Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_pravoohranitelnym_organam.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

- защиту личности от незаконного  и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Одной из форм предварительного расследования является дознание, производство которого основывается на том же УПЗдательстве, что и предварительное следствие. Вместе с тем, кроме расследования уголов.дел, на органы дознания возложено также осущ-ние ОРД, направленной на обнаружение преступлений и лиц, совершивших данные преступления. Статья 40 УПК РФ дает перечень органов дознания, к которым относятся:

1)ОВД РФ,а также иные органы,испол.власти,наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осущ-нию ОРД;

2)  Главный суд.пристав РФ, главный воен.судебный пристав, главный суд.пристав субъекта РФ, их заместители, старший суд.пристав, старший воен.суд.пристав, а также старшие суд.приставы Конст-ного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

3)  командиры воинских частей, соединений, начальники воен.учреждений или гарнизонов;

4) органы Гос-ной противопожарной  службы.

К первой группе органов дознания в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК отнесены ОВД. В их структуре основной объем выполняемой процессуальной деят-сти приходится на милицию, которую в литературе справедливо называют универсальным органом дознания, поскольку закон не ограничивает ее компетенцию определенными категориями уголов.дел, как это сделано в отношении остальных органов дознания. В соответствии с Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» милиция в РФ подразделяется на криминал.милицию и милицию общественной безопасности. В своей деят-сти милиция подчиняется МВД РФ, МВД и УВД республик, краев и областей - субъектов РФ. Милиция общественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим органам гос-ной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления. В состав криминальной милиции водят оперативно-розыскные, научно-технические и некоторые иные подразделения, которые необходимы для выполнения стоящих перед ней задач и для оказания помощи милиции общественной безопасности. В соответствии с УПК основными задачами криминал.милиции являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, т. е. наиболее опасных преступлений; организация и осущ-ние розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголов.наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Для милиции общественной безопасности основными задачами являются: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности; охрана собственности, общественного порядка; выявление, предупреждение и пересечение преступлений и админ-ных правонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно; розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции МОБ. Милиция обязана принимать любые заявления и сообщения о преступлениях и разрешать их в порядке, установленном УПЗ. Милиция, как универсальный орган дознания, в соответствии сп. 12 ст. 11 Закона «О милиции» вправе задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления, до передачи их воен.патрулям, воен.коменданту, командирам воинских частей или воен.комиссарам. В то же время милиция не должна подменять иной орган дознания, к компетенции которого относится решение вопроса о возбуждении уголов.дела и производство дознания по первичному материалу о преступлении. Процессуальными полномочиями органа дознания обладают начальники криминал.милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Данные лица поручают проведение дознания и следственных действий по поручениям следователей подчиненным работникам из числа начальствующего состава (оператив.уполномоченным, участковым уполномоченным милиции, инспекторам ГАИ - ГИБДД и др.). Проверка заявлений и сообщений о преступлениях, которые не требуют проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также дознание, проводимое в полном объеме, поручаются дознавателям специализированных подразделений дознания, которые функционируют в составе милиции общественной безопасности с 1992 г. В отношении др.органов испол-ной власти, осущ-ющих функции дознания, законодатель ограничился ссылкой на критерий отнесения их к органам дознания, в качестве которого указано на наличие у них полномочий по осущ-нию ОРД (п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). В соответствии со ст. 13 ФЗ об ОРД от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ право осущ-лять ОРД предоставлено оперативным подразделениям: ОВД; органов ФСБ; фед-ных органов налоговой полиции; фед-ных органов гос-ной охраны; органов Погран.