Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка
Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.
Образование судов как субъектов суд.власти и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гарантирует порядок учреждения судов конст-ным законом и формирования их состава фед-ным законом. Наделению судей их полномочиями предшествует длительная и детально определенная деят-сть соответствующих гос-ных органов и должностных лиц по отбору кандидатов на суд.должности. К гос-ным служащим ни одного гос-ного органа или учреждения не предъявляются столь высокие требования, касающиеся компетентности в вопросах юриспруденции, образования, практического опыта, нравственных качеств. Конституция РФ устанавливает такие гарантии стабильного служебного положения судей, как несменяемость и неприкосновенность ФЗ исчерпывающе определяет основания приостановления и прекращения полномочий судей. Законодатель признает наличие особых интересов у судей как носителей суд.власти Для выражения этих интересов, их защиты и отстаивания перед лицом иных ветвей гос-ной власти создаются органы судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей в РФ) Органы судейского сообщества являются гарантами неприкосновенности личности судей судов общей юрисдикции и арбитраж.судов и одновременно выступают хранителями соблюдения судьями этических норм Кодекса судейской чести. Порядок образования иных фед-ных судов, в частности, судов общей юрисдикции (в том числе воен.судов), арбитраж.судов м/б установлен исключительно фед-ными законами. Процедура подбора кадров для фед-ных судов, порядок их наделения судейскими полномочиями также регулируются фед-ным законод-вом. К кандидатам на должности судей фед-ный закон предъявляет повышенные требования по их профессиональным, нравственным качествам, состоянию здоровья. Вместе с тем согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры суд.органов, действующих в пределах соответствующих субъектов Федерации (п. «л» ст. 72) Часть 2 ст. 17 ФКЗ «О суд.системе РФ» раскрывает одно из полномочий этой совместной компетенции, касающееся создания должностей мир.судей, а именно правовой основы их установления и упразднения. Согласно этому закону указанные вопросы должны решаться представительными органами субъектов РФ. Требования к кандидатам на эти должности, их количество в каждом конкретном субъекте Федерации, дислокация участков мир.судей, материально-техническое обеспечение их деят-сти определяются законами субъектов Федерации. Как известно, конст-ные (уставные) суды в РФ не составляют единой системы. Образование этих судов субъектов Федерации представляет их право, а не обязанность. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о суд.системе образование этих судов и их упразднение входит в компетенцию законод-ных органов субъектов Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок их организации, структура. Таким образом, ФКЗ «О суд.системе РФ» утверждает стабильность системы судов в РФ. Изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ или принятия соответствующего фед-ного конст-ного или фед-ного закона. В случае упразднения конкретного суда недопустимо образование вакуума юрисдикции. Под юрисдикцией суда принято понимать установленную законом совокупность правомочий суда на разрешение правовых споров и рассмотрение дел о правонарушениях.
Начальник следственного
отдела — это начальник следственного комитета,
управления, службы, отдела,
отделения, группы прокуратуры,
ОВД, органов ФСБ, органов по контролю
за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ и его заместители,
действующие в пределах своей компетенции.
Под группой здесь понимается
имеющаяся, к примеру, в РОВД
по штатному расписанию группа следователей,
руководителем которой считается старший
следователь. Каждый из следователей группы
является самостоятельным органом
предварительного следствия и расследует
принятые к своему производству уголов.дела.
Старший следователь — руководитель такой
группы обладает статусом начальника
следственного отдела. Полномочиями
начальника следственного отдела не обладает
руководитель следственной или следственно-оперативной
группы, которая является одним (а не
несколькими) органом предвар.расследования.
Такой руководитель согласно закону не
обладает полномочиями начальника следственного
отдела не смотря на то, что и он в определенной
степени занимается контролем над деят-тью
входящих в такое организационное образование
следователей. Этот субъект уголов.процесса
обычно обладает статусом руководителя
следственной группы. Начальник
следственного отдела уполномочен:
1) продлять срок проверки заявления (сообщения)
о преступлении до 10 суток (ч. 3 ст. 144 УПК);
2) поручать производство предварительного
следствия следователю либо нескольким
следователям, в том числе давать поручения:
— о возбуждении (в случае получения на
то согласия прокурора) уголов.дела и производстве
предвар.следствия, — приступить к
предвар.следствию по уголов.делу, по которому
органом дознания в соответствии со ст.
