Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Федеральными законами регулируется деятельность практически всех правоохранительных органов: прокуратуры, милиции, органов Федеральной службы безопасности РФ, таможенных органов, нотариата и адвокатуры. Приняты законы об оперативно-розыскной деятельности и о частной детективной и охранной деятельности. Кроме того, законами федерального уровня утверждены Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и другие соответствующие кодифицированные акты. >

Законодательное установление порядка образования и деятельности органов и организаций, обеспечивающих правоохрану, гарантирует их самостоятельность и государственную ответственность за выполнение возложенных на них полномочий.

Законодательные акты субъектов РФ регулируют и развивают сравнительно узкий круг вопросов, о которых шла речь в конституциях и уставах субъектов РФ, а также устанавливают отдельные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны порядка и безопасности.

К этой группе актов в силу своих юридических свойств могут быть отнесены международные пакты, декларации и договоры с другими государствами. Международно-правовые акты, ратифицированные Российской Федерацией, входят в состав национального законодательства и имеют преимущественное применение перед внутренними законодательными актами, и в случае их противоречия применяются первые. В этой связи важное значение для деятельности правоохранительных органов имеют такие акты как Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый в 1996 г., и ряд других, а также договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголов-. ным делам, заключенные Российской Федерацией со многими иностранными государствами.

Подзаконные акты принимаются на основе Конституции РФ, действующих законов и в развитие нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ и составляют другую часть пра-вовьнактов,регламентирующихправоохранительнуюдеятельность.,

Указы и распоряжения Президента РФ, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ ифедеральным законам. Указами Президента РФ регламентируется значительный круг вопросов, имеющих отношение к деятельности правоохранительных органов. Президентом РФ утверждены положения о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; об организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ и о милиции общественной безопасности.

Указы Президента РФ имеют отношение и к деятельности судебных органов, в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ назначает всех судей федеральных судов, кроме судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Распоряжениями Президента РФ решаются вопросы назначения на должность руководителей некоторых правоохранительных органов.

Постановления и распоряжения Правительства РФ издаются во исполнение законов и указов Президента РФ. В актах Правительства РФ решаются отдельные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, входящих в структуры федеральных органов исполнительной власти, их финансирования и участия в различных межведомственных правительственных комиссиях по борьбе с преступностью и другими правонарушениями.

Ведомственные нормативные акты: приказы, указания, инструкции, издаваемые руководителями правоохранительных органов, - еще одна группа правовых актов, регулирующая правоохранительную деятельность. Эти документы в основном регламентируют деятельность подконтрольных им подразделений и служб, а также меры по взаимодействию с другими органами правоохраны, решают вопросы подбора и расстановки кадров.

Особое место, связанное с формированием правоприменительной практики, занимают постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. В них на базе обобщения судебной практики содержатся разъяснения по применению законодательства при рассмотрений и разрешении уголовных и гражданскихдел. Некоторые постановления пленумов высших судов содержат вопросы, имеющие отношение к организации работы судов.

 

4.       Система, структура и порядок образования органов прокуратуры.

Прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации - ч. 1 ст. 1 Закона "О прокуратуре Российской Федерации"1 (далее - Закона).

Основными нормативно–правовыми актами, где описана система, структура и порядок образования органов прокуратуры являются Конституция РФ (ст. 129) и Закон о прокуратуре.

    ст. 129 КРФ гласит:

 Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерациипо представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

   В ст. 11 Закона о прокуратуре говорится:

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

                    Генеральный прокурор

                    Первый заместитель Генерального прокурора

                    Заместитель Генерального прокурора

                    Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)

                    Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)

                    Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

                    Прокурор

                    Первый заместитель прокурора

                    Заместитель прокурора

                    Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)

                    Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)

                    Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:

                    Прокурор

                    Первый заместитель прокурора

                    Заместитель прокурора

                    Начальник отдела

                    Старший помощник прокурора

                    Помощник прокурора 

      В основе построения системы прокурорских органов лежит административное и национально-государственное устройство, установленное Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которым в каждом из субъектов Российской Федерации имеется соответствующая прокуратура.

