Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка
Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.
Предметом прокурор.надзора за исполнением законов органами, осущ-ющими оперативно-розыскную деят-сть, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осущ-щими ОРД, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осущ-ющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и др.фед-ми законами.Указанное направление прокурор.надзора охватывает две сферы деят-сти: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.
Уголовно-процессуальная деят-сть осущ-ется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, ФС налоговой полиции. Прокурор осущ-яет надзор за всеми этими органами независимо от ведомственной принадлежности. Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены уголовно-процессуальным законодательством. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; санкционировать применение меры пресечения в виде заключения под стражу или залога; санкционировать производство обыска, отстранение обвиняемого от должности; продлевать сроки следствия и дознания, а также сроки содержания обвиняемого под стражей; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер мед.характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. При обнаружении нарушений закона прокурор вправе отменить незаконные и необоснованные постановления, вернуть уголов.дело для продолжения предварительного расследования, отстранить следователя или лицо, производящее дознание от расследования, передать дело др.следователю или передать уголов.дело от органа дознания в орган предварительного следствия. Прокурор также вносит в следственные подразделения и гос-ные органы, обладающие правами органа дознания, представления об устранении причин и условий, способствующих нарушениям закона в их процессуальной деят-сти.
Оперативно-розыскная деят-сть осущ-ется оперативными подразделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. ФСБ, ФС налоговой полиции, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Полномочия прокурора при осущ-нии надзора за этими органами заметно уже. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о заведении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор использует и ряд полномочий, общих для всех направлений надзорной деят-сти: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осущ-щими ОРД, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности, возбуждает уголов.дела в случае обнаружения преступных нарушений закона должностными лицами оперативно-розыскных органов.
Предметом прокурор.надзора за исполнением законов админ-циями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, админ-циями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются:
- законность нахождения лиц
в местах содержания
- соблюдение установленных
- законность исполнения
При осущ-нии этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от админ-ции создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений админ-ции соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц. При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по админ-ным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта админ-ции учреждения приостанавливается. Прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполнения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению админ-цией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
В системе правоохр-ных органов РФ суды являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви гос-ной власти.Конституцией РФ определено, что суд.власть является одним из видов гос-ной власти. Систему судов РФ составляют:
1) Конституционный Суд РФ;
2) суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;
3) арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ. Кроме того, Законом "О суд.системе РФ" предусмотрены суды субъектов РФ – конст-ные (уставные) суды и мировые судьи.
Все они представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей суд.системы. Все они имеют общие задачи по охране констит-ного строя, политической экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона "О суд.системе РФ" говорится, что единство суд.системы достигается путем установления суд.системы конст-ным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других фед-ных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу суд.решений на всей территории РФ, закрепления единства статуса судей, финансирования органов суд.власти за счет средств фед-ного бюджета. В то же время каждая из этих трех частей суд.системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деят-сть других.
Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Верховных судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят воен.суды, действующие в ВС: воен.суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи, порядок назначение которых и компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим суд.органом по гражданским, уголовным и админ-ным делам. Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с админ-вно-территориальным делением гос-ва - так называемые общие суды (в их число входят 21 Верховный суд республик, 6 краевых судов, 49 областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области, 10 судов автономных округов, 2456 районных или равных им судов), либо соответствии со структурой ВС РФ и др.воинских формирований – воен.суды. Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд РФ, фед-ные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик , краев, областей и др.субъектов РФ. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах админ-вно-территориальных образований, так и вне их границ. Одной из важных характеристик суд.системы является понятие "суд.звено", которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Суд.звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в суд.системе. Суды общей юрисдикции, как общие, так и военные, подразделяются на три звена. Первое звено общих судов составляют районные (городские) суды. Второе звено образуют Верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, суды автономной области и автономных округов. Первым звеном воен.судов являются воен.суды армий, флотилий, гарнизонов. Вторым- воен.суды видов ВС, воен.округов, флотов, групп войск. Высшим третьим звеном как общих, так и для воен.судов является Верховный Суд РФ, в составе которого действует Воен.коллегия. Система арбитражных судов тоже состоит из трех звеньев. Первое звено составляют арбитражные суды республик, областей, краев, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга. Второе-Фед-ные арбитражные суды округов. Третье звено - Высший арбитражный суд. По общему правилу суды,объединенные в одно звено,наделены одинаковыми полномочиями (компетенцией). При этом компетенцию (полномочия) следует понимать в обобщенном смысле, имея в виду все разнообразие суд.деят-сти, а не отдельные аспекты, в частности рассмотрение дела по существу, т.е. по первой инстанции. Понятие "суд.инстанция" относится к основным характеристикам суд.системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. В соответствии со своей процессуальной компетенцией все суды разделяются на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции. Так, мировой судья осущ-яет только одну функцию - суда первой инстанции, а областной - сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции (как будет показано дальше) рассматривает дела по существу, то суд второй или надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решениясуда первой инстанции. В суде первой инстанции дело слушается по существу, исследуются доказательства и выносится решение именем гос-ва. В судах общей юрисдикции судом первой инстанции может быть любой суд, входящий в систему этих судов, как районный, так и Верховный Суд РФ, т.