Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_pravoohranitelnym_organam.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

Экзаменационные вопросы по курсу   “Правоохранительные органы”

  1. Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.

Правоохр-ная деят-ть является одним из видов гос-ной деят-ти.Статья 1 Конс-ции РФ определяет РФ как правовое гос-во.Это означает,что гос-во в лице его органов осущ-яет свою деят-ть на основе норм права, обеспечивает верховенство закона,охрану законных интересов личности,взаимную ответственность гос-ва и граждан. В ст.2 КР права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью,а признание,соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью гос-ва.Таким образом,гос-во обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан.Все органы законод-ной, исполн-ной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в гос-ве.Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами,отстаивая законные гос-ные интересы,гос-ные органы тем самым косвенно участвуют в правоохр-ной деят-сти,то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деят-ти большинства гос-ных органов.В основном,они решают конкретные хозяйственные,культурные,социальные задачи,для достижения которых они и создаются.А для постоянной охраны права от нарушений,для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям гос-во создает специальные органы,для которых правоохр-ная деят-сть является главной.Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохр-ную деят-сть в установленной законом форме.Таким образом, можно говорить о правоохр-ной деят-сти в широком и узком смыслах.В широком смысле - это деят-сть всех гос-ных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан,их реализацию,законность и правопорядок.В узком смысле - это деят-сть специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осущ-емая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.Как уже указывалось,гос-во создает спец.органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохр-ными. Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохр-ного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохр-ным. В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать гос-ный орган для того, чтобы его можно было считать правоохр-ным:

1. Правоохр-ный орган уполномочивается  законом для осущ-ния правоохр-ной  деят-ти. Как правило, это закон, специально  посвященный задачам организации  и деят-ти этого органа.

2. Правоохр-ный орган осущ-яет свою деят-сть не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохр-ных органов влечет дисциплинарную, админ-ную, матер-ную или уголовную ответственность.

