Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Функции(направления)правоохр-ной деят-ти.Основными функциями (направлениями) правоохр-ной  деят-ти являются:1)конст-ный контроль,2)правосудие;3)орган-ное обеспечение деят-ти судов; 4)  прокурор.надзор  и  иные  направления  деят-ти  прокуратуры;5)выявление и расследование преступлений: предварительное следствие, дознание,оперативно-розыскная деят-сть;6)уголовно-исполнительная деят-ть;7)нотариальные действия;8) юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохр-ной деят-ти:судопроизводство (уголовный процесс);обеспечение безопасности; охрана общественного порядка;производство по делам о нарушении таможенных правил; производство по делам о налоговых правонарушениях; контрразведывательная деят-ть;   — внешняя разведка.   Некоторые  из  них  в  определенной  степени  дублируют  ряд  вышеприведенных  направлений  правоохр-ной  деят-ти  (к примеру, правосудие — это составная часть судопроизводства,и  притом само судопроизводство осущ-ся в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ  Программе дисциплины «Правоохр-ные органы»,на основе  которой подготовлен настоящий учебник.  Основные  направления  правоохр-ной  деят-ти  взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является  правосудие,  осущ-мое  в  рамках  конст-ного  производства.  Конст-ное  же  производство – это  основной  вид конст-ного контроля. Правосудию по уголовным делам  предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осущ-нием защиты (юр.помощи) и прокурор.надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу, осущ-ется уголовно-исполнительная деят-ть.Аналогичным  образом  взаимосвязаны  направления  правоохр-ной деят-ти,  реализуемые вне деят-ти,  обусловленной выявлением признаков преступления.  

Признаки правоохр-ного органа:   1) правовая регламентация его статуса и деят-сти;   2) стоящие перед ним задачи — защита (охрана, обеспечение)  прав, свобод и законных интересов физических, юр.лиц,  гос-ва  в  целом,  субъектов  РФ,  муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или)  правопорядка, борьба с преступностью;   3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.   Таким образом, правоохр-ным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юр.помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права,  свободы, законные интересы физических (юр-их) лиц, субъектов  РФ,  муниципальных  образований,  гос-ва в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.   К числу правоохр-ных органов принято относить:   1)Конст-ный Суд РФ;2)Конст-ные,Уставные  суды  субъектов  РФ);3)суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные  суды республик, окружные,областные,городские(в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной  области, районные и городские суды, мировые судьи); 4) арбитражные суды (Высший арбитражный Суд РФ, фед-ные  арбитражные  суды  округов, (арбитражные  кассационные  суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ); 5)органы прокуратуры(Ген.прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ,районные,городские прокуратуры,воен.прокуратуры,прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);   6) Международный коммерческий арбитражный суд;   7)  Морскую  арбитражную  комиссию  при  Торгово- промышленной палате РФ;   8) Третейские суды для разрешения экономических споров;   9) Минюст РФ;   10) Судебный департамент при Верховном суде РФ;   11) органы предварительного следствия (следователей ОВД, ФСБ, прокуратуры и  фед-ных органов налоговой полиции);   12)  начальников следственных  отделов (ОВД, ФСБ, прокуратуры и органов по  контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);   13) органы дознания (ОВД, органы ФСБ,  пограничные  органы ФСБ, фед-ные органы гос-ной охраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных  веществ,  таможенных  органы  РФ,  органы  Службы  внешней разведки РФ, органы Минюста РФ, органы  Гос-ной  противопожарной  службы,  Главный  судебный  пристав РФ; главный воен.судебный пристав; главные суд.приставы субъектов  РФ, их заместители;  старшие суд.приставы; старшие воен.судебные приставы;  старшие суд.приставы Конст-ного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений; начальники воен.учреждений или  гарнизонов; капитаны морских судов; руководители геологоразведочных  партий  и  зимовок;  главы  дипломатических  представительств и консульских учреждений РФ);   14) нотариат;   15)  адвокатуру (Фед-ная  палата  адвокатов РФ,  адвокат.палаты, адвокат.образования первого звена);  16) некоторые иные правоохр-ные органы.   

 

6.       Основы организации и деятельности военной прокуратуры.

Военная прокуратура Российской Федерации — структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором. Осуществляет надзор за исполнением законов в ВС России.

Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов…

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации…

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Военные прокуратуры обладают полномочиями: участвовать в совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные проверки; по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории, в помещения воинских частей; проверять законность содержания на гауптвахтах; требовать обеспечения содержания лиц, находящихся на войсковых гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу (ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

 

7.       Понятие и система правоохранительных органов.

 

Правоохранительный орган - это государственный орган, осуществляющий специализированную правоохранительную деятельность, в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств.
Характерная особенность правоохранительного органа (как и все органы государства, он наделен государственно-властными полномочиями, компетенцией, обладает организационной самостоятельностью, которая предусмотрена законом) состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме его деятельности является доминирующей (преобладающей).
К особенностям правоохранительных органа относится и то, что он взаимодействуют не только друг с другом в целом, но иногда это взаимодействие даже сильнее между правоохранительным органом в целом и отдельной структурой (подразделением) другого правоохранительного органа.

Правоохранительная система - понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;

– органов внутренних дел;

– федеральной службы безопасности;

– органов государственной охраны;

– органов государственной налоговой службы;

– таможенных органов;

– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органов предварительного расследования;

– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

8.       Понятие прокурорского надзора и его правовые средства.

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор понимается как:

1) специфический вид государственной деятельности;

2) самостоятельная отрасль права;

3) учебная дисциплина.

Цель прокурорского надзора – результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры в целом, и ее важнейшая функция – надзор.

Целями прокуратуры являются:

1) обеспечение верховенства закона;

2) обеспечение единства и укрепления законности;

3) обеспечение защиты прав и свобод человека

и гражданина;

4) обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижения этих целей направлена вся деятельность прокуратуры: прокурорский надзор (пять основных направлений или отраслей); уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.

Прокуроры не ограничены специальной подследственностью. Приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования; участии в правотворческой деятельности.

Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.

Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.

Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.

Прокуроры не ограничены специальной подследственностью. Приняв к своему производству расследование уголовного дела, прокурор обладает всеми полномочиями следователя и сохраняет свои прокурорские полномочия по организации расследования; участии в правотворческой деятельности.

Генеральный прокурор РФ участвует в правотворческой деятельности. Он вправе обратиться с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов к любому органу или должностному лицу, правомочному вносить такие акты. Иные прокуроры вправе обращаться с указанными предложениями к органам или должностным лицам соответствующего или нижестоящего уровня.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностьюпреследу-ет цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствовавших их совершению.

Основные направления деятельности прокуратуры обусловлены различными факторами политического, социально-экономического и иного характера.

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”