Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка
Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.
Окружные (флотские) воен.суды действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ. Они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций. В качестве суда первой инстанции окружной (флотский) суд рассматривает гражд.дела, связанные с гос-ной тайной, и уголов.дела о преступлениях, за совершение которых м/б назначено наказание свыше пятнадцати лет лишения свободы, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. В качестве кассационной инстанции окружной (флотский) воен.суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и поставновления гарнизонных воен.судов, не вступившие в законную силу. В порядке надзора окружные (флотские) воен.суды проверяют законность и обоснованность приговоров и решений гарнизонных воен.судов, вступивших в законную силу, а также определений окружного (флотского) воен.суда, принятых им во второй инстанции. В состав окружного (флотского) суда входят судьи, народные и присяжные заседатели. Судьи окружного (флотского) суда назначаются Президентом РФ, а присяжные и народ.заседатели избираются на собраниях военнослужащих. Дела рассматриваются в следующем составе:
- гражд.дела рассматриваются
- уголов.дела рассматриваются
В окружном (флотском) воен.суде образуется президиум, м/б образованы суд.коллегии и (или) суд.составы. Президиум окружного (флотского) воен.суда рассматривает дела по протестам на решения, приговоры и определения гарнизонного воен.суда, вступившие в силу, а также определения и постановления окружного (флотского) воен.суда, принятые им во второй инстанции. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы суда, утверждает председателей суд.коллегий и суд.составов, определяет их численность. Суд.коллегии и суд.составы окружного (флотского) воен.суда действуют в качестве судов первой и кассационной инстанций. Руководит работой окружного (флотского) воен.суда председатель. Он организует деят-сть суда, созывает заседания президиума и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, контролирует работу аппарата суда, представляет суд в гос-ных органах и органах местного самоуправления. Кроме того, председатель приносит протесты на приговоры, определения и постановления гарнизонных воен.судов, вступившие в силу, и вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) судом. Заместители председателя окружного (флотского) суда организуют работу соответствующей суд.коллегии или суд.состава, замещают председателя окружного (флотского) воен.суда во время его отсутствия, но правом принесения протестов не обладают. Воен.коллегия Верховного Суда РФ действует в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций. В первой инстанции Воен.коллегия рассматривает: - дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных фед-ных органов испол-ной власти, в которых предусмотрена воен.служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих воен.сборы;
- уголов.дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья воен.суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, дела особой сложности или особого общественного значения, которые Воен.коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
В качестве суда надзорной инстанции Воен.коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на приговоры, определения и постановления окружных (флотских) судов, не вступившие в законную силу. В порядке надзора Воен.коллегия рассматривает дела по протестам на решения всех воен.судов, вступившие в законную силу. Приговоры, определения и постановления самой Воен.коллегии, не вступившие в силу, м/б отменены или изменены кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Вступившие же в силу приговоры, определения и постановления Воен.коллегии м/б пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ. Воен.коллегия состоит из судей, присяжных и народ.заседателей. Дела рассматриваются ей в следующем составе:
- в первой инстанции гражд.дела
рассматриваются судьей
- дела по жалобам и протестам на решения, приговоры и определения окружных (флотских) воен.судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;
- дела по протестам на решения, приговоры, определения воен.судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.
Возглавляет Воен.коллегию председатель, который по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Фед-ного Собрания. Он имеет право приносить протесты в Воен.коллегию и президиумы окружных (флотских) судов на решения, определения и приговоры воен.судов, вступившие в силу, а также в Президиум Верховного Суда РФ - на решения, приговоры и определения Воен.коллегии, вступившие в законную силу. Он же руководит работой Воен.коллегии, контролирует работу ее аппарата. Председатель Воен.коллегии имеет заместителя, который осущ-яет полномочия председателя во время его отсутствия, за исключением принесения протестов. В аппаратах воен.судов установлены должности помощников председателя суда, помощников судей, начальников отделов, советников, консультантов, главных и ведущих специалистов, специалистов 1 и 2 категории, специалистов. Указанным работникам присваиваются классные чины, специальные звания, а военнослужащим присваиваются также и воинские звания. При воен.судах учреждена также должность администратора суда. Администратор воен.суда принимает меры по организационному обеспечению деят-сти суда, по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата, осущ-яет информационно-правовое обеспечение деят-сти воен.суда, организует охрану здания и другого имущества воен.суда, работу средств связи. Администратор воен.суда назначается на должность и освобождается от нее начальником соответствующего подразделения Суд.департамента. Финансирование воен.судов осущ-ется за счет средств фед-ного бюджета Суд.департаментом при Верховном Суде РФ. Обеспечение воен.судов транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями и охраной производится соответствующими подразделениями ВС РФ, др. войск и воинских формирований. Статус судей воен.судов определяется прежде всего Конституцией РФ, Законами РФ «О суд.системе» и «О статусе судей в РФ». Однако, учитывая то, что судьи воен.судов состоят на воен.службе, на них распространяется действие Закона «О воинской обязанности и воен.службе» с учетом положения Закона «О воен.судах РФ». Судьи воен.суда не м/б переведены в др. суд без их согласия, они м/б уволены с воен.службы без их согласия до достижения предельного возраста пребывания на воен.службе. Судьям, достигшим этого предельного возраста, срок воен.службы м/б продлен на срок до 10 лет Председателем Верховного Суда РФ, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Органами дознания являются учреждения, гос-ные органы и должностные лица, уполномоченные УПЗ на осущ-ение предвар.расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предвар.следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предвар.расследования для них является вспомогательной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголов.дел, возникающих в своем большинстве в сфере их админ-ной деят-сти. Органами дознания являются не только должностные лица - начальники исправительных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом -милиция, органы гос-ного пожарного надзора и т. д. Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, их полномочия установлены УПК и различными спец.законами: "О милиции", "О фед-ных органах налоговой полиции", Тамож.кодексом и др. Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомственными нормативными актами.
