Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

34.   Понятие и система органов дознания.

Органами дознания являются учреждения, гос-ные органы и должностные лица, уполномоченные УПЗ на осущ-ение предвар.расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предвар.следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предвар.расследования для них является вспомогательной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголов.дел, возникающих в своем большинстве в сфере их админ-ной деят-сти. Органами дознания являются не только должностные лица - начальники исправительных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом -милиция, органы гос-ного пожарного надзора и т. д. Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, их полномочия установлены УПК и различными спец.законами: "О милиции", "О фед-ных органах налоговой полиции", Тамож.кодексом и др. Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомственными нормативными актами.

Задачами органов дознания, как и органов предвар.следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголов.ответственности и осужден.

В настоящее время к органам дознания относятся:

- милиция;

- командиры воинских частей, соединений и начальники воен.учреждений - по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими ВС РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или расположении части, учреждения;

- органы ФСБ по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;

- начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов - по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

- органы гос-ного пожарного надзора - по делам о пожарах и о нарушениях противопожарных правил;

- органы Фед-ной погран.службы РФ - по делам о нарушениях режима Гос-ной границы РФ, погран.режима и режима в пунктах пропуска через Гос-ную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

- капитаны мор.судов, находящихся в дальнем плавании, начальники зимовок - в период отсутствия транспортных связей с зимовкой;

- фед-ные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению;

- тамож.органы РФ - по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.

Органы дознания осущ-яют дознание в двух формах: дознание по делам, по которым предвар.следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предвар.следствия обязательно. При производстве дознания по делам, по которым производство предвар.следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголов.дело и производит расследование посредством тех же процесс-ных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголов.дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осущ-ять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Органы дознания осущ-яют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголов.дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предвар.следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголов.дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности. В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осущ-ить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения уголов.дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголов.дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголов.дело возбуждается сразу и расследование осущ-ется в общем порядке. Органы дознания осущ-яют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д. В органы дознания выделяются две процесс-ные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осущ-яет свои действия в соответствии с УПК, но все основные решения по делу (о возбуждении уголов.дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юр-кую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность. Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом "О милиции" она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В криминал.милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предвар.следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминал.милиции осущ-яют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предвар.следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголов.дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминал.милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминал.милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения. К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предвар.следствия. Поэтому в связи со значительным объемом УПД в районных (городских) ОВД, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осущ-яет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности. В вышестоящих ОВД существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями. Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осущ-яют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и др. сотрудников, которые впоследствии и осущ-яют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деят-сть, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголов.делу. В таком же порядке организуется дознание и в др. органах дознания, предусмотренных законом. Надзор за точным и неуклонным исполнением УПЗдательства органами дознания осущ-яет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголов.дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предвар.следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголов.дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголов.дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания. Суд.контроль осущ-ется при рассмотрении уголов.дел, предвар.расследование или подготовка в протокольной форме по которым осущ-ись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу. Ведомственный контроль осущ-ется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.

35.   Районный суд.

Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Они рассматривают в качестве суда первой инстанции практически все гражд.дела и большинство уголов.дел. К подсудности этих судов относятся все гражд.дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны и все уголов.дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду и воен.судам. В настоящее время районный (городской) суд является судом только первой инстанции. Помимо уголовных и гражд.дел районный (городской) суд рассматривает дела об админ-ных правонарушениях, разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора (условно-досрочное освобождение, перевод из колонии одного режима в колонию другого режима и т. д.). Районные (городские) суды по месту содержания подозреваемых и обвиняемых рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников, законных представителей по поводу законности и обоснованности избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления ее действия. В соответствии со ст. 23, 24 Конституции РФ район.суд (судья) выносит решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции органами предвар.расследования, прослушивании телефонных переговоров органами осущ-ющими ОРД. Район.суды образуются в каждом районе, городские - в городах. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). Решение об образовании район.суда принимается местной администрацией по представлению Минюста РФ или по согласованию с ним. Проводящаяся в РФ правовая реформа предусматривает принятие закона о мир.судьях, который изменит компетенцию районного (городского) суда. Часть уголовных, граж-ких и админ-ных дел, подсудных ныне районному (городскому) суду, предполагается передать на рассмотрение мир.судьям. А районные (городские) суды станут вышестоящей инстанцией, проверяющей решения и приговоры мир.судьи. Район.суд состоит из судей и народ.заседателей. В зависимости от количества уголовных, админ-ных дел определяется число судей и народ.заседателей. При небольшом объеме работы в район.суд назначается один судья. Но в большинстве районных (городских) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда. Для нормальной работы каждого судьи необходимо избрать примерно 70 народных заседателей. Все судьи и народ.заседатели независимы, подчиняются только закону. Народ.заседатели, участвуя в рассмотрении дела, пользуются всеми правами профессионального судьи. Админ-ные дела, часть уголовных и гражд.дел, жалобы на незаконное и необоснованное применение меры пресечения в виде заключения под стражу, вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судьей единолично. Другая же часть уголовных и гражд.дел рассматривается составом суда, куда входят один судья и два народных заседателя. Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президентом РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновенности, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество. В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается председателем районного (городского) суда. Он сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда, но в то же время на него возлагается и организация работы в суде. Прежде всего он распределяет обязанности между судьями. При этом учитывается стаж, подготовка, собственные склонности. Как правило, дела распределяются по предметному или функциональному признаку. В соответствии с этим один судья специализируется на рассмотрении уголов.дел, другой - гражданских, третий – админ-ных. Применяется и территориальный признак, по которому судья рассматривает дела, возникшие на определенной территории. Эти два признака могут сочетаться между собой. В этом случае судья рассматривает, например, уголов.дела, возникшие только на определенной, закрепленной за ним территории. Возможна и специализация судей по категориям дел, например по делам о преступлениях несовершеннолетних. Некоторые дела с учетом их сложности, особого значения распределяются председателем суда персонально - конкретным судьям. Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в утренние, так и в вечерние часы. На него возлагается также организация юридической подготовки народных заседателей, повышение квалификации судей. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан. Он же организует изучение и обобщение судеб.практики, подготавливает статистическую отчетность о работе суда. Результаты обобщения м/б направлены в вышестоящий суд, местные исполнительные органы, другие правоохр-ные органы. Для четкой, правильной организации работы необходим вспомогательный аппарат суда, которым также руководит председатель. Он состоит из консультантов, суд.исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей, суд.заседаний, делопроизводителей. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением консультантов и суд.исполнителей, которые назначаются по его представлению. Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражд.делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение суд.дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Секретари суд.заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола суд.заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари суд.заседаний обеспечивают и проверяют перед началом суд.заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших. В район.суде организуется справочная работа по законодательству и суд.практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Прав-тва РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению суд.практики и анализу суд.статистики. При районных (городских) судах состоят суд.приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: минюстами республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от 1 до 10- 12 человек и зависит от объема выполняемой работы. Суд.пристав является должностным лицом, осущ-ющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражд.делам, а также приговоров по уголов.делам и постановлений по админис.делам в части имущественных взысканий. Кроме того, в предусмотренных законом случаях суд.приставы исполняют решения арбитраж.судов, некоторых исполн.органов. Деят-сть суд.пристава регламентируется Законами РФ "О суд.приставах" и "Об исполн.производстве" и Гражданско-процессуальным кодексом. В соответствии с законом суд.пристав действует на основании суд.решения, выданного ему судьей. Требования суд.пристава по исполнению суд.решений обязательны для всех учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. В случае оказания сопротивления суд.приставу он составляет акт об этом и для устранения препятствий обращается к органам власти, которые обязаны оказать ему содействие. Акт предоставляется судье для привлечения к ответственности лиц, оказавших суд.приставу сопротивление. Суд.пристав вправе применять принудительные меры для исполнения суд.решения: налагать арест на имущество; организовывать его продажу; изымать определенные предметы, указанные в решении суда.

