Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_pravoohranitelnym_organam.doc

— 999.50 Кб (Скачать)
  1. Судебный департамент при Верховном суде РФ (функции, система и структура).

Суд.департамент является новым структурным образованием Верховного Суда РФ, созданным в соответствии с Законом "О суд.системе РФ". Задачей Суд.департамента является осущ-ение организационного обеспечения деят-сти судов. Ранее эта функция принадлежала подразделениям Минюста РФ и его местным органам. Главное содержание организационного обеспечения деят-сти судов составляет финансирование судов, их кадровое и ресурсное обеспечение. Суд.департаменту, находящемуся в настоящее время в процессе становления, передаются из Минюста РФ соответствующие штаты и финансирование судов. Предполагается организовать суд.департаменты при областных и других равных им судах. Руководитель Суд. департамента при Верховном Суде РФ назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ по согласованию с Советом судей РФ. Работники Суд. департамента являются гос-ными служащими, им присваиваются классные чины и другие спец.звания. Структура, полномочия и порядок деят-сти Суд.департамента определяется фед-ным законом. Основная организационная работа в Верховном Суде РФ возлагается на председателя и его заместителей. Председатель Верховного Суда РФ является прежде всего судьей. Он вправе председательствовать в суд.разбирательстве по уголовным и гражд. делам, вносить протесты в порядке надзора и приостанавливать исполнение опротестованных решений. В организационные полномочия Председателя Верховного Суда РФ входит организация работы по изучению и обобщению суд.практики, анализу суд.статистики, созыв Пленумов Верховного Суда и внесение на рассмотрение Президиума вопросов, требующих его решения. Председатель Верховного Суда РФ обеспечивает своевременную подготовку материалов, подлежащих рассмотрению на Пленуме или Президиуме, председательствует на заседаниях Пленума и Президиума, распределяет обязанности между своими заместителями, организует работу по подбору кадров, установлению международных связей с суд.органами др. стран. Заместители Председателя Верховного Суда РФ также осущ-яют прежде всего суд.деят-ость: участвуют в рассмотрении дел, вносят протесты в порядке надзора. Три заместителя Председателя Верховного Суда РФ являются председателями соответственно Суд.коллегии по уголов.делам, Суд.коллегии по гражд.делам и Воен.коллегии. Каждый из них организует работу возглавляемой им коллегии по рассмотрению дел, анализирует результаты обобщения суд.практики, принимает меры по повышению квалификации судей. При отсутствии Председателя Верховного Суда РФ его обязанности исполняет первый заместитель Председателя. На аппарат Верховного Суда РФ возлагается обязанность обеспечения деят-сти суда. Аппарат Верховного Суда РФ состоит из отделов: обобщения суд.практики, проверки суд.решений в порядке надзора, работы с законодательством и кодификации, контроля исполнения суд.решений, международно-правового, хранения суд.документов, управлений делами, планово-финансового, хозяйственного, секретариата Президиума.

  1. Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Органы дознания осущ-яют дознание в двух формах: дознание по делам, по которым предвар.следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предвар.следствия обязательно. Дознание по делам, по которым производство предвар.следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголов.дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осущ-ять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Органы дознания осущ-яют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголов.дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предвар.следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголов.дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности. В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осущ-ить подготовку материалов в протокольной форме. Она осущ-ется в 10-дневный срок без возбуждения уголов.дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголов.дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголов.дело возбуждается сразу и расследование осущ-ется в общем порядке. Органы дознания осущ-яют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д. В криминал.милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминал.милиции осущ-яют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предварительного следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголов.дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминал.милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминал.милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения. В вышестоящих ОВД сущ-уют отделы дознания, осущ-ющие контрольно-методическое руководство дознавателями. Судебный контроль осущ-ется при рассмотрении уголовных дел, предвар.расследование или подготовка в протокольной форме по которым осуществлялись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу. Ведомственный контроль осущ-ется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.

