Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.
Постоянные направления деятельности – это сферы правовых отношений, состояние законности в которых определяющим образом влияет на положение дел в целом. К их числу относится соблюдение законов при издании правовых актов федеральными, региональными органами власти, на которые распространяется компетенция прокуратуры, органами местного самоуправления.
Динамичные – конкретизирующие эти приоритеты с учетом состояния правовой ситуации в районе, городе, регионе, в стране в целом.
9. Понятие и основные черты судебной власти.
Судебная власть - одна из трех ветвей власти, призванная охранять права и свободы человека и гражданина, решать споры между субъектами правоотношений.
Судебная власть - это способность и возможность специально уполномоченного государственного органа (суда) воздействовать на поведение государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, общественных организаций, физических и юридических лиц с помощью специальных, присущих этому органу средств.
Отличительные черты судебной власти:
• судебная власть - одна из ветвей государственной власти, построенной в соответствии с принципом разделения властей. Судебная власть занимает свое особое место в системе разделения властей и выполняет своп специфические функции;
• судебная власть осуществляется только судом кик специально уполномоченным государственным органом;
• судебная власть реализуется с помощью специальных средств, которыми обладает суд: рассмотрение гражданских н уголовных дел и вынесение по ним общеобязательных решений, вынесение частных определений, признание нормативно-правовых актов противоречащими Конституции РФ и т. п.;
• важнейший элемент судебной власти - это правосудие - деятельность судов по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел. Однако судебная власть не ограничивается осуществлением правосудия, а включает в себя также конституционный контроль; рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; дачу руководящих разъяснений судебной практики применения законодательства; обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений; участие в формировании судейского корпуса; контроль за законностью действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, общественных организаций. Каждая из указанных функций обладает собственной задачей, которую она призвана решать, однако большинство из этих функций, в конечном счете направлено на создание необходимых условий для правильного и эффективного осуществления правосудия;
• авторитет судебной власти поддерживается возможностью применения мер государственного принуждения.
Задачи судебной ветви власти - это конкретные социальные явления, ради которых судебная власть осуществляет свои властные полномочий.
К задачам судебной власти РФ можно отнести:
- Формирование режима Законности
- Поддержание правопорядка
- Восстановление прав конкретных субъектов общества.
- Изоляция вне общества конкретных субъектов общества.
10. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор).
Надзор за исполнением законов (общий надзор – О.Н.) – отрасль
прокурорского надзора, связанная с обеспечением законности в сфере
госуправления и местного самоуправления, законодательной деятельности S-в РФ,
органов управления негосударственными структурами (его сущность раскрывается в
ст.21 ФЗ «О прокуратуре»).
Задачи прокуроров при осуществлении О.Н.:
1) выявления нарушений законов;
2) установление причин и условий, способствующих нарушениям закона;
3) принятие мер к устранению нарушений закона;
4) принятие мер по предупреждению нарушений закона;
5) установление лиц, допустивших нарушение закона.
Предмет О.Н.:
1) соблюдение Конституции РФ;
2) исполнение законов, действующих на территории РФ федеральными
министерствами, службами, иными федеральными органами исполнительной власти,
представительными (законодательными) и исполнительными органами гос. власти
S-в РФ, органами местного самоуправления (муниципалитет, управы), органами
военного управления (Минобороны и его подразделениями), органами контроля
(напр.: Контрольно-ревизионное управление в системе Минфина (КРУ)), их
должностными лицами, органами управления (совет директоров, управления и др.)
и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, граждан(?).
объекты общего прокурорского надзора
3) соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и
лицами.
Пределы О.Н.
Согласно ст.21 закона «О прокуратуре», прокурор полномочен осуществлять
надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов.
Полномочия прокурора по осуществлению О.Н.:
1) полномочия по выявлению нарушений закона;
2) полномочия по устранению и предупреждению выявленных правонарушений.
К 1 группе полномочий относятся требования (самые основные) (ч.1 ст.22):
1)
надзора представления необходимых документов, материалов и иных сведений;
2)
возникших вопросов;
3)
поводу нарушения закона и др.
Ко 2 группе относятся:
1) требования привлечения лиц, нарушивших закон к ответственности,
установленной законом;
2) по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело
или производство об административном правонарушении;
3) опротестовывать противоречащие законам правовые акты№
4) предостерегать о недопустимости нарушения закона;
5) и др.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному
исполнению в установленный срок (в случае невыполнения, в том числе и в сфере
О.Н., наступает предусмотренная законом ответственность (ст.6 ФЗ «О
прокуратуре»))
Средства реагирования на выявленные нарушения закона
Такими средствами являются:
1) протест;
2) постановление;
3) представление;
4) предостережение;
1) Протест
Применяются в тех случаях, когда в процессе осуществления надзора выявляются
приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или
частично не соответствуют Конституции и иным законам.
