Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Дознаватель - это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголов.делу. Следует иметь в виду, что именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные УПЗ процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осущ-ляет УПД, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель вместе с тем осущ-яет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания. Необходимо отметить, что в соответствии с нормами УПК наиболее важные решения по делу принимает именно орган дознания. Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.

27.   Язык судопроизводства и делопроизводства в суде.

Язык, на котором ведется судопроизводство, регулируется законодательством о судопроизводстве и судоустройстве (ст. 10 Закона о суд.системе, ст. 18 УПК, ст. 8 АПК и др.). Согласно Закону о суд.системе судопроизводство в Конст-ном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных и воен.судах ведется на русском языке – гос-ном языке РФ. Судопроизводство в др.фед-ных судах общей юрисдикции может вестись также на гос-ном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 1 ст. 10). Законом о суд.системе также установлено, что в судах субъектов РФ судопроизводство ведется на русском языке либо на гос-ном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 2 ст. 10). Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать на суде, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном или другом избранном лицом языке. Участники уголов.судопроизводства вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика. Указанные положения действуют с учетом ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, которая закрепила право каждого на пользование родным языком и свободный выбор языка общения. В соответствии с ч. 3 ст. 18 УПК следственные и суд. документы вручаются обвиняемому (подсудимому), а также др. участникам уголов.процесса в переводе на родной язык или на др. язык, которым он владеет. Правовому положению переводчика посвящена в УПК спец.статья (ст. 59). Его участие в ходе уголов.судопроизводства и при осущ-нии правосудия по уголов.делам определено УПЗ (ст. 169, 263 УПК). Необеспечение обвиняемому (подсудимому), не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться услугами переводчика Пленум Верховного Суда РФ отнес к существенным нарушениям УПЗ, влекущим отмену приговора. Не менее четко Верховный Суд определил свою позицию по поводу неблагоприятных процессуальных последствий в случае нарушения при осущ-нии правосудия права лица на пользование родным языком. Принцип обеспечения каждому пользования родным языком при осущ-нии правосудия выражает демократизм действующего законодательства и гос-ва и определяет решение таких важных вопросов осущ-ния правосудия, как доступность суда для населения, обеспечение возможности осущ-ния прав участниками процесса. Если процесс ведется на языке, непонятном населению, нарушается и затрудняется связь суда с населением, а также ослабляется или вообще не достигается воспитательное назначение суд.разбирательства; участвующие в процессе лица не могут реализовать предоставленные им законом процессуальные права, активно способствовать осущ-нию правосудия. О том, насколько важно знание языка судопроизводства, показывает новое установленное в ходе суд.реформы правило, согласно которому обязательное участие защитника в уголов.судопроизводстве на стороне лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допускается с момента фактического задержания подозреваемого или применения меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения (ст. 51 УПК).

28.   Система органов предварительного следствия. Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя.

