Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка
Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.
При выполнении своих полномочий судьи подчиняются только закону, не испытывая давления или влияния со стороны кого-либо (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона "О суд.системе РФ"). Никто не имеет права давать судье рекомендации, как разрешить то или иное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Даже вышестоящий суд может отменить решение нижестоящего, но не вправе дать указания о квалификации, мере наказания. Вмешательство в суд.деят-сть является преступлением против правосудия и влечет уголов.ответственность. Одновременно с этим независимость судей означает, что судьи сами не имеют права подчиняться чьему-либо мнению при рассмотрении дел. Самостоятельность суд.власти означает, что суды осущ-яют свои полномочия самостоятельно. Никто, кроме вышестоящего суда, не контролирует и не проверяет суд.решения. Решения суда не требуют какого-либо утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в др.гос-ные структуры. Организационно они никому не подчинены. Конечно, суды имеют определенные взаимоотношения с органами законод-ной и испол-ной власти, но они осущ-ются в рамках закона, гарантирующего независимость судей и подчинения их только закону. Принцип независимости судей закреплен в ст. 120 Конституции РФ. Это конст-ное положение нашло отражение в таких законах, как Закон "О суд.системе РФ" (ст. 5), Закон "О судоустройстве РСФСР" (ст. 12), Закон "Об арбитражных судах в РФ" (ст. 6). В ст. 1 Закона "О статусе судей в РФ" указано: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деят-сти по осущ-нию правосудия они никому не подотчетны". По действующему законодательству рассмотрение дел в судах первой инстанции осущ-ется с участием присяжных, народных, арбитражных заседателей. Заседатели при осущ-нии правосудия также независимы и подчиняются только закону, пользуясь всеми правами судьи. Независимость судей является проявлением самостоятельности суд.власти, ее отделенности от власти исполнительной и законодательной. Независимость судей заключается в том, что исключается любое воздействие на них со стороны др.лиц и организаций при разрешении ими конкретных уголовных, гражданских и арбитр.дел. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнениями участников процесса, а законом, принимает решения по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе всех представленных доказательств. Значение данного принципа состоит в том, что только независимый и беспристрастный суд может справедливо рассмотреть уголовное, гражданское, арбитр.дело, вынести по нему законное и обоснованное решение, приговор. Вмешательство в деят-сть суда, даже с "добрыми намерениями", влечет нарушение законности, произвол. Согласно Закону "О статусе судей РФ" независимость судей обеспечивается: 1) наличием особой процедуры осущ-ния правосудия;
2) установлением запрета под угрозой ответственности за вмешательство кого бы то ни было в деят-сть по осущ-нию правосудия; 3) установлением порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
4) правом судьи на отставку; 5) неприкосновенностью судьи; 6) системой органов судейского сообщества;
7) предоставлением судье за счет
гос-тва материального и
Независимость судьи зависит во многом и от него самого, от его моральных и профес-ных качеств. Поэтому гарантией независимости является установленный законом порядок отбора кандидатов на должность судьи, обеспечивающий формирование действительно независимого, беспристрастного судейского корпуса. При наличии обоснованных сомнений в беспристрастности судьи, присяжного, народного, арбитражного заседателя они подлежат отводу. Независимость судей гарантируется и несменяемостью судей. Судья не м/б переведен на др.работу, в др.суд без его согласия. Полномочия судьи не ограничены определенным сроком. Проблемой в наст.время является исключение влияния на судей со стороны председателей судов, др.судей. Определенные гарантии предоставляют регулируемый процессуал.законом порядок принятия решений (тайна совещательной комнаты, порядок голосования, при котором председательствующий подает голос последним). Однако все еще встречаются случаи дачи председателями судов судьям указаний по конкретным делам. Такая практика, даже если объясняется недостаточной квалификацией, неопытностью судей, является нарушением закона.
Служба в органах и учреждениях прокуратуры - вид фед-ной гос-ной службы. Прокурор.работники являются го-ными служащими гос-ной службы РФ, исполняющими обязанности по гос-ной должности фед-ной гос-ной службы. Правовое положение и условия службы прокурор.работников определяются ФЗ «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. (в редакции от 27 декабря 2000 г.) и п. 2 ст. 4 ФЗ «Об основах гос-ной службы РФ)) от 31 июля 1995 г. (в редакции от 7 ноября 2000 г.). Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством о труде и законодательством о гос-ной службе с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре РФ». Содержание службы в органах и учреждениях прокуратуры определяется совокупностью условий, действий и процедур, характеризующих особенности этой службы, которые ориентированы на оптимальное выполнение прокурор.работниками задач и функций прокуратуры. Прокурор.работники обязаны соблюдать ограничения, установленные ФЗ «Об основах гос-ной службы РФ» (ст. 11). Эти ограничения состоят в том, что гос-ный служащий не вправе:
1) заниматься другой
2) быть депутатом
3) заниматься
4) состоять членом органа управления коммерческой организации;
5) быть поверенным или
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое гос-ное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должн.обязанностей.