  1. Оперативно-розыскная деятельность органов дознания.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК органами дознания признаются  ОВД РФ, а также иные органы  исполн.власти, наделенные в соответствии с фед-ным  законом  полномочиями  по  осущ-нию  ОРД.  Аналогичные  формулировки  имелись  и  в  УПК  РСФСР. Поэтому часть процессуалистов прямо или косвенно указы-вают на то, что всем органам дознания присуще производство этого  вида  деят-сти.  Так,  А.П.  Кругликов  утверждает,  что  органы  дознания, входящие в систему МВД (а таковыми являются и командиры воинских частей МВД, и начальники учеб.заведений МВД)  могут проводить ОРД. Некоторые авторы даже описывают труд опер.работника Гос.пожар.надзора. В настоящее время органом дознания является ОРГАН Гос.противопожар.службы.  Вместе  с  тем  в  нормативных  актах,  регулирующих  порядок  деят-сти многих указанных органов (командиров воинских частей, соединений и начальников воен.учреждений, органов Гос.пожар.службы, капитанов мор. и реч. судов,  руководителей  геологоразведочных  партий  и  зимовок)  нет  даже  упоминания о такого рода функции. Они не обладают необходимым  для этого аппаратом. Поэтому такие сотрудники просто не в состоянии проводить ОРД.   Применение оперативно-розыскных мер выходит  за пределы  прав.статуса названных органов дознания. Даже если командир  воинской части, соединения, начальник воен.учреждения, орган  Гос.пожар.надзора оказывал милиции помощь в  проведении  оперативно-розыскного  мероприятия,  его  нельзя  признать  органом,  уполномоченным  осущ-ять  ОРД.   Сделать такой вывод позволяют следующие обстоятельства. В  подразделениях подобного  рода  органов дознания  отсутствуют не  только спец.аппарат, но и соответствующие нормативная и  проф.базы деят-сти. Мало того, органы Гос.противопожар.службы, командиры воинских частей и  др., оказывая помощь опер.работникам, действуют в рамках  админ-ного процесса и поэтому не обладают даже прав.статусом органа дознания. В то время как только данным учреждениям  предоставлено  право  осущ-ять  ОРД.  Заключение о  том, что командиры воинских частей,  аппараты Гос.противопожар.службы и др. анализируемую функцию не выполняют, основывается также на изучении  репрезентативного массива уголов.дел о подведомственных таким органам преступлениях, в которых не найдено ни одного документального подтверждения их такого рода практики. С учетом изложенного можно констатировать, что некоторые органы дознания  неправомочны  осущ-ять оперативно-розыскные  меры  даже по  поручению следователя.   Полный, исчерпывающий перечень органов, уполномоченных  осущ-ять ОРД, приведен ст. 13  ФЗ «Об ОРД». На  территории РФ право осущ-ять рассматриваемый  вид  деят-сти  предоставляется  опер.подразделениям:   1. ОВД РФ.   2. Органов ФСБ.  3. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и  психотропных веществ.   4. Фед-ных органов гос.охраны.   5. Тамож.органов РФ.   6. Службы внешней разведки РФ.   7. Минюста РФ.   В этом же нормативно прав.акте отмечается, что перечень  опер.подразделений, правомочных осущ-ять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители указанных органов.   Все указанные учреждения являются органами дознания.  

  1. Министерство юстиции РФ (задачи, функции, структура, концепция реформирования органов и учреждений юстиции).

