Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_pravoohranitelnym_organam.doc

— 999.50 Кб (Скачать)
  1. Соотношение понятий “орган дознания”, “начальник органа дознания” и “лицо, производящее дознание”.

Полномочия конкретного сотрудника,  реализующего  уголовно-процес.права и обязанности органа дознания, разнятся в  зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного  правами органа дознания, или  всего-навсего подчинен по  службе должностному лицу, которое является органом дознания.   По общему правилу под понятием «ОВД»,  «орган ФСБ», «орган по контролю за  оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д.,  как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деят-сть «служащего — частица деят-сти органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив  (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетенции органа, в котором он занимает должность». Однако не у всех                                              из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осущ-ять возложенные на орган дознания функции.   Работники,  наделенные  правами  учреждения (сотрудники  милиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ, ФСБ и т. п.), уже по должности в связи с  исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида  УПД  обладают  процесс.правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процесс.статусом органа дознания, это положения прямо закреплено в законе.   Вот как выглядит данное положение применительно к статусу  сотрудника  ОВД.  Сотрудниками ОВД РФ являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего  состава ОВД или в кадрах МВД РФ, которым в установленном Положением о службе в  ОВД РФ порядке присвоены  спец.звания рядового и начальствующего состава ОВД (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в ОВД РФ и текста присяги сотрудника ОВД РФ)   Сотрудником ОВД является любой и каждый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции». А п.  5 ст. 10 того же закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголов.дела, производить дознание и осущ-ять неотложные  следственные  действия.  Таким  образом,  законодатель не  противопоставляет  понятия « орган  дознания»  и « дознаватель». Дознаватель по должности не только вправе, но согласно п. 5 ст. 10  и  ст. 18 Закона  РФ « О  милиции»  обязан  выполнять  уголовно- процесс.обязанности органа дознания. Он обладает полным  комплексом прав органа дознания.   Начальник  органа  дознания  возложил  на  него  уголовно- процесс.  полномочия  одновременно  с  назначением  на  должность (определением его круга должностных прав и обязанностей).   В  отличие  от  дознавателя  некоторым  работникам  других  служб  учреждений,  наделенных  правами  органа  дознания,  такие                                               полномочия  могут лишь делегироваться начальником органа дознания (его заместителем),  или должностным  лицом,  являющимся  согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания. Институт  делегирования  начальником  учреждения  своим  подчиненным процесс.полномочий имеет большую историю и развит в воен.частях (соединениях, военных учреждениях). Еще  в утвержденном 10 июля 1919 г. Совнаркомом РСФСР Положении  о  полковых  судах  начальники гарнизона и коменданты воинских  частей поручали производство дознания подчиненным им военнослужащим (п. 29 данного Положения).   Названный правовой институт м/б распространен не  только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий  руководитель (капитан  мор.судна,  руководитель  зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь  могут иметь место подобного рода отношения между начальником  и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно  не входит осущ-ение УПД.   В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деят-сть, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение,  что  делегирование им  уголовно-процес. полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика  возложения  на  них процесс.функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процесс.положения.   Налицо два вида отношений:   1) между руководителем учреждения, наделенного статусом  органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности  возложено осущ-ение функций этого учреждения;   2) между руководителем учреждения, наделенного статусом  органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа  гос-ной  власти (в  должностные обязанности  которых не  включено осущ-ение функций учреждения, перечисленного  в ст. 40УПК). Таким образом, существует 2 вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым прав.статусом.  Отличия  таких  одноименных  субъектов  уголов.процесса  заключаются в следующем.   Дознаватель — сотрудник, обязанный осущ-ять функцию  органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все  действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий  органа  дознания — самостоятельно,  руководствуясь  лишь  своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не  предусмотренной УПК визы начальника органа дознания не может  рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных в последствии доказательств недопустимыми.  Сотрудник,  которому  права  органа  дознания делегированы,  не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить  лишь  строго  определенный субъектом,  наделившим его  частью своих процесс.прав, (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания) круг  следственных и иных действий.   То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует  свои уголовно-процес.полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех  или  некоторых процесс.постановлений. В  приведенной  ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено  органу  дознания,  самостоятельно,  без  утверждения  его  начальником,  должно  быть  признано  нарушением  УПЗ,  которое  затем  может  иметь  следствием  признание полученных в последствии доказательств недопустимыми.   Подобным образом отличается и правовое положение различных должностных лиц органа дознания в зависимости от круга их  функциональных обязанностей. Круг полномочий сотрудника, которому права органа дознания делегированы, строго определен распоряжением  начальника  органа  дознания.  Сотрудник же,  обязанный  осуществлять функцию органа дознания, независимо от волеизъявления своего руководителя  наделен уголовно-процес.правоспособностью.  

