Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.
Дознаватель - это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголов.делу. Следует иметь в виду, что именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные УПЗ процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осущ-ляет УПД, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель вместе с тем осущ-яет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.
При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания. Необходимо отметить, что в соответствии с нормами УПК наиболее важные решения по делу принимает именно орган дознания. Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.
27. Язык судопроизводства и делопроизводства в суде.
Язык, на котором ведется судопроизводство, регулируется законодательством о судопроизводстве и судоустройстве (ст. 10 Закона о суд.системе, ст. 18 УПК, ст. 8 АПК и др.). Согласно Закону о суд.системе судопроизводство в Конст-ном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных и воен.судах ведется на русском языке – гос-ном языке РФ. Судопроизводство в др.фед-ных судах общей юрисдикции может вестись также на гос-ном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 1 ст. 10). Законом о суд.системе также установлено, что в судах субъектов РФ судопроизводство ведется на русском языке либо на гос-ном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 2 ст. 10). Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать на суде, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном или другом избранном лицом языке. Участники уголов.судопроизводства вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика. Указанные положения действуют с учетом ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, которая закрепила право каждого на пользование родным языком и свободный выбор языка общения. В соответствии с ч. 3 ст. 18 УПК следственные и суд. документы вручаются обвиняемому (подсудимому), а также др. участникам уголов.процесса в переводе на родной язык или на др. язык, которым он владеет. Правовому положению переводчика посвящена в УПК спец.статья (ст. 59). Его участие в ходе уголов.судопроизводства и при осущ-нии правосудия по уголов.делам определено УПЗ (ст. 169, 263 УПК). Необеспечение обвиняемому (подсудимому), не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться услугами переводчика Пленум Верховного Суда РФ отнес к существенным нарушениям УПЗ, влекущим отмену приговора. Не менее четко Верховный Суд определил свою позицию по поводу неблагоприятных процессуальных последствий в случае нарушения при осущ-нии правосудия права лица на пользование родным языком. Принцип обеспечения каждому пользования родным языком при осущ-нии правосудия выражает демократизм действующего законодательства и гос-ва и определяет решение таких важных вопросов осущ-ния правосудия, как доступность суда для населения, обеспечение возможности осущ-ния прав участниками процесса. Если процесс ведется на языке, непонятном населению, нарушается и затрудняется связь суда с населением, а также ослабляется или вообще не достигается воспитательное назначение суд.разбирательства; участвующие в процессе лица не могут реализовать предоставленные им законом процессуальные права, активно способствовать осущ-нию правосудия. О том, насколько важно знание языка судопроизводства, показывает новое установленное в ходе суд.реформы правило, согласно которому обязательное участие защитника в уголов.судопроизводстве на стороне лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допускается с момента фактического задержания подозреваемого или применения меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения (ст. 51 УПК).
28. Система органов предварительного следствия. Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя.
Орган предварительного следствия — это должностное лицо, уполномоченное на осущ-ние деят-сти, направленной на досуд.установление всех обстоятельств, подлежащих доказы- ванию по уголов.делу (ст. ст. 73, 421, 434 УПК), впитавшей в себя максимум предусмотренных законом гарантий соблюдения прав и законных интересов личности на досуд.стадиях уголов.процесса. Органу предвар. следствия подследственны дела, по которым обязательно производство предвар.следствия. По общему правилу предвар.следствие производится следователями, которые обладают процесс-ной самостоятельностью. Между тем предвар.следствие может осущ-ять и группой следователей, расследующих одно дело ( следств.группой). Правом производства предвар.следствия также обладают начальник следственного отдела и прокурор. Соответственно следователи и группа следователей, расследующих одно дело, являются, а начальник следственного отдела и прокурор м/б органом предварительного следствия. Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутрен.дел, органах ФСБ и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следователь как субъект уголов.процесса — это лицо, законно состоящее в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, ОВД, органов ФСБ, или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь прокуратуры, не являющийся гражданином России 186 , так как согласно ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурорами и следователями м/б только граждане РФ. Процесс-ным статусом следователя обладает также начальник следственного отдела, производящий предвар. следствие самостоятельно (ст. 39 УПК), руководитель следственной группы. Несколько ограничен процес-ный статус следователя у следователя-члена следственной группы (ст. 163 УПК). Назначением следователя в уголов.процессе является осущ-ние предварительного следствия по уголов.делу. В связи с чем следователь вправе: 1) с согласия прокурора возбуждать уголов.дело;2) принимать уголов.дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности; 3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процесс-ных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение суд.решения и (или) санкции прокурора; 4) давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения пис-ные поручения о проведении любых оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процесс-ных действий, а также получать содействие при их осущ-нии. Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно- розыскного мероприятия; 5) в любой момент приступить к производству предвар.следствия, по делам, по которым предварительное следствие обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК; 6) осущ-ять иные полномочия, предусмотренные законом. Постановления, требования, поручения и запросы следователя в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголов.делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК). На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обя- зан: 1) в каждом случае обнаружения признаков преступления принимать предусмотренные УПК меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21 УПК); 2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции вынести по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК); 3) выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК); 4) выносить постановление о прекращении уголов.преследования, принимать некоторые иные процесс-ные решения при наличии в его распоряжении соответствующих оснований. Указанный перечень обязанностей следователя не исчерпывающий. Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК), хотя такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между тем следователь обладает такой процес-ной самостоятельностью, которой нет у дознавателя. Процесс-ная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор согласно ст. 37 УПК уполномочен давать следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для исполнения пис-ные указания. Однако, когда следователь не согласен с указаниями прокурора:- о привлечении лица в качестве обвиняемого;- о квалификации преступления;- об объеме обвинения;- об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении подозреваемого или обвиняемого;- об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процесс-ных действий, предусмотренных п.п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 УПК;- о направлении уголов.дела в суд или его прекращении;- об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;- о передаче уголов.дела другому следователю, он вправе представить дело вышестоящему прокурору с пис-ным изложением своих возражений. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 УПК обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из названных указаний приостанавливает его
исполнение до рассмотрения жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК). Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следователю указаниями начальника следственного отдела. Только они обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И обжалование указания начальника следственного отдела приостанавливает исполнение меньшего числа указаний. Речь идет об указаниях, касающихся:- изъятия уголов.дела и передачи его др.следователю,- привлечения лица в качестве обвиняемого,- квалификации преступления, - объема обвинения,- избрания меры пресечения,- производства следственных действий, которые допускаются только по суд.решению (ч. 4 ст. 39 УПК). Система следственных подразделений ОВД, ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ. Иногда, говоря о системе следственных подразделений ОВД, ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ, авторы называют ее структурой соответствующих органов. Органами предварительного следствия являются следователи и у них структура отсутствует. Предвар.следствие могут осущ-ять группы следователей, созданные для расследования одного уголов.дела. Они могут иметь структуру. Здесь есть руководитель группы. В зависимости от количества следователей ее составляющих м/б заместители, руководители различных направлений. Однако когда в некоторых программах по правоохр-ным органам упоминается о структуре органов предвар.следствия, подразумевается структура того или иного ведомства, обладающего следственным аппаратом, и, соответственно, структура самих следственных подразделений данного ведомства. В каждом админ-вно-территориальном ОВД, органе ФСБ, прокуратуры, органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ имеется следственное отделение (отдел, управление, группа следователей) или хотя бы один следователь. В нижестоящих учреждениях (для ОВД, к примеру, в районных и городских ОВД) все следователи занимаются расследованием преступлений. Если штат следственного подразделения позволяет, следователи специализируются на расследовании конкретных уголов.дел (раскрытых и нераскрытых преступлений, уголов.дел о преступлениях несовершеннолетних, хоз.преступлениях). Подобное разграничение специализации следователей имеет место и у следователей следственной части следственного подразделения ОВД субъекта РФ. Однако на уровне субъекта фед-ции в следственных подразделениях помимо следственных частей создаются контрольно-методические отделы (отделения, управления), которые занимаются контролем за соблюдением законности при осущ-нии УПД нижестоящими следственными подразделениями. Аналогична структура Следственного комитета МВД РФ и территориальных следственных подразделений ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
29. Образование судов на началах назначаемости.
Образование судов как субъектов суд.власти и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гарантирует порядок учреждения судов конст-ным законом и формирования их состава фед-ным законом. Наделению судей их полномочиями предшествует длительная и детально определенная деят-сть соответствующих гос-ных органов и должностных лиц по отбору кандидатов на суд.должности. К гос-ным служащим ни одного гос-ного органа или учреждения не предъявляются столь высокие требования, касающиеся компетентности в вопросах юриспруденции, образования, практического опыта, нравственных качеств. Конституция РФ устанавливает такие гарантии стабильного служебного положения судей, как несменяемость и неприкосновенность ФЗ исчерпывающе определяет основания приостановления и прекращения полномочий судей. Законодатель признает наличие особых интересов у судей как носителей суд.власти Для выражения этих интересов, их защиты и отстаивания перед лицом иных ветвей гос-ной власти создаются органы судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей в РФ) Органы судейского сообщества являются гарантами неприкосновенности личности судей судов общей юрисдикции и арбитраж.судов и одновременно выступают хранителями соблюдения судьями этических норм Кодекса судейской чести. Порядок образования иных фед-ных судов, в частности, судов общей юрисдикции (в том числе воен.судов), арбитраж.судов м/б установлен исключительно фед-ными законами. Процедура подбора кадров для фед-ных судов, порядок их наделения судейскими полномочиями также регулируются фед-ным законод-вом. К кандидатам на должности судей фед-ный закон предъявляет повышенные требования по их профессиональным, нравственным качествам, состоянию здоровья. Вместе с тем согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры суд.органов, действующих в пределах соответствующих субъектов Федерации (п. «л» ст. 72) Часть 2 ст. 17 ФКЗ «О суд.системе РФ» раскрывает одно из полномочий этой совместной компетенции, касающееся создания должностей мир.судей, а именно правовой основы их установления и упразднения. Согласно этому закону указанные вопросы должны решаться представительными органами субъектов РФ. Требования к кандидатам на эти должности, их количество в каждом конкретном субъекте Федерации, дислокация участков мир.судей, материально-техническое обеспечение их деят-сти определяются законами субъектов Федерации. Как известно, конст-ные (уставные) суды в РФ не составляют единой системы. Образование этих судов субъектов Федерации представляет их право, а не обязанность. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о суд.системе образование этих судов и их упразднение входит в компетенцию законод-ных органов субъектов Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок их организации, структура. Таким образом, ФКЗ «О суд.системе РФ» утверждает стабильность системы судов в РФ. Изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ или принятия соответствующего фед-ного конст-ного или фед-ного закона. В случае упразднения конкретного суда недопустимо образование вакуума юрисдикции. Под юрисдикцией суда принято понимать установленную законом совокупность правомочий суда на разрешение правовых споров и рассмотрение дел о правонарушениях.
