Шпаргалка по "Правоохранительным органам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:02, шпаргалка

Краткое описание

Предмет, система и основные понятия курса “Правоохранительные органы”. Соотношение с другими дисциплинами.
Принципы организации и деятельности прокуратуры.
Правовые источники курса “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

shpargalki_po_pravoohranitelnym_organam.doc

— 999.50 Кб (Скачать)
  1. Нотариальные органы: система, функции, права, обязанности и ответственность нотариуса.

Нотариатом называется система гос.органов и должностных лиц, а также частных нотариусов, осущ-ющих различные нотариальные действия в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юр.лиц. Нотариальные действия предусмотрены законом и заключаются в удостоверении сделок, для которых законод-вом установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности); выдаче свидетельств на право собственности, долю в общем имуществе; свидетельстве верности копии документа, подписи и перевода; удостоверении различного рода фактов; принятии мер к охране наследственного имущества и др. Нотариальные действия осущ-ются в определенном законом порядке, по строго регламентированным правилам, несоблюдение которых приводит к признанию нотариального акта недействительным. Нотариальная деят-сть тесно связана с судебной, в особенности с осущ-ием правосудия по гражд.делам. Удостоверяя бесспорные права какого-либо лица, нотариат предупреждает возникновение споров о праве, которые должен рассматривать суд. Суд рассматривает жалобы на нотариальные действия или об отказе в них. Нотариально закрепленный договор облегчает стороне доказывание своего права, поскольку содержание договора, подлинность подписей, удостоверенных в нотариальном порядке, являются достоверными. Но в отличие от суда, который рассматривает споры, нотариат осущ-яет действия только в отношении дел, по которым отсутствует спор о праве. Его деят-сть направлена на юр.закрепление гражд.прав. Правом осущ-ния нотариальных действий наделяется ряд должностных лиц админ-ных органов (начальники исправительных учреждений, следственных изоляторов, главные врачи больниц и др.). В то же время сущ-уют органы и должностные лица, которые занимаются нотариальными действиями на проф.основе. Именно они и рассматриваются как гос.нотариат. Организация и деят-сть нотариальных органов осущ-ется в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате, а также различными инструкциями, утверждаемыми Минюстом РФ.  Нотариальные действия в РФ совершают нотариусы, работающие в гос.нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Нотариус осущ-яет свою деят-сть на определенной территории, именуемой нотариальным округом. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-террит-ным делением РФ. В городах, имеющих районное или иное админ-ное деление, нотариальным округом считается вся территория города.  Гос.нотариальные конторы открываются и упраздняются Минюстом РФ или по его поручению минюстами республик в составе РФ, органами юстиции краев, областей, автономной области, автономных округов, Москвы и Санкт-Петербурга. Нотариальные конторы, как правило, создаются в городах, а в крупных городах - в каждом районе города. Должность нотариуса, занимающегося частной практикой, учреждается органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество нотариусов в нотариальном округе. Нотариус, занимающийся частной практикой, открывает свою контору, счета в банке, нанимает и увольняет работников, распоряжается поступившими доходами. Руководство гос.нотариальными конторами осущ-яет Минюст РФ, а нотариусами, занимающимися частной практикой, - нотариальные палаты. Нотариусом м/б гражданин РФ, имеющий высшее юр.образование, прошедший стажировку в гос.нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалиф-ные экзамены и получивший лицензию на право нотариальной деят-сти. Стажировка в гос.нотариальной конторе или у нотариуса организуется органами юстиции или нотариальной палатой сроком на 1 год. Для лиц, имеющих стаж работы по юр.специальности, он м/б сокращен, но не более чем на 6 месяцев. Права и обязанности стажера определяются трудовым договором и правилами прохождения стажировки, разработанными совместно Минюстом РФ и Фед-ной нотариальной палатой. Квалиф-ная комиссия, принимающая экзамены у лиц, прошедших стажировку и желающих стать нотариусом, образуется при органах юстиции субъектов РФ с участием представителей нотариальной палаты. Решение квалиф-ной комиссии м/б обжаловано в апелляционную комиссию, действующую при Министерстве юстиции РФ. Решение апелляционной комиссии м/б обжаловано в суд. Лица, сдавшие квалиф-ный экзамен, получают лицензию на право нотариальной деят-сти. Лицензию выдают органы юстиции субъектов РФ в течение месяца после положительного решения квалиф-ной комиссии. Наделение нотариуса полномочиями осущ-ется Минюстом РФ или по его поручению - органами юстиции на конкурсной основе из числа лиц, получивших лицензию. Компетенция нотариусов, работающих в гос.нотариальной конторе, и нотариусов, занимающихся частной практикой, одинакова. Все они осущ-яют свои действия от имени гос-тва. Основным правом нотариуса является право совершать предусмотренные законом нотариальные действия. Нотариус может осущ-ить любое нотариальное действие в отношении обратившегося к нему лица, за исключением случаев, когда место совершения нотариальных действий определено законод-вом РФ и международ.договорами. Нотариус имеет право составлять проекты доверенностей, сделок, заявлений, изготавливать копии документов и выписки из них. Он также может истребовать от физ-ких и юр.лиц документы для подтверждения обстоятельств, служащих основанием для совершения нотариального действия. Решения нотариусов, как гос-ных, так и частных, имеют одинаковую юр.силу. Однако некоторые нотариальные действия находятся в исключительной компетенции гос.нотариусов: выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества. Нотариус обязан при осущ-нии своей деят-сти быть беспристрастным, подчиняться только требованиям закона и ведомственных нормативных актов. Он обязан предупреждать обратившихся к нему лиц о последствиях осущ-емых нотариальных действий. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые ему стали известны в связи с осущ-ием проф.деят-сти, отказать в совершении нотариального действия, если оно не соответствует закону. Нотариус, занимающийся частной практикой, несет личную ответственность по решению суда в случае причинения ущерба нотариальными действиями, совершенными в противоречие с действующим законодательством. В обеспечение материальной ответственности нотариус, занимающийся частной практикой, должен заключить договор страхования. Без его заключения он не имеет права выполнять свои полномочия. Нотариусы не имеют права заниматься предприн-ской и иной деят-тью, оказывать посреднические услуги при заключении договора. У нотариуса м/б помощники. Помощником нотариуса является лицо, имеющее лицензию на право осущ-ния нотариальной деят-сти, но по каким-либо причинам не занимающее должность нотариуса. Помощник нотариуса замещает его в случае длительного отсутствия (отпуска, болезни). В этом случае помощник нотариуса наделяется всеми правами нотариуса. Но ответственность за ущерб, причиненный действиями помощника нотариуса, несет сам нотариус. Он может предъявить впоследствии регрессный иск помощнику в размере причиненного ущерба.Нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой проф.объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Нотариальные палаты образуются в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, Москве и Санкт- Петербурге. Нотариальная палата является юр.лицом и организует свою работу на принципах самоуправления. Нотариальная палата осущ-яет представительство и защиту интересов нотариусов, оказание им помощи в развитии частной нотариальной деят-сти, организацию стажировки лиц, претендующих на должность нотариуса, повышение проф.подготовки нотариусов, организацию страхования нотариусов и т. д. Нотариусы обязаны платить взносы на содержание палаты и представлять сведения о совершенных нотариальных действиях, иные документы, касающиеся их финансово- хозяйственной деят-сти, при проверках, проводимых нотариальными палатами. Нотариальная контора имеет право ходатайствовать перед судом о лишении нотариуса права нотариальной деят-сти. Основные вопросы деят-сти палаты решает собрание нотариусов палаты, а текущей работой руководит правление во главе с президентом. Нотариальные палаты в обязательном порядке являются членами ФНП. Фед-ная нотариальная палата объединяет все нотариальные палаты, а значит всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории РФ. Фед-ная палата представляет интересы нотариусов и нотариальных палат на гос-ном и международ.уровнях. Высшим органом ФНП является собрание представителей нотариальных палат, которое избирает правление и президента ФНП. Контроль за деят-стью нотариусов осущ-яет суд, рассматривая в порядке гражданского или арбитраж.судопроизводства спор о праве, основанном на совершении нотариального действия, жалобы на совершение нотариального действия или отказ в нем. Суды также рассматривают и требования о возмещении ущерба нотариусами, занимающимися частной практикой. Контроль за исполнением проф.обязанностей нотариуса, работающего в гос.нотариальной конторе, осущ-яют органы юстиции, а за нотариусами, осущ.ющими частную практику, - нотариальные палаты. Контроль за соблюдением нотариусами налог.законод-тва возлагается на налог.органы. В населенных пунктах, где нет гос.нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осущ-ются должностными лицами органа исполн.власти на основании решения его руководителя. За границей для российских граждан нотариальные действия осущ.яют консульские учреждения. Капитаны мор.судов, главные и дежурные врачи больниц, начальники воинских частей, исправительных учреждений и следственных изоляторов имеют право удостоверять завещания и доверенности. Удостоверенные ими документы имеют силу нотариально удостоверенных.