157 УПК производятся неотложные следственные
действия. 3) изымать уголов.дело
у следователя и передавать его
др.следователю с обязательным указанием
оснований такой передачи, создавать
следственную группу, изменять ее состав;
4) проверять уголов.дела, материалы
предвар.проверки заявления (сообщения)
о преступлении и материалы по исполнению
поручений, поступивших из других органов
предвар.следствия; 5) давать
следователю указания о направлении
расследования, производстве отдельных
следственных действий, привлечении
лица в качестве обвиняемого, об избрании
в отношении подозреваемого, обвиняемого
меры пресечения, о квалификации преступления
и об объеме обвинения; 6) отменять
необоснованные постановления
следователя о приостановлении
предвар.следствия; 7) вносить прокурору
ходатайство об отмене иных незаконных
или необоснованных постановлений следователя;
Начальник следственного отдела указания
по уголов.делу должен давать в письменном
виде. Такие указания обязательны для
исполнения следователем, но м/б обжалованы
им прокурору. Обжалование указаний
не приостанавливает их исполнения,
за исключением случаев, когда указания
касаются: 1) изъятия уголов.дела и передачи
его другому следователю, 2) привлечения
лица в качестве обвиняемого, 3) квалификации
преступления, 4) объема обвинения, 5) избрания
меры пресечения, 6) продления срока содержания
под стражей; 7) помещения подозреваемого,
обвиняемого, не находящегося под
стражей, в мед-кий или психиатр-кий
стационар для производства соответственно
судебно-мед. или судебно-психиатр.экспертизы;
8) производства личного обыска,
за исключением случаев, предусмотренных
ст. 93 УПК; 9) контроля и записи телефонных
и иных переговоров; 10) наложения ареста
на корреспонденцию, осмотра и выемки
ее в учреждениях связи; 11) наложения ареста
на имущество, включая денеж.средства
физических и юр-ких лиц, находящиеся на
счетах и во вкладах или на хранении
в банках и иных кредитных организациях;
12) производства осмотра жилища
при отсутствии согласия проживающих
в нем лиц; 13) производства обыска и (или)
выемки в жилище; 14) производства
выемки предметов и документов,
содержащих информацию о вкладах
и счетах в банках и иных
кредитных организациях. При этом
следователь вправе представить прокурору
и в суд письменные возражения на указания
начальника следственного отдела.
Осущ-ляя контроль за правильностью составления
обвинительного заключения, постановления
о направлении дела в суд для применения
принудительных мер мед.характера,
постановления о прекращении уголов.дела,
а также при передаче дела прокурору
для направления др.органу предвар.следствия
или в орган дознания, начальник следственного
подразделения обязан проверить наличие
в деле документов, в которых отражено
место нахождения вещ-ных доказательств,
предметов и ценностей, изъятых по делу,
сверить их с записями в книге учета вещ-ных
доказательств. Начальники следственных
подразделений обязаны не реже 1 раза в
год проверять состояние и условия хранения
вещ-ных доказательств, правильность ведения
документов по их приему и учету.
О результатах проверки составляется
акт, направляемый вышестоящему
руководству, обязанному принимать меры
к оборудованию спец.помещений
и хранилищ для вещ-ных доказательств,
ценностей и иного имущества, требовать
обеспечения надлежащих условий их
хранения. Начальник следственного
отдела может возбудить уголов.дело в
порядке, установленном УПК, принять уголов.дело
к своему производству и сам
произвести предвар.следствие в полном
объеме, обладая при этом полномочиями
следователя и (или) руководителя следственной
группы.
Принцип участия граждан в осущ-нии правосудия закреплен в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, которая гласит: "Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия". Закон "О суд.системе РФ" указал, что правосудие осущ-ется наряду с судьями народными, арбитражными и присяжными заседателями (ст. 1).
Народ.заседатели участвуют в рассмотрении уголовных и гражд.дел в суде первой инстанции как в судах обшей юрисдикции, так и в воен.судах. При осущ-ении правосудия они пользуются всеми правами судьи, так же, как и профессиональный судья, независимы и подчиняются только закону. Приговоры по уголов.делам и решения по гражд.делам принимаются совместно судьей и народ.заседателями большинством голосов, причем народ.заседатель, не согласный с принятым решением, имеет право выразить письменно свое особое мнение, которое прилагается к приговору или решению. Чтобы не оказывать давление на решение народ.заседателей судья - председательствующий должен подать свой голос последним. Избираются народ.заседатели по месту работы или жительства и призываются к исполнению своих обязанностей не более чем на 2 недели в году. В наст.время в соответствии с Указом Президента РФ "О продлении полномочий народ.заседателей районных (городских) судов"избранные ранее народ.заседатели осущ-яют свои полномочия вплоть до принятия соответствующего ФЗ.Народ.заседателями в воен.судах являются лица,состоящие на воен.службе в рядах ВС РФ.
Присяжные заседатели осущ-яют правосудие только по уголов.делам, подсудным областному, краевому суду. Они, в отличие от народных заседателей, не имеют одинаковых прав с судьей при осущ-ении правосудия. Народные заседатели должны активно участвовать в процессе, а роль присяжных заседателей заключается в вынесении вердикта - решения по вопросам, поставленным перед ними судьей. Причем судья в обсуждении решения участия не принимает. Вердикт может быть как обвинительным, так и оправдательным. Обвинительный вердикт принимается простым большинством голосов, а оправдательный - хотя бы при равенстве голосов. На его основе судья выносит обвинительный или оправдательный приговор и, если приговор обвинительный, назначает наказание. Коллегия присяжных заседателей образуется путем жеребьевки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных. В соответствии с законом присяжные заседатели независимы и подчиняются только закону. На них распространяются в полном объеме гарантии неприкосновенности судьи. Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой гос-тва.