         Так, в прокураторах субъектов Федерации действуют сообразно административно - территориальному делению прокуратуры городов и районов, которые непосредственно подчиняются соответственно прокурорам республик, краев, областей, автономной области, авто­номных округов. В городах — столицах республик, краевых и обла­стных центрах — образуются прокуратуры городов с подчинением им районных прокуратур. В городах, где отсутствует районное де­ление и образованы административные округа, образуются проку­ратуры административных округов, которым придается статус про­куратур городских районов. В некоторых республиках, краях, обла­стях, автономных округах образованы межрайонные прокуратуры, которые осуществляют надзор на территории нескольких районов.

         Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с админис­тративно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам отно­сятся:

       — прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

       — прокуратуры городов, районов;

         В число специализированных прокуратур, входящих в систему прокуратуры Российской Федерации, входят военные, транспортные, природоохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за Наблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, а также прокуратуры, осуществляющие надзор в закрытых администра­тивно - территориальных образованиях и на режимных объектах.

         В соответствии с Конституцией РФ Генеральный прокурор Российской Федерации назначается  на должность (сроком на 5 лет) и освобождается от должности Советом Федерации — верхней палатой Фе­дерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Если предложенная Президен­том кандидатура на должность Генерально­го прокурора  не получит требуемого коли­чества голосов членов Совета Федерации, то Президент в течение 30 дней представляет сенаторам но­вую кандидатуру.

    В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель.

     

5.       Правоохранительная деятельность (признаки, задачи и основные направления).

 

Правоохрани́тельная де́ятельность — вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Согласно законодательству России в ходе осуществления правоохранительной деятельности правоохранительные органы, в целях пресечения правонарушений, могут ограничивать права и свободы правоохраняемых субъектов в установленных законом масштабах.[1]

Признаки правоохранительной деятельности:

1.  Правоохр-ная  направленность.  Правоохр-ная  деят-ть направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на  обеспечение  безопасности,  законности  и  правопорядка,  а  также на борьбу с преступностью.

2.  Правоохр-ная  деят-сть  состоит  из  решений  и  действий,осущ-мых (принимаемых) уполномоченными на то  законодательством субъектами.

3.Правоохр-ная деят-ть предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами. Иначе говоря, правоохр-ная деят-сть представляет  собой  предусмотренное  нормативно-правовыми  актами  принятие  решений и осущ-ние уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов  физических,  юр-их  лиц,  субъектов  РФ,  муниципальных образований и гос-ва в целом, на обеспечение  безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохр-ной деят-ти видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осущ-тся.  Анализ задач и целей различных правоохр-ных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохр-ной деят-сти.   Задачами правоохр-ной деятельности признаются:   1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений,  раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц,  их подготавливающих, совершающих или совершивших; 2)  осущ-ние  розыска  лиц,  скрывающихся  от  органов  дознания, следствия и суда,уклоняющихся от уголовного наказания,а также розыска без вести пропавших;3)  добывание  информации  о  событиях  или  действиях,  создающих угрозу гос-ной, военной, экон-кой или экологической безопасности РФ;   4) надзор за процессом правоприменения;   5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;   6) оказание юр-кой помощи гражданам и организациям;   7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских;уголовных,админ-ных,конст-ных дел и иных  подведомственных правоохр-ным органам вопросов;  8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания  наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание  осужденным помощи в социальной адаптации.   Цели рассматриваемого вида деят-ти подразделяются на  два вида:   Непосредственные цели:   1) обеспечение и защита (охрана):   — нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юр-ких лиц и  их объединений;   — нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;   — нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ,  фед-ных  органов  гос-ной  власти и  органов  гос-ной власти субъектов РФ;   — общественного строя РФ;   — установленных системы хозяйства и собственности;   —  порядка  управления,  гос-ного  и  общественного  порядка, порядка деят-сти правоохр-ных органов;2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов,предусмотренных фед-ным законом об исполнительном производстве;3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности;Цели, совпадающие с целью всего гос-ва и общества,то  есть цели более высокого уровня:1)укрепление законности и правопорядка; 2) предупреждение совершения преступлений и иных правонар-ний;3) исправление осужденных; 4) правовое и нрав-ное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда,  уважения к правам (свободам), чести и достоинству др.лиц.

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”