  1. Областной (краевой) суд.

Организация и устройство областных и соответствующих им судов предусмотрены ст. 20 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О суд.системе РФ" и главой третьей Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. Названные суды осущ-яют все три суд.функции и имеют равные компетенцию и положение в суд.системе. Эти суды являются непосредственно вышестоящими суд.инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В самом общем виде компетенция областных и соответствующих им судов закреплена в ст. 31 Закона о судоустройстве. В нее входят:

 - рассмотрение в пределах своих полномочий дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- осущ-ение надзора за суд.деяте-стью районных (городских) судов, изучение и обобщение суд.практики, анализ суд.статистики;

- реализация других полномочий, предоставленных законодательством.

В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает:

а) гражданские дела, связанные с гос-ной тайной, о признании забастовок незаконными; по спорам, возникающим в результате отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу, и некоторые другие. Кроме этого они вправе изъять любое гражд.дело из районного суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон.

б) уголов.дела о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, которые законодательством отнесены к его компетенции: дела об особо опасных и иных гос-ных преступлениях (гос-ная измена, терроризм, диверсия, дезорганизация нормальной деят-сти учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества и др.); дела об убийствах и изнасилованиях при отягчающих обстоятельствах; преступления против правосудия и т.д. За особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь, м/б установлена исключительная мера наказания - смертная казнь.

В качестве суда второй инстанции они рассматривает дела по кассационным и частным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления районных судов по уголовным и гражд.делам. При рассмотрении дела в порядке кассации они рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей с вынесением определения, которое вступает в законную силу немедленно и м/б опротестовано только в порядке надзора в президиум вышестоящего суда. При осущ-ении надзора данные суды рассматривает дела по протестам указанных в законе должностных лиц на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления судов первой инстанции, а также на кассационные определения суд.коллегий областных судов по этим делам. Дела по протестам в порядке надзора рассматриваются президиумом областного суда, который образуется в составе председателя, заместителей председателя и других судей в количестве, определяемом Президентом РФ. Состав президиума областного суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей области. Протест в порядке надзора в президиум областного суда вправе принести председатель этого суда, прокурор области, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, Ген.прокурор РФ и его заместители. Заседания президиума проводятся не реже двух раз в месяц, а в крупных областных судах - еженедельно по определенным дням. При рассмотрении суд.дел в заседаниях президиума обязательно участвует прокурор области либо лицо, его замещающее. По результатам рассмотрения дела президиум принимает постановление, которым отменяет, изменяет или оставляет без изменения опротестованное суд.решение. Постановление президиума принимается открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании. Постановления президиума подписывает председатель суда. Они вступают в законную силу немедленно и м/б опротестованы только в порядке надзора Председателем Верховного Суда, Ген.прокурором РФ и их заместителями. Президиум областного суда выполняет и другие полномочия организационного характера, предусмотренные законодательством: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы суд.коллегий по гражданским и уголов.делам; рассматривает материалы изучения и обобщения суд.практики и анализа суд.статистики; заслушивает отчеты председателей суд.коллегий о деят-сти последних; рассматривает вопросы работы аппарата суда; оказывает помощь районным судам в правильном применении законод-ства и т.д.

Председатели и заместители председателей областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами гос-ной власти соответствующих субъектов РФ. Судьи областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами гос-ной власти соответствующих субъектов РФ. При этом судьей областного суда м/б гражданин России, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юр-ской профессии не менее пяти лет. Полномочия судей областных судов каким-либо сроком не ограничены. В состав областного суда входят все судьи и народ.заседатели данного суда. Его структуру составляют три подразделения: президиум суда, суд.коллегия по гражданским делам, суд.коллегия по уголов.делам. Права и обязанности председателя областного суда условно можно разделить на судебные и организационные. Выполняя суд.функции, он может председательствовать в суд.коллегиях по любому делу по первой или второй инстанции и приносить в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по суд.делам. Председатель созывает президиум и председательствует на его заседаниях; в случаях и порядке, установленных законом, он вправе приостановить исполнение решений и определений по гражд.делам. В случае временного отсутствия судьи в каком-либо районном суде области исполнение его обязанностей по решению председателя областного, краевого суда м/б возложено на судью ближайшего районного суда. С согласия судьи районного суда, находящегося в отставке, председатель областного суда вправе привлечь его к исполнению обязанностей судьи данного района на срок до одного года. Осуществляя организационное руководство судом, председатель областного суда распределяет обязанности между своими заместителями; руководит организацией работы суд.коллегий, аппарата суда; организует работу по повышению квалификации судей и работников суда, по изучению и обобщению суд.практики, анализу суд.статистики; вносит представления в гос-ные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб и т.д. Заместители председателя суда, как правило, являются и председателями суд.коллегий по гражданским и уголов.делам, их полномочия совмещаются с правами и обязанностями председателей коллегий. Они могут председательствовать в суд.заседаниях коллегий или назначать для этого др. судей, осущ-яют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой суд.коллегий и аппарата суда, образуют составы суда для рассмотрения дел в суд.заседаниях коллегий, представляют президиуму суда отчеты об их деят-сти, вправе истребовать из район.судов дела для их проверки в порядке надзора или обобщения суд.практики, ведут личный прием граждан, осущ-яют др. полномочия, предоставленные им законом, при отсутствии председателя областного суда осущ-яют по его поручению его права и обязанности. Верховные суды республик в составе РФ по своему положению в суд.системе, порядку формирования, составу, компетенции и структуре ничем не отличаются от краевых, областных судов. Соответственно председатели и заместители председателей этих судов имеют те же права и обязанности, что и аналогичные должностные лица областных судов. Особенность Верховных судов состоит в праве законод-ной инициативы, которое осущ-ется Верховным судом в законод-ных органах некоторых республик.