службы РФ; Тамож.органов РФ; Службы внешней разведки РФ; Мин.юста РФ. Сюда же следует относить теперь и подразделения уголовно-испол-ной системы Минюста (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов), в 1998 г. переданные из МВД в Минюст. И в то же время, для большинства из перечисленных органов испол-ной власти, осущ-щих дознание, выполнение функции дознания не является одной из ведущих как, к примеру, это просматривается у милиции. Пункт 2ч. 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относит суд.приставов ряда суд.органов, что обусловлено различием места деят-сти указанных лиц. Например, в Департаменте суд.приставов Минюста РФ создан отдел дознания, дознаватели которого расследуют уголов.дела о преступлениях против правосудия. Командир воинской части, соединения, начальник воен.учреждения или гарнизона в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 40 УПК РФ действуют в качестве органа дознания с момента поступления к ним заявлений и сообщений о совершенном преступлении или в случае непосредственного обнаружения признаков преступления, по которому он вправе, в соответствии с законом, возбудить уголов.дело. Но в силу различных обстоятельств эти должностные лица не всегда в состоянии осущ-лять дознание. Поэтому Мин-вом обороны в ведомственном порядке предусмотрено назначение дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров. Командир воинской части, соединения, начальник воен.учреждения или гарнизона своим приказом назначает из числа таких лиц дознавателей, которые затем осущ-яют дознание по уголов.делам, а также иную процессуальную деят-сть, входящую в компетенцию органов дознания (выполняют отдельные поручения следователей и т. д.). В исправительных учреждениях Минюста РФ органом дознания являются начальники исправительных колоний, воспитательных колоний и тюрем. Руководители указанных учреждений также своим приказом назначают дознавателем специально выделенного подготовленного работника из числа среднего или старшего начальствующего состава. Органам ФСБ, как органам дознания, присущи те же полномочия, которые имеются у других органов дознания, с той лишь разницей, что их компетенция в качестве органов дознания огранивается производством по делам, подследственным в соответствии со ст. 151 УПК РФ следователям этого ведомства. Каких-либо особенностей при осущ-нии дознания оператив.органами системы Фед-ной погран.службы РФ, а также капитанами мор.судов не имеется. Их компетенция четко ограничена УПЗдательством. В общем порядке проводят дознание фед-ные органы налог.полиции, компетенция которых, как уже отмечалось, жестко очерчена законом (ст. 151 УПК РФ). В тамож.органах РФ в качестве органа дознания выступают Гос-ный тамож.комитет РФ, региональные тамож.управления, таможни и тамож.посты. Данные органы обладают всеми необходимыми процессуальными полномочиями, предусмотренными УПЗдательством. Непосредственно функции дознания реализуются подразделениями по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил. Они действуют исключительно в пределах своей компетенции, обозначенной УПЗдательством. В соответствии с действующим законодательством в настоящее время гос-ный пожар.надзор как спец.вид гос-ной надзорной деят-сти возложен на должностных лиц Гос-ной противопожар.службы МЧС РФ. В составе МЧС РФ функционирует Главное управление Гос-ной противопожар.службы (ГУГПС), а в республиках, краях и областях- субъектах РФ - управления Гос-ной противопожар.службы. Руководители этих органов по должности являются гос-ными инспекторами по пожар.надзору, на которых теперь в соответствии с действующим; УПЗдательством (п. 4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ) вновь возложено производство дознания по уголов.делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожар.безопасности. В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК РФ определены направления процессуальной деят-сти органов дознания, а именно: - во-первых, проведение дознания по уголов.делам, по которым предварительное следствие необязательно (проведение всего расследования по делу). К юрисдикции органов дознания отнесены дела о преступлениях, подпадающих под признаки  132 составов преступлений. Помимо этого, в соответствии с пис-ным указанием прокурора расследование в форме дознания, как предписано в законе, может быть осущ-но и по делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 г. 150 УПК РФ);

