Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка
Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.
Координация деят-сти правоохр-ных органов – эта функция прокуратуры состоит в обеспечении согласованного взаимодействия соответствующих гос-ных структур, наделенных спец.полномочиями в сфере противодействия преступности. Координация преследует цель наиболее успешно осущ-ять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Таким образом, предметом координации является упорядочение, оптимизация взаимодействия правоохр-ных органов при выполнении их общей задачи, но осущ-емой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов. Координация обеспечивает кооперацию, взаимодополнение, сложение сил и средств, позволяющих получать качественно новые по своему содержанию и значимости результаты в сфере борьбы с преступностью. Координация работы правоохр-ных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, ОВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции. По сложившейся практике руководители судебных органов в этих совещаниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осущ-ния правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголовным делам. Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и др.данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деят-ость по обнаружению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Др.формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.
Правосудие по уголовным, гражданским, админ. делам в соответствии с Конституцией РФ может осущ-лять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголов.делам Конституция устанавливает, что лицо м/б признано виновным лишь приговором суда(ст.49).Статья 8УПК,находящаяся в соответствии с приведенными констит-ными положениями, устанавливает, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть уголов.наказанию. В отношении ключевого положения суда, его исключительной роли в осущ-нии правосудия по граж-ким делам положения ст.118 Конституции РФ конкретизируются в соответствующих нормах ГПК и АПК России. Суд.власть в РФ, как указано в Законе о суд.системе, осущ-ется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осущ-нию правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие др.органы и лица не вправе принимать на себя осущ-ние правосудия (ч. 1 ст. 1). Здесь надо, однако, заметить наметившуюся тенденцию к усилению профессионального начала в деят-сти судов. В арбитражном процессе, например, арбитражные заседатели участвуют в рассмотрении дел, если об их участии заявит ходатайство какая-либо из сторон (ч. 3 ст. 17 АПК РФ). В уголов.процессе предполагается участие народных заседателей в осущ-нии правосудия до 1 января 2004 г., после чего коллегиальные составы суда первой инстанции будут рассматривать дела в составе трех профессиональных судей. Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осущ-нии правосудия, но и устанавливает порядок назначения судей фед-ных судов первого и второго звеньев - Президентом РФ, а судей высшего звена по его представлению - Советом Фед-ции (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121, 122). Эти и др.положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность суд.власти (ст. 10), но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей. В развитие положений ст. 118 Конституции РФ в Законе о суд.системе дан полный перечень фед-ных судов общей юрисдикции и фед-ных арбитражных судов (ч. 3 ст. 4). В соответствии со ст. 4 Закона о суд.системе в РФ действуют фед-ные суды, конст-ные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие суд. систему РФ. В систему фед-ных судов указанным Законом отнесены: а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов фед-ного значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему фед-ных судов общей юрисдикции;
в) Высший Арбитражный Суд РФ, фед-ные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему фед-ных арбитражных судов.