  1. Задачи и полномочия органов дознания. Виды УПД  органов дознания.

Органами дознания являются учреждения, гос-ные органы и должностные лица, уполномоченные УПЗ на осущ-ение предварительного расследования преступлений по делам, отнесенным к их компетенции. Главное отличие органов дознания от органов предвар.следствия в том, что для следователя расследование преступлений является единственной функцией, а для органов дознания - не только не единственной, но даже не основной (за исключением милиции). Производство предвар.расследования для них является вспомогательной функцией, необходимой для решения основных задач, стоящих перед ними. Органы дознания проводят расследование уголов.дел, возникающих в своем большинстве в сфере их админис.деят-сти. Органами дознания являются не только должностные лица - начальники исправительных учреждений, командиры воинских частей, но и органы в целом -милиция, органы гос-ого пожарного надзора и т. д. Перечень органов и должностных лиц, уполномоченных на производство дознания, их полномочия установлены УПК и различными спец.законами: "О милиции", "О фед-ных органах налоговой полиции", Тамож.кодексом и др. Организация дознания в тех или иных органах определяется ведомственными нормативными актами.

Задачами органов дознания, как и органов предвар.следствия, являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголов.ответственности и осужден.

В настоящее время к органам дознания относятся:

- милиция;

- командиры воинских частей, соединений  и начальники воен.учреждений - по  делам о преступлениях, совершенных  подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов, по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими ВС РФ в связи с исполнением служебных обязанностей или расположении части, учреждения;

- органы ФСБ по делам о  преступлениях, отнесенным законом  к их ведению;

- начальники исправительных учреждений  и следственных изоляторов - по  делам о преступлениях, совершенных  сотрудниками этих учреждений  в связи с исполнением ими  служебных обязанностей, а равно  по делам о преступлениях, совершенных  в расположении указанных учреждений;

- органы гос-ного пожарного надзора - по делам о пожарах и о  нарушениях противопожарных правил;

- органы Фед-ной погран.службы  РФ - по делам о нарушениях режима  Гос-ной границы РФ, пограничного  режима и режима в пунктах  пропуска через Гос-ную границу РФ, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе РФ;

- капитаны мор.судов, находящихся  в дальнем плавании, начальники  зимовок - в период отсутствия  транспортных связей с зимовкой;

- фед-ные органы налоговой полиции - по делам, отнесенным законом к их ведению;

- тамож.органы РФ - по делам о  преступлениях, предусмотренных ст. 188-190, 193, 194 УКРФ.