  1. Федеральный закон “О прокуратуре РФ” (общая характеристика).

Организация и деят-сть прокуратуры регламентируется Законом “О прокуратуре РФ”. Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, пo существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деят-сти, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, прав.статус, меры материального и соц.обеспечения работников прокуратуры.               

  1. Основные направления развития правоохранительных органов.

Функции правоохр-ных органов - это основные направления их деят-сти. Функции, присущие правоохр-ному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохр-ные функции: конст-ный контроль, осущ-ние правосудия, расследование преступлений, исполнение суд.решений, ОРД, админ-ная деят-сть, прокурор.надзор. Некоторые правоохр-ные органы осущ-яют только одну функцию. Например, Конст-ный Суд осущ-яет функцию конст-ного контроля. Др. функций он не выполняет. А на др. органы возлагается несколько функций. Так, ОВД осущ-яют ОРД, расследование преступлений, админ-ную деят-ость. Конкретные правоохр-ные функции имеют право осущ-ять только определенные органы. Например, функцию прокурор.надзора могут осущ-ять только органы прокуратуры. Др. же функции м/б возложены на несколько правоохр-ных органов. ОРД осущ-ется и ОВД, и органами ФСБ, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми др. органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осущ-нию правосудия, а функция исполнения суд.решений следует только после судопроизводства. Наиболее значимой является функция осущ-ния правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохр-ных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражд.делам. Многие др. функции являются обслуживающими по отношению к функции осущ-ния правосудия. История развития правоохр-ных органов показала, что сосредоточение в одном органе нескольких правоохр-ных функций отрицательно сказывается на законности его деят-сти. Поэтому в последние годы наблюдается процесс рассредоточения правоохр-ных функций между различными органами. Так, функция исполнения суд.решений по уголов.делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Минюсте РФ. Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предвар.следствием.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Правоохранительным органам"