Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_pravoohranitelnym_organam.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

1. Суд.власть осущ-ется спец.гос-ными органами - судами (ст. 11 Конституции РФ). Важность задач, возложенных на суды, характер деят-сти, существенно затрагивающей права и свободы граждан, интересы различных органов и организаций, определяют особое положение суда в гос-ном механизме. Непосредственными носителями суд.власти являются судьи. В связи с этим к ним предъявляются повышенные требования относительно и профессиональной подготовки, и моральных качеств.

2. Исключительность суд.власти - признак, тесно связанный с предыдущим. Суд.власть вправе осущ-лять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона "О суд.системе РФ"). Никакой другой гос-ный орган, должностное лицо не имеют права присваивать себе суд.функции. Порядок образования судов, их перечень определяются Конст-цией РФ и фед-ными констит-ными законами. Создание судов, не входящих в суд.систему, определенную законом, не допускается.

3. Независимость, самостоятельность и обособленность суд.власти. При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона "О судебной системе РФ"). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в суд.деят-сть является преступлением против правосудия и влечет уголовную ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность суд.власти означает, что суды осущ-яют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет суд.решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в др.гос-ные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законод-ной и исполн-ной власти, но они осущ-ются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону.

4. Суд.власть осущ-ется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Закона "О суд.системе РФ". Судопроизводство представляет собой деят-сть, которая начинается при наличии определенных законом поводов и оснований (например, поступление в суд уголовного дела и достаточность содержащихся в нем доказательств для разрешения уголовного дела), протекает в определенной законом последовательности и форме. Закон выделяет следующие виды судопроизводства: конституционное - разрешение дел о соответствии Конституции РФ фед-ных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Фед-ного Собрания и др.актов; уголовное - разрешение уголовных дел; гражданское - рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; админ-ное - рассмотрение и разрешение дел об админ-ных правонарушениях. Хотя ни Конституция РФ, ни Закон "О суд.системе РФ", перечисляя виды судопроизводства, не называют среди них арбитражное, но вместе с тем ст. 127 Конституции РФ, посвященная Высшему Арбитражному Суду РФ, его деят-сти, также помещена в главу 7 "Судебная власть". Арбитражные дела представляют собой разновидность гражданских и админ-ных дел, а их рассмотрение осущ-ется в порядке, определенном Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Все это дает основания для включения арбитражного процесса в понятие судопроизводства. Следует также учесть, что суд.властью является не только рассмотрение дел, но и рассмотрение жалоб на незаконные решения и действия гос-ных органов и должностных лиц, жалоб на необоснованное применение меры пресечения - заключения под стражу, санкционирование действий, ограничивающих права граждан, предусмотренные ст. 23 и 25 Конституции РФ.

5. Суд.власть осущ-ется на основе и в строгом соответствии с процессуальным законом. Детальная регламентация суд.процесса, суд.документов и точное выполнение судами всех процессуальных требований гарантирует правильное установление всех фактических обстоятельств дела и вынесение обоснованного и законного решения, охрану прав лиц, чьи интересы затронуты в ходе судопроизводства. Конст-ное судопроизводство осущ-ется в соответствии с Законом "О Констит-ном Суде РФ". Уголовное, гражданское и арбитражное - по правилам, установленным соответственно Уголовно-процессуальным, Гражданско-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами. По делам об админ-ных правонарушениях порядок деят-сти суда определяется Кодексом об админ-ных правонарушениях (4 и 5 разделами).

6. Властный характер полномочий суда - один из самых сущ-ных признаков суд.власти. Все требования и распоряжения суда обязательны для всех без исключения гос-ных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Суд применяет такие меры процессуального принуждения, как привод, наложение ареста на имущество, арест и т. д. Решение суда носит характер закона и подлежит обязательному исполнению на всей территории гос-тва. В случае невыполнения органы, исполняющие суд.решения, могут применить принудительные меры для реализации суд.решений.

