Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

а)  судья фед-ного суда общей юрисдикции рассматривает большинство уголовных дел о преступлениях (за исключением уголов.дел, указанных в подпунктах "б - г");

б)  судья фед-ного суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей рассматривает по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ;

в)  коллегия из трех судей фед-ного суда общей юрисдикции рассматривает уголов.дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения суд.заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ;

г) мировой судья рассматривает уголовные дела, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ.

Рассмотрение уголов.дел в апелляционном порядке осущ-ется судьей районного суда единолично. Уголов.дела в кассационном порядке рассматривает суд в составе трех судей фед-ного суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей фед-ного суда общей юрисдикции. Гражд.дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, тремя судьями-профессионалами или судьей и двумя арбитражным заседателями. Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях производится всегда в коллегиальном составе суда;

для обеспечения беспристрастности суда от участия в разбирательстве дела отстраняются суд.заседатели: 

а)  имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (родственники сторон или обвиняемого, друзья, свидетели и т. п.);

б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, эксперты, адвокаты и пр.).

6. Правосудие осущ-ется на основе равенства всех перед законом и судом. Равенство перед законом означает одинаковое применение норм закона ко всем лицам: наделение их одинаковыми правами, возложение равных обязанностей и единообразное возложение ответственности. Равенство перед судом предполагает равное наделение всех лиц, предстающих перед судом в одинаковом статусе (истец, ответчик, подсудимый, свидетель, потерпевший и т.п.), процессуальными правами и обязанностями для защиты своих интересов. Это означает- порядок судопроизводства остается неизменным вне зависимости от того, кто конкретно привлечен к участию в деле. Законод-тво устанавливает определенные изъятия из принципа равенства всех перед законом и судом в отношении отдельных категорий лиц: депутатов,прокурор.работников,судей,членов избир-ных комиссии и пр.

7. Принцип состязательности и равноправия сторон предполагает наделение сторон (истца и ответчика, обвинителя и подсудимого) равными правами и возможностями по отстаиванию своих прав и закон.интересов при осущ-нии правосудия. Стороны имеют равные права по отстаиванию своей позиции, предоставлению доказательств, аргументированию своих доводов, заявлению отводов и ходатайств, исследованию доказательств и т. п. При этом суд, не становясь на позицию ни одной из сторон, принимает необходимые меры по ведению судебного заседания, разъясняет сторонам их права и обязанности, исследует доказательства и т. п.

8.   Право граждан на суд.защиту. Каждому гарантируется суд.защита его прав и свобод: действия (бездействие) органов гос-ной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц м/б обжалованы в суд.

9.   Каждый подозреваемый, обвиняемый и подсудимый имеют право на защиту, что предполагает:

• наделение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого широким комплексом прав, позволяющим ему самому эффективно защищать свои права и закон.интересы, то есть подозреваемый, обвиняемый, подсудимый вправе защищаться всеми средствами, не запрещенными законом: он вправе знать, в чем его обвиняют; давать объяснения и показания; обжаловать действия должностных лиц; представлять доказательства и участвовать в их исследовании и т. п.;

• предоставление подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права пользоваться помощью защитника с момента задержания, ареста или предъявления обвинения. В предусмотренных законом случаях юр-кая помощь предоставляется бесплатно. Защитник обладает практически тем же комплексом процессуальных прав для защиты интересов подзащитного, что и последний;

• возложение на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и суд обязанности содействовать эффективной защите прав подозреваемого, обвиняемого, подсудимого; разъяснять им их право, выявлять как уличающие, так и оправдывающие их доказательства и т. п.

10. Презумпция невиновности. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном фед-ным законом порядке и установлена вступившим в закон.силу приговором суда. Следствия из презумпции невиновности: обвиняемый (подсудимый) не обязан доказывать свою невиновность,а следователь,суд не вправе перелагать на него обязанности по доказыванию; недоказанная виновность равняется доказанной невиновности; неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого (подсудимого).

11. Принцип открытого разбирательства дел. Разбирательство дел во всех судах открытое. Это означает предоставление гражданам, не участвующим в рассмотрении дела, права присутствовать на суд.заседании, что повышает ответственность всех его участников и в первую очередь суда. Закрытое суд.разбирательство допускается в случаях, когда: разбирательство уголов.дела в суде может привести к разглашению гос-ной или иной охраняемой ФЗом тайны; рассматриваются уголов.дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; рассмотрение уголов.дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и др.преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголов.судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; этого требуют интересы обеспечения безопасности участников суд.разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных фед-ным законом, и происходит с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор или принятое решение всегда оглашается публично.

12. Принцип языка судопроизводства. Судопроизводство и делопроизводство в Конст-ном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, других арбитражных судах, воен.судах ведутся на русском языке – гос-ном языке РФ. Судопроизводство и делопроизводство в других фед-ных судах общей юрисдикции могут вестись также на гос-ном языке республики, на территории которой находится суд. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика. Переводчик обязан осущ-лять перевод полно и правильно под угрозой уголовной ответственности. Следственные и судебные документы вручаются лицам, не владеющим языком судопроизводства, переведенные на понятный им язык. Услуги переводчика всегда предоставляются бесплатно.