36.       Соотношение понятий “орган дознания”, “начальник органа дознания” и “лицо, производящее дознание”.

Полномочия конкретного сотрудника,  реализующего  уголовно-процес.права и обязанности органа дознания, разнятся в  зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного  правами органа дознания, или  всего-навсего подчинен по  службе должностному лицу, которое является органом дознания.   По общему правилу под понятием «ОВД»,  «орган ФСБ», «орган по контролю за  оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д.,  как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деят-сть «служащего — частица деят-сти органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив  (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетенции органа, в котором он занимает должность». Однако не у всех                                              из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осущ-ять возложенные на орган дознания функции.   Работники,  наделенные  правами  учреждения (сотрудники  милиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, ФСБ и т. п.), уже по должности в связи с  исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида  УПД  обладают  процесс.правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процесс.статусом органа дознания, это положения прямо закреплено в законе.   Вот как выглядит данное положение применительно к статусу  сотрудника  ОВД.  Сотрудниками ОВД РФ являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего  состава ОВД или в кадрах МВД РФ, которым в установленном Положением о службе в  ОВД РФ порядке присвоены  спец.звания рядового и начальствующего состава ОВД (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в ОВД РФ и текста присяги сотрудника ОВД РФ)   Сотрудником ОВД является любой и каждый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции». А п.  5 ст. 10 того же закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголов.дела, производить дознание и осущ-ять неотложные  следственные  действия.  Таким  образом,  законодатель не  противопоставляет  понятия « орган  дознания»  и « дознаватель».  Дознаватель по должности не только вправе, но согласно п. 5 ст. 10  и  ст. 18 Закона  РФ « О  милиции»  обязан  выполнять  уголовно- процесс.обязанности органа дознания. Он обладает полным  комплексом прав органа дознания.   Начальник  органа  дознания  возложил  на  него  уголовно- процесс.  полномочия  одновременно  с  назначением  на  должность (определением его круга должностных прав и обязанностей).   В  отличие  от  дознавателя  некоторым  работникам  других  служб  учреждений,  наделенных  правами  органа  дознания,  такие                                               полномочия  могут лишь делегироваться начальником органа дознания (его заместителем),  или должностным  лицом,  являющимся  согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Институт  делегирования  начальником  учреждения  своим  подчиненным процесс.полномочий имеет большую историю и развит в воен.частях (соединениях, военных учреждениях). Еще  в утвержденном 10 июля 1919 г. Совнаркомом РСФСР Положении  о  полковых  судах  начальники гарнизона и коменданты воинских  частей поручали производство дознания подчиненным им военнослужащим (п. 29 данного Положения).   Названный правовой институт м/б распространен не  только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий  руководитель (капитан  мор.судна,  руководитель  зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь  могут иметь место подобного рода отношения между начальником  и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно  не входит осущ-ение УПД.   В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деят-сть, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение,  что  делегирование им  уголовно-процес. полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика  возложения  на  них процесс.функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процесс.положения.   Налицо два вида отношений:   1) между руководителем учреждения, наделенного статусом  органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности  возложено осущ-ение функций этого учреждения;   2) между руководителем учреждения, наделенного статусом  органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа  гос-ной  власти (в  должностные обязанности  которых не  включено осущ-ение функций учреждения, перечисленного  в ст. 40УПК). Таким образом, существует 2 вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым прав.статусом.  Отличия  таких  одноименных  субъектов  уголов.процесса  заключаются в следующем.   Дознаватель — сотрудник, обязанный осущ-ять функцию  органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все  действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий  органа  дознания — самостоятельно,  руководствуясь  лишь  своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не  предусмотренной УПК визы начальника органа дознания не может  рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных в последствии доказательств недопустимыми.   Сотрудник,  которому  права  органа  дознания делегированы,  не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить  лишь  строго  определенный субъектом,  наделившим его  частью своих процесс.прав, (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания) круг  следственных и иных действий.   То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует  свои уголовно-процес.полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех  или  некоторых процесс.постановлений. В  приведенной  ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено  органу  дознания,  самостоятельно,  без  утверждения  его  начальником,  должно  быть  признано  нарушением  УПЗ,  которое  затем  может  иметь  следствием  признание полученных в последствии доказательств недопустимыми.   Подобным образом отличается и правовое положение различных должностных лиц органа дознания в зависимости от круга их  функциональных обязанностей. Круг полномочий сотрудника, которому права органа дознания делегированы, строго определен распоряжением  начальника  органа  дознания.  Сотрудник же,  обязанный  осуществлять функцию органа дознания, независимо от волеизъявления своего руководителя  наделен уголовно-процес.правоспособностью.  