Задачами органов дознания, как и органов предвар.следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголов.ответственности и осужден.
В настоящее время к органам дознания относятся:
- милиция;
- командиры воинских частей, соединений
и начальники воен.учреждений - по
делам о преступлениях, совершенных
подчиненными им военнослужащим
- органы ФСБ по делам о преступлениях, отнесенным законом к их ведению;
- начальники исправительных
- органы гос-ного пожарного
- органы Фед-ной погран.службы РФ - по делам о нарушениях режима Гос-ной границы РФ, погран.режима и режима в пунктах пропуска через Гос-ную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;
- капитаны мор.судов, находящихся
в дальнем плавании, начальники
зимовок - в период отсутствия
транспортных связей с
- фед-ные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению;
- тамож.органы РФ - по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.
Органы дознания осущ-яют дознание в двух формах: дознание по делам, по которым предвар.следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предвар.следствия обязательно. При производстве дознания по делам, по которым производство предвар.следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголов.дело и производит расследование посредством тех же процесс-ных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предварительное расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предварительное расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголов.дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осущ-ять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Органы дознания осущ-яют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголов.дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предвар.следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголов.дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности. В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осущ-ить подготовку материалов в протокольной форме. Она осуществляется в 10-дневный срок без возбуждения уголов.дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголов.дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголов.дело возбуждается сразу и расследование осущ-ется в общем порядке. Органы дознания осущ-яют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д. В органы дознания выделяются две процесс-ные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осущ-яет свои действия в соответствии с УПК, но все основные решения по делу (о возбуждении уголов.дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юр-кую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность. Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом "О милиции" она подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. В криминал.милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предвар.следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминал.милиции осущ-яют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предвар.следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголов.дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминал.милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминал.милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения. К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предвар.следствия. Поэтому в связи со значительным объемом УПД в районных (городских) ОВД, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осущ-яет дознание по делам, по которым не обязательно производство предварительного следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности. В вышестоящих ОВД существуют отделы дознания, осуществляющие контрольно-методическое руководство дознавателями. Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осущ-яют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и др. сотрудников, которые впоследствии и осущ-яют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деят-сть, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголов.делу. В таком же порядке организуется дознание и в др. органах дознания, предусмотренных законом. Надзор за точным и неуклонным исполнением УПЗдательства органами дознания осущ-яет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголов.дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предвар.следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголов.дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголов.дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания. Суд.контроль осущ-ется при рассмотрении уголов.дел, предвар.расследование или подготовка в протокольной форме по которым осущ-ись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу. Ведомственный контроль осущ-ется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.
Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Они рассматривают в качестве суда первой инстанции практически все гражд.дела и большинство уголов.дел. К подсудности этих судов относятся все гражд.дела, подведомственные судам общей юрисдикции. Районному суду подсудны и все уголов.дела, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду и воен.судам. В настоящее время районный (городской) суд является судом только первой инстанции. Помимо уголовных и гражд.дел районный (городской) суд рассматривает дела об админ-ных правонарушениях, разрешает вопросы, связанные с исполнением приговора (условно-досрочное освобождение, перевод из колонии одного режима в колонию другого режима и т. д.). Районные (городские) суды по месту содержания подозреваемых и обвиняемых рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников, законных представителей по поводу законности и обоснованности избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления ее действия. В соответствии со ст. 23, 24 Конституции РФ район.суд (судья) выносит решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции органами предвар.расследования, прослушивании телефонных переговоров органами осущ-ющими ОРД. Район.суды образуются в каждом районе, городские - в городах. В сельских районах создается, как правило, один суд на район и город (районный центр). Решение об образовании район.суда принимается местной администрацией по представлению Минюста РФ или по согласованию с ним. Проводящаяся в РФ правовая реформа предусматривает принятие закона о мир.судьях, который изменит компетенцию районного (городского) суда. Часть уголовных, граж-ких и админ-ных дел, подсудных ныне районному (городскому) суду, предполагается передать на рассмотрение мир.судьям. А районные (городские) суды станут вышестоящей инстанцией, проверяющей решения и приговоры мир.судьи. Район.суд состоит из судей и народ.заседателей. В зависимости от количества уголовных, админ-ных дел определяется число судей и народ.заседателей. При небольшом объеме работы в район.суд назначается один судья. Но в большинстве районных (городских) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда. Для нормальной работы каждого судьи необходимо избрать примерно 70 народных заседателей. Все судьи и народ.заседатели независимы, подчиняются только закону. Народ.заседатели, участвуя в рассмотрении дела, пользуются всеми правами профессионального судьи. Админ-ные дела, часть уголовных и гражд.дел, жалобы на незаконное и необоснованное применение меры пресечения в виде заключения под стражу, вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судьей единолично. Другая же часть уголовных и гражд.дел рассматривается составом суда, куда входят один судья и два народных заседателя. Судьи районных (городских) судов назначаются на должность Президентом РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновенности, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество. В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается председателем районного (городского) суда. Он сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда, но в то же время на него возлагается и организация работы в суде. Прежде всего он распределяет обязанности между судьями. При этом учитывается стаж, подготовка, собственные склонности. Как правило, дела распределяются по предметному или функциональному признаку. В соответствии с этим один судья специализируется на рассмотрении уголов.дел, другой - гражданских, третий – админ-ных. Применяется и территориальный признак, по которому судья рассматривает дела, возникшие на определенной территории. Эти два признака могут сочетаться между собой. В этом случае судья рассматривает, например, уголов.дела, возникшие только на определенной, закрепленной за ним территории. Возможна и специализация судей по категориям дел, например по делам о преступлениях несовершеннолетних. Некоторые дела с учетом их сложности, особого значения распределяются председателем суда персонально - конкретным судьям. Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в утренние, так и в вечерние часы. На него возлагается также организация юридической подготовки народных заседателей, повышение квалификации судей. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан. Он же организует изучение и обобщение судеб.практики, подготавливает статистическую отчетность о работе суда. Результаты обобщения м/б направлены в вышестоящий суд, местные исполнительные органы, другие правоохр-ные органы. Для четкой, правильной организации работы необходим вспомогательный аппарат суда, которым также руководит председатель. Он состоит из консультантов, суд.исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей, суд.заседаний, делопроизводителей. Председатель подбирает необходимых сотрудников, назначает их на должность, за исключением консультантов и суд.исполнителей, которые назначаются по его представлению. Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражд.делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение суд.дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Секретари суд.заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола суд.заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари суд.заседаний обеспечивают и проверяют перед началом суд.заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших. В район.суде организуется справочная работа по законодательству и суд.практике. Эта работа, как правило, возлагается на консультантов. Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Прав-тва РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению суд.практики и анализу суд.статистики. При районных (городских) судах состоят суд.приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: минюстами республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от 1 до 10- 12 человек и зависит от объема выполняемой работы. Суд.пристав является должностным лицом, осущ-ющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражд.делам, а также приговоров по уголов.делам и постановлений по админис.делам в части имущественных взысканий. Кроме того, в предусмотренных законом случаях суд.приставы исполняют решения арбитраж.судов, некоторых исполн.органов. Деят-сть суд.пристава регламентируется Законами РФ "О суд.приставах" и "Об исполн.производстве" и Гражданско-процессуальным кодексом. В соответствии с законом суд.пристав действует на основании суд.решения, выданного ему судьей. Требования суд.пристава по исполнению суд.решений обязательны для всех учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. В случае оказания сопротивления суд.приставу он составляет акт об этом и для устранения препятствий обращается к органам власти, которые обязаны оказать ему содействие. Акт предоставляется судье для привлечения к ответственности лиц, оказавших суд.приставу сопротивление. Суд.пристав вправе применять принудительные меры для исполнения суд.решения: налагать арест на имущество; организовывать его продажу; изымать определенные предметы, указанные в решении суда.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"