Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

В федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» закрепляется единство судебной системы, которое обеспечивается путем:
установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
законодательного закрепления единого статуса судей;
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Функции судебной власти
Основной, наиболее важной функцией судебной власти является функция осуществления правосудия. Именно с правосудием тесно связано принятие решений по вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.

 

12.   Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

 

Выделение данного направления прокурорского надзора обусловлено положением

Конституции (ст.2) о том что человек, его права и свободы являются высшей

ценностью.

Цель данного надзора заключается, в том чтобы добиться такого состояния, при

котором:

1)                           права и свободы действительно соблюдались всеми

органами и должностными лицами;

2)                           гражданин был убежден в том, что его права

находятся под защитой и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой

к компетентным гос. органам (их должностным лицам) у которых есть обязанность

по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

                              Задачи:                             

1)                           обязательные вмешательство прокурора в связи с

поступившей информацией о нарушении права свобод личности;

2)                           защита закрепленных в Конституции прав и свобод

человека и гражданина;

3)                           защита личных и общественных интересов;

4)                           реагирование на факты ущемления прав и свобод

граждан и др.

    

Предмет

 

                           (Ст.26 ФЗ «О прокуратуре»)                          

Составляют соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными

министерствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,

законодательными и исполнительными органами S-та РФ, органами местного

самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами

управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В сферу данного надзора входит:

1)      соблюдение права и свобод граждан РФ;

2)      граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное

гражданство);

3)      иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.

    

Объекты

 

Такие же как и в общем надзоре.

    

Пределы надзора

 

Определяются по тем же правилам, что и пределы надзора за исполнением

законов. (ст.26 ФЗ «О прокуратуре»).

     Полномочия прокурора по выявлению нарушений прав и свобод человека и гражданина

Прокурор:

1)                           рассматривает и проверяет заявления, жалобы и

иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

2)                           разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и

свобод;

3)                           принимает меры по предупреждению пресечению

нарушений права свобод и человека и гражданина;

4)                           принимает меры по привлечению к ответственности

лиц, нарушивших закон;

5)                           принимает меры по возмещению причинению ущерба;

6)                           вызывает должностных лиц и граждан для

объяснения по поводу нарушений законов и осуществляет иные полномочия;

7)                           и др. (см. статью)

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                Средства реагирования               

Для устранения нарушений прав и свобод граждан, их причин и условий

восстановления, прокурор вправе использовать все предусмотренные законом

средства прямого реагирования (протест, представление, постановление,

предостережение)

     Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознания и

                        предварительное следствие                       

Прокурорский надзор за ОРД это вид деятельности, осуществляемый

уполномоченными работниками прокуратуры в пределах компетенции, посредством

использования ими определенных законом методов проверки и средств расследования

в целях обеспечения выполнения на территории РФ законов всеми

оперативно-розыскными органами (оперативные подразделения органов внутренних

дел, органов госнаркоконтроля, см закон «об оперативно-розыскной деятельности»

в части «S-ты ОРД»).

    

Задачи

 

1)      охрана прав и защита прав и свобод личности;

2)      обеспечение верховенства закона при выполнении оперативно-розыскных

мероприятий;

3)      обеспечение мер по раскрытию преступлению и привлечение виновных к

ответственности;

4)      предупреждение и пресечение нарушений со стороны органов,

осуществляющих ОРД.

    

Предмет

 

                         (ст.29 закона «О прокуратуре»)                        

1)      соблюдение прав и свобод человека и гражданина при проведении

оперативно-розыскных мероприятий;

2)      соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных

мероприятий;

3)      законность решений, принимаемых органами, осуществляющих ОРД.

Указанные управления(?) детализируются в нормах оперативно-розыскного

законодательства.

В связи с этим, в предмет прокурорского надзора также входит принятие решений:

1)                           о заведении и прекращении конкретных дел

оперативного учета (ст.10 закона «об оперативно-розыскной деятельности»)

2)                           о проведении и прекращении конкретных

оперативно-розыскных мероприятий (ст.8,ст.15 закона «об оперативно-розыскной

деятельности»)

3)                           предоставление результатов ОРД органу дознания,

следователю или в суд (ст.11)

4)                           о рассекречивании сведений, полученных при

проведении оперативно-розыскных мероприятий (ст.11)

5)                           правовая защита лиц оперативно-розыскных органов

и лиц, их сочувствующим (ст. 12(?) закона «об оперативно-розыскной

деятельности»).

Перечень объектов данного надзора закреплен в ч.3 ст.13 закона «об

оперативно-розыскной деятельности» является исчерпывающим и может быть

изменен или дополнен только законом.

 

 

13.   Федеральный конституционный закон “О судебной системе РФ” (общая характеристика).