Минюст  РФ  является  фед-ным  органом  исполн-ной власти, проводящим под руководством Президента  РФ  гос-ную  политику  и  осущ-ющим  управление  в  сфере юстиции, а также координирующим деят-ость в этой сфере  иных фед-ных органов исполн-ной власти.  Координирует  деят-ость Минюста РФ Правительство РФ.   Правовой основой организации и деят-ости Минюста РФ являются Конституцией РФ, фед-ные констит-ные законы, фед-ные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, общепризнанные  принципы  и нормы  международ.права,  международ.договоры РФ, а также Положение о Минюсте РФ. Согласно  п. 5 Положения о  Минюсте РФ основными задачами последнего признаются: 1) реализация гос. политики в сфере юстиции; 2) обеспечение прав и законных интересов личности и гос-ва;   3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; 4)обеспечение установленного порядка деят-сти судов; 5) обеспечение исполнения актов суд. и др. органов; 6) обеспечение исполнения уголов. наказаний. Исходя из содержания раздела 3 Положения о Минюсте РФ, Минюст РФ осущ-яет следующие основные функции:   1) координирует нормотворческую деят-ость фед-ных  органов исполн.власти;   2) проводит юр. экспертизу проектов законод-ных и иных нормативных прав.актов, вносимых фед-ными  органами исполн. власти на рассмотрение Президента РФ и  Прав-тва РФ;  3) проводит юр. экспертизу нормативных прав.актов субъектов РФ на предмет их соответствия  Конст-ии РФ и фед-ным законам;   4)  обеспечивает  деят-ость  полномочных  представителей  Прав-тва РФ в ГосДуме Фед-ного Собрания  РФ и Конст-ном Суде РФ;  5) осущ-яет гос. регистрацию нормативных  прав.актов фед-ных органов исполн. власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих прав.статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законод-ом РФ; 6) осущ-яет проверку деят-сти фед-ных органов  исполн.  власти  по  отбору  нормативных  прав.актов,  подлежащих  гос.  регистрации,  и  при  необходимости  запрашивает нормативные прав.акты в целях их гос. регистрации;   7) осущ-яет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных прав.актов фед-ных органов исполн. власти;   8)  обобщает  практику  гос.  регистрации  нормативных прав. актов фед-ных органов исполн. власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих прав.статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту РФ и в  Правительство  РФ  соответствующую  информацию,  в  том числе  о  нормативных прав.актах, в гос-ной регистрации которых отказано;   9) представляет в Правительство РФ предложения об отмене  или приостановлении действия нормативных прав.актов фед-ных органов исполн. власти в случае их несоответствия  Конституции  РФ,  международ.договорам  РФ,  фед-ным  законам,  указам  и  распоряжениям  Президента  РФ, постановлениям и распоряжениям Прав-ва РФ;   10)  изучает  практику  применения  законод-ва  РФ в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в  установленном порядке предложения по его совершенствованию;   11) осущ-яет гос-ный учет нормативных прав.актов субъектов РФ;   12) ведет гос. реестр нормативных прав.актов фед-ных органов исполн. власти;  13) ведет контрольные экземпляры нормативных прав.актов  фед-ных органов  исполн.власти, организует деят-сть своих террит-ных органов по ведению контрольных  экземпляров  нормативных  прав.актов  субъектов  РФ;   14) участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законод-ва РФ;   15) участвует в подготовке Свода законов РФ;   16) участвует в разработке и реализации программ прав.информатизации;   17) осущ-яет в установленном порядке функции гос. заказчика;   18) организует работу по созданию и ведению баз данных прав.информации в сфере юстиции;   19) представляет прав.информацию Президенту РФ, Прав-ву  РФ,  иным  фед-ным  органам  гос. власти;   20)  осущ-яет обмен прав.информацией  с иностранными гос-ами,  координирует  деят-ость  по  созданию национальных банков данных законод-ва гос-ств — участников СНГ;   21) организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-тех.средствами и технологиями  сбора, обработки и анализа прав.информации;   22)  обеспечивает  сбор  и  обработку  статистических  данных,  разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции;   23) принимает в порядке, установленном законод-ом  РФ,  решение  о  гос.  регистрации  общерос-их  и  международных  общественных  объединений,  отделений  иностранных  некоммерческих  неправительственных  объединений, иных юр. лиц; 24) принимает в порядке, установленном законод-ом  РФ,  решение  о  гос.  регистрации  централизованных  религ.организаций,  имеющих  местные  религ.