Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.

Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.

 

9.       Понятие и основные черты судебной власти.

Судебная власть - одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.

Судебная власть - это способность и возможность специально уполномоченного государственного органа (суда) воздействовать на поведение государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, общественных организаций, физических и юридических лиц с помощью специальных, присущих этому органу средств.

Отличительные черты судебной власти:

• судебная власть - одна из ветвей государственной власти, построенной в соответствии с принципом разделения властей. Судебная власть занимает свое особое место в системе разделения властей и выполняет своп специфические функции;
• судебная власть осуществляется только судом кик специально уполномоченным государственным органом;
• судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: рассмотрение гражданских н уголовных дел и вынесение по ним общеобязательных решений, вынесение частных определений, признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции РФ и т. п.;
• важнейший элемент судебной власти - это правосудие - деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако судебная власть не ограничивается осуществлением правосудия, а включает в себя также конституционный контроль; рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; дачу руководящих разъяснений судебной практики применения законодательства; обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений; участие в формировании судейского корпуса; контроль за законностью действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, общественных организаций. Каждая из указанных функций обладает собственной задачей, которую она призвана решать, однако большинство из этих функций, в конечном счете направлено на создание необходимых условий для правильного и эффективного осуществления правосудия;
• авторитет судебной власти поддерживается возможностью применения мер государственного принуждения.

Задачи судебной ветви власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.

К задачам судебной власти РФ можно отнести:

- Формирование режима Законности

- Поддержание правопорядка

- Восстановление прав конкретных субъектов общества.

- Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.

 

10.   Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор).

 

  Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль

прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере

госуправления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ,

органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в

ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).

             Задачи прокуроров при осуществлении О.Н.:            

1)      выявления нарушений законов;

2)      установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;

3)      принятие мер к устранению нарушений закона;

4)      принятие мер по предупреждению нарушений закона;

5)      установление лиц, допустивших нарушение закона.

                           Предмет О.Н.:                          

1)      соблюдение Конституции РФ;

2)      исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными

министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти,

представительными (законодательными) и исполнительными органами гос. власти

S-в РФ, органами местного самоуправления (муниципалитет, управы), органами

военного управления (Минобороны и его подразделениями), органами контроля

(напр.: Контрольно-ревизионное управление в системе Минфина (КРУ)), их

должностными лицами, органами управления (совет директоров, управления и др.)

и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, граждан(?).

    

 

                   объекты общего прокурорского надзора                  

3)      соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и

лицами.

                                                                         

                           Пределы О.Н.                          

Согласно ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор полномочен осуществлять

надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.

            Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:           

1)      полномочия по выявлению нарушений закона;

2)      полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений.

К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1 ст.22):

1)                              от руководителей и должностных лиц объектов

надзора представления необходимых документов, материалов и иных сведений;

2)                              выделение специалистов для выяснения

возникших вопросов;

3)                              вызывать должностных лиц для объяснения по

поводу нарушения закона  и др.

Ко 2 группе относятся:

1)         требования привлечения лиц, нарушивших закон к ответственности,

установленной законом;

2)         по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело

или производство об административном правонарушении;

3)         опротестовывать противоречащие законам правовые акты№

4)         предостерегать о недопустимости нарушения закона;

5)         и др.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному

исполнению в установленный срок (в случае невыполнения, в том числе и в сфере

О.Н., наступает предусмотренная законом ответственность (ст.6 ФЗ «О

прокуратуре»))

    

Средства реагирования на выявленные нарушения закона

 

Такими средствами являются:

1)      протест;

2)      постановление;

3)      представление;                      ст.ст.23-25,25(1) ФЗ «О прокуратуре»

4)      предостережение;

     1)      Протест

Применяются в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора выявляются

приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или

частично не соответствуют Конституции и иным законам.

Содержание протеста заключается в требовании прокурора полностью или частично

отменить противоречащие закону акты, приведение акта в соответствие с

действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, его

принявшему, либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному

отменить акт.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их 2: по надзору

за милицией и за расследованием внутри прокуратуры) (помощники прокурора,

прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить

их от своего имени они не в праве). В необходимых случаях прокурор,

реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей юрисдикции или в

арбитражный суд, с требованием о признании несоответствующих закону актов

недействительными (исключениями является ограничения права прокурора на

обращение в суд общей юрисдикции с требованием о признании закона S-та РФ

недействительным – абз.3, п.3, ст.22 закона «О прокуратуре» признан

несоответствующим Конституции РФ).

Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее чем в

10 дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на

решение законодательного органа S-та РФ или органа местного самоуправления –

на ближайшем заседании.

О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной форме

незамедлительно, в том случае если протест не рассмотрен в установленный

законом срок, либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, он вправе

обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о

признании правового акта недействительным.

     2)      Постановление

Разновидностью постановления прокурора является постановление о ВУД или

производства об административном правонарушении;

Решение о ВУД оформляется мотивированным постановлением, материалами

уголовного дела, возбужденного прокурором, направляются для производства

расследования в органы дознания или предварительного следствия с соблюдением

признака подследственности, либо принимается к производству прокурором.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении приносится

прокурором при наличии данных, указывающих на признаки административного

проступка и оформляется мотивированным постановлением, которое направляется

для исполнения органу, компетентному принимать меры административной

ответственности.

     3)      Представление

Означает право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать устранения

выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения или

ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые

причинили или создали угрозу интересам личности, общества или государства,

обращенное к органам и должностным лицам, обладающими правомочиями устранить

выявленное нарушение закона.

Представление имеет письменную форму и должно быть юридически обоснованным,

подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня внесения

представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных

нарушений законов (о принятых мерах в письменных форме сообщается прокурору)

     4)      Предостережение

Предостережение о недопустимости нарушения законов применяется когда прокурор

в процессе общего надзора получает сведения о том, что должностные лица

объектов надзора готовятся совершить противоправное деяние. В целях

предупреждения таких деяний прокурор в тексте предостережения сообщает

указанным лицам об имеющейся у него информации и о том, что при совершении

деяний они могут быть привлечены к ответственности в установленном законом

порядке.

Применение предостережений исключительная компетенция прокурора и его

заместителя, основанием для него является достоверная информация о

готовящихся противоправных деяниях.

Применению предостережения должна в обязательным порядке предшествовать

проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными

должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется должностному лицу

под расписку непосредственно в прокуратуре.

 

 

11.   Система органов судебной власти.

  Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территорииРоссии.

 Конституции РФ закреплено общее правило о том, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда следует, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Поэтому субъекты РФ не могут создавать особые судебные системы, так как это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Помимо конституционного законодательства правовую основу судебной системы составляют обычные законы и иные правовые документы (законы о статусе судей, процессуальные кодексы, указы президента, регулирующие отдельные вопросы организации и функционирования судебной системы).
Суд – особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства – рассмотрения в строгом соответствии с процессуальным порядком дел различных категорий и принятия решений по их существу.
Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (коллегия или президиум), выполняющие какую-либо функцию, связанную с рассмотрением и разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений. Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу. Суд второй инстанции (апелляционный или кассационный) занимается проверкой решений, не вступивших в силу (в течение 10 дней). Суд третьей, надзорной инстанции занимается проверкой законности, обоснованности и справедливости решений, вступивших в законную силу.

В соответствие со ст. 4 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
Конституционный суд РФ;
Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”