ФКЗ «О судебной системе РФ» (№ 1-ФКЗ) принят Гос-ной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Среди действующих ФКЗнов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией РФ он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов суд.власти в стране. Он не только подтвердил наличие фед-ных судов, но и определил суды субъектов Федерации – конст-ные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к фед-ным судам отнесены: а) Конст-ный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему фед-ных судов общей юрисдикции; в) Высший Арбитражный Суд РФ, фед-ные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему фед-ных арбитражных судов. Определяя ветви суд.власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства суд.системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем: а) установления суд.системы РФ Конституцией и этим Законом; б) соблюдения судами РФ и мировыми судьями установленных фед-ными законами правил судопроизводства; в) применения всеми судами Конституции РФ,ФКЗнов, ФЗнов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также конституций (уставов) и др.законов субъектов Фед-ции; г) признания обязательности исполнения на всей территории России суд.постановлений, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления единства статуса судей; е) финансирования фед-ных судов и мировых судей из фед-ного бюджета. Закон о суд.системе исходит из важности каждого звена суд.системы, когда подчеркивает, что суд.власть в РФ осущ-ется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осущ-нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конст-ные принципы правосудия, Закон этим не ограничивается. В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную ФЗ (ч. 2 ст. 6). Дифференцированно решен в Законе вопрос о языке судопроизводства: в высших фед-ных судах, в арбитражных и воен.судах судопроизводство и делопроизводство осущ-ется на русском языке. В то же время судопроизводство и делопроизводство в др.фед-ных судах общей юрисдикции (первое и второе звенья) ведется на русском языке, а также на языке республики, на территории которой находится суд. Подтверждая установленные Конституцией РФ и ФЗ «О статусе судей РФ» основы правового статуса судей, порядок их назначения, несменяемости, неприкосновенности, предпосылки и механизм приостановления и прекращения деят-сти судей, создания и упразднения судов, Закон о суд.системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям (ст. 21). Спец.глава Фед-ого конст-ного закона посвящена органам судейского сообщества (ст. 29) , обеспечению деят-сти судов (ст. 30-33) и др. При этом для обеспечения деят-ти судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), а также органов судейского сообщества предусмотрено образование Суд. департамента при Верховном Суде РФ. Такой орган образован и функционирует в соответствии с ФЗ «О Суд. департаменте при Верховном Суде РФ» от 19 декабря 1997г. (24 декабря 1997г.). Согласно этому Закону Суд. департамент, а также управления (отделы) Суд.департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Суд.департамента (ст. 2). Образование Суд.департамента и его учреждений состоялось в целях выведения из компетенции органов испол-ной власти вопросов материального и финансового обеспечения судов, что является одним из средств обеспечения их независимости. Такое решение, однако, не означает возложения на Верховный Суд России функций, не свойственных органам суд.власти, так как Верховный Суд РФ не наделен властными полномочиями в отношении вновь созданного органа и подчиненных ему структур. ФКЗ от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.) № 5-ФКЗ внесены дополнения и изменения в Закон о суд.системе. Не изменяя концепции этого закона и его исходных принципов, законодатель внес ряд уточнений, вызванных необходимостью приведения его в соответствие с др.нормативными актами. Наиболее существенных изменений два. Во-первых, установлен предельный возраст пребывания в должности судьи фед-ного суда (за исключением Конст-ного Суда РФ) - 65 лет (ст. 14). Во-вторых, предписано, что одно и то же лицо не м/б назначено более двух раз подряд на должность председателя или заместителя председателя одного и того же фед-ного су да (ст. 13).

 

14.   Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, дознание и ОРД.

    Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие соответственно включает в себя надзор за исполнением законов в трех разных сферах:

1) при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

2) при производстве дознания;

3) при производстве предварительного следствия.

Указанные сферы деятельности правоохранительных органов тесно связаны с правами и свободами граждан, поскольку органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, наделены полномочиями на применение в отношении отдельных лиц принудительных мер, а именно: досмотр, обыск, задержание, заключение под стражу.

Такие меры должны применяться в строго определенных законом случаях с соблюдением правил их производства с тем, чтобы не нанести незаконный вред правам гражданина даже в том случае, если он задержан по подозрению в совершении преступления, поскольку согласно принципу презумпции невиновности каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

В силу этого прокуратура, как орган, призванный соблюдать надзор за соблюдением и исполнением законов, наделена полномочиями на осуществление прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Предметом такого надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

В силу того что прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов органами, осуществляющими свою деятельность в трех сферах деятельности, полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются не Законом о прокуратуре, а рядом других нормативных актов, которые непосредственно регулируют деятельность правоохранительных органов по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия. В частности, такими нормативными правовыми актами являются УПК РФ, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", ряд других нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В силу сказанного и с целью более глубокого изучения данной отрасли прокурорского надзора следует отдельно рассмотреть предмет прокурорского надзора и полномочия прокуроров в каждой сфере деятельности правоохранительных органов.

Согласно Закону об ОРД оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Прокурорский надзор за исполнением Закона об ОРД осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры. Непосредственно, в целях организации прокурорского надзора за исполнением указанного Закона, надзор за исполнением органами, которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, возлагается на прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных и иных специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов РФ уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре Российской Федерации - на заместителей Генерального прокурора России, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей (старших помощников и помощников), старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность является:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий, установленный законами и нормативными актами, принятыми в развитие этих законов;

3) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Следует иметь в виду, что в предмет прокурорского надзора не включаются сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”