Арбитраж.заседатели привлекаются к рассмотрению дел при необходимости применения конкретных знаний в сфере предпринимательской или эконом.деят-сти. Поэтому арбитраж.заседателями м/б лица, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере предпринимательской или иной эконом.деят-сти. При рассмотрении дела арбитраж.заседатели (как и народные, в количестве двух человек) имеют равные права с председательствующим арбитраж.судьей. Перечень категорий дел, в рассмотрении которых могут участвовать арбитраж.заседатели, определяется председателем арбитраж.суда.
В составе ОВД действует система следственных органов, возглавляемая Следственным комитетом МВД РФ. Следователи ОВД осущ-яют расследование большинства тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых на территории РФ. Следственный комитет МВД РФ как структурное подразделение МВД обеспечивает организационно-методическое руководство деят-стью подчиненных следственных подразделений, осущ-яет ведомственный контроль за производством предвар.следствия и расследование особо сложных в доказывании преступлений дел, имеющих особое общественное значение. Возглавляет следственный комитет начальник, являющийся одновременно заместителем министра внутренних дел РФ и ему непосредственно подчиняющийся. В составе Следственного комитета действуют подразделения зонального контроля осущ-ющие ведомственный контроль за определенными, закрепленными за ними нижестоящими следственными подразделениями, и следственная часть, имеющая в своей структуре подразделения (отделы), специализирующиеся на расследовании определенных категорий дел.
Нижестоящие следственные подразделения второго звена - следственного управления МВД республик в составе РФ и ГУВД (УВД) других субъектов РФ - имеют примерно такую же структуру. Начальник следственного управления подчиняется начальнику Следственного комитета МВД РФ, а также министру внутренних дел республики, начальнику Главного управления (управления) внутренних дел, заместителем которого он является по должности. Нижестоящими следственными подразделениями являются следственные отделы районных, городских ОВД и ОВД на транспорте. Они не имеют структурных подразделений, но возможна специализация следователей по определенным категориям уголов.дел. Начальник следственного отдела (отделения) подчиняется начальнику городского (районного) органа внутренних дел, органа внутренних дел на транспорте, является его заместителем, а также начальнику вышестоящего следственного подразделения.
Воен.суды входят в суд.систему РФ в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются фед-ными судами и осущ-яют суд.власть в ВС РФ, др. войсках, формированиях, в которых предусмотрена воен.служба. Порядок организации и принципы деят-сти воен.судов регламентируются Законом "О воен.судах РФ". В соответствии со ст. 1 данного Закона воен.суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и подразделений ВС РФ, др.войск, воинских формирований и органов. Воен.суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Количество воен.судов, численность судей воен.судов устанавливаются Верховным Судом РФ. Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита: - нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юр-ких лиц и их объединений;
- нарушенных и оспариваемых
прав и охраняемых законом
интересов местного
- нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ, фед-ных органов гос-ной власти и органов гос-ной власти субъектов РФ.
К подсудности военных судов относятся (ст. 7):
- гражданские и администр.дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих ВС РФ, др.войск, воин.формирований и органов, граждан, проходящих воен.сборы, от действий (бездействия) органов воен.управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
- дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие воен.сборы, а также граждане, уволенные с воен.службы;
- дела об админис.
Воен.судам, дислоцирующимся за пределами территории РФ, подсудны все гражданские, админис-ные и уголов.дела, подлежащие рассмотрению фед-ными судами общей юрисдикции.Воен.суды рассматривают жалобы на применение заключения под стражу в качестве меры пресечения, а также на продление сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих воен.сборы, жалобы на действия или бездействие воен.прокуроров по делам, расследуемым в отношении военнослужащих и граждан, проходящих воен.сборы. Они также рассматривают дела и материалы, связанные с ограничением конст-ных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.Воен.суды образуют единую систему, состоящую из трех звеньев. Низшее звено составляют гарнизонные воен.суды, второе (среднее) звено окружные (флотские) воен.суды, а высшим звеном для воен.судов является Верховный Суд РФ, в состав которого входит Воен.коллегия.
Гарнизонный воен.суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько воен.гарнизонов. Гарнизонный воен.суд в первой инстанции рассматривает уголовные, гражданские и админис.дела, за исключением тех, которые отнесены к подсудности Воен. коллегии и окружного (флотского) воен.суда. Гарнизонный воен.суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Он рассматривает также жалобы на действия (бездействие) органов предвар.расследования и прокурора по находящимся у них в производстве делам в отношении военнослужащих и лиц, проходивших воен.сборы.Гарнизонный воен.суд состоит из судей и народ.заседателей. Судьи назначаются Президентом РФ, срок их полномочий не ограничен. Народ.заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Гражданские и админис.дела рассматриваются как коллегией, так и единолично судьей (в случаях, если срок наказания за преступления не превышает пяти лет лишения свободы). Возглавляет гарнизонный воен.суд председатель, у которого имеются заместители. Председатель гарнизонного воен.суда, помимо непосредственного участия в рассмотрении дел, организует деят-сть суда, распределяет обязанности между судьями, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в гос-ных органах и органах местного самоуправления. Заместитель председателя гарнизонного воен.суда также участвует в рассмотрении дел и замещает председателя гарнизонного воен.суда во время его отсутствия.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"