Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка
Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.
Ген.прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Ген.прокурором РФ, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Срок полномочий Ген.прокурора РФ законом неограничен. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом ФР по представлению Ген.прокурора. Ген.прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Ген.прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Ген.прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры.В Ген.прокуратуре образуется коллегия в составе Ген.прокурора, его заместителей и др.прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Ген.прокурора.В состав Ген.прокуратуры РФ входят Главное следственное управление и Главная воен. прокуратура РФ, которые возглавляются заместителями Ген.прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью суд.постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью суд. постановлений по гражд.делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деят-ти прокуратуры, и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Ген.прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Ген.прокурора РФ. В Ген.прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деят-тью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Ген.прокурором РФ. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Ген.прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов РФ осущ-ется по согласованию с органами гос-ной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деят-тью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Ген.прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Ген.прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и др.прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деят-ти прокурор.органов, исполнения приказов и инструкций Ген.прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров. Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов РФ (приравненных к ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность и освобождают от нее. Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Ген.прокурором РФ. Срок их полномочий в настоящее время не ограничен. Прокуроры районов и иных приравненных к ним прокуратур руководят деят-тью возглавляемой ими прокуратуры, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности прокуратуры, о кадровых изменениях.
Признаками (критериями) правоохр-ной деятельности являются:
1. Правоохр-ная направленность. Правоохр-ная деят-ть направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.
2. Правоохр-ная деят-сть состоит из решений и действий,осущ-мых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.
3.Правоохр-ная деят-ть
Задачи и цели правоохр-ной деят-ти видоизменяются
в зависимости от того, каким субъектом
она осущ-тся. Анализ задач и целей
различных правоохр-ных органов позволяет
говорить о наличии следующего перечня
задач и целей самой правоохр-ной деят-сти. Задачами
правоохр-ной деятельности признаются:
1) выявление, предупреждение, пресечение
правонарушений, раскрытие преступлений,
а также выявление и установление лиц,
их подготавливающих, совершающих или
совершивших; 2) осущ-ние розыска
лиц, скрывающихся от органов
дознания, следствия и суда,уклоняющихся
от уголовного наказания,а также розыска
без вести пропавших;3) добывание
информации о событиях или
действиях, создающих угрозу гос-ной,
военной, экон-кой или экологической безопасности
РФ; 4) надзор за процессом правоприменения;
5) правильное применение закона, обеспечение
его верховенства; 6) оказание юр-кой
помощи гражданам и организациям;
7) правильное и быстрое рассмотрение и
разрешение гражданских;уголовных,админ-
Функции(направления)правоохр-
В литературе упоминается
и об иных направлениях
Признаки правоохр-ного органа: 1) правовая регламентация его
статуса и деят-сти; 2) стоящие перед
ним задачи — защита (охрана, обеспечение)
прав, свобод и законных интересов физических,
юр.лиц, гос-ва в целом, субъектов
РФ, муниципальных образований, обеспечение
безопасности, законности и (или) правопорядка,
борьба с преступностью; 3) наличие
в его распоряжении средств (предусмотренных
законом полномочий), позволяющих решать
указанные задачи. Таким образом,
правоохр-ным органом является учреждение,
а в некоторых случаях должностное или
иное лицо (к примеру, судья, следователь,
оказывающий юр.помощь гражданин), которое
согласно закону обязано и вправе защищать
права, свободы, законные интересы
физических (юр-их) лиц, субъектов РФ,
муниципальных образований, гос-ва
в целом и (или) обеспечивать законность
и правопорядок. К числу правоохр-ных
органов принято относить: 1)Конст-ный
Суд РФ;2)Конст-ные,Уставные суды
субъектов РФ);3)суды общей юрисдикции
(Верховный Суд РФ, Верховные суды республик,
окружные,областные,городские(в городах
Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных
округов и автономной области, районные
и городские суды, мировые судьи); 4) арбитражные
суды (Высший арбитражный Суд РФ, фед-ные
арбитражные суды округов, (арбитражные
кассационные суды), арбитражные апелляционные
суды, арбитражные суды субъектов РФ);
5)органы прокуратуры(Ген.прокуратура
РФ, прокуратуры субъектов РФ,районные,городские
прокуратуры,воен.прокуратуры,
Воен.прокуратура образует свою систему,высшим звеном которой явл-ся Главная воен.прокуратура,входящая в состав Ген.прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему воен.прокуратуры входят:
- прокуратуры воен.округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Фед-ной погран.службы и прокуратуры др.войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
- прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.