Содержание протеста заключается в требовании прокурора полностью или частично
отменить противоречащие закону акты, приведение акта в соответствие с
действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, его
принявшему, либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному
отменить акт.
Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель (их 2: по надзору
за милицией и за расследованием внутри прокуратуры) (помощники прокурора,
прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить
их от своего имени они не в праве). В необходимых случаях прокурор,
реализуя данное полномочие, может обратиться в суд общей юрисдикции или в
арбитражный суд, с требованием о признании несоответствующих закону актов
недействительными (исключениями является ограничения права прокурора на
обращение в суд общей юрисдикции с требованием о признании закона S-та РФ
недействительным – абз.3, п.3, ст.22 закона «О прокуратуре» признан
несоответствующим Конституции РФ).
Протест приносится в письменном виде, подлежит рассмотрению не позднее чем в
10 дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на
решение законодательного органа S-та РФ или органа местного самоуправления –
на ближайшем заседании.
О результатах рассмотрения протеста прокурору сообщается в письменной форме
незамедлительно, в том случае если протест не рассмотрен в установленный
законом срок, либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, он вправе
обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о
признании правового акта недействительным.
2) Постановление
Разновидностью постановления прокурора является постановление о ВУД или
производства об административном правонарушении;
Решение о ВУД оформляется мотивированным постановлением, материалами
уголовного дела, возбужденного прокурором, направляются для производства
расследования в органы дознания или предварительного следствия с соблюдением
признака подследственности, либо принимается к производству прокурором.
Решение о возбуждении дела об административном правонарушении приносится
прокурором при наличии данных, указывающих на признаки административного
проступка и оформляется мотивированным постановлением, которое направляется
для исполнения органу, компетентному принимать меры административной
ответственности.
3) Представление
Означает право и обязанность прокурора (его заместителя) требовать устранения
выявленных в процессе осуществления надзора фактов неисполнения или
ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые
причинили или создали угрозу интересам личности, общества или государства,
обращенное к органам и должностным лицам, обладающими правомочиями устранить
выявленное нарушение закона.
Представление имеет письменную форму и должно быть юридически обоснованным,
подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня внесения
представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных
нарушений законов (о принятых мерах в письменных форме сообщается прокурору)
4) Предостережение
Предостережение о недопустимости нарушения законов применяется когда прокурор
в процессе общего надзора получает сведения о том, что должностные лица
объектов надзора готовятся совершить противоправное деяние. В целях
предупреждения таких деяний прокурор в тексте предостережения сообщает
указанным лицам об имеющейся у него информации и о том, что при совершении
деяний они могут быть привлечены к ответственности в установленном законом
порядке.
Применение предостережений исключительная компетенция прокурора и его
заместителя, основанием для него является достоверная информация о
готовящихся противоправных деяниях.
Применению предостережения должна в обязательным порядке предшествовать
проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными
должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение оформляется в письменной форме и объявляется должностному лицу
под расписку непосредственно в прокуратуре.
11. Система органов судебной власти.
Судебная система России — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территорииРоссии.
Конституции РФ закреплено общее правило о том, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда следует, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Поэтому субъекты РФ не могут создавать особые судебные системы, так как это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Помимо конституционного законодательства правовую основу судебной системы составляют обычные законы и иные правовые документы (законы о статусе судей, процессуальные кодексы, указы президента, регулирующие отдельные вопросы организации и функционирования судебной системы).
Суд – особый государственный орган, который специфическими (юридическими) средствами и специальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства – рассмотрения в строгом соответствии с процессуальным порядком дел различных категорий и принятия решений по их существу.
Судебная инстанция – суд или его структурное подразделение (коллегия или президиум), выполняющие какую-либо функцию, связанную с рассмотрением и разрешением судебных дел или проверкой законности и обоснованности судебных решений. Суд первой инстанции – суд любого уровня, уполномоченный принять решение по конкретному делу. Суд второй инстанции (апелляционный или кассационный) занимается проверкой решений, не вступивших в силу (в течение 10 дней). Суд третьей, надзорной инстанции занимается проверкой законности, обоснованности и справедливости решений, вступивших в законную силу.
В соответствие со ст. 4 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. в судебную систему входят федеральные суды и суды субъектов РФ.
К федеральным судам относятся:
Конституционный суд РФ;
Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
К судам субъектов Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судами общей юрисдикции субъектов РФ.
Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”