30. Начальник следственного отдела.
Начальник следственного отдела — это начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы прокуратуры, ОВД, органов ФСБ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и его заместители, действующие в пределах своей компетенции. Под группой здесь понимается имеющаяся, к примеру, в РОВД по штатному расписанию группа следователей, руководителем которой считается старший следователь. Каждый из следователей группы является самостоятельным органом предварительного следствия и расследует принятые к своему производству уголов.дела. Старший следователь — руководитель такой группы обладает статусом начальника следственного отдела. Полномочиями начальника следственного отдела не обладает руководитель следственной или следственно-оперативной группы, которая является одним (а не несколькими) органом предвар.расследования. Такой руководитель согласно закону не обладает полномочиями начальника следственного отдела не смотря на то, что и он в определенной степени занимается контролем над деят-тью входящих в такое организационное образование следователей. Этот субъект уголов.процесса обычно обладает статусом руководителя следственной группы. Начальник следственного отдела уполномочен: 1) продлять срок проверки заявления (сообщения) о преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК); 2) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, в том числе давать поручения: — о возбуждении (в случае получения на то согласия прокурора) уголов.дела и производстве предвар.следствия, — приступить к предвар.следствию по уголов.делу, по которому органом дознания в соответствии со ст. 157 УПК производятся неотложные следственные действия. 3) изымать уголов.дело у следователя и передавать его др.следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав; 4) проверять уголов.дела, материалы предвар.проверки заявления (сообщения) о преступлении и материалы по исполнению поручений, поступивших из других органов предвар.следствия; 5) давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения; 6) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предвар.следствия; 7) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя; Начальник следственного отдела указания по уголов.делу должен давать в письменном виде. Такие указания обязательны для исполнения следователем, но м/б обжалованы им прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются: 1) изъятия уголов.дела и передачи его другому следователю, 2) привлечения лица в качестве обвиняемого, 3) квалификации преступления, 4) объема обвинения, 5) избрания меры пресечения, 6) продления срока содержания под стражей; 7) помещения подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в мед-кий или психиатр-кий стационар для производства соответственно судебно-мед. или судебно-психиатр.экспертизы; 8) производства личного обыска, за исключением случаев, предусмотренных ст. 93 УПК; 9) контроля и записи телефонных и иных переговоров; 10) наложения ареста на корреспонденцию, осмотра и выемки ее в учреждениях связи; 11) наложения ареста на имущество, включая денеж.средства физических и юр-ких лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; 12) производства осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; 13) производства обыска и (или) выемки в жилище; 14) производства выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях. При этом следователь вправе представить прокурору и в суд письменные возражения на указания начальника следственного отдела. Осущ-ляя контроль за правильностью составления обвинительного заключения, постановления о направлении дела в суд для применения принудительных мер мед.характера, постановления о прекращении уголов.дела, а также при передаче дела прокурору для направления др.органу предвар.следствия или в орган дознания, начальник следственного подразделения обязан проверить наличие в деле документов, в которых отражено место нахождения вещ-ных доказательств, предметов и ценностей, изъятых по делу, сверить их с записями в книге учета вещ-ных доказательств. Начальники следственных подразделений обязаны не реже 1 раза в год проверять состояние и условия хранения вещ-ных доказательств, правильность ведения документов по их приему и учету. О результатах проверки составляется акт, направляемый вышестоящему руководству, обязанному принимать меры к оборудованию спец.помещений и хранилищ для вещ-ных доказательств, ценностей и иного имущества, требовать обеспечения надлежащих условий их хранения. Начальник следственного отдела может возбудить уголов.дело в порядке, установленном УПК, принять уголов.дело к своему производству и сам произвести предвар.следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы.
Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”