Воен.прокуратура осущ-яет прокурор.надзор и иные направления деят-ти прокуратуры в ВС РФ, др. войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с фед-ными законами и иными нормативными правовыми актами. Система органов воен.прокуратуры состоит из Главной воен. прокуратуры, воен.прокуратур воен.округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Фед-ной пограничной службы РФ, Московской городской воен.прокуратуры и др. воен. прокуратур, приравненных к прокуратурам субъектов РФ, воен.прокуратур объединений, соединений, гарнизонов и других воен.прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов. По решению Главного воен.прокурора в воен.прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки. Возглавляются органы воен.прокуратуры заместителем Ген.прокурора РФ. Он же является Главным воен.прокурором и руководит работой Главной воен.прокуратуры. Главный воен. прокурор:1) подчинен и подотчетен Ген.прокурору РФ;2) руководит деят-тью органов воен.прокуратуры;3) обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров;4) вносит представления о призыве и поступлении граждан на воен.службу в органы воен.прокуратуры,об их увольнении в запас и об отставке;5) создает в воен.прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки; 6) назначает прокурорских работников в состав коллегии Главной воен.прокуратуры; 7) утверждает Положение о структурных подразделениях Главной воен.прокуратуры; 8) проводит аттестацию воен.прокуроров и следователей; 9) председательствует в заседаниях коллегии Главной воен.прокуратуры; 10) издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми воен.прокуратурами; 11) обладает иными полномочиями. Как и любой другой воен.прокурор, он вправе:1) участвовать в заседаниях коллегий, воен.советов, служебных совещаниях органов воен.управления;2) назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами воен.управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;3) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; 4) проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и др.местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц; 5) требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, воен.комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск МВД РФ, органами и учреждениями ВД РФ. Образовывать, реорганизовывать и ликвидировать органы воен.прокуратуры, определять их статус, компетенцию, структуру и штаты может только Ген.прокурор РФ. Его приказы по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Ген.штаба ВС РФ, командования Фед-ной пограничной службы РФ, др.войск, воинских формирований и органов. Все иные организационно-штатные вопросы воен.прокуратур решаются Главным воен.прокурором совместно с Ген.штабом ВС РФ, командованием Фед-ной пограничной службы РФ, др.войск, воинских формирований и органов в пределах установленной Ген.прокурором РФ штатной численности. У Главного воен.прокурора есть первые заместители и заместители. В Главной воен.прокуратуре действует коллегия, председателем которой является Главный воен.прокурор. В состав коллегии также входят назначаемые Главным воен.прокурором прокурорские работники, а также должностные лица прокуратуры в связи с занимаемой ими должностью. По должности в состав коллегии входят первый заместитель и заместители Главного воен.прокурора. Персональный же состав коллегии по представлению Главного воен.прокурора утверждается Ген.прокурором РФ. Главная воен. прокуратура состоит из управлений, отделов (самостоятельных и в составе управлений), канцелярии и приемной. Возглавляют управления и самостоятельные отделы начальники, они же являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной — помощниками Главного воен.прокурора. Кроме того, в Главной воен.прокуратуре имеются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам. У Главного воен.прокурора имеются старшие помощники по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощники по особым поручениям,статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Воен. прокуроры — руководители прокуратур, за исключением Главного воен. прокурора, а также заместители Главного воен.прокурора, начальники управлений и отделов Главной воен. прокуратуры и их заместители, а также заместители прокуроров воен.округов, флотов, приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Ген.прокурором РФ. Главный воен. прокурор, как заместитель Ген.прокурора РФ, назначается на должность и освобождается от должности Советом Фед-ции Фед-ного Собрания РФ по представлению Ген.