Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка
Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.
Прокуратура РФ представляет собой единую фед-ную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важности деят-сти прокуратуры свидетельствует тот факт, что конст-ные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст. 129), следуют непосредственно за нормами, посвященными суд.власти. Прокуратура занимает особое место среди правоохр-ных органов, поскольку не относится ни к законод-ной, ни к исполн-ной, ни к суд.власти. Она является независимым правоохр-ным органом, обеспечивающим соблюдение законности в гос-тве. Организация и деят-сть прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ "О прокуратуре РФ", а также ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"О прокуратуре РФ". Цели деят-сти прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основное содержание деят-сти прокуратуры составляет прокурор.надзор. Помимо него прокуратура осущ-яет уголов.преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деят-сти правоохр-ных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деят-сти. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Принципами организации и деят-сти прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность. Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Ген.прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Ген.прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурор.системы задачи. Принцип независимости в организации и деят-сти прокуратуры заключается в том, что ее органы осущ-яют свои полномочия независимо от фед-ных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов РФ, органов гос.самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами гос.власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не м/б членами общественных объединений, преследующих полит.цели, и принимать участие в их деят-сти. Принцип законности означает, что органы прокуратуры осущ-яют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФзаконами. Принцип гласности в организации и деят-сти прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования фед-ных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям ФЗов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о гос-ной и иной специально охраняемой законом тайне. Систему прокуратуры РФ составляют ген.прокуратура, территориальные и специализированные органы прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения. Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно- террит-ным и национально-гос.устройством, установленным Конституцией РФ. К территор.прокуратурам относятся:
- прокуратуры республик в
- прокуратуры городов, районов.
Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей террит-ного деления некоторых субъектов РФ. Так, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры админ-ных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и др. Все они действуют на правах областных или район.прокуратур. Транспортные прокуратуры создаются для осущ-ния надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах. Надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна - от истоков до Каспийского моря - осуществляет Волжская природоохр-ная прокуратура, созданная для усиления прокурор.надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская приро- доохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголов.наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов РФ. Воен.прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная воен.прокуратура, входящая в состав Ген.прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему воен.прокуратуры входят:
- прокуратуры воен.округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракет.войск стратегического назначения, прокуратура Фед-ной погран.службы и прокуратуры др. войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
- прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.
Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Ген.прокурором РФ, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Фед-ции по представлению През-та РФ. Срок полномочий Ген.прокурора РФ законом неограничен. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Фед-ции по представлению Ген.прокурора. Ген.прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Ген.прокурор РФ руководит деят-тью органов прокуратуры и осущ-яет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры. В Ген.прокуратуре образуется коллегия в составе Ген.прокурора, его заместителей и др. прокурор.работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Ген.прокурора. В состав Ген.прокуратуры РФ входят Главное следственное управление и Главная воен.прокуратура РФ, которые возглавляются заместителями Ген.прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью суд.постановлений по уголов.делам, управление по надзору за законностью суд.постановлений по гражд.делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деят-сти прокуратуры, и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Ген.прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Ген.прокурора РФ. В Ген.прокуратуре РФ действует Научно- консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деят-тью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Ген.прокурором РФ. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Ген.прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов РФ осущ-ется по согласованию с органами гос.власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деят-тью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Ген.прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Ген.прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и др. прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деят-сти прокурор.органов, исполнения приказов и инструкций Ген.прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров. Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов РФ (приравненных к ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность и освобождают от нее. Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Ген.прокурором РФ. Срок их полномочий в настоящее время не ограничен. Прокуроры районов и иных приравненных к ним прокуратур руководят деят-тью возглавляемой ими прокуратуры, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности прокуратуры, о кадровых изменениях.
Прокурор.надзор является главным направлением деят-сти всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и гос-тва, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурор.надзор осущ-ется от имени гос-тва — РФ. В этом его главное отличие от других видов надзора, осущ-емого иными гос.органами. Прокурор.надзор по сравнению с другими гос.надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осущ-ения. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполн.органы власти, а также на деят-ость должностных лиц. Прокурор.надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осущ-яет функцию уголов.преследования. При осущ-нии прокурор.надзора он не вмешивается в хозяйственную, управленческую и опер.деят-сть предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает админ-ными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции админ-ного, а тем более уголов.характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представления, возбуждением уголов.дела, производства об админ-вном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурор.надзора:
1) надзор за исполнением законов
фед-ными министерствами и
2) надзор за соблюдением прав
и свобод человека и
3) надзор за исполнением законов органами, осущ-щими ОРД, дознание и предвар.следствие;
4) надзор за исполнением законов
админ-цией органов и
Каждое направление (отрасль) прокурор.надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона. Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов фед-ыми министерствами и ведомствами, представительными и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.Такая отрасль прокурор.надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась относительно недавно, в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод гражданина высшей ценностью гос-тва. Предметом этой отрасли прокурор.надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина фед-ыми министерствами и ведомствами, представительными (законод-ыми) и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осущ-ющими ОРД, дознание и предвар.следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыск.мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осущ-ющими ОРД, дознание и предвар.следствие. Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную. Уголовно-процес.деят-сть осущ-ется органами дознания и следователями ОВД, прокуратуры, ФСБ, ФС налоговой полиции. Оперативно-розыск.деят-сть осущ-ется опер.подразделениями милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. ФСБ, ФС налог.полиции, тамож.органов РФ, Службы внешней разведки. Предметом прокурор. надзора за исполнением законов админ-иями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, админ-иями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются: - законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
- соблюдение установленных
- законность исполнения
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"