е. дела по первой инстанции рассматривают все суды в пределах своей компетенции. Подавляющее большинство уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные суд.дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда РФ. Разбирательство дела по существу характеризуется тем, что судья единолично или с участием присяжных, либо народных заседателей, либо трое судей на основании анализа доказательств устанавливают фактические обстоятельства дела. В результате разбирательства выносится приговор - по уголовному делу или решение - по граждан.делу. Данные решения и приговоры в течение установленного законом времени (срока) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции. Суд второй (кассационной) инстанции проверяет не вступившие в законную силу приговоры и решения судов первой инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или протеста прокурора. Рассматривая дело в составе трех постоянных судей (один из них – председат-ющий), суд проверяет законность и обоснованность приговора, решения, определения суда первой инстанции и вправе отменить приговор, решение суда первой инстанции или в определенных пределах изменить их. В системе судов общей юрисдикции областные, краевые и иные равные им суды являются кассационной инстанцией по отношению к районным судам, а Верховный Суд РФ - к судам субъектов РФ и приравненным к ним. В случае, если кассационная инстанция признает приговор или решение правильным, она оставляет их без изменения, а кассационную жалобу или протест - без удовлетворения. Если же будет установлено, что приговор или решение суда первой инстанции не соответствуют материалам дела, т.е. вынесены с нарушением закона, суд второй инстанции отменяет приговор или решение и передает дело на новое рассмотрение в тот же или иной (но соответствующий) суд или же может прекратить дело, направив уголовное дело на дополнительное расследование, либо в случаях, предусмотренных законом, вынести новое решение по гражданскому делу. Если же суд второй инстанции выносит определение, то оно вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке, однако м/б опротестовано в порядке суд.надзора. Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осущ-ется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать и в качестве кассационной, и надзорной инстанций. Верховный Суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией. Так, протест в порядке надзора в пределах своей компетенции могут принести: председатели областных и соответствующих судов, председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев, областей. Ген.прокурор РФ и его заместители. Следует отметить и такую особенность - пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов РФ, в суд.коллегиях и в Президиуме Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в воен.судах округов и им соответствующих судах. В результате рассмотрения дела надзорная инстанция может:
-оставить без изменения
-отменить (изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса.
Суд.акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно и м/б опротестованы и проверены также только в порядке надзора в вышестоящих надзорных инстанциях. В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном порядке. Фед-ный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке суд.акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в первой и апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной компетенции, и проверяет в порядке надзора суд.акты др.арбитражных судов РФ. Несмотря на термины "вышестоящий" и "нижестоящий", дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение одних судов другом. Закон четко обозначил границы компетенции судов кассационной и надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не вправе дать указания о квалификации содеянного, о мере наказания, об оценке доказательств, характере решения.
Предметом прокур.надзора за исполнением законов админ-циями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, админ-ями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются:
- законность нахождения лиц
в местах содержания
- соблюдение установленных
- законность исполнения
При осущ-нии этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений админ-ции соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц. При обнаружении нарушений закона прокурор вправе вносить протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производство по админ-вным правонарушениям. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта админ-ции учреждения приостанавливается. Прокурор вправе отменить дисциплинарное взыскание, наложенное в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освободить их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно- психиатрическое учреждение. Постановления прокурора относительно исполнения установленного законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера или помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению админ-цией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
Правосудие - вид правоохр-ной деят-сти по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданских дел в строгом соответствии с законом и установленной им процедурой. Признаки правосудия:
-принятие окончательных решений по важнейшим вопросам,касающимся прав и свобод человека, интересов общ-ва и гос-ва(признание виновным или невиновным,удовл-ние или отказ в удовл-нии исковых требований);
-общеобязательная сила суд.решений. Вступившее в законную силу решение суда (приговор, постановление) обязательно для всех гос-ных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, юр-ких и физических лиц на всей территории РФ. Неисполнение суд.решения влечет применение определенных мер гос-ного принуждения (вплоть до лишения свободы);
-правосудие осущ-ется только двумя способами:
а) рассмотрение и разрешение в суд.заседаниях гражд.дел по спорам, затрагивающим права и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;
б) рассмотрение в суд.заседаниях уголов.дел и применение установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдание невиновных;
правосудие осущ-ется только судом (судьей); правосудие осущ-ется в строгом соответствии с установленной законом процедурой рассмотрения и разрешения уголовных и гражд.дел. Закон определяет все важнейшие вопросы порядка осущ-ния правосудия: законный состав суда; лиц, принимающих участие в суд.заседании, их права и обязанности; стадии судебного разбирательства и т. п.
Принципы правосудия - это исходные положения, определяющие основные, наиболее сущ-ные вопросы осущ-ния правосудия, пронизывающие и связывающие воедино всю совокупность норм об осущ-нии правосудия и органах, этим занимающихся. Значение принципов правосудия.
- принципы определяют основные черты правосудия,поэтому все др.нормы о правосудии должны им соответствовать;
- принципы правосудия обязательны не только для органов и лиц, участвующих в его осущ-нии, но также и для законодателей при издании нормативно-правовых актов в сфере правосудия;
- принципы правосудия относительно стабильны и подвержены изменениям намного меньше, чем конкретные нормы, поэтому они определяют стабильность и преемственность в сфере правосудия;
- принципы имеют большое значение для правильного толкования всех др.норм о правосудии, поскольку содержат в себе информацию о целях и истинной направленности конкретного правового акта.
Характеристика отдельных принципов правосудия
1. Принцип законности
2. Принцип соблюдения прав и свобод личности
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"