Орган предварительного следствия — это должностное лицо,  уполномоченное на осущ-ние деят-сти, направленной на  досуд.установление всех обстоятельств, подлежащих доказы- ванию по уголов.делу (ст. ст. 73, 421, 434 УПК), впитавшей в  себя  максимум  предусмотренных  законом  гарантий  соблюдения  прав и законных интересов личности на досуд.стадиях уголов.процесса. Органу предвар. следствия подследственны дела, по которым обязательно производство предвар.следствия.   По общему правилу предвар.следствие производится  следователями, которые обладают процесс-ной самостоятельностью. Между тем предвар.следствие может осущ-ять и  группой  следователей,  расследующих  одно  дело ( следств.группой). Правом производства предвар.следствия также  обладают начальник следственного отдела и прокурор. Соответственно следователи и группа следователей, расследующих одно дело, являются, а начальник следственного отдела и прокурор м/б органом предварительного следствия.   Следственные подразделения  в  настоящее время  имеются  в  прокуратурах,  а  также  в  органах  внутрен.дел,  органах  ФСБ и органах по контролю за оборотом  наркотических средств и психотропных веществ. Следователь как субъект уголов.процесса — это  лицо,  законно состоящее в должности следователя (старшего следователя,  следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, ОВД, органов  ФСБ,  или  органов  по  контролю за  оборотом наркотических  средств  и  психотропных  веществ.  Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь  прокуратуры, не являющийся гражданином России 186 , так как согласно ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурорами и следователями м/б только граждане РФ.   Процесс-ным  статусом  следователя  обладает  также  начальник  следственного  отдела,  производящий  предвар. следствие самостоятельно (ст. 39 УПК), руководитель следственной  группы. Несколько ограничен процес-ный статус следователя у  следователя-члена следственной группы (ст. 163 УПК).   Назначением  следователя  в  уголов.процессе  является  осущ-ние предварительного следствия по уголов.делу. В  связи с чем следователь вправе:   1) с согласия прокурора возбуждать уголов.дело;2) принимать уголов.дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;   3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать  решения  о  производстве  следственных  и  иных  процесс-ных  действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом  требуется получение суд.решения и (или) санкции прокурора;   4) давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения  пис-ные  поручения  о  проведении  любых  оперативно-розыскных  мероприятий,  производстве  отдельных  следственных  действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об  аресте, о производстве иных процесс-ных действий, а также получать содействие при их осущ-нии. Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно- розыскного мероприятия;   5) в любой момент приступить к производству предвар.следствия, по делам, по которым предварительное следствие  обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК;   6)  осущ-ять  иные  полномочия,  предусмотренные  законом.   Постановления, требования, поручения и запросы следователя в соответствии с законом по находящимся в его производстве  уголов.делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения  всеми  предприятиями,  учреждениями,  организациями,  должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).   На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обя- зан:   1)  в  каждом  случае  обнаружения  признаков  преступления  принимать предусмотренные УПК меры по установлению события  преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении  преступления (ч. 2 ст. 21 УПК); 2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или  готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции вынести по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК);   3)  выявлять  обстоятельства, способствовавшие  совершению  преступления (ч. 2 ст. 73 УПК);   4) выносить постановление о прекращении уголов.преследования, принимать  некоторые иные процесс-ные  решения  при наличии в его распоряжении соответствующих оснований.  Указанный перечень  обязанностей следователя  не  исчерпывающий.   Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает  правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК), хотя  такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между  тем  следователь  обладает  такой  процес-ной  самостоятельностью, которой нет у дознавателя.   Процесс-ная самостоятельность следователя заключается  в следующем. Прокурор согласно ст. 37 УПК уполномочен давать  следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для исполнения пис-ные указания. Однако, когда следователь не согласен с указаниями прокурора:- о привлечении лица в качестве обвиняемого;- о квалификации преступления;- об объеме обвинения;- об избрании меры пресечения либо отмене или изменении  меры пресечения,  избранной следователем в  отношении подозреваемого или обвиняемого;- об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных  процесс-ных действий, предусмотренных п.п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29  УПК;- о направлении уголов.дела в суд или его прекращении;- об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;- о передаче уголов.дела другому следователю, он вправе представить дело вышестоящему прокурору с пис-ным изложением своих возражений. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 УПК  обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из названных указаний приостанавливает его

исполнение до рассмотрения жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому  делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК).   Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следователю указаниями начальника следственного отдела. Только они  обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И обжалование указания начальника следственного отдела приостанавливает исполнение меньшего числа указаний. Речь идет об указаниях, касающихся:- изъятия уголов.дела и передачи его др.следователю,- привлечения лица в качестве обвиняемого,- квалификации преступления,   - объема обвинения,- избрания меры пресечения,- производства следственных действий, которые допускаются только по суд.решению (ч. 4 ст. 39 УПК). Система следственных подразделений ОВД, ФСБ, прокуратуры  и  органов  по  контролю  за  оборотом  наркотических  средств и психотропных веществ РФ. Иногда, говоря о системе следственных подразделений ОВД,  ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ, авторы называют ее структурой соответствующих органов.   Органами предварительного следствия являются следователи  и  у  них структура  отсутствует.  Предвар.следствие  могут  осущ-ять  группы  следователей,  созданные  для  расследования  одного уголов.дела. Они могут иметь структуру. Здесь есть руководитель  группы.  В зависимости  от количества следователей ее  составляющих  м/б  заместители,  руководители  различных  направлений. Однако когда в некоторых программах по правоохр-ным органам упоминается о структуре органов предвар.следствия, подразумевается структура того или иного ведомства, обладающего следственным аппаратом, и, соответственно, структура самих следственных подразделений данного ведомства.   В каждом админ-вно-территориальном ОВД,  органе  ФСБ,  прокуратуры,  органе  по  контролю за оборотом  наркотических средств и  психотропных веществ имеется следственное отделение (отдел, управление, группа следователей) или хотя бы один следователь. В нижестоящих учреждениях (для  ОВД, к примеру, в  районных и городских ОВД) все следователи занимаются расследованием преступлений. Если штат следственного  подразделения позволяет, следователи специализируются на расследовании конкретных уголов.дел (раскрытых и нераскрытых преступлений,  уголов.дел  о  преступлениях  несовершеннолетних,  хоз.преступлениях). Подобное разграничение специализации следователей имеет место и у следователей следственной части  следственного  подразделения  ОВД  субъекта  РФ.  Однако  на  уровне  субъекта  фед-ции  в  следственных подразделениях помимо следственных  частей создаются контрольно-методические отделы (отделения, управления), которые занимаются контролем за соблюдением законности при осущ-нии УПД нижестоящими  следственными подразделениями. Аналогична структура Следственного комитета МВД РФ и территориальных следственных подразделений ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.  

