Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

15.   Понятие судебной компетенции, инстанции, звена судебной системы. Подсудность.

СУДЕБНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ— определенные законом полномочия того или иного суда на разбирательство дел.

Одной из важных характеристик суд.системы является понятие "суд.звено", которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Суд.звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в суд.системе. Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном воен.судов являются воен.суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым- воен.суды видов ВС, воен.округов, флотов, групп войск. Высшим третьим звеном как общих, так и для воен.судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Воен.коллегия. Система арбитражных судов тоже состоит из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга. Второе-Фед-ные арбитражные суды округов. Третье звено - Высший арбитражный суд. По общему правилу суды,объединенные в одно звено,наделены одинаковыми полномочиями (компетенцией). При этом компетенцию (полномочия) следует понимать в обобщенном смысле, имея в виду все разнообразие суд.деят-сти, а не отдельные аспекты, в частности рассмотрение дела по существу, т.е. по первой инстанции. Понятие "суд.инстанция" относится к основным характеристикам суд.системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии со своей процессуальной компетенцией все суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. Так, мировой судья осущ-яет только одну функцию - суда первой инстанции, а областной - сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции (как будет показано дальше) рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решениясуда первой инстанции. В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем гос-ва. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ, т.е. дела по первой инстанции рассматривают все суды в пределах своей компетенции. Подавляющее большинство уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные суд.дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда РФ. Разбирательство дела по существу характеризуется тем, что судья единолично или с участием присяжных, либо народных заседателей, либо трое судей на основании анализа доказательств устанавливают фактические обстоятельства дела. В результате разбирательства выносится приговор - по уголовному делу или решение - по граждан.делу. Данные решения и приговоры в течение установленного законом времени (срока) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции. Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Рассматривая дело в составе трех постоянных судей (один из них – председат-ющий), суд проверяет законность и обоснованность приговора, решения, определения суда первой инстанции и вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов РФ и приравненным к ним. В случае, если кассационная инстанция признает приговор или решение правильным, она оставляет их без изменения, а кассационную жалобу или протест - без удовлетворения. Если же будет установлено, что приговор или решение суда первой инстанции не соответствуют материалам дела, т.е. вынесены с нарушением закона, суд второй инстанции отменяет приговор или решение и передает дело на новое рассмотрение в тот же или иной (но соответствующий) суд или же может прекратить дело, направив уголовное дело на дополнительное расследование, либо в случаях, предусмотренных законом, вынести новое решение по гражданскому делу. Если же суд второй инстанции выносит определение, то оно вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке, однако м/б опротестовано в порядке суд.надзора. Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осущ-ется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать и в качестве кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией. Так, протест в порядке надзора в пределах своей компетенции могут принести: председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Ген.прокурор РФ и его заместители. Следует отметить и такую особенность - пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов РФ, в суд.коллегиях и в Президиуме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в воен.судах округов и им соответствующих судах. В результате рассмотрения дела надзорная инстанция может:

-оставить без изменения опротестованные суд.акты;

-отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса.

Суд.акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно и м/б опротестованы и проверены также только в порядке надзора в вышестоящих надзорных инстанциях. В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Фед-ный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке суд.акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора суд.акты др.арбитражных судов РФ. Несмотря на термины "вышестоящий" и "нижестоящий", дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другом. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

 

16.          Прокур.надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания,  и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом прокур.надзора за исполнением законов админ-циями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, админ-ями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

При осущ-нии этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений админ-ции соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц. При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по админ-вным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта админ-ции учреждения приостанавливается. Прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно- психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполнения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению админ-цией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

17.   Правосудие (понятие, признаки и основные принципы организации).

Правосудие - вид правоохр-ной деят-сти по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой. Признаки правосудия:

-принятие окончательных решений по важнейшим вопросам,касающимся прав и свобод человека, интересов общ-ва и гос-ва(признание виновным или невиновным,удовл-ние или отказ в удовл-нии исковых требований);

-общеобязательная сила суд.решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех гос-ных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юр-ких и физических лиц на всей территории РФ. Неисполнение суд.решения влечет применение определенных мер гос-ного принуждения (вплоть до лишения свободы);

-правосудие осущ-ется только двумя способами:

а)  рассмотрение и разрешение в суд.заседаниях гражд.дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

б)  рассмотрение в суд.заседаниях уголов.дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;

правосудие осущ-ется только судом (судьей); правосудие осущ-ется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражд.дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осущ-ния правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в суд.заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.

Принципы правосудия - это исходные положения, определяющие основные, наиболее сущ-ные вопросы осущ-ния правосудия, пронизывающие и связывающие воедино всю совокупность норм об осущ-нии правосудия и органах, этим занимающихся. Значение принципов правосудия.