3. Правоохр-ные органы в процессе своей деят-ти имеют право применять меры гос-ного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохр-ными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Традиционно к правоохр-ным органам относят суд, прокуратуру, ОВД, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохр-ных органов к ним прибавились таможенные органы,органы обеспечения безопасности,органы налоговой службы,налоговой полиции.Некоторые авторы относят к правоохр-ным органам и такие негос-ные организации,как адвокатура, частные охранные и детектив.службы.Полагаем, что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура, частные охранные и детектив. службы играют значительную роль в защите охраняемых интересов граждан и организаций, они не обладают теми признаками, которые были указаны выше, и в первую очередь не имеют права применять меры принуждения. К тому же в ст.1 Закона РФ"О частной детективной и охранной деят-сти в РФ"прямо указано,что граждане, осущ-ющие частную охранную и детективную деят-сть, не обладают статусом сотрудника правоохр-ного органа. Существует также мнение, что суд в силу своего исключительного положения в гос-ве не относится к правоохр-ным органам. Однако такое суждение не находит достаточной поддержки. Суд отвечает всем перечисленным признакам правоохр-ного органа,а то,что он входит в систему этих органов,отнюдь не умаляет его исключительности и важности как субъекта судебной власти. Функции правоохр-ных органов - это основные направления их деят-сти. Функции, присущие правоохр-ному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохр-ные функции: конституционный контроль, осущ-ние правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деят-сть,админ-ная деят-сть,прокурор.надзор.Некоторые правоохр-ные органы осущ-ют только одну функцию. Например, Констит-ный Суд осущ-ет функцию констит-ного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, ОВД осущ-яют оперативно-розыскную деят-сть, расследование преступлений, адми-ную деят-сть.Конкретные правоохр-ные функции имеют право осущ-ять только определенные органы. Например, функцию прокурор.надзора могут осущ-ять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохр-ных органов. Оперативно-розыскная деят-сть осущ-ется и ОВД, и органами ФСБ, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осущ-нию правосудия,а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.Наиболее значимой является функция осущ-ния правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохр-ных органов главенствующее место.Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осущ-ния правосудия.История развития правоохр-ных органов показала,что сосредоточение в одном органе нескольких правоохр-ных функций отрицательно сказывается на законности его деят-ти.Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохр-ных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Минюст РФ.Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием. Каждый учебный курс имеет свой предмет, определяющий его содержание. Предметом изучения курса "Правоохр-ные органы РФ" является устройство правоохр-ных органов,их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач,стоящих перед ними,и компетенции,которой они наделяются для их осущ-ния.При этом на первый план выдвигается именно организация правоохр-ных органов, поскольку без знания того, как организуются суды, прокуратура, следственные органы и т. д., очень затруднительно будет в дальнейшем при изучении процессуальных отраслей права уяснить порядок их деят-ти, взаимоотношения между ними. Данный учебный курс рассматривает такие вопросы,как структура правоохр-ного органа, состав, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи, прокурора,следователя и др.В то же время затронуты вопросы и полномочий правоохр-ных органов,но в более общей форме.Одной из задач,стоящих перед данным курсом,является и овладение юрид-кой терминологией,необходимой при изучении других юрид-ких дисциплин. Курс подробно освещает такие понятия,как"суд.власть","суд.инстанция","прокурор.надзор" и т. д. Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы гос-ной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались.Кроме того,появились новые правоохр-ные органы - налоговая полиция,Конституционный Суд - которых в советское время не было.Предмет курса определяет и его содержание.Оно изложено по определенной системе.Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохр-ной деят-ти и правоохр-ных органов, предмет и система курса,его законодательные и др.источники,понятие и содержание суд.власти, конст-ные принципы правосудия.В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохр-ных органов. Как важнейший правоохр-ный орган вначале изучается суд - организация всей суд.системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конс-ного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деят-ти прокуратуры,ОВД,обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции,органов предварительного расследования. Хотя,как уже упоминалось,адвокатура,нотариат,частные детективные и охранные службы не являются правоохр-ными органами, но в связи с их большой значимостью в защите прав и законных интересов граждан и организаций, тесной связи со многими правоохр-ными органами они также являются предметом изучения данного курса.Курс "Правоохр-ные органы РФ" занимает особое место среди других юр. дисциплин, поскольку является своего рода вводным курсом для их изучения и находится в неразрывной связи с ними. В нем даются начальные представления о деят-ти правоохр-ных органов,их полномочиях и взаимоотношениях. Подробно деят-сть органов предварительного расследования, прокурора, суда, связанная с обнаружением и раскрытием преступлений, наказанием виновных, раскрыта в курсе "Уголовный процесс".В курсе "Гражданский процесс" изучаются нормы,определяющие деят-ть суда по рассмотрению гражданских дел.В курсе "Арбитражный процесс" освещаются вопросы рассмотрения арбитражными судами дел, отнесенных законом к их компетенции. Курс "Прокурор.надзор" подробно излагает формы и методы деят-ти прокурора при осуществлении надзора,в том числе за другими правоохр-ными органами.В курсе "Административное право" изучается деят-сть органов гос-ного управления, к которым относятся и многие правоохр-ные органы. Такие направления деят-ти ОВД, как охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения, заключаются в применении, в основном, норм админ-ного права. Курс "Правоохр-ные органы РФ" имеет взаимосвязь и с такими основополагающими дисциплинами, как теория гос-ва и права, конст-ное право. Теория гос-ва и права определяет многие понятия, применяемые в правоохр-ной деят-ти,такие как законность, правосознание, излагает основные методологические подходы к изучению функций гос-ва,сущности права. Конст-ное право определяет основные положения, характеризующие место и роль правоохр-ных органов,их взаимоотношения с органами гос-ной власти и управления.Прослеживается связь курса и с уголовным и гражданским правом. Суд, прокурор, органы предварительного расследования в своей деят-сти широко применяют нормы этих отраслей права.От того, насколько правильно будут определены признаки преступления, зависит законность деят-ти этих органов.

