Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_pravoohranitelnym_organam.doc

— 999.50 Кб (Скачать)

Постановление - это решение Конст-ного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ фед-ных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Фед-ии, Гос.Думы, Правительства РФ, по жалобам на нарушение конст-ных прав и свобод и других, перечисленных в п. 1, 2, 3, 4 ч. I ст. 3 Закона "О Конст-ном Суде РФ". Постановления выносятся именем РФ.

Заключение - итоговое решение Конст-ного Суда РФ по существу вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Все иные решения Конст-ного Суда РФ именуются определениями.

Постановления и заключения Конст-ного Суда РФ не позднее чем и двухнедельный срок направляются судьям Конст-ного Суда РФ, Президенту РФ, Совету Фед-ии, Гос.Думе, Прав-тву РФ, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитраж.Суду РФ, Ген.прокурору РФ, министру юстиции РФ. Они должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях органов гос.власти РФ, субъектов РФ, которых касается это решение, а также в "Вестнике Конст-ного Суда РФ". Решения Конст-ного Суда РФ окончательны и обжалованию не подлежат, вступают в законную силу немедленно после провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконст-ными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международ.договоры не подлежат введению в действие. Решения судов, основанные на актах, признанных неконст-ными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных фед-ным законом случаях. Решения Конст-ного Суда РФ подлежат исполнению немедленно после опубликования либо вручения их официального текста, если специально не оговорены иные сроки, на всей территории РФ; их неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению влечет ответственность, установленную ФЗ.

  1. Служба судебных приставов (законодательство, задачи, полномочия).

В МинюстеРФ создана и действует служба суд.приставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в суд.заседаниях, исполнения суд.решении. Служба суд.приставов призвана заменить ныне пока еще действующих при район.судах суд.исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема суд.деят-сти и, соответственно, суд.решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной. Служба суд.приставов организуется и действует в соответствии с ФЗи "О суд.приставах" и "Об исполн.производстве". В состав этой службы входят:

- департамент суд.приставов Минюста  РФ;

- служба суд.приставов Управления  воен.судов Минюста РФ;

- службы суд.приставов органов  юстиции субъектов РФ;

- районные, межрайонные подразделения  суд.приставов.

Возглавляет службу суд.приставов Главный суд.пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения суд.приставов, назначает и освобождает от должности суд.приставов, проводит их аттестацию.Департамент суд.приставов возглавляет заместитель Главного суд.пристава, а службу суд.приставов Управления воен.судов - Главный воен.пристав. Службы суд.приставов органов юстиции субъектов РФ возглавляют главные суд.приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соответствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов - старшие суд.приставы.В зависимости от выполняемых обязанностей суд.приставы делятся на:

- приставов, обеспечивающих установленный  порядок деят-сти судов;

- приставов, исполняющих суд.акты  и акты др. органов.

Суд.приставы, обеспечивающие установленный порядок деят-сти судов, обязаны обеспечить в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председательствующего в суд.заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда о применении к подсудимому и др. гражданам предусмотренных законом мер процесс.принуждения; обеспечение охраны залов суд.заседаний, совещательных комнат в рабочее время. Для осущ-ения этих обязанностей суд.приставы вправе применять физ-кую силу, оружие и спец.средства в порядке, предусмотренном законом, а также обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск.

Суд.пристав, исполняющий суд.акты, обязан обеспечить полное и правильное исполнение исполн.документов. В связи с этим он вправе проводить у работодателя проверку исполнения исполн.документов на работающих у него должников, входить в хранилища и др. помещения, принадлежащие должникам, и осматривать их, давать гражданам, организациям, участвующим в исполн.производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполн.действий, изымать и реализовывать имущество должника, налагать арест на денеж.вклады, объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Если суд.требование не ясно, то суд.пристав вправе просить суд разъяснить его.