29.   Образование судов на началах назначаемости.

Образование судов как субъектов суд.власти и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гарантирует порядок учреждения судов конст-ным законом и формирования их состава фед-ным законом. Наделению судей их полномочиями предшествует длительная и детально определенная деят-сть соответствующих гос-ных органов и должностных лиц по отбору кандидатов на суд.должности. К гос-ным служащим ни одного гос-ного органа или учреждения не предъявляются столь высокие требования, касающиеся компетентности в вопросах юриспруденции, образования, практического опыта, нравственных качеств. Конституция РФ устанавливает такие гарантии стабильного служебного положения судей, как несменяемость и неприкосновенность ФЗ исчерпывающе определяет основания приостановления и прекращения полномочий судей. Законодатель признает наличие особых интересов у судей как носителей суд.власти Для выражения этих интересов, их защиты и отстаивания перед лицом иных ветвей гос-ной власти создаются органы судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей в РФ) Органы судейского сообщества являются гарантами неприкосновенности личности судей судов общей юрисдикции и арбитраж.судов и одновременно выступают хранителями соблюдения судьями этических норм Кодекса судейской чести. Порядок образования иных фед-ных судов, в частности, судов общей юрисдикции (в том числе воен.судов), арбитраж.судов м/б установлен исключительно фед-ными законами. Процедура подбора кадров для фед-ных судов, порядок их наделения судейскими полномочиями также регулируются фед-ным законод-вом. К кандидатам на должности судей фед-ный закон предъявляет повышенные требования по их профессиональным, нравственным качествам, состоянию здоровья. Вместе с тем согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры суд.органов, действующих в пределах соответствующих субъектов Федерации (п. «л» ст. 72) Часть 2 ст. 17 ФКЗ «О суд.системе РФ» раскрывает одно из полномочий этой совместной компетенции, касающееся создания должностей мир.судей, а именно правовой основы их установления и упразднения. Согласно этому закону указанные вопросы должны решаться представительными органами субъектов РФ. Требования к кандидатам на эти должности, их количество в каждом конкретном субъекте Федерации, дислокация участков мир.судей, материально-техническое обеспечение их деят-сти определяются законами субъектов Федерации. Как известно, конст-ные (уставные) суды в РФ не составляют единой системы. Образование этих судов субъектов Федерации представляет их право, а не обязанность. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о суд.системе образование этих судов и их упразднение входит в компетенцию законод-ных органов субъектов Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок их организации, структура. Таким образом, ФКЗ «О суд.системе РФ» утверждает стабильность системы судов в РФ. Изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ или принятия соответствующего фед-ного конст-ного или фед-ного закона. В случае упразднения конкретного суда недопустимо образование вакуума юрисдикции. Под юрисдикцией суда принято понимать установленную законом совокупность правомочий суда на разрешение правовых споров и рассмотрение дел о правонарушениях.

30.   Начальник следственного отдела.