- во-вторых, выполнение неотложных  следственных действий по уголов.делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, т. е. при наличии поводов и оснований по таким преступлениям орган дознания в соответствии со ст. 146 УПК РФ возбуждает уголов.дело и проводит неотложные следственные действия (ст. 157 ШК РФ).

В ч. 3 ст. 40 УПК РФ законодатель (не определяя их органом дознания) Называет круг должностных лиц, на которых частично возлагается проведение дознания в виде неотложных следственных действий по уголов.делам о преступлениях, совершенных на объектах, находящихся в их ведении (капитаны мор. и реч.судов, руководители геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломат.представительств и консульских учреждений). В данном случае речь идет о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно. УПД органов дознания в процессе предварительного расследования подчина решению следующих задач: путем производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление, объективно установить фактические обстоятельства дела, изобличить виновного и обеспечить привлечение его к уголов.ответственности; возмещение причиненного преступлением ущерба; выяснение условий, способствовавших совершению преступления, принятие мер к их устранению; подготовка материалов к судебному разбиательству.

Органы дознания осущ-яют следующие уголовно-процессуальные функции, обозначенные законом:

- рассмотрение и разрешение  заявлений и сообщений о преступлениях;

- дознание;

-  производство следственных  и розыскных действий по поручения  и указаниям следователей;

-  оказание помощи следователям  в проведении ими отдельных  следственных действий;

-  поддержание (по поручению  прокурора) от имени гос-тва обвинения  в суде по делу, по которому  лицо, производило дознание (п. 5 ст. 5, ч. 4 ст. 37 УПК РФ).

Таким образом, расследование преступлений (в отличие от органов предварительного следствия) не является единственной функцией органов дознания. И тем не менее в их процессуальной деят-сти производство дознания занимает наибольший объем. При этом все органы дознания обладают равными процессуальными полномочиями, действуя в пределах своей компетенции. Процессуальные акты органов дознания имеют такую же юр-кую силу и значение, как и акты следователя. В УПЗ специально подчеркнута самостоятельность дознавателя в проведении следственных и иных процессуальных действий (п. 1 ч. Зет. 41 УПК РФ). В процессе освещения вопросов организации и деят-сти различных органов дознания употребляются термины «орган дознания» и «дознаватель». По закону в качестве органа дознания по уголов.делу выступает соответствующий руководитель (начальник). Он вправе лично расследовать уголов.дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные УПЗ решения. При поручении расследования подчиненному должностному лицу он имеет право осущ-ять контроль за действиями и решениями лица, производящего дознание.

Дознаватель - это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручил производство дознания по уголов.делу. Следует иметь в виду, что именно с этого момента указанное лицо приобретает предусмотренные УПЗ процессуальные права и обязанности. Данное лицо принимает дело к своему производству, осущ-ляет УПД, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. Обладая определенной самостоятельностью, дознаватель вместе с тем осущ-яет свои полномочия под контролем начальника органа дознания.

При поручении расследования подчиненному должностному лицу начальник органа дознания в то же время в полной мере несет ответственность за решение процессуальных задач, касающихся раскрытия преступления, изобличения виновных, обеспечения возмещения причиненного материального ущерба и др. Он также несет ответственность за качество и сроки проведения дознания. Необходимо отметить, что в соответствии с нормами УПК наиболее важные решения по делу принимает именно орган дознания. Ответственность за решения и действия, относящиеся к компетенции органа дознания, должны нести как начальник органа дознания, так и дознаватель.

  1. Язык судопроизводства и делопроизводства в суде.

Язык, на котором ведется судопроизводство, регулируется законодательством о судопроизводстве и судоустройстве (ст. 10 Закона о суд.системе, ст. 18 УПК, ст. 8 АПК и др.). Согласно Закону о суд.системе судопроизводство в Конст-ном Суде РФ, Верховном Суде РФ, в арбитражных и воен.судах ведется на русском языке – гос-ном языке РФ. Судопроизводство в др.фед-ных судах общей юрисдикции может вестись также на гос-ном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 1 ст. 10). Законом о суд.системе также установлено, что в судах субъектов РФ судопроизводство ведется на русском языке либо на гос-ном языке республики, на территории которой находится суд (ч. 2 ст. 10). Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, выступать на суде, заявлять ходатайства, приносить жалобы на родном или другом избранном лицом языке. Участники уголов.судопроизводства вправе бесплатно пользоваться помощью переводчика. Указанные положения действуют с учетом ч. 2 ст. 26 Конституции РФ, которая закрепила право каждого на пользование родным языком и свободный выбор языка общения. В соответствии с ч. 3 ст. 18 УПК следственные и суд. документы вручаются обвиняемому (подсудимому), а также др. участникам уголов.процесса в переводе на родной язык или на др. язык, которым он владеет. Правовому положению переводчика посвящена в УПК спец.статья (ст. 59). Его участие в ходе уголов.судопроизводства и при осущ-нии правосудия по уголов.делам определено УПЗ (ст. 169, 263 УПК). Необеспечение обвиняемому (подсудимому), не владеющему языком, на котором ведется судопроизводство, права пользоваться услугами переводчика Пленум Верховного Суда РФ отнес к существенным нарушениям УПЗ, влекущим отмену приговора. Не менее четко Верховный Суд определил свою позицию по поводу неблагоприятных процессуальных последствий в случае нарушения при осущ-нии правосудия права лица на пользование родным языком. Принцип обеспечения каждому пользования родным языком при осущ-нии правосудия выражает демократизм действующего законодательства и гос-ва и определяет решение таких важных вопросов осущ-ния правосудия, как доступность суда для населения, обеспечение возможности осущ-ния прав участниками процесса. Если процесс ведется на языке, непонятном населению, нарушается и затрудняется связь суда с населением, а также ослабляется или вообще не достигается воспитательное назначение суд.разбирательства; участвующие в процессе лица не могут реализовать предоставленные им законом процессуальные права, активно способствовать осущ-нию правосудия. О том, насколько важно знание языка судопроизводства, показывает новое установленное в ходе суд.реформы правило, согласно которому обязательное участие защитника в уголов.судопроизводстве на стороне лица, не владеющего языком, на котором ведется судопроизводство, допускается с момента фактического задержания подозреваемого или применения меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения (ст. 51 УПК).