  1. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

Прокуратура РФ представляет собой единую фед-ную централизованную систему органов, осущ-щих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важности деят-сти прокуратуры свидетельствует тот факт, что констит-ные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст. 129), следуют непосредственно за нормами, посвященными суд.власти. Прокуратура занимает особое место среди правоохр-ных органов, поскольку не относится ни к законодательной,ни к исполнительной,ни к суд.власти. Она является независимым правоохр-ным органом, обеспечивающим соблюдение законности в гос-ве. Организация и деят-сть прокуратуры, помимо Конс-ции РФ,регламентирована Законом РФ "О прокуратуре РФ", а также ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"О прокуратуре РФ".Цели деят-ти прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и гос-ва.Основное содержание деят-ти прокуратуры составляет прокур.надзор. Помимо него прокуратура осущ-яет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деят-ти правоохр-ных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деят-ти. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Принципами организации и деят-ти прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Ген.прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Ген.прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурор.системы задачи.

Принцип независимости в организации и деят-ти прокуратуры заключается в том, что ее органы осущ-ют свои полномочия независимо от фед-ных органов гос-ной власти, органов гос-ной власти субъектов РФ, органов гос-ного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами гос-ной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не м/б членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деят-ти.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осущ-ют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.

Принцип гласности в организации и деят-ти прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конс-ции РФ,в обязанности информирования фед-ных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоупр-ния, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере,в какой это не противоречит требованиям фед-ных законов об охране прав и свобод граждан,а также законод-ва о гос-ной и иной спец.охраняемой законом тайне.

  1. Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.

Курс "Правоохр-ные органы РФ" имеет свою нормативную базу, определяющую его основное содержание. Нормативная база курса представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деят-ть правоохр-ных органов. В иерархии источников права о правоохр-ных органах главенствующее место принадлежит Конституции РФ, обладающей высшей юр.силой. Все др.законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить. В Конституции РФ определены место и роль в гос-ном механизме Конст-ного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности гос-ва по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохр-ных органов, указаны основы организации и деят-ти прокуратуры. Следующую иерархическую ступень занимают фед-ные конст-ные законы, принятые в развитие конс-ных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деят-сти правоохр-ных органов, например Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"О прокуратуре РФ".Еще более низшую ступень занимают указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конст-ции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конст-ции и фед-ным законам. Указами Президента РФ, например, утверждены положения о милиции общественной безопасности, о ФСБ, о координации деят-ти правоохр-ых органов в борьбе с преступностью. К нормативной базе курса относятся также постановления Прав-тва РФ. Согласно ст. 115 Конст-ции РФ Прав-тво РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции,фед-ных законов и норм-ных актов Президента РФ. Прав-вом РФ утверждено,к примеру,Положение о Минюсте РФ. Норм-ный характер носят ведомственные акты - приказы, инструкции, издаваемые Ген.прокурором РФ, министрами внутр.дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона. Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные РФ. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство РФ, но некоторые имеют и самостоятельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями др.гос-тв.

  1. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры.

Систему прокуратуры РФ составляют ген.прокуратура, территориальные и специализированные органы прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения.Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с админ-но-территориальным и национально-гос-ным устройством, установленным Конс-цией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:- прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;- прокуратуры городов, районов. Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Так, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры админ-ных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.Транспортные прокуратуры создаются для осущ-ния надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.Надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна - от истоков до Каспийского моря – осущ-ет Волжская природоохр-ная прокуратура, созданная для усиления прокурор.надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды.Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов РФ.

Воен.прокуратура образует свою систему,высшим звеном которой является Главная воен.прокуратура, входящая в состав Ген.прокуратуры на правах структурного подразделения.Помимо нее в систему воен. прокуратуры входят: -прокуратуры воен.округов,групп войск,флотов,прокуратура Ракет.войск стратегического назначения, прокуратура Фед-ной погран.службы и прокуратуры др.войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;- прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"