Суд.приставом м/б гражданин РФ, достигший 20- летнего возраста, имеющий определенный уровень образования (не ниже среднего общего), способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на него должностные обязанности. Суд.приставы носят установленную форму одежды, их требования при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц. Суд.приставы подлежат обязательному гос-ному страхованию. В случае их смерти или увечья при исполнении служебных обязанностей выплачивается денеж.компенсация. Суд.приставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом др. льгот.Надзор за точным и неуклонным исполнением законов суд.приставами осущ-яет прокуратура.Контроль за действиями приставов осущ-яет суд, направивший приставу исполн.документы, или суд, в котором пристав обеспечивает порядок. Ведомственный контроль за деят-тью суд.приставов осущ-ется министром юстиции РФ, начальниками органов юстиции субъектов РФ, а также вышестоящими подразделениями службы суд.приставов.

  1. Система арбитражных судов.

Система арбитраж.судов возникла с принятием Закона "Об арбитраж.суде" от 4 июля 1991 г. Порядок деят-сти и компетенция арбитраж.суда регулируются также АПК РФ, действующим с 15 апреля 1992 г. В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитраж.суды представляют собой самостоятельную ветвь суд.власти, входящую в суд.систему РФ. На них возложено осущ-ние правосудия при разрешении дел об эконом.спорах и в некоторых других, определенных законом случаях. Организация и деят-ость арбитраж.судов регулируется как общими суд.законами - Законом "О статусе судей в РФ", Законом "О суд.системе РФ", так и специальными - ФКЗ "Об арбитраж.судах в РФ", АПК РФ.

Задачами арбитражных судов являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной эконом.деят-сти, содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной эконом.деят-сти.Согласно АПК (ст. 22) арбитраж.суду подведомственны дела по эконом.спорам, возникающим из гражданских, административных и иных отношений:

1) между юр.лицами, гражданами, осущ-ющими  предпринимательскую деят-сть без образования юр.лица и имеющими статус ИП, приобретенный в установленном законом порядке;

2) между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Арбитраж.суды чаще всего разрешают споры о разногласиях по договору, ненадлежащем исполнении обязательств, нарушении прав собственника и возмещении убытков, об обжаловании отказа в гос.регистрации, о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.Арбитраж.суды образуют централизованную систему, возглавляемую Высшим Арбитраж.Судом РФ. Арбитраж.суды, обладающие одинаковой структурой и имеющие равную компетенцию, образуют звенья. Среднее звено составляют фед-ные арбитраж.суды округов, третье (низшее) звено – арбитраж.суды республик, краев, областей, городов фед-ного значения, автономной области и автономных округов (эти суды для краткости именуются арбитраж.судами субъектов РФ).

  1. Адвокатура (понятие, история и перспективы развития, правовые основы деятельности).

Адвокатура - профессиональная, самоуправляемая организация, созданная для оказания юр.помощи гражданам и организациям. Она не является правоохр-ным органом, не обладает правом гос.принуждения к лицам, допустившим нарушение закона, ее действия и решения не носят общеобязательный характер, однако деят-ость адвокатуры имеет большое значение для защиты нарушенных прав и свобод граждан, интересов организаций. Деят-ость адвокатуры осущ-ется в соответствии со ст. 48 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на получение квалифицированной юр.помощи, а также Основными положениями о роли адвокатов, принятыми VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений. Ныне действующее Положение об адвокатуре РСФСР 1964 г. в значительной мере устарело, поэтому в настоящее время разрабатывается Закон об адвокатуре. При оказании конкретной юр.помощи адвокаты руководствуются уголовно-процес-ным, гражданско-процес-ным и иным отраслевым законод-вом.

Задачами адвокатуры являются оказание юр.помощи гражданам и организациям, содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности. Многие задачи, указанные в Положении об адвокатуре, не соответствуют ее реальному назначению. В частности, в этом нормативном акте указано, что задачей адвокатуры является содействие осущ-нию правосудия. Однако адвокат представляет интересы своего клиента и использует свои юр.знания с целью добиться решения суда в его пользу. Адвокат не будет обжаловать необоснованный приговор, если он устраивает его клиента. Адвокатура является независимой организацией. Должностные лица исполн-ной, суд.власти не могут оказать воздействие на адвоката, например, для того, чтобы заставить его уменьшить активность в защите интересов клиента. Численность, расходы и доходы адвокатуры никем не утверждаются. Адвокатура является самоуправляемой организацией, поэтому она свободна от контроля со стороны Минюста РФ и его органов, вправе не руководствоваться их инструкциями и методическими рекомендациями.