  1. Система органов предварительного следствия. Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя.

Орган предварительного следствия — это должностное лицо, уполномоченное на осущ-ние деят-сти, направленной на  досуд.установление всех обстоятельств, подлежащих доказы- ванию по уголов.делу (ст. ст. 73, 421, 434 УПК), впитавшей в  себя  максимум  предусмотренных  законом  гарантий  соблюдения  прав и законных интересов личности на досуд.стадиях уголов.процесса. Органу предвар. следствия подследственны дела, по которым обязательно производство предвар.следствия.   По общему правилу предвар.следствие производится  следователями, которые обладают процесс-ной самостоятельностью. Между тем предвар.следствие может осущ-ять и  группой  следователей,  расследующих  одно  дело ( следств.группой). Правом производства предвар.следствия также  обладают начальник следственного отдела и прокурор. Соответственно следователи и группа следователей, расследующих одно дело, являются, а начальник следственного отдела и прокурор м/б органом предварительного следствия.   Следственные подразделения  в  настоящее время  имеются  в  прокуратурах,  а  также  в  органах  внутрен.дел,  органах  ФСБ и органах по контролю за оборотом  наркотических средств и психотропных веществ. Следователь как субъект уголов.процесса — это  лицо,  законно состоящее в должности следователя (старшего следователя,  следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам) прокуратуры, ОВД, органов  ФСБ,  или  органов  по  контролю за  оборотом наркотических  средств  и  психотропных  веществ.  Незаконно состоящим в должности, к примеру, считается следователь  прокуратуры, не являющийся гражданином России 186 , так как согласно ст. 40 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурорами и следователями м/б только граждане РФ.   Процесс-ным  статусом  следователя  обладает  также  начальник  следственного  отдела,  производящий  предвар. следствие самостоятельно (ст. 39 УПК), руководитель следственной  группы. Несколько ограничен процес-ный статус следователя у  следователя-члена следственной группы (ст. 163 УПК).   Назначением  следователя  в  уголов.процессе  является  осущ-ние предварительного следствия по уголов.делу. В  связи с чем следователь вправе:   1) с согласия прокурора возбуждать уголов.дело;2) принимать уголов.дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;   3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать  решения  о  производстве  следственных  и  иных  процесс-ных  действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом  требуется получение суд.решения и (или) санкции прокурора;   4) давать по расследуемым им делам органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения  пис-ные  поручения  о  проведении  любых  оперативно-розыскных  мероприятий,  производстве  отдельных  следственных  действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об  аресте, о производстве иных процесс-ных действий, а также получать содействие при их осущ-нии. Следователь вправе поручить производство любого следственного действия и оперативно- розыскного мероприятия;   5) в любой момент приступить к производству предвар.следствия, по делам, по которым предварительное следствие  обязательно, не дожидаясь выполнения органами дознания действий, предусмотренных ст. 157 УПК;   6)  осущ-ять  иные  полномочия,  предусмотренные  законом.   Постановления, требования, поручения и запросы следователя в соответствии с законом по находящимся в его производстве  уголов.делам, обязательны для исполнения без какого-либо исключения  всеми  предприятиями,  учреждениями,  организациями,  должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК).   На следователя закон возложил и ряд обязанностей. Он обя- зан:   1)  в  каждом  случае  обнаружения  признаков  преступления  принимать предусмотренные УПК меры по установлению события  преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении  преступления (ч. 2 ст. 21 УПК); 2) принять, проверить сообщение о любом совершенном или  готовящемся преступлении и в пределах своей компетенции вынести по нему решение (ч. 1 ст. 144 УПК);   3)  выявлять  обстоятельства, способствовавшие  совершению  преступления (ч. 2 ст. 73 УПК);   4) выносить постановление о прекращении уголов.преследования, принимать  некоторые иные процесс-ные  решения  при наличии в его распоряжении соответствующих оснований.  Указанный перечень  обязанностей следователя  не  исчерпывающий.   Статус следователя отличается от правового положения дознавателя (органа дознания). Ни один из следователей не обладает  правом на принятие оперативно-розыскных мер (ст. 40 УПК), хотя  такие полномочия имеются у некоторых органов дознания. Между  тем  следователь  обладает  такой  процес-ной  самостоятельностью, которой нет у дознавателя.   Процесс-ная самостоятельность следователя заключается  в следующем. Прокурор согласно ст. 37 УПК уполномочен давать  следователю (органу дознания, дознавателю) обязательные для исполнения пис-ные указания. Однако, когда следователь не согласен с указаниями прокурора:- о привлечении лица в качестве обвиняемого;- о квалификации преступления;- об объеме обвинения;- об избрании меры пресечения либо отмене или изменении  меры пресечения,  избранной следователем в  отношении подозреваемого или обвиняемого;- об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных  процесс-ных действий, предусмотренных п.п. 2 — 11 ч. 2 ст. 29 УПК;- о направлении уголов.дела в суд или его прекращении;- об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия;- о передаче уголов.дела другому следователю, он вправе представить дело вышестоящему прокурору с пис-ным изложением своих возражений. Исходя из положений ч. 3 ст. 37 УПК  обжалование следователем вышестоящему прокурору одного из названных указаний приостанавливает его

