Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_pravoohranitelnym_organam.doc

— 999.50 Кб (Скачать)
  1. Понятие прокурорского надзора и его правовые средства.

Прокурор.надзор является главным направлением деят-сти всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и гос-ва, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурор.надзор осущ-ется от имени гос-ва — РФ. В этом его главное отличие от др.видов надзора, осущ-мого иными гос-ными органами. Прокурор.надзор по сравнению с др.гос-ными надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осущ-ния. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деят-сть должностных лиц. Прокурор.надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осущ-яет функцию уголовного преследования. При осущ-нии прокурор.надзора он не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деят-сть предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает админ-ными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции административного, а тем более уголовного характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представления, возбуждением уголовного дела, производства об админ-ном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями. В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурор.надзора:

1) надзор за исполнением законов  фед-ми министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  фед-ми министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осущ-щими оперативно-розыскную деят-сть, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов  администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначенные судом меры принудительного  характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

  1. Понятие и основные черты судебной власти.

Как и любая другая юр.дисциплина, курс "Правоохр-ные органы РФ" имеет свою нормативную базу, определяющую его основное содержание. Нормативная база курса представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деят-ть правоохр-ных органов. В иерархии источников права о правоохр-ных органах главенствующее место принадлежит Конституции РФ, обладающей высшей юридической силой. Все др.законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить. В Конституции РФ определены место и роль в гос-ном механизме Конст-ного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности гос-ва по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохр-ных органов, указаны основы организа- ции и деят-ти прокуратуры. Следующую иерархическую ступень занимают фед-ные конст-ные законы, принятые в развитие конст-ных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деят-ти правоохр-ных органов, например Закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"О прокуратуре РФ". Еще более низшую ступень занимают указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и фед-ным законам. Указами Президента РФ, например, утверждены положения о милиции общественной безопасности, о ФСБ, о координации деят-ти правоохр-ных органов в борьбе с преступностью. К нормативной базе курса относятся также постановления Прав-ва РФ. Согласно ст. 115 Конс-ции РФ Прав-во РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, фед-ных законов и нормативных актов Президента РФ. Прав-вом РФ утверждено, к примеру, Положение о Минюсте РФ. Нормативный характер носят ведомственные акты - приказы, инструкции, издаваемые Ген.прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона. Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные РФ. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство РФ, но некоторые имеют и самостоятельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями др.гос-ств.

  1. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор).

Прокурор.надзор является главным направлением деят-сти всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и гос-ва, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурор.надзор осущ-ется от имени гос-ва — РФ. В этом его главное отличие от др.видов надзора, осущ-мого иными гос-ными органами. Прокурор.надзор по сравнению с др.гос-ными надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осущ-ния. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деят-сть должностных лиц. Прокурор.надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осущ-ет функцию уголовного преследования. При осущ-нии прокурор.надзора он не вмешивается в хозяйственную, управленческую и оперативную деят-сть предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает админ-ными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции админ-ного, а тем более уголовного характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представления, возбуждением уголовного дела, производства об админ-ном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурор.надзора:

1) надзор за исполнением законов фед-ными мин-вами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполн-ыми органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав  и свобод человека и гражданина  фед-ными мин-вами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов  органами, осущ-щими оперативно-розыскную деят-сть, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Каждое направление (отрасль) прокурор.надзора характеризуется своим предметом, полномочиями прокурора, специфическими актами реагирования на нарушения закона. Предметом первой отрасли прокурор.надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов фед-ыми минис-ми и ведомствами, представительными и исполн-ными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Полномочия прокурора при осущ-нии общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения фед-ных министерств и ведомств и др.органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и др.должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деят-сти подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

Актами прокурор. реагирования на установленные им нарушения закона м/б:

- принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;

- внесение представления об  устранении нарушений

- обращение в суд или арбитражный  суд с требованием признать  правовой акт недействительным;

-вынесение постановления о возбуждении  угол.дела,производства об админ-ном  правонар-нии,об освобождении лица, незаконно подвергнутого админ-ному задержанию на основании решений несудебного органа;

- письменное требование о привлечении  виновного лица к иной установленной  законом ответственности;

- предостережение.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.

Представление об устранении нарушении закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления д/б приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона,их причин и условий,им способствовавших.О результатах принятых мер д/б сообщено прокурору в пис-ой форме.О несоответствии постановлений Прав-ва РФ Конст-ции и законам РФ Ген. прокурор информирует Президента РФ.Постановление о возбуждении производства об админ-ном правонар-нии подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в пис-ной форме. Постановление о возбуждении уголов.дела направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголов. дела.

  1. Система органов судебной власти.

В системе правоохр-ных органов РФ суды занимают особое положение. Они являются органами управления правосудием и обладают компетенцией, соответствующей статусу самостоятельной ветви гос-ной власти. Впервые судебные органы как носители суд.власти, равнозначной по своему значению власти законод-ной и испол-ной, были определены в Законе о статусе судей 1992 г. Это установление было подтверждено в дальнейшем на конст-ном уровне. В ст. 10 Конституции РФ говорится: "Гос-ная власть в РФ осущ-тся на основе разделения на законод-ную, испол-ную и судебную. Органы законод-ной, испол-ной и судебной власти самостоятельны". Таким образом, Конституцией РФ определено, что суд.власть является одним из видов гос-ной власти. Что понимается под судебной властью? Точного ответа на этот вопрос Конституция РФ и др. законы не содержат. Глава 7 Конституции РФ, специально посвященная суд.власти, содержит нормы, определяющие как компетенцию судов, так и устройство суд.системы, принципы правосудия, правовое положение судей. Поэтому в некоторых работах, посвященных правоохр-ным органам, термин "суд. власть" понимается и как правомочия, и как система суд.органов, и как конкретный суд. Представляется, что термин "власть" все же следует понимать не как орган или систему органов, а как компетенцию, способность распоряжаться и управлять. Поэтому суд.власть можно определить как полномочия, предоставленные законом спец.гос-ным органам - судам и осущ-мые путем конституционного, гражданского, уголовного, админ-ного и арбитражного судопроизводства.Суд.власть обладает рядом признаков, прямо вытекающих из закона:

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"