В настоящее время основным организационным объединением лиц, занимающихся адвокат.деят-тью, является коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов является юр.лицом, имеющим свою печать и бланк, счет в банке. Образование коллегии осущ-ется по инициативе группы учредителей. Организация и порядок деят-сти коллегии определяются ее уставом, принимаемым на общем собрании членов коллегии. Вновь создаваемые коллегии и их уставы подлежат регистрации в Минюсте РФ. Отказ в регистрации м/б обжалован в суде.Органами коллегии адвокатов являются общее собрание, президиум, ревизионная комиссия. Общее собрание коллегии адвокатов проводится не реже 1 раза в год и правомочно при участии в нем не менее двух третей состава коллегии. Все решения общего собрания принимаются простым большинством голосов. Общее собрание избирает президиум и ревизионную комиссию, заслушивает отчеты об их работе, устанавливает численный состав, смету расходов и доходов коллегии, рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии, решает др. вопросы деят-сти коллегии. Президиум является исполн.органом коллегии адвокатов, избираемым на 3 года. На его заседании избираются председатель президиума и его заместитель. Президиум созывает общее собрание коллегии, организует юр.консультации и руководит их деят-тью, проводит проверки работы юр.консультаций и отдельных адвокатов, принимает в члены коллегии и в состав стажеров, распределяет адвокатов по юр.консультациям, отчисляет и исключает из членов коллегии и из состава стажеров, обобщает опыт работы адвокатов, издает метод.пособия, применяет меры поощрения адвокатов и рассматривает дела о дисциплинарных проступках, принимает решения об оказании бесплатной юр.помощи, представляет адвокатуру в гос-ных и общественных организациях, организует справочную работу по законодательству и суд.практике. Решения президиума принимаются простым большинством голосов и м/б пересмотрены самим президиумом или всеобщим собранием членов коллегии адвокатов.Ревизионная комиссия избирается общим собранием коллегии адвокатов на 3 года. На своем заседании она избирает председателя и его заместителя. Ревизионная комиссия проводит ревизию финансово-хозяйственной деят-сти президиума коллегии и юр.консультаций. Организационными частями коллегии адвокатов являются юр.консультации, адвокат.бюро, фирмы. Все они являются юр.лицами со своим счетом в банке, бланками, печатями и организуются для непосредственной юр.помощи в городах, др. населенных пунктах. Для их создания необходимо разрешение президиума коллегии адвокатов, согласованное с органом юстиции субъекта РФ. Каждая юр.консультация, бюро и т. д. имеют свой секретариат и свою бухгалтерию. Юр.консультацией руководит заведующий, назначаемый президиумом коллегии из числа ее членов. Заведующий организует работу юр.консультации, выделяет адвокатов для оказания бесплатной юр.помощи, распределяет работу среди адвокатов с учетом их опыта и специализации.

Адвокаты и их коллегии объединяются в союзы. В настоящее время сущ-уют такие союзы, как Гильдия адвокатов России, Международный союз адвокатов и некоторые другие. Задачами этих союзов являются защита прав адвокатов, их чести и достоинства, совершенствование деят-сти адвокатуры, участие в разработке законопроектов, представительство интересов адвокатуры в гос-ных органах.При всем многообразии деят-сти адвокатуры по оказанию юр.помощи в ней можно выделить основные направления:

- консультации, разъяснения действующего  законодательства, устные и письменные справки по юр.вопросам;

- составление заявлений, жалоб  и др. документов правового характера;

- представительство в судах  по гражд.делам, по делам об  админис.правонарушениях;

- участие в уголов.судопроизводстве  в качестве защитника подозреваемого, обвиняемого или представителя потерпевшего, гражд.истца, гражд.ответчика.