Иные ограничения для прокурор.работников регламентированы в ФЗ «О прокуратуре РФ». Так, в ст. 4 Закона предусмотрено, что прокурор.работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деят-сти. Создание таких объединений и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускается. Прокурор.работники не вправе совмещать свою основную деят-сть не только с иной оплачиваемой, но и с безвозмездной деят-стью, кроме препод-ской, научной и творческой. Законом о прокуратуре определена совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры. Прокурорами и следователями м/б граждане РФ. «Лицо не м/б принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного гос-ства» (п. 2 ст. 40 ФЗ о прокуратуре). Прокурорами и следователями м/б лица, имеющие высшее юр-кое образование, полученное в высшем образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем гос-ную аккредитацию. Систематизированные перечни профессиональных качеств прокуроров и следователей нормативно не определены в силу сложности этой задачи. Указание на необходимость таких качеств, а также перечисление отдельных из них содержится в ряде положений, приказов, указаний и инструкций Ген.прокурора РФ, в Положении о нагрудном знаке «Почетный работник прокуратуры РФ» (утверждено приказом Ген.прокурора РФ от 30 мая 1996 г., в редакции от 23 марта 1998 г.), в некоторых методических указаниях по вопросам кадровой работы в органах прокуратуры. Как и в мировой практике, для кандидатов на должность прокурора или следователя прокуратуры в качестве критерия пригодности выделяется безупречная репутация. С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, напряженности и интенсивности труда прокурор.работников, нередко связанных с риском для жизни и здоровья, др.объективных обстоятельств, к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию их здоровья. Такие лица проходят мед.обследование и не м/б приняты на службу, если имеют заболевание, которое согласно мед.заключению препятствует исполнению ими служебных обязанностей. Не м/б принято на службу и находиться на этой службе лицо, которое состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также родители, братья, сестры, дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Не принимается на службу лицо, которое отказывается от процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим гос-ную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует данное лицо, связано с использованием таких сведений. Для определенных категорий работников органов прокуратуры законом установлены дополнительно требования по возрасту и стажу работы. На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет На должности прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним воен.прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет. Такие требования необходимы, так как для занятия должности прокурора надо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и определенным жизненным и профессиональным опытом, что приходит с возрастом. Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора или следователя, принимает Присягу установленного Законом содержания (ст 404 Закона о прокуратуре). Согласно ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 41) прокурорам и следователям, научным и педагог-им работникам органов и учреждений прокуратуры присваиваются классные чины в соответствии с должностным положением и пожизненно. Ген.прокурор РФ вправе присваивать классные чины также иным работникам. Дисциплинарная ответственность прокурор.работников наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурор.работника. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителями органов и учреждений прокуратуры в соответствии со своей компетенцией в виде: замечания, выговора; строгого выговора, понижения в классном чине, лишения нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре РФ», лишения нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РФ»; предупреждения о неполном служебном соответствии; увольнения из органов и учреждений прокуратуры. Работник, совершивший проступок, м/б временно, но не более чем на один месяц до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания - отстранен от должности с сохранением денеж.содержания в виде должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. С учетом характера задач и функций прокуроров и следователей установлены спец.правила и гарантии при решении вопроса о привлечении их к уголов. и админис. ответственности.Любая проверка сообщения о факте правонарушения,совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголов.дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования - все это исключительная компетенция органов прокуратуры. Основания и порядок прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры предусмотрены законодательством о труде, о прохождении гос-ной службы с учетом особенностей регламентации трудовых правоотношений, предусмотренных ФЗ «О прокуратуре РФ». Общим основанием прекращения службы является увольнение прокурор.работника. Законом предусмотрены особенности увольнения прокурор.работника в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры В числе таких оснований предусмотрено достижение прокурор.работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры. Порядок и условия осущ-ния гос-ной защиты прокуроров и следователей определяются ФЗ «О гос-ной защите судей, должностных лиц правоохр-ных и контролирующих органов» от 20 апреля 1995 г. (в редакции от 29 ноября 2001 г.), а также иными нормативными правовыми актами РФ. В прокуратуре РФ также создана служба обеспечения собственной безопасности и физической защиты ее работников.