Наконец, следует указать такую черту судебной власти, как участие представителей народа. Хотя ч. 5 ст. 32 Конституции РФ закрепляет право граждан участвовать в осущ-нии правосудия, правосудие является основной частью суд.деят-сти. Следовательно, участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осущ-нии суд.власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить и народные, и арбитражные заседатели. Некоторые уголов.дела рассматриваются с участием присяжных заседателей.Понятие "суд" имеет несколько значений. Это и гос-ный орган, осущ-ющий правосудие, и само судебное разбирательство, и здание, в котором размещается это учреждение, и судьи, единолично рассматривающие дела. Суд, осущ-щий суд.власть, является гос-ным органом. Иные организации, в названии которых содержится слово "суд" - суды офицерской чести, товарищеские суды и т. д. - не обладают суд.властью в том смысле, который определен Конституцией РФ. Конституция РФ и Закон "О суд.системе РФ" предусматривают следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осущ-нию суд. власти: Конст-ный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конст-ные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи. Суд представляет собой учреждение, где обычно работают не один, а несколько судей. Суд.власть осущ-ется по конкретным делам не всеми судьями одновременно, а так называемыми суд.составами. Рассматривать дело по существу могут судья единолично, коллегия из трех судей, судья и два народных заседателя, суд присяжных. Но и один судья, и судья с народными заседателями, и коллегия являются судом, так как действуют не от своего имени, а от имени гос-тва. Каждый суд осущ-ет суд.власть в пределах компетенции, определенной законом. Районный (городской) суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголов.дела, но и проверяет обоснованность и законность решений районного. Арбитражные суды могут рассматривать только арбитражные дела, а принять к своему производству гражданское или уголовное дело не имеют права. Юрисдикция (право решать правовые вопросы) каждого суда распространяется на определенную территорию (район, область) или на структурное образование ВС РФ (гарнизон, военный округ). Название суда соответствует территориальной или структурной сфере его деят-сти (Московский областной суд, воен.суд Одинцовского гарнизона). Кроме того, в системе арбитражных судов действуют фед-ные арбитражные суды, юрисдикция которых не совпадает с админ-но-территориальным делением. Предполагается, что и мировые судьи будут назначаться по суд.округам.

Суд.система - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ. Суд.система строится в соответствии с Конст-цией РФ и Законом "О суд.системе РФ".В этом законе закреплено, что перечень судов, указанных в законе, является исчерпывающим и создание чрезвычайных судов не допускается.

Систему фед-ных судов составляют: 1) Конст-ный Суд РФ; 2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ; 3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом "О суд.системе РФ" предусмотрены суды субъектов РФ – конст-ные (уставные) суды и мировые судьи.И Констит-ный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей суд.системы. Все они имеют общие задачи по охране конст-ного строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона "О суд.системе РФ" говорится, что единство суд.системы достигается путем установления суд.системы конст-ным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и др.фед-ных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу суд.решений на всей территории РФ, закрепления единства статуса судей, финансирования органов суд.власти за счет средств фед-ного бюджета. В то же время каждая из этих трех частей суд.системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деят-ть других. Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят воен.суды, действующие в ВС: воен.суды гарнизонов, округов, флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим суд.органом по гражданским, уголовным и админ-ным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с админ-вно-территориальным делением гос-ва - так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо в соответствии с дислокацией ВС РФ и других воинских формирований – воен.суды. Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд РФ, фед-ные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей и др.субъектов РФ. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах админ-но-территориальных образований, так и вне их границ. Одной из важных характеристик суд.системы является понятие "суде.звено", которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Суд.звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в суд.системе. Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт- Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном воен.судов являются воен.суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым – воен.суды видов ВС, воен.округов, флотов, групп войск. Высшим, третьим звеном как для общих, так и для воен.судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Воен. коллегия. Система арбитражных судов состоит тоже из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Второе звено – фед-ные арбитражные суды округов. И третье звено - Высший Арбитражный Суд РФ. Понятие "суд.инстанция" относится к основным характеристикам суд.системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем гос-ва. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ. Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Суд кассационной инстанции вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов обшей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов РФ и приравненным к ним. Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осущ-тся на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов обшей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией. В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Фед-ный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке суд.акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора суд.акты других арбитражных судов РФ. Следует иметь в виду, что, несмотря на термины "вышестоящий" и "нижестоящий", дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.

  1. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурор.надзора:

1) надзор за исполнением законов  фед-ными министерствами и ведомствами, представительными (законод-ыми) и испол-ными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  фед-ными минис-ами и ведомствами, представительными (законод-ными) и испол-ными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов  органами, осущ-щими оперативно-розыскную деят-сть, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов  администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначенные судом меры принудительного  характера, администрацией мест  содержания задержанных и заключенных под стражу.

