Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка
Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.
Конст-ный (уставной) суд субъекта РФ, его место в суд.системе РФ. Состав, порядок образования, полномочия этого суда. Юр.значение принимаемых им решений Субъектом РФ может создаваться Конст-ный (уставный) суд субъекта РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правов.актов органов гос-ной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конст-ции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конст-ции (устава) субъекта РФ. Конст-ный (уставный) суд субъекта РФ помогает сбалансировать недостаток профессионализма и компетентности, компетентности, который наблюдается у периодически переизбираемых органов представительной и исполн.власти (особенно в первый период после выборов). Деят-сть данного суда делает конст-ное правосудие более доступным, помогает более эффективно и быстро решать постоянно возникающие полит.проблемы, гасить полит.конфликты между ветвями власти. Порядок конст-ного ( уставного) судопроизводства в субъекте РФ определяется законом субъекта РФ. На должность судьи конст-ного (уставного) суда субъекта РФ назначаются постановлением законод-ного (представительного) органа гос-ной власти субъекта РФ (п. «з» ч. 3 ст. 5 ФЗ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законод-ных (представительных) и исполн.органов гос.власти субъектов РФ»). Финансирование конст-ного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ. Юр.значение решения конст-ного (уставного) суда субъекта РФ закреплено в ч.
4 ст. 27 ФКЗ «О суд.системе
РФ», где отмечено, что принятое
в пределах полномочий конст-
Мировой судья. Мир.судьи в РФ входят в единую суд.систему РФ и являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Мир.судьи могут, как назначаться, так и избираться. Порядок назначения или избрания мир.судей м/б в определенной степени индивидуален в каждом субъекте РФ, так как он согласно ч. 1 ст. 1 ФЗ «О мир.судьях в РФ» устанавливается законами субъекта РФ. Назначаются (избираются) мир.судьи на должность законод-ным (представительным) органом гос.власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего суд.участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. При этом у всех мир.судей одинаковые полномочия. Они рассматривают в первой инстанции отнесенные к их компетенции уголов. и гражд.дела, а также дела об админ-ных правонарушениях. Мир.судьям подсудны уголов. дела о преступлениях, за совершение которых м/б назначено максимальное наказание, не превышающее 3 лет лишения свободы, за исключением преступлений, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК. Иначе говоря, мир.судья по первой инстанции вправе рассматривать уголов.дела по следующим составам преступлений. 1. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта (ст. 113 УК). 2. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 114 УК). 3. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК). 4. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК). 5. Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК). 6. Заведомое поставление др. лица в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК). 7. Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением (ч. 1 ст. 127 УК). 8. Причинение имущ-ного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ч. 2 ст. 165 УК). 9. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба (ч. 1 ст. 167 УК). 10. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности (ст. 168 УК) 11. Вовлечение в занятие проституцией (ч. 1 ст. 240 УК), и по некоторым др. составам. В рамках гражд.процесса мир.судьи разрешают: 1) дела о выдаче суд.приказа; 2) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 3) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска; 4) иные возникающие из семейно-прав.отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родител.прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 5) дела по имущ-ным спорам при цене иска, не превышающей 500 мин.размеров оплаты труда, установленных фед-ным законом на день подачи заявления; 6) дела, возникающие из труд.отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных труд.споров; 7) дела об определении порядка пользования имуществом. 8) иные дела, отнесенные к подсудности мир.судей ФЗми (ст. 23 ГПК). Мир.судья рассматривает гражд.дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в законную силу.
Общая задача адвокатуры - оказание юр.помощи - конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:
1) консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юр.вопросам;
2) составление заявлений, жалоб и др. документов прав.характера;
3) представительство в судах,
других гос.органах и
4) участие в уголов.
5) участие в качестве
6) защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;
7) участие в качестве
8) представительство в судах
и правоохр-ных органах
9) участие в качестве
10) иная не запрещенная законом помощь (например, разработка уставов и подготовка к регистрации юр.лиц, заключение контрактов, прав.контроль за учетом и отчетностью, прав.обслуживание коммерческих операций и др.).
Задача каждого адвоката и адвокатуры в целом - не оказание содействия суду, а защита прав и законных интересов лиц, обратившихся за юр.помощью.
Статус судей - это совокупность присущих только судьям прав и обязанностей, связанных с их судейской деят-тью. Статус всех судей в принципе един, однако существуют определенные различия правового положения отдельных категорий судей.