13. Участив граждан в осущ-нии правосудия. Формы привлечения граждан к осущ-нию правосудия:

- народные заседатели - избираются собраниями коллективов по месту жительства или работы, в воинских частях и учреждениях па срок до 5 лет из числа граждан РФ, достигших 25-лстпего возраста (для воен.судов народные заседатели могут избираться из числа военнослужащих, не достигших возраста 25 лет) и отвечающих нравственным требованиям, предъявляемым к судьям. При разбирательстве уголовных и гражд.дел народные заседатели пользуются теми же правами, что и председательствующий судья-профессионал, кроме полномочий по ведению хода рассмотрения дела;

- присяжные заседатели - привлекаются к разбирательству уголов.дел. В постановлении о назначении уголов.дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей определяется количество кандидатов в присяжные заседатели (не менее 20). Отбираются кандидаты из находящихся в суде общего и запасного годовых списков путем случайной выборки. Одно и то же лицо не может участвовать в течение года в суд.заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Включенным в предварительный список кандидатам не позднее чем за 7 суток до начала судебного разбирательства вручаются извещения с указанием даты и времени прибытия в суд. При рассмотрении и разрешении уголовных дел присяжные заседатели вправе принимать решение о виновности или невиновности подсудимого (вердикт) с соблюдением установленной в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ) процедуры; • арбитражные заседатели - при рассмотрении арбитражных дел пользуются равными процессуальными правами и исполняют обязанности судьи-профессионала; • представители общественных организаций и труд.коллективов - при разбирательстве в судах гражд.дел.

18.   Координация деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью.

Координация деят-сти правоохр-ных органов – эта функция прокуратуры состоит в обеспечении согласованного взаимодействия соответствующих гос-ных структур, наделенных спец.полномочиями в сфере противодействия преступности. Координация преследует цель наиболее успешно осущ-ять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Таким образом, предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохр-ных органов при выполнении их общей задачи, но осущ-емой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов. Координация обеспечивает кооперацию, взаимодополнение, сложение сил и средств, позволяющих получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью. Координация работы правоохр-ных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, ОВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции. По сложившейся практике руководители судебных органов в этих совещаниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осущ-ния правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголовным делам. Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и др.данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деят-ость по обнаружению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Др.формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.

19.   Принцип осуществления правосудия только судом.

Правосудие по уголовным, гражданским, админ. делам в соответствии с Конституцией РФ может осущ-лять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголов.делам Конституция устанавливает, что лицо м/б признано виновным лишь приговором суда(ст.49).Статья 8УПК,находящаяся в соответствии с приведенными констит-ными положениями, устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголов.наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осущ-нии правосудия по граж-ким делам положения ст.118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России. Суд.власть в РФ, как указано в Законе о суд.системе, осущ-ется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осущ-нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие др.органы и лица не вправе принимать на себя осущ-ние правосудия (ч. 1 ст. 1). Здесь надо, однако, заметить наметившуюся тенденцию к усилению профессионального начала в деят-сти судов. В арбитражном процессе, например, арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел, если об их участии заявит ходатайство какая-либо из сторон (ч. 3 ст. 17 АПК РФ). В уголов.процессе предполагается участие народных заседателей в осущ-нии правосудия до 1 января 2004 г., после чего коллегиальные составы суда первой инстанции будут рассматривать дела в составе трех профессиональных судей. Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осущ-нии правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей фед-ных судов первого и второго звеньев - Президентом РФ, а судей высшего звена по его представлению - Советом Фед-ции (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и др.положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность суд.власти (ст. 10), но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей. В развитие положений ст. 118 Конституции РФ в Законе о суд.системе дан полный перечень фед-ных судов общей юрисдикции и фед-ных арбитражных судов (ч. 3 ст. 4). В соответствии со ст. 4 Закона о суд.системе в РФ действуют фед-ные суды, конст-ные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие суд. систему РФ. В систему фед-ных судов указанным Законом отнесены: а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов фед-ного значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему фед-ных судов общей юрисдикции;

в) Высший Арбитражный Суд РФ, фед-ные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему фед-ных арбитражных судов.

Наряду с системой фед-ных судов Закон о суд.системе предусмотрел сущ-ние судов субъектов РФ. К ним отнесены: конст-ные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Суду предоставлены исключительные полномочия по осущ-нию правосудия потому, что ни один др.гос-ный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного суд.разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон. В соответствии с нормами УПК в стадии суд.разбирательства находит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизводства и правосудия. В этой стадии уголов.судопроизводства более широкие права, чем на др.этапах процесса, предоставлены обвиняемому (подсудимому), его защитнику и закон.представителю, потерпевшему, граждан.истцу, граждан.ответчику и их представителям. Значительным объемом прав пользуются общественные обвинители и общественные защитники. Все это обеспечивает именно суду наибольшие возможности для установления объективной истины и вынесения справедливого приговора. При этом в законе установлено, что приговор суда м/б изменен или отменен только вышестоящим судом по основаниям, перечисленным в УПЗ. Сказанное можно дополнить указанием на то, что обвинительный приговор не м/б основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе суд.разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК РФ). Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, и прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осущ-ющего уголов.преследование в суд.разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате суд.разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинит.приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинит.заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до суд.разбирательства. Во-вторых, хотя суд.разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 252 УПК). В системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов правосудие осущ-яют суды первой инстанции, кассационной и надзорной инстанций. Рассмотрение дел по первой инстанции осущ-яют как судьи единолично (в низовом звене), так и суды в коллегиальном составе. Коллегиальное рассмотрение дел по первой инстанции осущ-яется судом в составе судьи и двух заседателей, в составе трех профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого (в случаях, предусмотренных законом) - в составе судьи и 12-ти присяжных заседателей. Рассмотрение дел в кассационном порядке осущ-ется судом в составе трех судей, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей (ст. 30 УПК). Конст-ный Суд рассматривает дела только в коллегиальном составе (в пленарном заседании или заседании палаты). При этом решение Конст-ного Суда обязательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения (ст. 79 Закона о Конст-ном Суде). Установление запрета на создание чрезвычайных судов является одной из важнейших гарантий реального обеспечения прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией (ст. 45-52)

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”