Наряду с системой фед-ных судов Закон о суд.системе предусмотрел сущ-ние судов субъектов РФ. К ним отнесены: конст-ные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Суду предоставлены исключительные полномочия по осущ-нию правосудия потому, что ни один др.гос-ный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного суд.разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон. В соответствии с нормами УПК в стадии суд.разбирательства находит наиболее полную реализацию вся система принципов судопроизводства и правосудия. В этой стадии уголов.судопроизводства более широкие права, чем на др.этапах процесса, предоставлены обвиняемому (подсудимому), его защитнику и закон.представителю, потерпевшему, граждан.истцу, граждан.ответчику и их представителям. Значительным объемом прав пользуются общественные обвинители и общественные защитники. Все это обеспечивает именно суду наибольшие возможности для установления объективной истины и вынесения справедливого приговора. При этом в законе установлено, что приговор суда м/б изменен или отменен только вышестоящим судом по основаниям, перечисленным в УПЗ. Сказанное можно дополнить указанием на то, что обвинительный приговор не м/б основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе суд.разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств (ч. 4 ст. 302 УПК РФ). Таким образом, в своих выводах суд не только не связан мнениями следователя, проводившего предварительное расследование, и прокурора, утвердившего обвинительное заключение и осущ-ющего уголов.преследование в суд.разбирательстве, но не связан и доказательствами, собранными на предварительном следствии и представленными суду. В результате суд.разбирательства суд может вынести обвинительный или оправдательный приговор. Обвинит.приговор суд не обязательно выносит по тому обвинению, которое сформулировано в обвинит.заключении. Во-первых, это обвинение суд может изменить до суд.разбирательства. Во-вторых, хотя суд.разбирательство производится лишь по тому обвинению, по которому назначено слушание дела, суд вправе изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ст. 252 УПК). В системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов правосудие осущ-яют суды первой инстанции, кассационной и надзорной инстанций. Рассмотрение дел по первой инстанции осущ-яют как судьи единолично (в низовом звене), так и суды в коллегиальном составе. Коллегиальное рассмотрение дел по первой инстанции осущ-яется судом в составе судьи и двух заседателей, в составе трех профессиональных судей, а по ходатайству обвиняемого (в случаях, предусмотренных законом) - в составе судьи и 12-ти присяжных заседателей. Рассмотрение дел в кассационном порядке осущ-ется судом в составе трех судей, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей (ст. 30 УПК). Конст-ный Суд рассматривает дела только в коллегиальном составе (в пленарном заседании или заседании палаты). При этом решение Конст-ного Суда обязательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после провозглашения (ст. 79 Закона о Конст-ном Суде). Установление запрета на создание чрезвычайных судов является одной из важнейших гарантий реального обеспечения прав человека и гражданина, предусмотренных Конституцией (ст. 45-52)
В соответствии с УП законодательством РФ органами прокуратуры осущ-ется уголов.преследование, под которым следует понимать возбуждение уголов.дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений - дача указаний о возбуждении уголов.дела в отношении конкретных лиц, применение к ним меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, а также поддержание гос-ного обвинения в суде. Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деят-сти. В суде.разбирательстве по уголов.делам прокурор участвует в качестве гос-ного обвинителя и в этих случаях он осущ-яет функцию уголов.преследования. Гос-ный обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экспертов. В суд.прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по др.вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена суд.ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся гос-ным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор. Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и гос-тва. Прокурор обладает правом обращаться с иском (заявлением) в суд, вступать в любое гражд.дело на любом этапе его рассмотрения судом, знакомиться с материалами гражд.дел, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения с точки зрения закона по существу рассматриваемого дела. После вынесения судом решения по гражд.делу прокурор, если усмотрит нарушение закона, обязан принести протест на необоснованное или незаконное решение. Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда уголовное или гражд.дело, по которому приговор или решение вступили в закон.силу. Усмотрев, что приговор или решение является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору. В связи с расширением функций арбитражных судов, увеличением количества дел, рассматриваемых в этих судах, и установлением состязательности в арбитражном процессе прокурор играет все более активную роль и в арбитражном судопроизводстве. Его участие является средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в эконом.сфере, защиты гос-ных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деят-сти. Прокурор вправе предъявлять иск или заявление в арбитражный суд, участвовать в исследовании доказательств, знакомиться с материалами дела. Если решение арбитражного суда незаконно или необоснованно, прокурор обязан внести апелляционный или кассационный протест в установленном законом порядке. Прокурор также может участвовать в рассмотрении судьей дела об админ-ном правонарушении и опротестовать решение судьи по этому делу. Координация работы правоохр-ных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, ОВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции. По сложившейся практике руководители суд.органов в этих совещаниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осущ-ния правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на суд.практику по уголов.делам. Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и др.данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деятельность по обнаружению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Др.формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.
Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголов.дел. Это достигается с помощью следующих средств: - компетентность суда обеспечивается путем установления жесткого порядка наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, в т. ч. определения требований, которым должны соответствовать кандидаты на указанные должности;
- обеспечение каждому права на рассмотрение его дела тем судом, которому оно подсудно. Для этого в законе существуют особые правила определения подведомственности и подсудности различных категорий дел. Изъятие дела из одного суда и передача его в другой допускается только в случаях, предусмотренных в законе, с соблюдением определенной процедуры;
- обеспечение рассмотрения дела надлежащим составом суда. Возможные составы суда при рассмотрении уголов.дел по первой инстанции: а) судья фед-ного суда общей юрисдикции рассматривает большинство уголов.дел о преступлениях (за исключением уголов.дел, указанных в подпунктах "б - г");
б) судья фед-ного суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей рассматривает по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ;
в) коллегия из трех судей фед-ного суда общей юрисдикции рассматривает уголов.дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения суд.заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ;
г) мировой судья рассматривает уголов.дела, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 УПК РФ.
Рассмотрение уголов.дел в апелляционном порядке осущ-ется судьей районного суда единолично. Уголов.дела в кассационном порядке рассматривает суд в составе трех судей фед-ного суда общей юрисдикции, а в порядке надзора - в составе не менее трех судей фед-ного суда общей юрисдикции. Гражд.дела в судах общей юрисдикции рассматриваются по первой инстанции судьей единолично (большинство дел) либо судьей и двумя народными заседателями. Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, тремя судьями-профессионалами или судьей и двумя арбитражным заседателями. Рассмотрение дел в кассационной, апелляционной и надзорной инстанциях производится всегда в коллегиальном составе суда; для обеспечения беспристрастности суда от участия в разбирательстве дела отстраняются суд.заседатели: а) имеющие прямую или косвенную заинтересованность в исходе дела (родственники сторон или обвиняемого, друзья, свидетели и т. п.);
б) участвовавшие в выполнении каких-либо функций по делу (следователи, эксперты, адвокаты и пр.).
Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деят-сти. В суд.разбирательстве по уголов.делам прокурор участвует в качестве гос-ного обвинителя и в этих случаях он осущ-яет функцию уголов.преследования. Гос-ный обвинитель принимает участие в допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, исследовании вещественных доказательств, документов, заключений экспертов. В суд.прениях он дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обвинения, квалификации преступления, о наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при вынесении приговора. Если прокурор придет к мнению, что обвинение не доказано, он вправе от него отказаться. После постановления приговора прокурор, если приходит к выводу, что допущена суд.ошибка, обязан принять меры к ее устранению, даже если это будет в пользу осужденного. В этих целях он или его заместитель (помощник, являвшийся гос-ным обвинителем) приносит в вышестоящий суд кассационный протест на необоснованный или незаконный приговор. Прокурор или его заместитель вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда уголовное или гражд.дело, по которому приговор или решение вступили в закон.силу. Усмотрев, что приговор или решение является незаконным или необоснованным, прокурор, в зависимости от его компетенции, приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением о внесении протеста к вышестоящему прокурору. Координация работы правоохр-ных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться (при организующей роли прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, ОВД, ФСБ, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции. По сложившейся практике руководители суд.органов в этих совещаниях не участвуют, поскольку перед судом стоит задача не борьбы с преступностью, а осущ-ния правосудия. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на суд.практику по уголов.делам. Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и др.данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деят-сть по обнаружению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Особенности полномочий прокуроров в этой сфере деят-сти проявляются в том, что прокурор вправе возбудить уголов.дело о любом преступлении, принять к своему производству или поручить его расследование следователю, дознавателю или нижестоящему прокурору (ст.37УПК РФ).Основанием для принятия указанных решений м/б: учет состояния, законности при расследовании преступлений; уровень квалификации соответствующих работников правоохр-ных органов и их кадрового обеспечения в целом; иные обстоятельства.
Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"