Адвокатом может стать гражданин РФ, имеющий высшее юр.образование и стаж работы по специальности юриста не менее двух лет. Лица, не имеющие необходимого стажа работы, м/б приняты в члены коллегии после прохождения ими стажировки продолжительностью от 6 месяцев до 1 года. Члены коллегии не могут состоять на службе в гос-ных и общественных органах, но вправе заниматься научной и препод-кой деят-стью на платной основе.

Адвокат вправе представлять интересы своего клиента во всех гос-ных и общественных организациях, как правило, в различных правоохр-ных органах. Для участия в деле адвокату выдается ордер, который он предъявляет в качестве подтверждения своих полномочий. Он вправе через юр.консультацию запрашивать документы, необходимые для ведения защиты или представительства. Такие требования адвоката обязательны для соответствующих гос-ных и общественных организаций. В соответствии с принципом состязательности адвокат, представляя интересы своего клиента в ходе суд.разбирательства, наделяется равными правами со стороной обвинения, истца. Адвокат обязан строго соблюдать закон, адвокат.этику. Он обязан использовать все разрешенные законом средства для защиты прав и законных интересов обвиняемого или лица, представителем которого он является. Он не вправе отказаться от принятой на себя защиты, но не имеет право и осущ-лять защиту или представительство в случаях, если он по данному делу оказывает или ранее оказывал юр.помощь лицам, интересы которых находятся в противоречии с интересами лица, обратившегося с просьбой о ведении дела. Адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием юр.помощи. Адвокат за нарушение закона, устава коллегии и адвокат.этики м/б подвергнут дисциплинарному взысканию решением президиума коллегии адвокатов. Мерами взыскания м/б выговор строгий выговор, замечание, исключение из коллегии. Если лицо обратилось за оказанием юр.помощи в юр.консультацию, то ее заведующий назначает адвоката из членов консультации, который заключает соглашение об оказании юр.помощи. В некоторых случаях граждане, организации обращаются непосредственно к конкретному адвокату. В консультациях организовано дежурство адвокатов, всех обратившихся за прав.помощью принимает в первую очередь дежурный адвокат. Адвокат сам устанавливает размер вознаграждения (гонорара) за свои услуги исходя из сложности дела, его объема и материальных возможностей клиента. Обговорив все условия, адвокат и клиент заключают соглашение, после чего клиент вносит определенную сумму в кассу юр.консультации. В некоторых установленных законом случаях адвокаты обязаны оказывать юр.помощь бесплатно. Наиболее часто бесплатная юр.помощь оказывается по уголов.делам, когда подозреваемый или обвиняемый не может оплатить услуги защитника. В этих случаях следователь, прокурор или суд направляют телефонограмму в президиум коллегии или непосредственно в юр.консультацию, обслуживающую данный район. Заведующий консультацией обязан выделить адвоката для защиты, а последний не вправе oт нее отказаться. Бесплатно юр.помощь оказывается и по некоторым категориям гражд.дел (истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, по трудовым делам о возмещении вреда, причиненного увечьем, смертью кормильца, связанной с работой; при составлении заявлений назначении пенсий, пособий и др.). Адвокатура является самоконтролирующейся организацией. Непосредственный контроль за профессиональной и финансовой деят-тью адвокатов, входящих в состав коллегии, осущ-яют заведующие консультациями, бюро, фирмами, в которых адвокаты работают. Жалобы на действующих адвокатов, не соответствующие закону и адвокат.этике, поступают в президиум коллегии, который вправе наложить на адвоката дисциплинарной взыскание или исключить из состава коллегии. Некоторые полномочия в отношении адвокатуры имеет и Минюст РФ и его органы в субъектах РФ. Минюст РФ регистрирует вновь создаваемые коллегии, их уставы, выдает лицензии на право заниматься адвокатской деят-тью. Если деят-сть коллегии противоречит закону и уставу, то Минюст РФ вправе лишить ее лицензии. Отказ в регистрации и лишение лицензии обжалуются в суде.

Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"