Принцип гласности судопроизводства закреплен в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, где установлено, что разбирательство во всех судах открытое. Открытое разбирательство означает, что при слушании уголовных, гражданских и арбитр.дел доступ в зал свободен для всех граждан, за исключением лиц, не достигших 16-летнего возраста, если они не являются участниками процесса или свидетелями, представителей прессы, а ход и результаты процесса могут освещаться в средствах массовой информации. Количество лиц, желающих присутствовать на процессе, м/б ограничено только в силу недостаточной вместимости зала суд.разбирательства. В тех случаях, когда число желающих слишком велико по сравнению с количеством мест в зале, их доступ м/б прекращен для обеспечения нормального хода суд.процесса. Не запрещена законом и теле-, видеосъемка суд.заседания, если это не отразится на суд.процессе. Каждое отраслевое процессуальное законодательство также предусматривает гласность суд.разбирательства. Данный принцип является одним из показателей демократизма судопроизводства. Допуская граждан, средства массовой информации на суд.разбирательство, суд тем самым обеспечивает контроль народа за деят-стью суд.власти. Гласность суд.разбирательства является важным условием вынесения справедливого и обоснованного решения по делу, побуждает судей и др.участников процесса добросовестно выполнять свои процессуальные обязанности, затрудняет оказание давления на суд, что гарантирует его независимость и подчинение только закону. Вместе с тем, предоставляя право гражданам присутствовать на суд.заседании, закон возлагает на них и обязанность соблюдать тишину, порядок, не мешать участникам процесса и подчиняться распоряжениям председательствующего. В случае неподчинения этим требованиям и нарушения установленного порядка виновники м/б удалены из зала суд.заседания. Средства массовой информации, освещая ход процесса, должны в силу принципа презумпции невиновности воздерживаться от преждевременных выводов о виновности подсудимого, доказанности обвинения. Закрепляя как общее правило гласность суд.разбирательства, процессуальное законодательство предусматривает и случаи, когда оно может проводиться закрыто. Это основано на той же ст. 123 Конституции РФ, которая допускает закрытое заседание в случаях, установленных фед-ным законом. АПК РФ предусматривает закрытое слушание в случаях, предусмотренных ФЗ "О гос-ной тайне", при удовлетворении ходатайства участников, ссылающихся на необходимость сохранения коммерческой и иной тайны. УПК РСФСР устанавливает, что уголов.дела слушаются открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны гос-ной тайны. Кроме того, по мотивированному определению суда или постановлению судьи в закрытом суд.заседании могут слушаться дела о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, о половых преступлениях, а также в иных случаях - в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц. Гражд.дела также рассматриваются в закрытом суд.заседании в интересах охраны гос-ной тайны, в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц, для сохранения тайны усыновления. Слушание дел в закрытом заседании осущ-ется с соблюдением всех правил судопроизводства. Приговор и решения судов в любом случае провозглашаются публично.
В РФ до рассмотрения уголов.дел в суде производится их предвар.расследование. Оно в соответствии с УПЗ представляет собой правоохр-ную деят-сть органов предвар.следствия и дознания, направленную на собирание доказательств, раскрытие и пресечение преступлений, изобличение и привлечение виновных к уголов.ответственности. Закон также обязывает данные органы принимать меры, направленные на предупреждение преступлений. Эта деят-сть в конечном итоге является основой последующей суд.деят-сти по рассмотрению и разрешению уголов.дел, поскольку в процессе суд.разбирательства суд, несмотря на его независимость и самостоятельность, при исследовании доказательств использует данные, полученные в ходе предвар.расследования. Основной формой предварительного расследования является предвар.следствие, которое осущ-ется по большинству уголов.дел. Предварительное следствие производят следователи прокуратуры, следователи органов ФСБ, следователи следственных подразделений при ОВД и следователи Фед-ной службы налоговой полиции. Компетенция следователей указанных ведомств (подследственность) определена УПЗ (ст. 151 УПК РФ) по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний).
Следователи - уполномоченные гос-ом должностные лица, которые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступления, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совершении преступления, принимать меры по возмещению причиненного преступлением ущерба (вреда), устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для выполнения этого следователи наделены спец.полномочиями, перечень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголов.дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.