организации на территориях двух и более субъектов  РФ,  религ.учреждений  и  организаций,  образованных указанными централизованными  религ.организациями, а также представительств иностранных религ.организаций;  25)  осущ-яет  контроль  за  соответствием  деят-сти  общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религ.организациями  положений  уставов,  касающихся целей и порядка их деят-сти, и ведет реестр национально-культурных автономий;   26)  осущ-яет  организационное  и  методическое  руководство деят-тью службы суд.приставов;   27) организует ОРД в учреждениях, исполняющих уголов.наказания, и следственных изоляторах;   28) обеспечивает исполнение уголов.наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а  также контроль над поведением условно осужденных и осужденных,  которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;   29) осущ-яет централизованное обеспечение учреждений  и  органов уголовно-исполн.системы  Минюста РФ вооружением, боеприпасами, спец.средствами, воен.техникой и иным имуществом;   30) организует разработку и осущ-ние мер по обеспечению  пожар.безопасности  объектов  уголовно-исполн.системы Минюста РФ; 31) реализует  право  владения,  пользования  и  распоряжения  находящимся в опер.управлении террит-ных органов  уголовно-исполн. системы Минюста РФ недвижимым имуществом, являющимся фед-ной собственностью,  арендует имущество, осущ-яет в установленном порядке отчуждение объектов, созданных или приобретенных за счет средств фед-ного бюджета, а также сдачу в аренду указанных имущества и  объектов, обеспечивает эксплуатацию, тех.обслуживание и  охрану закрепленного за ним имущества за счет выделенных на эти  цели средств;   32)  осущ-яет  на  производственных  объектах  уголовно-исполн. системы Минюста РФ разрешительные, контрольные и надзорные функции в области пром.безопасности;   33)  осущ-яет  организационное  и  метод.руководство деят-тью судебно-эксперт.учреждений системы Минюста России;   34) наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;  35) осущ-яет в установленном порядке контроль над исполнением  нотариусами  проф.обязанностей,  в  том  числе правил нотариального делопроизводства;   36) организует выдачу лицензий на право осущ-ния нотариальной деят-сти, утверждает формы реестров регистрации  нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осущ-яет иные полномочия, предусмотренные Основами законод-ва РФ о нотариате;   37) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;   38) ведет реестр адвокатов иностранных гос-ств, осущ-ющих  адвокатскую  деят-ость  на  терр-ии  РФ;   39) утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокат.образованием, и форму удостоверения адвоката;   40)  осущ-яет  организационное  и  методическое  руководство деят-тью своих терр-ных органов, связанной с  ведением  реестров  адвокатов  субъектов  РФ,  выдачей удостоверений адвокатов,  участием в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов РФ и реализацией иных функций, установленных законодательством РФ об адвокатуре;   41)  удостоверяет  подлинность подписи нотариуса  и  оттиска  его печати  при  легализации  документов,  представляемых физ-ими и юр. лицами в компетентные органы иностранных гос-ств;   42)  осущ-яет  координацию  деят-сти  по  гос. регистрации актов гражд.состояния;   43) утверждает образцы бланков записей актов гражд. состояния и бланков свидетельств  о гос. регистрации  актов гражд.состояния;   44)  закрепляет  за  субъектами  РФ  серии  бланков свидетельств о  гос.  регистрации  актов  гражд.состояния;   45) разрабатывает метод.материалы по вопросам гос. регистрации актов гражд.состояния;   46)  осущ-яет  функции  уполномоченного  фед-ого  органа  исполн.  власти  в  области регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним;   47)  осущ-яет  функции  гос.  патентного  ведомства, установленные Патентным законом РФ и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также функции агентства по прав.охране программ для ЭВМ, баз данных и  топологий  интегральных  микросхем,  установленные  Законами  РФ  «О  прав.охране  программ  для  ЭВМ и баз данных» и «О прав.