- принципы определяют основные черты правосудия,поэтому все др.нормы о правосудии должны им соответствовать;

- принципы правосудия обязательны не только для органов и лиц, участвующих в его осущ-нии, но также и для законодателей при издании нормативно-правовых актов в сфере правосудия;

- принципы правосудия относительно стабильны и подвержены изменениям намного меньше, чем конкретные нормы, поэтому они определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия;

- принципы имеют большое значение для правильного толкования всех др.норм о правосудии, поскольку содержат в себе информацию о целях и истинной направленности конкретного правового акта.

Характеристика отдельных принципов правосудия

1. Принцип законности

2.   Принцип соблюдения прав и свобод личности

3.   Принцип осуществления правосудия только судом

4.   Принцип независимости судей

5.   Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда

6.   Принцип равенства всех перед законом и судом

7.   Принцип состязательности и равноправия сторон

8.   Право граждан на судебную защиту

9.   Право подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту

10.  Презумпция невиновности

11.  Принцип открытого разбирательства дел

12.  Принцип языка судопроизводства

13.  Участие граждан в осуществлении правосудия

Принцип законности - это принятие только нормативно-правовых актов, соответствующих нормативно-правовым актам с большей юр.силой и с соблюдением процедуры, установленной для их принятия, а также неукоснительное и добросовестное исполнение и соблюдение Конституции РФ, законов и иных нормативных актов всеми гос-ными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юр-ими и физ-ими лицами. В сфере правосудия принцип законности означает соблюдение и исполнение законов и иных нормативных актов в первую очередь судом. Суд вправе не применять законы и иные нормативные акты, противоречащие Конституции РФ. При определении нормативного акта, подлежащего применению при разрешении конкретного дела, суд обязан учесть юр-ую силу нормативных актов, а при их противоречии друг другу - применить нормативный акт, обладающий большей юр-ой силой. Суд также не вправе применять закон или иной правовой акт, противоречащий междунар-ому договору РФ. Принцип законности является универсальным правовым принципом, однако в сфере правосудия он приобретает особое значение в силу важности и ответственности этого вида деят-сти.

2. Осуществление правосудия всегда связано с определенным ущемлением прав и свобод человека и гражданина. Поскольку такое ущемление м/б очень сущ-ным (вплоть до лишения свободы и даже жизни), то особое значение приобретает принцип соблюдения прав и свобод личности при осущ-нии правосудия.Особой защиты требуют права и свободы человека, привлекаемого к уголовной ответственности, - в первую очередь неприкосновенности личности, частной жизни и жилища.Правовые гарантии обеспечения прав человека при осущ-нии правосудия включают в себя:• право на жизнь и исключительный характер смертной казни;

•запрещение любых действий, причиняющих вред жизни или здоровью человека или унижающих его достоинство (пытки, истязания и пр.);

•неприкосновенность личности и запрещение произвольного задержания или заключения под стражу, а также возможность человека обжаловать указанные действия (в т. ч. и в судебном порядке);

•специальный порядок производства действий, нарушающих неприкосновенность частной жизни человека (выемка почтовой корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и т. п.);

•неприкосновенность жилища и особый порядок производства обыска. Недопустимость, по общему правилу, проникновения в жилище без согласия лица, в нем проживающего;

•установление ответственности виновных лиц за нарушение прав и свобод человека и гражданина.

3.Принцип осуществления правосудия только судом. Правосудие в РФ осущ-ется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Фед-ным констит-ным законом "О судебной системе РФ". В РФ не допускается создание иных (в т. ч. чрезвычайных) судов. Правосудие осуществляется только Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов фед-ного значения, судами автономной области и автономных округов, районными судами, военными судами, мировыми судьями, фед-ными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов РФ. Не могут осущ-лять правосудие никакие иные гос-ные или негос-ные органы. Отменять или изменять вынесенные судебные решения также вправе лишь суды.

4 Принцип независимости судей. Судьи, народные, присяжные и арбитражные заседатели независимы и принимают решения, руководствуясь лишь законом и своим правосознанием. Указанный принцип направлен на предотвращение какого-либо влияния на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осущ-нии ими правосудия со стороны кого бы то ни было (включая органы законодательной, исполнительной властей, а также вышестоящих судов). Любые действия, направленные на оказание давления на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осущ-нии правосудия, расцениваются как админ-ное правонарушение или даже преступление и влекут применение соответствующих мер ответственности.

Гарантии независимости судей: жесткая регламентация процедуры осущ-ния правосудия; определение оснований и порядка приостановления или прекращения полномочий судей; неприкосновенность судей; право судей на отставку; создание органов судейского сообщества; материальное и социальное обеспечение судей.

5.Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда.Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголов.дел. Это достигается с помощью следующих средств: - компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, в т. ч. определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности;

-  обеспечение каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно. Для этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры;

- обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда. Возможные составы суда при рассмотрении уголов.дел по первой инстанции:

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”