С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деят-сти не только по осущ-нию предварительного следствия по уголов.делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ суд.власти. Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведенных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость суд.приговора. Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осущ-яет уголов.преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии со ст. 37 УПК прокурор вправе принять к своему производству уголов.дело или передать его от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правила подследственности. Прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование, как отмечалось, в полном объеме по любому уголов.делу. В последних случаях, т. е. при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору. Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из полномочий по осущ-нию надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания. К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголов.дел о наиболее опасных преступлениях против жизни (различные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 2 ст. 151 УПК, а также по уголов.делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами ФСБ, ОВД, налоговой полиции, таможенных и некоторых др.органов, военнослужащими и по уголов.делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деят-стью. Следует отметить одну из новелл нового УПЗдательства, заключающуюся в том, что соответствии с одним из признаков подследственности - персональным - УПК РФ сейчас определяет подследственность следователей прокуратуры по уголов.делам о преступлениях, совершенных членами Совета Фед-ции и депутатами Гос.Думы, депутатами законодательного органа субъекта Фед-ции, депутатами, членами выборного органа местного самоуправления, судьями, прокурорами, следователями, адвокатами и по преступлениям, совершенным в отношении указанных лиц. В составе прокуратуры имеется воен.прокуратура, следователи которой расследуют уголов.дела о преступлениях, совершенных военнослужащими ВС РФ, а также призванными на сборы военнообязанными; воен.строителями; др.лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим ВС, ФСБ и Службы внешней разведки РФ; лицами гражданского персонала ВС РФ в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, воен.образовательного учреждения, предприятия или организации ВС, а также дела о преступлениях, совершенных в отношении этих лиц. Если расследуется уголовное дело в отношении группы лиц, в составе которой имеются военнослужащие и гражд.лица, или, например, если дело о совершенных преступлениях подследственно следователю воен.прокуратуры в одной части, а в др. - следователю соответствующих подразделений при ОВД, то все дело расследуется следователем воен.прокуратуры с соблюдением установленных УПЗ правил относительно соединения и выделения уголов.дел. Следственный аппарат при ОВД был образован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка». Следователям этого аппарата подследственны уголов.дела о преступлениях против личности, против собственности, против общественной безопасности и общественного порядка, большинство уголов.дел о преступлениях в сфере эконом.деят-сти, в сфере компьютерной информации и о некоторых иных преступлениях, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК. В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об органах ФСБ в РФ», принятого Гос-ной Думой 22 февраля 1995 г., правом производства предварительного следствия по уголов.делам, отнесенным УПЗ к их компетенции, наделены следователи органов ФСБ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: уголов.дела о большинстве преступлений против основ конституционного строя и безопасности гос-тва (гос-ная измена, шпионаж, диверсия, вооруженный мятеж и др.), о незаконном пересечении границы РФ, о производстве или распространении оружия массового поражения. Кроме того, им подследственны уголов.дела о гос-ной измене, шпионаже, разглашении гос-ной тайны и утрате документов, содержащих гос-ную тайну, совершенных военнослужащими и иными лицами, перечисленными в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК. Органы ФСБ в соответствии с законодательством РФ осущ-яют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деят-сти, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и др. преступлений, предварительное следствие и дознание по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конст-ного строя РФ. ФЗ от 17 декабря 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О фед-ных органах налоговой полиции" и УПК РСФСР» следственный аппарат был образован в фед-ных органах налоговой полиции. На следователей этих органов возложено проведение предварительного следствия по уголов.делам о производстве, приобретении, хранении, перевозке или сбыте немаркированных товаров и продукции, уклонении физических лиц от уплаты налогов или страховых взносов в гос-ные внебюджетные фонды, уклонении от уплаты налогов или страховых взносов в гос-ные внебюджетные фонды с организации, об изготовлении, сбыте поддельных марок акцизного сбора, спец.марок или знаков соответствия либо их использовании. Помимо этого, в соответствии с УПК следователи налоговой полиции производят предварительное следствие и по ряду др.преступлений, если их расследование связано с преступлениями, по которым возбуждено уголов.дело и оно не м/б выделено в отдельное производство. Осущ-ние предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе производить ОРД. В случае необходимости производства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уголов.делам они в соответствии с УПК и ФЗ «Об ОРД» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов. Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению поступающих заявлений и сообщений о преступлениях. Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассматривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты непосредственно ими в отсутствие прокурора; имеют непосредственное отношение к находящимся в их производстве уголов.делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деят-сть осущ-ется прокурорами. Правом осущ-ения предварительного следствия по уголов.делам наделены также руководители следственных подразделений (ч. 2 ст. 39 УПК). При производстве предварительного следствия указанные должностные лица обладают полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы, предусмотренными соответственно ст. 38 и 163 УПК РФ.Задачи органов предварительного следствия и дознания в УПК РФ в полной мере не сформулированы. Лишь на основе ст. 6 в общем виде можно сделать вывод о том, что это назначение состоит в том, чтобы обеспечить: - защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"