охране топологий интегральных микросхем»;   48) подготавливает предложения по совершенствованию законод-ва РФ в области авторского права и  смежных прав, осущ-яет взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере;   49)  осущ-яет правовую  защиту  интересов гос-тва в  процессе эконом-ого и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, спец. и двойного назначения;   50) в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве регулирующего органа:   —  осущ-яет  контроль  за  соблюдением  саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих фед-ных законов  и иных  нормативных  правовых  актов,  регулирующих  деят-ость  саморегулируемых  организаций  арбитражных  управляющих;   — проводит в установленном порядке проверки деят-сти  саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;   — обращается в установленном порядке в арбитражный суд с  заявлением об исключении саморегулируемых организаций арбитраж.управляющих из единого гос-ного реестра саморегулируемых организаций арбитраж.управляющих;   — обращается в установленном порядке в суд с заявлением о  дисквалификации арбитраж.управляющего;   —  оказывает  поддержку  саморегулируемым  организациям  арбитраж.управляющих и арбитраж.управляющим в ходе  процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;   — участвует в организации подготовки арбитраж.управляющих и  в  принятии теоретического  экзамена по программе  их  подготовки;   — утверждает единую программу подготовки арбитраж.управляющих;  — ведет единый гос. реестр саморегулируемых  организаций  арбитраж.управляющих  и  реестр  арбитраж.управляющих;   51)  представляет  в  установленном  порядке  предложения  о  подготовке, заключении и исполнении международ. договоров  РФ  о  прав.помощи по  гражд.,  семейным, уголов. и иным делам, а также международ.договоров РФ в области охраны интеллект.собственности;   52) согласовывает в установленном  порядке предложения о  заключении международ. договоров РФ, устанавливающих  правила,  не  предусмотренные  законод-ом  РФ;   53) дает, в случае если это предусмотрено международ. договором РФ или является необходимым условием вступления его в силу, заключения по вопросам соответствия положений  договора  законодательству  РФ  и  их  юр. силы в РФ, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора;   54) представляет по поручению Уполномоченного РФ при Европ.суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европ.суд по правам человека обращениями о нарушении РФ положений  Европ.конвенции  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод;   55)  исполняет  в  пределах  своей  компетенции  обязательства  РФ  по  международ.договорам РФ о правовой помощи по гражд., семейным, уголов. и иным делам;   56)  выдает  разрешения  на  открытие  представительств  иностранных юр. организаций на территории РФ;   57) осущ-яет финансирование органов и учреждений юстиции;   58) принимает меры по обеспечению соц.защиты работников органов и учреждений юстиции, а также членов их семей,  ветеранов органов и учреждений юстиции, в том числе способствует  улучшению жилищных условий указанных лиц;   59)  осущ-яет контроль за финансово-хозяйственной  деят-тью органов и учреждений юстиции;  60) организует и проводит проверки состояния бух.учета  и  отчетности  в органах и учреждениях  юстиции, а  также в  центральном аппарате Минюста РФ;   61) принимает меры по исполнению в органах и учреждениях  юстиции  законодательства РФ о  труде и гос. службе, а также меры по подбору, подготовке и повышению квалификации работников органов и учреждений юстиции;   62) организует рассмотрение устных и письменных обращений  граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции;   63) осущ-яет иные функции. В структуру Минюста РФ входят: центральный  аппарат, Фед-ные управления по фед-ным округам, терр-ные органы и учреждения Минюста России, терр-ные органы и учреждения уголовно-исполн. системы Министерства, учреждения Минюста России (гос-ное учреждение Рос.фед-ный центр суд.экспертизы, региональные центры суд.экспертизы и судебно-эксперт.учреждения, Научный центр правовой информации и центры правовой  информатизации  в  субъектах  РФ,  Гос. учреждение Гос. регистрационная палата, Фед-ное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деят-сти военного, спец. и двойного назначения), а также организации и учреждения Министерства, обеспечивающие его деят-сть (ВУЗы, иные образовательные,  научно-исследовательские,  лечебные,  санаторно- курортные, издательские учреждения и организации).   Центр.аппарат Министерства состоит из структурных  подразделений — департаментов, Главного управления исполнения  наказаний Минюста России, управлений и самостоятельных отделов. Соответственно в центр.аппарате Минюста РФ в настоящее время действуют следующие структурные подразделения:   1) Департамент эконом.законод-ва, в котором  три отдела:   — отдел бюджетного и банковского законод-ва,   — отдел налогового законодательства,   — отдел внешнеэконом.законодательства;   2) Департамент социального и гражд.