исполнение до рассмотрения жалобы. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому  делу другому следователю (ч. 4 ст. 38 УПК).   Аналогичным образом обстоят дела с адресованными следователю указаниями начальника следственного отдела. Только они  обжалуются надзирающему, а не вышестоящему прокурору. И обжалование указания начальника следственного отдела приостанавливает исполнение меньшего числа указаний. Речь идет об указаниях, касающихся:- изъятия уголов.дела и передачи его др.следователю,- привлечения лица в качестве обвиняемого,- квалификации преступления,   - объема обвинения,- избрания меры пресечения,- производства следственных действий, которые допускаются только по суд.решению (ч. 4 ст. 39 УПК). Система следственных подразделений ОВД, ФСБ, прокуратуры  и  органов  по  контролю  за  оборотом  наркотических  средств и психотропных веществ РФ. Иногда, говоря о системе следственных подразделений ОВД,  ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ РФ, авторы называют ее структурой соответствующих органов.   Органами предварительного следствия являются следователи  и  у  них структура  отсутствует.  Предвар.следствие  могут  осущ-ять  группы  следователей,  созданные  для  расследования  одного уголов.дела. Они могут иметь структуру. Здесь есть руководитель  группы.  В зависимости  от количества следователей ее  составляющих  м/б  заместители,  руководители  различных  направлений. Однако когда в некоторых программах по правоохр-ным органам упоминается о структуре органов предвар.следствия, подразумевается структура того или иного ведомства, обладающего следственным аппаратом, и, соответственно, структура самих следственных подразделений данного ведомства.   В каждом админ-вно-территориальном ОВД,  органе  ФСБ,  прокуратуры,  органе  по  контролю за оборотом  наркотических средств и  психотропных веществ имеется следственное отделение (отдел, управление, группа следователей) или хотя бы один следователь. В нижестоящих учреждениях (для  ОВД, к примеру, в  районных и городских ОВД) все следователи занимаются расследованием преступлений. Если штат следственного  подразделения позволяет, следователи специализируются на расследовании конкретных уголов.дел (раскрытых и нераскрытых преступлений,  уголов.дел  о  преступлениях  несовершеннолетних,  хоз.преступлениях). Подобное разграничение специализации следователей имеет место и у следователей следственной части  следственного  подразделения  ОВД  субъекта  РФ.  Однако  на  уровне  субъекта  фед-ции  в  следственных подразделениях помимо следственных  частей создаются контрольно-методические отделы (отделения, управления), которые занимаются контролем за соблюдением законности при осущ-нии УПД нижестоящими  следственными подразделениями. Аналогична структура Следственного комитета МВД РФ и территориальных следственных подразделений ФСБ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.  

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"