Закон о статусе судей (ст. 1) устанавливает, что суд/власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом случаях к осущ-нию правосудия представителей народа. Судьи, когда речь идет об их статусе, - это граждане, наделенные в конст-ном порядке полномочиями осущ-ять правосудие и исполняющие свои обязанности на проф.основе. Независимо от того, в суде какого звена суд.системы РФ осущ-яет свою деят-сть судья, выполняемые им функции одинаково важны для осущ-ния суд.власти на территории России. Поэтому в Законе о суд.системе специально подчеркивается, что единство суд.системы РФ обеспечивается и единством правового статуса судей, независимо от того, в составе какого суда они осущ-яют свои полномочия и какое звено суд.системы они представляют (ст. 12). В этом законе определены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок их отбора и наделения полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи. Единый прав.статус судей РФ не исключает и некоторых различий прав.положения некоторых категорий судей. Закон "О статусе судей РФ" указывает, что особенности прав.положения судей определяются ФЗми, а в случаях, предусмотренных ФЗми, - также законами субъектов РФ. Особенности прав.положения судьи Конст-ного Суда РФ определяются ФКЗ, специально посвященным этому суду. Судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юр.образование и стаж работы по юр.профессии не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ). Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осущ-яют свою деят-сть. Закон "О статусе судей РФ" дополнил эти требования следующими: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалиф-ный экзамен и получил рекомендацию квалиф-ной коллегии судей. Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность cyдей район.(городских) судов, воен.судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитраж.судов субъектов РФ. Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляемой ими работы. Во-первых, повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитраж.судов м/б лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верх.Суда РФ и Высшего Арбитраж.Суда РФ - 35 лет. Судьей Конст-ного Суда РФ м\б лицо, достигшее 40 лет. Во-вторых, более высокие требования предъявляются и к проф.подготовке. Судьей вышестоящих судов (как общей юрисдикции, так и арбитражных) может стать лицо, имеющее стаж работы по юр.профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конст-ного Суда РФ установлен стаж работы по юр.профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конст-ный Суд РФ рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юр.образования. Закон предъявляет определенные требования и к лицам, уже работающим судьями. Во- первых, судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и др. законы. Это требование является общим для всех должностных лиц и граждан, но в деят-сти судей оно имеет особое значение. Во-вторых, судьи при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должны избегать всего, что может умалить авторитет суд.власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности справедливости и беспристрастности. Совершение позорящего поступка может послужить основанием для прекращения полномочий судьи. В-третьих, судья не м/б депутатом, принадлежать к полит.партиям и движениям, осущ-ять предприн-кую деят-сть, а также совмещать работу в должности судьи с др. оплачиваемой работой, кроме научной, препод-ской, литературной и др. творческой деят-сти. Данное положение относится и к кандидатам на должность судьи, которые предупреждаются об этом. В случае, если они прекращают свое членство в партии, занятия предпр-кой деят-стью, они м/б рекомендованы к назначению на должность судьи. Для судей Конст-ного Суда РФ установлены еще более жесткие требования. Судьи этого суда не имеют права осущ-ять защиту, представительство в суде, арбитраж.суде, иных органах, оказывать кому-либо покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. Судья Конст-ного Суда РФ не только не м/б членом полит.партии, но и не имеет права поддерживать ее материально, вести полит.пропаганду, присутствовать на съездах. Он не может даже занимать руководящий пост в общественных объединениях, даже если они и не преследуют полит.цели. Все судьи воен.судов должны состоять на воен.службе и подчиняться требованиям воинских уставов с учетом особенностей, установленных Законом "О статусе судей РФ" и др. нормативными актами. Механизм назначения на должность судьи включает в себя несколько этапов:1) отбор и выдвижение кандидатов;
2) сдача квалификационного
3) рассмотрение квалиф-ной
4) вынесение заключения квалиф-ной коллегией о даче рекомендации или отказе в нем.
Положительное заключение представляется председателю соответствующего суда. В случае несогласия председателя суда с заключением оно возвращается для повторного рассмотрения. При повторном положительном заключении председатель суда вносит кандидатуру для дальнейшего рассмотрения.Судьи судов общей юрисдикции и арбитраж.судов назначаются През-том РФ по представлению соответственно Председателя Верх.Суда РФ и Председателя Высшего Арбитраж.Суда РФ. Судьи Верх.Суда РФ и Высшего Арбитраж.Суда РФ назначаются Советом Фед-ции по представлению През-та РФ, с учетом мнения председателей этих судов. Президент в месячный срок со дня поступления материалов назначает судей Фед-ных судов, а кандидатов в судьи Верх.Суда РФ и Высшего Арбитраж.Суда РФ представляет для назначения Совету Фед-ции либо отклоняет представленную кандидатуру, о чем сообщает председателю соответствующего суда. Судьи Конст-ного Суда РФ назначаются Советом Фед-ции по представлению Президента РФ. Представления о кандидатах на должность судей Конст-ного Суда Президенту вправе вносить депутаты Совета Фед-ции и Гос.Думы, законод-ные (представительные) органы субъектов РФ, высшие суд.органы, фед-ные юр.ведомства, юр.научные и учебные заведения. Судья, впервые назначенный на должность, приносит торжественную присягу. Независимость судей является важнейшим элементом их прав.статуса и одним из конст-ных принципов правосудия. Положение, содержащееся в ст. 120 Конституции РФ и гласящее, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и ФЗ, развивается в Законе о статусе судей и Законе о суд.системе. Закон "О суд.системе РФ" запрещает издание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов и независимость судей. Виновные в оказании незаконного воздействия на судей и ином вмешательстве в деят-сть суда подлежат ответственности, предусмотренной ФЗ. Закон "О статусе судей в РФ" определяет гарантии независимости судей, которыми являются: - предусмотренная законом процедура правосудия;
- запрет, под угрозой ответственности,
чьего бы то ни было
- установленный порядок
- право судьи на отставку;
- неприкосновенность судей;
- система органов судейского сообщества;
- предоставление судье за счет
гос-тва материального и соц.