законод-ва;  3) Департамент законод-ва о гос.безопасности и правоохр-ной деят-сти, в котором 4отдела:   —  отдел  уголовного  и  уголовно-исполн.законод-тва;   — отдел судопроизводства и процесс.законод- ва;   — отдел законод-ва о гос.безопасности;   — отдел админ-ого законод-ва;   4) Департамент суд.приставов, в который входят также  отделы:   — отдел организации исполнения суд.решений,   —  отдел  организации  исполнения  международных  обязательств,   — отдел прав.обеспечения,   — отдел организации работы суде.приставов по обеспечению установленного порядка деят-сти судов,   — отдел организации исполнения актов спец. уполномоченных органов,   — отдел организационного обеспечения и статистической ин- формации,   — отдел розыска должников, имущества и взаимодействия с  правоохр-ыми органами,   — отдел по особо важным исполн.производствам,   — отдел делопроизводства;   5)  Департамент  регистрации  и контроля  за ведомственными  нормативными актами, состоящего из 4 отделов:   — отдела ведомственных нормативных прав.актов,   — отдела актов финанс. и налог.органов,   — отдела регистрации  и  учета  ведомственных нормативных  актов,   — отдела актов правоохр-ных органов;   6) Департамент по делам общественных и религиозных объединений, где имеется:   — контрольно-аналитический отдел,   — отдел регистрации общественных объединений,   — отдел регистрации религиозных объединений;   7) Департамент по вопросам прав.помощи, в котором действует 4 отдела:   — отдел по вопросам нотариата,   — отдел по вопросам записи актов гражд.состояния,   — отдел законопроектной деят-сти,  — отдел по вопросам адвокатуры;   8) Департамент международ.сотрудничества, состоящего  из:   — отдела международ.сотрудничества и договоров о прав.помощи,   — отдела международного, публичного и частного права,   — отдела сотрудничества со странами СНГ,   — протокольного отдела;   9) Департамент материально-тех.обеспечения;   10)  Департамент  по  вопросам  гос.регистрации  прав на недвижимость, включающего в себя:   — отдел организации системы регистрации прав,   — отдел законодательного и методического обеспечения регистрации прав,   — отдел анализа и правового контроля за деят-тью по  регистрации прав,   — отдел по взаимодействию с органами исполн.власти,   — отдел законодательства о регистрации юр.лиц;   11) Департамент прав.информатизации, в который входят:   — отдел прав.информатизации и систематизации законод-тва гос-тв-участников СНГ,   — отдел информатизации,   — отдел статистики и аналитических обобщений,   — отдел свода законов и систематизации фед-ого законод-ва;   12) Департамент гос.службы и кадров, состоящего из:   — отдела кадров центр.аппарата,   — отдела кадров органов юстиции,  — отдела кадров службы подразделений суд.приставов,   — отдела проф.подготовки и кадров,   — отдела статистики анализа и учета кадров;   13) Департамент делопроизводства.   14) Финансово-эконом.департамент;   15) Главное управление исполнения наказаний;   16) Организационно-контрольное управление, которое состоит  из 5 отделов:   — отдела обработки документов,   — отдела по защите гос.тайны,   — отдела планирования, организации и контроля,   — отдела писем и приема граждан,  — отдела информационных технологий производства;   17) Управление по  контролю за соблюдением законности и  прав  человека  в деят-сти  учреждений  и  органов  уголовно- исполн.системы;   18) Управление законод-ва субъектов РФи Фед-ого регистра;   19) Управление судебно-эксперт.учреждений;   20) Рос.Фед-ный Центр суд.экспертизы;   21) Иные структурные подразделения.   Не  являются  структурными  подразделениями  Минюста РФ, однако находятся при нем и соответственно являются  учреждениями (организациями) Минюста РФ также:   — Гос.учреждение Гос.регистрационная палата при Минюсте РФ;   — Научный центр прав.информации;   — Главный информационно-аналитический центр при Минюсте РФ;   — Рос.прав.академия;   — Международ.юр.институт.

  1. Конституционный суд.

Конституционный Суд РФ - это орган суд.власти, предназначенный для прав.охраны Конст-ции России. По своему значению Конст-ный Суд РФ относится к высшим органам суд.власти. Но в отличие от Верх.Суда РФ и Высшего Арбитраж.Суда РФ Конст-ный Суд РФ не возглавляет систему конст-ных судов. Какими-либо полномочиями по отношению к конст-ным (уголов.) судам субъектов РФ он не обладает. Конст-ный Суд РФ осущ-яет суд.власть посредством конст-ного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деят-сти Конст-ного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст. 125, 128) и ФКЗ РФ «О Конст-ном Суде РФ».