Органы дознания осущ-яют дознание в двух формах: дознание по делам, по которым предвар.следствие не обязательно, и дознание по делам, по которым производство предвар.следствия обязательно. При производстве дознания по делам, по которым производство предвар.следствия не обязательно, орган дознания возбуждает уголов.дело и производит расследование посредством тех же процессуальных действий, что и следователь. Разница заключается только в окончании расследования. Следователь знакомит с материалами дела всех участников процесса, а орган дознания - только обвиняемого, остальные просто уведомляются о том, что расследование закончено и дело направляется в суд. Кроме того, органы дознания не имеют права вести предвар.расследование дел в отношении несовершеннолетних и лиц, признанных невменяемыми или заболевших после совершения преступления психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания. Поэтому орган дознания может закончить предвар.расследование либо составлением обвинительного заключения, либо прекращением дела. Более широкими полномочиями обладает в отношении органов дознания прокурор. Все его указания подлежат исполнению. Их обжалование не приостанавливает исполнения. Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, состоит в производстве неотложных следственных действий. В случае обнаружения признаков преступлений, дела о которых расследуют следователи, орган дознания возбуждает уголов.дело, производит следственные действия, направленные на закрепление следов преступления (осмотр места происшествия, задержание и допрос подозреваемого, обыск и др.), и в 10-дневный срок передает дело следователю по подследственности. После этого орган дознания может осущ-ять по этому делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Органы дознания осущ-яют прием, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях. В случае установления обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания выносит постановление об отказе в возбуждении уголов.дела. Если же обнаруживает признаки преступления, отнесенного законом к подследственности органов предварительного следствия, а указанных выше обстоятельств не выявит, то орган дознания либо возбуждает уголов.дело, либо передает заявление с материалами проверки следователю по подследственности. В случае обнаружения признаков преступления, перечисленных в ст. 414 УПК РСФСР, орган дознания может осущ-ить подготовку материалов в протокольной форме. Она осущ-ется в 10-дневный срок без возбуждения уголов.дела и производства следственных действий. По окончании подготовки материалов составляется протокол, утверждая который начальник органа дознания одновременно возбуждает и уголов.дело, после чего оно направляется прокурору для утверждения и направления дела в суд. Если же обстоятельства преступления невозможно установить без производства следственных действий, то уголов.дело возбуждается сразу и расследование осущ-ется в общем порядке. Органы дознания осущ-яют производство отдельных следственных действий и розыскных мероприятий по письменному поручению следователя. Это поручение является для органов дознания обязательным. Как правило, это поручение допросить каких-либо свидетелей, произвести обыск и т. д. В органы дознания выделяются две процесс.фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осущ-яет свои действия в соответствии с УПК, но все основные решения по делу (о возбуждении уголов.дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юр-кую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.Милиция является основным органом дознания. В соответствии с Законом "О милиции" она подразделяется на криминал.милицию и милицию общественной безопасности. В криминал.милицию входят оперативные службы, чьими главными задачами являются выявление и пресечение преступлений, по которым обязательно производство предварительного следствия, розыск лиц, скрывшихся от следствия. В соответствии с этим сотрудники оперативных служб криминал.милиции осущ-яют проверку заявлений и сообщений о преступлениях, по которым обязательно производство предвар.следствия. В случае обнаружения признаков преступления заявление с материалами проверки передается следователю либо возбуждается уголов.дело, проводятся неотложные следственные действия, а затем дело направляется по подследственности. Криминал.милиция также выполняет поручения следователя о производстве следственных и розыскных действий. Начальником органа дознания выступает начальник криминал.милиции, который поручает оперативным работникам проверку заявлений (сообщений), производство дознания, утверждает их решения. К компетенции милиции общественной безопасности относится дознание о большинстве преступлений, по которым не обязательно производство предвар.следствия. Поэтому в связи со значительным объемом УПД в районных (городских) ОВД, линейных отделах (отделениях) внутренних дел на транспорте действуют дознаватели, назначаемые начальником на постоянную работу в качестве лица, производящего дознание. Дознаватель осущ-яет дознание по делам, по которым не обязательно производство предвар.следствия, подготовку материалов в протокольной форме. На сотрудников милиции общественной безопасности возлагается также прием, проверка заявлений и сообщений по делам, по которым предвар.следствие не обязательно. Дознание поручается и отдельным работникам милиции общественной безопасности (как правило, участковым инспекторам). Начальником органа дознания выступает начальник милиции общественной безопасности. В вышестоящих ОВД существуют отделы дознания, осущ-ющие контрольно-методическое руководство дознавателями. Командиры воинских частей и подразделений, начальники воинских учреждений, начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов сами не осущ-яют дознание. Они назначают дознавателей из числа наиболее подготовленных офицеров и других сотрудников, которые впоследствии и осущ-яют дознание по делам, отнесенным законом к компетенции этих органов дознания, а начальники контролируют их деят-сть, утверждая (или не утверждая) основные решения по уголов.делу.В таком же порядке организуется дознание и в других органах дознания, предусмотренных законом. Надзор за точным и неуклонным исполнением УПЗдательства органами дознания осущ-яет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголов.дела, находящиеся в производстве органа дознания, в случае необходимости передать их в орган предвар.следствия, отменять принятые по ним решения, давать обязательные для исполнения указания. Прокурор также регулярно проверяет материалы проверок заявлений и сообщений о преступлениях, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголов.дела и, при обнаружении нарушения закона, отменяет эти решения и возбуждает уголов.дело. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания. Суд.контроль осущ-ется при рассмотрении уголов.дел, предвар.расследование или подготовка в протокольной форме по которым осущ-лись органами дознания. Суды также рассматривают жалобы на незаконное и необоснованное применение органом дознания меры пресечения - заключения под стражу. Ведомственный контроль осущ-ется сотрудниками вышестоящих подразделений в ходе контрольно-методических проверок. О выявленных нарушениях докладывается начальнику органа дознания и вышестоящему начальнику.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"