Судьи, их семьи и имущество находятся под особой защитой гос-тва. ОВД обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если поступит соответствующее заявление от судьи или обращение председателя суда, а также если органы, обеспечивающие безопасность, получили опер.информацию о наличии угрозы безопасности этих лиц. Судья имеет право на хранение и ношение огнестрельного оружия. Гарантией независимости судей является их несменяемость. Срок полномочий судьи законом не ограничен, за исключением впервые назначаемых судей низшего звена судов общей юрисдикции. Они назначаются сроком на 3 года, после чего уже м/б назначены без ограничения срока полномочий. Судьи Конст-ного Суда РФ назначаются на срок 12 лет, причем не м/б назначены еще на один срок. Пока судья осущ-яет свои полномочия, он не м/б переведен в др. суд без его согласия, его полномочия не м/б прекращены или приостановлены, кроме как по основаниям и в порядке, установленным законом. Полномочия судей м/б приостановлены только решением квалиф-ной коллегии судей. Основаниями для приостановления полномочий являются: - признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
- согласие квалиф-ной коллегии судей на привлечение судьи к уголов.ответственности или заключение его под стражу;
- участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законод-ной (представительной) власти, а также его избрание в состав этого органа.
Решение о возобновлении полномочий судьи принимает та же квалиф-ная коллегия судей, которая приостановила его полномочия. Полномочия судьи Конст-ного Суда РФ приостанавливаются по решению Конст-ного Суда РФ, принимаемому не позднее месяца со дня выявления оснований к приостановлению. Основанием для этого являются согласие Конст-ного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголов.ответственности, а также невозможность по состоянию здоровья судьи выполнять им свои обязанности. Прекращение полномочий судьи осущ-ется решением соответствующей квалиф-ной коллегии судей. Основаниями для лишения судьи права осуществлять свои полномочия, кроме пис.заявления судьи об отставке или о переходе на др. работу, являются: - неспособность по состоянию здоровья или др. уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;
- увольнение судьи воен.суда с воен.службы по достижении предельного возраста пребывания на воен.службе;
- прекращение гражданства РФ;
- занятие деят-стью, несовместимой с должностью судьи;
- совершение поступка, позорящего честь судьи, умаляющего авторитет суд.власти;
- вступление в закон.силу
- смерть судьи иди вступление в закон.силу решения суда об объявлении его умершим;
- отказ судьи от перевода в др. суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Прекращение полномочий члена Конст-ного Суда РФ осуществляется решением Конст-ного Суда в случаях неучастия судьи в заседаниях Конст-ного Суда или уклонения от голосования свыше 2 раз без уважительной причины или признания его безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в закон.силу. Если судья Конст-ного Суда совершил проступок, порочащий его честь и достоинство, то решение о прекращении его полномочий принимается Советом Фед-ции по представлению Конст-ного Суда. Институт отставки судьи является одним из средств обеспечения его независимости. Отставка представляет собой почетный уход судьи с должности. За лицом, ушедшим в отставку, сохраняется звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Судья, находящийся в отставке м/б привлечен с его согласия к осущ-ию правосудия на срок до 1 года в случае значительного увеличения объема работы, отсутствия судьи или приостановления его полномочий. Ушедшему в отставку судье выплачивается выходное пособие, устанавливается ежемесячное пожизненное содержание или пенсия, за ним сохраняются льготы, предусмотренные законом для этой категории судей. Судья считается ушедшим в отставку, если его полномочия прекращены в связи с его пис.заявлением об отставке, неспособности в силу болезни выполнять обязанности судьи, отказа перехода в др. суд в связи с реорганизацией или упразднением суда, а также при ограничении его дееспособности. Следует отметить, что пребывание судьи в отставке может и прекратиться. Он может вернуться на судейскую работу. Отставка м/б прекращена решением квалиф-ной коллегии судей по месту прежней работы судьи или по месту его жительства, если он лишился гражданства РФ, стал депутатом, вошел в какую-либо полит.партию, занялся предприн-ской деят-тью или совершил поступок, его порочащий и тем самым умаляющий авторитет суд. власти. Неприкосновенность судьи рассматривается как важнейшая гарантия его независимости и самостоятельности. Неприкосновенность прежде всего означает, что судья не м/б привлечен к уголов.ответственности в общем порядке. Уголов.дело в отношении судьи м/б возбуждено только Ген.прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, и при наличии на это согласия квалиф-ной коллегии судей. Такие же условия предусмотрены и для привлечения судьи к уголов.ответственности и заключения его под стражу. Согласие квалиф-ной коллегии требуется и на привод судьи. Личный досмотр и личный обыск судьи возможен только в связи с производством по уголов.делу в отношении этого судьи. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, после установления его личности д/б немедленно освобожден. По требованию судьи уголов.дело по его обвинению подлежит рассмотрению Верх.Судом РФ.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"