37.   Областной (краевой) суд.

Организация и устройство областных и соответствующих им судов предусмотрены ст. 20 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О суд.системе РФ" и главой третьей Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. Названные суды осущ-яют все три суд.функции и имеют равные компетенцию и положение в суд.системе. Эти суды являются непосредственно вышестоящими суд.инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В самом общем виде компетенция областных и соответствующих им судов закреплена в ст. 31 Закона о судоустройстве. В нее входят:

- рассмотрение в пределах своих полномочий дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- осущ-ение надзора за суд.деяте-стью районных (городских) судов, изучение и обобщение суд.практики, анализ суд.статистики;

- реализация других полномочий, предоставленных законодательством.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает:

а) гражданские дела, связанные с гос-ной тайной, о признании забастовок незаконными; по спорам, возникающим в результате отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу, и некоторые другие. Кроме этого они вправе изъять любое гражд.дело из районного суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон.

б) уголов.дела о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, которые законодательством отнесены к его компетенции: дела об особо опасных и иных гос-ных преступлениях (гос-ная измена, терроризм, диверсия, дезорганизация нормальной деят-сти учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества и др.); дела об убийствах и изнасилованиях при отягчающих обстоятельствах; преступления против правосудия и т.д. За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, м/б установлена исключительная мера наказания - смертная казнь.

В качестве суда второй инстанции они рассматривает дела по кассационным и частным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления районных судов по уголовным и гражд.делам. При рассмотрении дела в порядке кассации они рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей с вынесением определения, которое вступает в законную силу немедленно и м/б опротестовано только в порядке надзора в президиум вышестоящего суда. При осущ-ении надзора данные суды рассматривает дела по протестам указанных в законе должностных лиц на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления судов первой инстанции, а также на кассационные определения суд.коллегий областных судов по этим делам. Дела по протестам в порядке надзора рассматриваются президиумом областного суда, который образуется в составе председателя, заместителей председателя и других судей в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума областного суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей области. Протест в порядке надзора в президиум областного суда вправе принести председатель этого суда, прокурор области, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, Ген.прокурор РФ и его заместители. Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, а в крупных областных судах - еженедельно по определенным дням. При рассмотрении суд.дел в заседаниях президиума обязательно участвует прокурор области либо лицо, его замещающее. По результатам рассмотрения дела президиум принимает постановление, которым отменяет, изменяет или оставляет без изменения опротестованное суд.решение. Постановление президиума принимается открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании. Постановления президиума подписывает председатель суда. Они вступают в законную силу немедленно и м/б опротестованы только в порядке надзора Председателем Верховного Суда, Ген.прокурором РФ и их заместителями. Президиум областного суда выполняет и другие полномочия организационного характера, предусмотренные законодательством: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы суд.коллегий по гражданским и уголов.делам; рассматривает материалы изучения и обобщения суд.практики и анализа суд.статистики; заслушивает отчеты председателей суд.коллегий о деят-сти последних; рассматривает вопросы работы аппарата суда; оказывает помощь районным судам в правильном применении законод-ства и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”