в деят-сть суда, даже с "добрыми намерениями", влечет нарушение законности, произвол. Согласно Закону "О статусе судей РФ" независимость судей обеспечивается:  1) наличием особой процедуры осущ-ния правосудия;

2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деят-сть по осущ-нию правосудия; 3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;

4) правом судьи на отставку; 5) неприкосновенностью судьи; 6) системой органов судейского сообщества;

7) предоставлением судье за счет гос-тва материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; 8) наличием особой защиты гос-вом судей, членов их семей и имущества.

Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его моральных и профес-ных качеств. Поэтому гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они подлежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не м/б переведен на др.работу, в др.суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Проблемой в наст.время является исключение влияния на судей со стороны председателей судов, др.судей. Определенные гарантии предоставляют регулируемый процессуал.законом порядок принятия решений (тайна совещательной комнаты, порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним). Однако все еще встречаются случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным делам. Такая практика, даже если объясняется недостаточной квалификацией, неопытностью судей, является нарушением закона.

24.   Порядок прохождения службы в органах прокуратуры.

Служба в органах и учреждениях прокуратуры - вид фед-ной гос-ной службы. Прокурор.работники являются го-ными служащими гос-ной службы РФ, исполняющими обязанности по гос-ной должности фед-ной гос-ной службы. Правовое положение и условия службы прокурор.работников определяются ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. (в редакции от 27 декабря 2000 г.) и п. 2 ст. 4 ФЗ «Об основах гос-ной службы РФ)) от 31 июля 1995 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.). Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством о труде и законодательством о гос-ной службе с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре РФ». Содержание службы в органах и учреждениях прокуратуры определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы, которые ориентированы на оптимальное выполнение прокурор.работниками задач и функций прокуратуры. Прокурор.работники обязаны соблюдать ограничения, установленные ФЗ «Об основах гос-ной службы РФ» (ст. 11). Эти ограничения состоят в том, что гос-ный служащий не вправе:

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”