Такая отрасль прокурор.надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью гос-тва. Предметом этой отрасли прокурор.надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина фед-ными министерствами и ведомствами, представительными (законод-ными) и испол-ными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осущ-нии надзора за соблюдением прав человека и гражданина прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осущ-нии общего надзора. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголов.дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголов. преследованию. В случае, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер админ-ного правонарушения, прокурор возбуждает производство об админ-ном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об админ-ных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции иск в интересах пострадавших. Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Представление прокурора об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение.

  1. Федеральный конституционный закон “О судебной системе РФ” (общая характеристика).

ФКЗ «О судебной системе РФ» (№ 1-ФКЗ) принят Гос-ной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 г. Среди действующих ФКЗнов рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за Конституцией РФ он сыграл основополагающую роль в формировании действующей системы органов суд.власти в стране. Он не только подтвердил наличие фед-ных судов, но и определил суды субъектов Федерации – конст-ные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к фед-ным судам отнесены: а) Конст-ный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные и равные им суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему фед-ных судов общей юрисдикции; в) Высший Арбитражный Суд РФ, фед-ные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему фед-ных арбитражных судов. Определяя ветви суд.власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства суд.системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем: а) установления суд.системы РФ Конституцией и этим Законом; б) соблюдения судами РФ и мировыми судьями установленных фед-ными законами правил судопроизводства; в) применения всеми судами Конституции РФ,ФКЗнов, ФЗнов, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров, а также конституций (уставов) и др.законов субъектов Фед-ции; г) признания обязательности исполнения на всей территории России суд.постановлений, вступивших в законную силу; д) законодательного закрепления единства статуса судей; е) финансирования фед-ных судов и мировых судей из фед-ного бюджета. Закон о суд.системе исходит из важности каждого звена суд.системы, когда подчеркивает, что суд.власть в РФ осущ-ется только судами в лице судей, привлекаемых в установленном порядке к осущ-нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конст-ные принципы правосудия, Закон этим не ограничивается. В нем установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную ФЗ (ч. 2 ст. 6). Дифференцированно решен в Законе вопрос о языке судопроизводства: в высших фед-ных судах, в арбитражных и воен.судах судопроизводство и делопроизводство осущ-ется на русском языке. В то же время судопроизводство и делопроизводство в др.фед-ных судах общей юрисдикции (первое и второе звенья) ведется на русском языке, а также на языке республики, на территории которой находится суд. Подтверждая установленные Конституцией РФ и ФЗ «О статусе судей РФ» основы правового статуса судей, порядок их назначения, несменяемости, неприкосновенности, предпосылки и механизм приостановления и прекращения деят-сти судей, создания и упразднения судов, Закон о суд.системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям (ст. 21). Спец.глава Фед-ого конст-ного закона посвящена органам судейского сообщества (ст. 29) , обеспечению деят-сти судов (ст. 30-33) и др. При этом для обеспечения деят-ти судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), а также органов судейского сообщества предусмотрено образование Суд. департамента при Верховном Суде РФ. Такой орган образован и функционирует в соответствии с ФЗ «О Суд. департаменте при Верховном Суде РФ» от 19 декабря 1997г. (24 декабря 1997г.). Согласно этому Закону Суд. департамент, а также управления (отделы) Суд.департамента в субъектах РФ и создаваемые им учреждения образуют систему Суд.департамента (ст. 2). Образование Суд.департамента и его учреждений состоялось в целях выведения из компетенции органов испол-ной власти вопросов материального и финансового обеспечения судов, что является одним из средств обеспечения их независимости. Такое решение, однако, не означает возложения на Верховный Суд России функций, не свойственных органам суд.власти, так как Верховный Суд РФ не наделен властными полномочиями в отношении вновь созданного органа и подчиненных ему структур. ФКЗ от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.) № 5-ФКЗ внесены дополнения и изменения в Закон о суд.системе. Не изменяя концепции этого закона и его исходных принципов, законодатель внес ряд уточнений, вызванных необходимостью приведения его в соответствие с др.нормативными актами. Наиболее существенных изменений два. Во-первых, установлен предельный возраст пребывания в должности судьи фед-ного суда (за исключением Конст-ного Суда РФ) - 65 лет (ст. 14). Во-вторых, предписано, что одно и то же лицо не м/б назначено более двух раз подряд на должность председателя или заместителя председателя одного и того же фед-ного су да (ст. 13).

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"