Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка
Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.
Экзаменационные вопросы по курсу “Правоохранительные органы”
Правоохр-ная деят-ть является одним
из видов гос-ной деят-ти.Статья 1 Конс-ции
РФ определяет РФ как правовое гос-во.Это означает,что
гос-во в лице его органов осущ-яет свою
деят-ть на основе норм права, обеспечивает
верховенство закона,охрану законных
интересов личности,взаимную ответственность
гос-ва и граждан. В ст.2 КР права и свободы
человека провозглашаются высшей ценностью,а
признание,соблюдение и защита прав и
свобод объявляются обязанностью гос-ва.Таким
образом,гос-во обязывает все свои органы,
учреждения уважать и соблюдать законные
права и свободы граждан.Все органы законод-ной,
исполн-ной и судебной власти должны принимать
меры для поддержания законности и правопорядка
в гос-ве.Строго соблюдая законы, обеспечивая
реализацию своих прав гражданами,отстаивая
законные гос-ные интересы,гос-ные органы
тем самым косвенно участвуют в правоохр-ной
деят-сти,то есть способствуют охране
права от нарушений. Однако это важная,
но далеко не единственная сторона деят-ти
большинства гос-ных органов.В основном,они
решают конкретные хозяйственные,культурные,
1. Правоохр-ный орган
2. Правоохр-ный орган осущ-яет свою деят-сть не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохр-ных органов влечет дисциплинарную, админ-ную, матер-ную или уголовную ответственность.
3. Правоохр-ные органы в процессе своей деят-ти имеют право применять меры гос-ного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.
4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохр-ными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.
Традиционно к правоохр-ным органам относят
суд, прокуратуру, ОВД, органы предварительного
расследования, органы юстиции. В последние
годы, в связи с развитием системы правоохр-ных
органов к ним прибавились таможенные
органы,органы обеспечения безопасности,органы
налоговой службы,налоговой полиции.Некоторые
авторы относят к правоохр-ным органам
и такие негос-ные организации,как адвокатура,
частные охранные и детектив.службы.Полагаем,
что такой вывод не обоснован. Хотя адвокатура,
частные охранные и детектив. службы играют
значительную роль в защите охраняемых
интересов граждан и организаций, они
не обладают теми признаками, которые
были указаны выше, и в первую очередь
не имеют права применять меры принуждения.
К тому же в ст.1 Закона РФ"О частной
детективной и охранной деят-сти в РФ"прямо
указано,что граждане, осущ-ющие частную
охранную и детективную деят-сть, не обладают
статусом сотрудника правоохр-ного органа.
Существует также мнение, что суд в силу
своего исключительного положения в гос-ве
не относится к правоохр-ным органам. Однако
такое суждение не находит достаточной
поддержки. Суд отвечает всем перечисленным
признакам правоохр-ного органа,а то,что
он входит в систему этих органов,отнюдь
не умаляет его исключительности и важности
как субъекта судебной власти. Функции правоохр-ных
органов - это основные направления
их деят-сти. Функции, присущие правоохр-ному
органу, определяют его организацию, структуру
и компетенцию. Выделяют следующие правоохр-ные
функции: конституционный контроль, осущ-ние
правосудия, расследование преступлений,
исполнение судебных решений, оперативно-розыскная
деят-сть,админ-ная деят-сть,прокурор.надзор.
Прокуратура РФ представляет собой единую фед-ную централизованную систему органов, осущ-щих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важности деят-сти прокуратуры свидетельствует тот факт, что констит-ные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст. 129), следуют непосредственно за нормами, посвященными суд.власти. Прокуратура занимает особое место среди правоохр-ных органов, поскольку не относится ни к законодательной,ни к исполнительной,ни к суд.власти. Она является независимым правоохр-ным органом, обеспечивающим соблюдение законности в гос-ве. Организация и деят-сть прокуратуры, помимо Конс-ции РФ,регламентирована Законом РФ "О прокуратуре РФ", а также ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"О прокуратуре РФ".Цели деят-ти прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и гос-ва.Основное содержание деят-ти прокуратуры составляет прокур.надзор. Помимо него прокуратура осущ-яет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деят-ти правоохр-ных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деят-ти. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Принципами организации и деят-ти прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Ген.прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Ген.прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурор.системы задачи.
Принцип независимости в организации и деят-ти прокуратуры заключается в том, что ее органы осущ-ют свои полномочия независимо от фед-ных органов гос-ной власти, органов гос-ной власти субъектов РФ, органов гос-ного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами гос-ной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не м/б членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деят-ти.
Принцип законности означает, что органы прокуратуры осущ-ют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Принцип гласности в организации и деят-ти прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конс-ции РФ,в обязанности информирования фед-ных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоупр-ния, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере,в какой это не противоречит требованиям фед-ных законов об охране прав и свобод граждан,а также законод-ва о гос-ной и иной спец.охраняемой законом тайне.
Курс "Правоохр-ные органы РФ" имеет свою нормативную базу, определяющую его основное содержание. Нормативная база курса представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деят-ть правоохр-ных органов. В иерархии источников права о правоохр-ных органах главенствующее место принадлежит Конституции РФ, обладающей высшей юр.силой. Все др.законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить. В Конституции РФ определены место и роль в гос-ном механизме Конст-ного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности гос-ва по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохр-ных органов, указаны основы организации и деят-ти прокуратуры. Следующую иерархическую ступень занимают фед-ные конст-ные законы, принятые в развитие конс-ных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деят-сти правоохр-ных органов, например Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"О прокуратуре РФ".Еще более низшую ступень занимают указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конст-ции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конст-ции и фед-ным законам. Указами Президента РФ, например, утверждены положения о милиции общественной безопасности, о ФСБ, о координации деят-ти правоохр-ых органов в борьбе с преступностью. К нормативной базе курса относятся также постановления Прав-тва РФ. Согласно ст. 115 Конст-ции РФ Прав-тво РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции,фед-ных законов и норм-ных актов Президента РФ. Прав-вом РФ утверждено,к примеру,Положение о Минюсте РФ. Норм-ный характер носят ведомственные акты - приказы, инструкции, издаваемые Ген.прокурором РФ, министрами внутр.дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона. Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные РФ. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство РФ, но некоторые имеют и самостоятельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями др.гос-тв.
Систему прокуратуры РФ составляют ген.прокуратура, территориальные и специализированные органы прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения.Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с админ-но-территориальным и национально-гос-ным устройством, установленным Конс-цией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:- прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;- прокуратуры городов, районов. Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Так, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры админ-ных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.Транспортные прокуратуры создаются для осущ-ния надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.Надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна - от истоков до Каспийского моря – осущ-ет Волжская природоохр-ная прокуратура, созданная для усиления прокурор.надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды.Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская природоохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ.Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов РФ.
Воен.прокуратура образует свою систему,высшим звеном которой является Главная воен.прокуратура, входящая в состав Ген.прокуратуры на правах структурного подразделения.Помимо нее в систему воен. прокуратуры входят: -прокуратуры воен.округов,групп войск,флотов,прокуратура Ракет.войск стратегического назначения, прокуратура Фед-ной погран.службы и прокуратуры др.войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;- прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"