Задачами, стоящими перед Конституционным Судом РФ, являются защита основ конст-ного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Полномочия Конст-ного Суда РФ:1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ ФЗов, нормативных актов Президента РФ, Совета Фед-ции, Гос. Думы, Пра-ва РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ, договоров между органами гос.власти субъектов РФ; не вступивших в силу международ.договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции  между фед-ыми органами гос.власти; между высшими гос.органами субъектов  РФ; между органами гос.власти  РФ и органами гос.власти субъектов  РФ;

3) проверка конст-ности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, осущ-яемая по жалобам на нарушение конст-ных прав и свобод граждан и по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключений о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конст-ный Суд РФ по вопросам своего ведения обладает правом законод-ной инициативы. Для того, чтобы Конст-ный Суд РФ не превратился в орудие "полит.игр", в законе четко определено, что он решает только вопросы права. Конст-ный Суд при осущ-нии конст-ого судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию др. судов и иных органов. Конст-ный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Фед-ции по представлению Президента РФ,сроком на 12 лет,причем назначение судьи на 2й срок не допускается. Судьи Конст-ного Суда РФ независимы, несменяемы и обладают равными правами при осущ-нии конст-ного судопроизводства. Полномочия же самого Конст-ного Суда РФ определенным сроком не ограничены. Конст-ный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более 3 лет подряд. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конст-ного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Большинство дел рассматриваются на заседаниях палат. Кроме того, Конст-ный Суд РФ рассматривает дела и на пленарных заседаниях, в которых принимают участие все судьи Конст-ного Суда РФ. На пленарном заседании м/б рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конст-ного Суда РФ. Только на пленарном заседании Конст-ный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ, принимает послания Конст-ного Суда РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления, решает вопрос о выступлении с законод-ной инициативой. На пленарных заседаниях решаются и организационные вопросы: выборы Председателя, его заместителя, формирование составов палат, устанавливается очередность рассмотрения дел в пленарном заседании и распределение дел между палатами. На пленарном заседании принимается решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи. Организация работы в Конст-ном Суде РФ возлагается на Председателя Конст-ного Суда РФ, его заместителя и судью-секретаря. Председатель Конст-ного Суда РФ руководит подготовкой пленарных заседаний Конст-ного Суда РФ, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение Конст-ного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарном заседании и заседании палат, осущ-яет общее руководство аппаратом Конст-ного Суда РФ в отношениях с гос-ными, общественными организациями, выступает по поручению Конст-ного Суда РФ от его имени. Заместитель Председателя осущ-яет по его уполномочию отдельные функции, предоставленные Председателю Конст-ного Суда РФ законом, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности. Судья-секретарь Конст-ного Суда РФ осущ-яет непосредственное руководство аппаратом Конст-ного Суда РФ, организует подготовку и проведение заседаний Конст-ного Суда РФ, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конст-ным Судом РФ, и информирует Конст-ный Суд РФ об их исполнении, организует информационное обеспечение судей Конст-ного Суда РФ. Конст-ное судопроизводство осущ-ется в соответствии с принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности и непрерывности, равноправия и состязательности сторон, национального языка судопроизводства. Судьи Конст-ного Суда РФ независимы и руководствуются при принятии решений только Конституцией РФ и Законом "О Конст-ном Суде РФ". Судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было гос-ных или общественных органов, полит.партий и движений, социальных групп. Решения принимаются в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к изучению или рассматриваемым Конст-ным Судом РФ. Вмешательство в деят-сть Конст-ного Суда РФ влечет предусмотренную законом ответственность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие по ним решений осущ-ется только коллегиально. Конст-ный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а при заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. Заседания Конст-ного Суда РФ проводятся открыто. Закрытое суд.заседание проводится, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения Конст-ного Суда РФ всегда провозглашаются публично. Разбирательство в заседаниях Конст-ного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы. Заседания проводятся непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности. Производство в Конст-ном Суде РФ ведется на русском языке. Всем лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. По итогам рассмотрения дел Конст-ный Суд РФ принимает постановления, заключения и определения. Все решения принимаются в закрытом совещании.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"