Начальник следственного отдела — это начальник следственного  комитета,  управления,  службы,  отдела,  отделения,  группы  прокуратуры, ОВД, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических  средств и психотропных веществ и его заместители, действующие в  пределах своей компетенции.   Под  группой  здесь  понимается  имеющаяся,  к  примеру,  в  РОВД по штатному расписанию группа следователей, руководителем которой считается старший следователь. Каждый из следователей группы  является самостоятельным  органом предварительного  следствия и расследует принятые к своему производству уголов.дела. Старший следователь — руководитель такой группы обладает  статусом начальника следственного отдела.   Полномочиями начальника следственного отдела не обладает  руководитель следственной или следственно-оперативной группы,  которая является одним (а не несколькими) органом предвар.расследования. Такой руководитель согласно закону не обладает полномочиями начальника следственного отдела не смотря на  то, что и он в определенной степени занимается контролем над деят-тью входящих в такое организационное образование следователей. Этот субъект уголов.процесса обычно обладает статусом руководителя следственной группы.   Начальник следственного отдела уполномочен:   1) продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК);   2) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, в том числе давать поручения:   — о возбуждении (в случае получения на то согласия прокурора) уголов.дела и производстве предвар.следствия,  — приступить к предвар.следствию по уголов.делу, по которому органом дознания в соответствии со ст. 157 УПК  производятся неотложные следственные действия.   3)  изымать уголов.дело  у  следователя и передавать его  др.следователю с обязательным указанием оснований такой  передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав;   4)  проверять  уголов.дела,  материалы  предвар.проверки заявления (сообщения) о преступлении  и материалы по  исполнению поручений, поступивших из других органов предвар.следствия;   5)  давать следователю  указания  о  направлении  расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении  лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;  6)  отменять  необоснованные  постановления  следователя  о  приостановлении предвар.следствия;   7) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя;   Начальник следственного отдела указания по уголов.делу должен давать в письменном виде. Такие указания обязательны  для исполнения следователем, но м/б обжалованы им прокурору.  Обжалование указаний не приостанавливает их  исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются:  1) изъятия уголов.дела и передачи его другому следователю, 2) привлечения лица в качестве обвиняемого, 3) квалификации преступления, 4) объема обвинения, 5) избрания меры пресечения, 6) продления срока содержания под стражей; 7) помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося  под  стражей,  в мед-кий или  психиатр-кий стационар для  производства  соответственно  судебно-мед. или  судебно-психиатр.экспертизы; 8)  производства  личного  обыска,  за  исключением  случаев,  предусмотренных ст. 93 УПК; 9) контроля и записи телефонных и иных переговоров; 10) наложения ареста на корреспонденцию, осмотра и выемки  ее в учреждениях связи; 11) наложения ареста на имущество, включая денеж.средства физических и юр-ких лиц, находящиеся на счетах и во  вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; 12)  производства  осмотра  жилища  при  отсутствии  согласия  проживающих в нем лиц; 13) производства обыска и (или) выемки в жилище; 14)  производства  выемки  предметов  и  документов,  содержащих  информацию  о  вкладах  и  счетах  в  банках  и  иных  кредитных организациях.   При этом следователь вправе представить прокурору и в суд  письменные возражения на указания начальника следственного отдела.   Осущ-ляя контроль за правильностью составления обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для  применения  принудительных  мер  мед.характера,  постановления о прекращении уголов.дела, а также при передаче дела  прокурору для направления др.органу предвар.следствия или в орган дознания, начальник следственного подразделения  обязан проверить наличие в деле документов, в которых отражено  место нахождения вещ-ных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по делу, сверить их с записями в книге учета вещ-ных доказательств.  Начальники следственных подразделений обязаны не реже 1 раза в год проверять состояние и условия хранения вещ-ных доказательств, правильность ведения документов по их приему  и  учету.  О  результатах  проверки  составляется  акт,  направляемый  вышестоящему руководству, обязанному принимать меры к оборудованию  спец.помещений  и  хранилищ для  вещ-ных  доказательств, ценностей и иного имущества, требовать обеспечения  надлежащих условий их хранения. Начальник  следственного отдела может возбудить уголов.дело в порядке, установленном УПК, принять уголов.дело  к  своему производству  и  сам  произвести  предвар.следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы.                                              

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”