прокурора РФ. Старшие прокуроры и прокуроры, старшие прокуроры-криминалисты и прокуроры-криминалисты, а также старшие следователи по особо важным делам и следователи по особо важным делам Главной воен.прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от должности самим Главным воен.прокурором. Полномочиями назначать на аналогичные должности прокуроров и следователей в аппаратах своих и нижестоящих прокуратур наделены прокуроры воен.округов, флотов, а также в приравненные к ним прокуроры. О каждом факте назначения или освобождения от должности воен.прокурора – руководителя одной из воен.прокуратур в печати публикуется сообщение. И еще одно правило, характеризующее правовое положение, как воен.прокуратуры, так и воен.прокуроров. Несмотря на то, что воен.прокуроры имеют статус военнослужащих и обладают правами ( льготами), установленными ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно ч. 1 ст. 47 ФЗ«О прокуратуре РФ» они осущ-ют свои полномочия независимо от командования и органов воен.управления в соответствии с законодательством РФ. Между тем именно на Министерство обороны РФ, командование Фед-ной пограничной службы РФ, других войск и воинских формирований законом возложено финансирование, а также материально-техническое обеспечение (выделение служебных помещений, транспорта, средств связи и др.видов обеспечения и довольствия) органов воен.прокуратуры. Охраной же служебных помещений органов воен.прокуратуры занимаются воинские части.
Органы, составляющие систему правоохр-ных органов. Фед-ные суды общей юрисдикции и фед-ные арбитражные суды, мировые суды;
• Конституционный Суд РФ и конституционные суды субъектов РФ;
• органы, осущ-щие организационное обеспечение деят-ти судов: Служба суд.приставов Минюста РФ, иные службы Минюста РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и т. п.;
• прокуратура;
• органы дознания и предварительного следствия (милиция, следователи ОВД и т. п.);
• органы, оказывающие юридическую помощь (адвокатура, нотариат).
Правоохр-ная деят-сть является одним из видов гос-ной деят-ти. Статья 1 Конституции РФ определяет РФ как правовое гос-во. Это означает, что гос-во в лице его органов осущ-яет свою деят-сть на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность гос-ва и граждан. В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью гос-ва. Таким образом, гос-во обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и суд.власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в гос-ве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные гос-ные интересы, гос-ные органы тем самым косвенно участвуют в правоохр-ной деят-сти, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деят-сти большинства гос-ных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям гос-во создает спец.органы, для которых правоохр-ная деят-сть является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осущ-ять правоохр-ную деят-сть в установленной законом форме. Таким образом, можно говорить о правоохр-ной деят-сти в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деят-ть всех гос-ных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию,законность и правопорядок. В узком смысле - это деят-ть специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осущ-мая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа. Как уже указывалось, гос-во создает спец.органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохр-ными. Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохр-ного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохр-ным. В связи с этим в юр.литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать гос-ный орган для того, чтобы его м/б считать правоохр-ным:1. Правоохр-ный орган уполномочивается законом для осущ-ния правоохр-ной деят-сти. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деят-ти этого органа.2. Правоохр-ный орган осущ-ет свою деят-ть не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохр-ных органов влечет дисциплинарную, админ-ную, материальную или уголовную ответственность.3. Правоохр-ные органы в процессе своей деят-ти имеют право применять меры гос-ного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохр-ными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность. Традиционно к правоохр-ным органам относят суд, прокуратуру, ОВД, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохр-ных органов к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, налоговой полиции.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"