Шпаргалка по “Правоохранительные органы”

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.

Файлы: 1 файл

правоохрана.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

43.   Оперативно-розыскная деятельность органов дознания.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК органами дознания признаются  ОВД РФ, а также иные органы  исполн.власти, наделенные в соответствии с фед-ным  законом  полномочиями  по  осущ-нию  ОРД.  Аналогичные  формулировки  имелись  и  в  УПК  РСФСР. Поэтому часть процессуалистов прямо или косвенно указы-вают на то, что всем органам дознания присуще производство этого  вида  деят-сти.  Так,  А.П.  Кругликов  утверждает,  что  органы  дознания, входящие в систему МВД (а таковыми являются и командиры воинских частей МВД, и начальники учеб.заведений МВД)  могут проводить ОРД. Некоторые авторы даже описывают труд опер.работника Гос.пожар.надзора. В настоящее время органом дознания является ОРГАН Гос.противопожар.службы.  Вместе  с  тем  в  нормативных  актах,  регулирующих  порядок  деят-сти многих указанных органов (командиров воинских частей, соединений и начальников воен.учреждений, органов Гос.пожар.службы, капитанов мор. и реч. судов,  руководителей  геологоразведочных  партий  и  зимовок)  нет  даже  упоминания о такого рода функции. Они не обладают необходимым  для этого аппаратом. Поэтому такие сотрудники просто не в состоянии проводить ОРД.   Применение оперативно-розыскных мер выходит  за пределы  прав.статуса названных органов дознания. Даже если командир  воинской части, соединения, начальник воен.учреждения, орган  Гос.пожар.надзора оказывал милиции помощь в  проведении  оперативно-розыскного  мероприятия,  его  нельзя  признать  органом,  уполномоченным  осущ-ять  ОРД.   Сделать такой вывод позволяют следующие обстоятельства. В  подразделениях подобного  рода  органов дознания  отсутствуют не  только спец.аппарат, но и соответствующие нормативная и  проф.базы деят-сти. Мало того, органы Гос.противопожар.службы, командиры воинских частей и  др., оказывая помощь опер.работникам, действуют в рамках  админ-ного процесса и поэтому не обладают даже прав.статусом органа дознания. В то время как только данным учреждениям  предоставлено  право  осущ-ять  ОРД.  Заключение о  том, что командиры воинских частей,  аппараты Гос.противопожар.службы и др. анализируемую функцию не выполняют, основывается также на изучении  репрезентативного массива уголов.дел о подведомственных таким органам преступлениях, в которых не найдено ни одного документального подтверждения их такого рода практики. С учетом изложенного можно констатировать, что некоторые органы дознания  неправомочны  осущ-ять оперативно-розыскные  меры  даже по  поручению следователя.   Полный, исчерпывающий перечень органов, уполномоченных  осущ-ять ОРД, приведен ст. 13  ФЗ «Об ОРД». На  территории РФ право осущ-ять рассматриваемый  вид  деят-сти  предоставляется  опер.подразделениям:   1. ОВД РФ.   2. Органов ФСБ.  3. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и  психотропных веществ.   4. Фед-ных органов гос.охраны.   5. Тамож.органов РФ.   6. Службы внешней разведки РФ.   7. Минюста РФ.   В этом же нормативно прав.акте отмечается, что перечень  опер.подразделений, правомочных осущ-ять ОРД, их полномочия, структуру и организацию работы определяют руководители указанных органов.   Все указанные учреждения являются органами дознания.  

44.   Министерство юстиции РФ (задачи, функции, структура, концепция реформирования органов и учреждений юстиции).

Минюст  РФ  является  фед-ным  органом  исполн-ной власти, проводящим под руководством Президента  РФ  гос-ную  политику  и  осущ-ющим  управление  в  сфере юстиции, а также координирующим деят-ость в этой сфере  иных фед-ных органов исполн-ной власти.  Координирует  деят-ость Минюста РФ Правительство РФ.   Правовой основой организации и деят-ости Минюста РФ являются Конституцией РФ, фед-ные констит-ные законы, фед-ные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, общепризнанные  принципы  и нормы  международ.права,  международ.договоры РФ, а также Положение о Минюсте РФ. Согласно  п. 5 Положения о  Минюсте РФ основными задачами последнего признаются: 1) реализация гос. политики в сфере юстиции; 2) обеспечение прав и законных интересов личности и гос-ва;   3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; 4)обеспечение установленного порядка деят-сти судов; 5) обеспечение исполнения актов суд. и др. органов; 6) обеспечение исполнения уголов. наказаний. Исходя из содержания раздела 3 Положения о Минюсте РФ, Минюст РФ осущ-яет следующие основные функции:   1) координирует нормотворческую деят-ость фед-ных  органов исполн.власти;   2) проводит юр. экспертизу проектов законод-ных и иных нормативных прав.актов, вносимых фед-ными  органами исполн. власти на рассмотрение Президента РФ и  Прав-тва РФ;  3) проводит юр. экспертизу нормативных прав.актов субъектов РФ на предмет их соответствия  Конст-ии РФ и фед-ным законам;   4)  обеспечивает  деят-ость  полномочных  представителей  Прав-тва РФ в ГосДуме Фед-ного Собрания  РФ и Конст-ном Суде РФ;   5) осущ-яет гос. регистрацию нормативных  прав.актов фед-ных органов исполн. власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих прав.статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законод-ом РФ; 6) осущ-яет проверку деят-сти фед-ных органов  исполн.  власти  по  отбору  нормативных  прав.актов,  подлежащих  гос.  регистрации,  и  при  необходимости  запрашивает нормативные прав.акты в целях их гос. регистрации;   7) осущ-яет контроль за правильностью и своевременностью опубликования зарегистрированных им нормативных прав.актов фед-ных органов исполн. власти;   8)  обобщает  практику  гос.  регистрации  нормативных прав. актов фед-ных органов исполн. власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих прав.статус организаций или имеющих межведомственный характер, представляет Президенту РФ и в  Правительство  РФ  соответствующую  информацию,  в  том числе  о  нормативных прав.актах, в гос-ной регистрации которых отказано;   9) представляет в Правительство РФ предложения об отмене  или приостановлении действия нормативных прав.актов фед-ных органов исполн. власти в случае их несоответствия  Конституции  РФ,  международ.договорам  РФ,  фед-ным  законам,  указам  и  распоряжениям  Президента  РФ, постановлениям и распоряжениям Прав-ва РФ;   10)  изучает  практику  применения  законод-ва  РФ в сфере юстиции, разрабатывает и представляет в  установленном порядке предложения по его совершенствованию;   11) осущ-яет гос-ный учет нормативных прав.актов субъектов РФ;   12) ведет гос. реестр нормативных прав.актов фед-ных органов исполн. власти;  13) ведет контрольные экземпляры нормативных прав.актов  фед-ных органов  исполн.власти, организует деят-сть своих террит-ных органов по ведению контрольных  экземпляров  нормативных  прав.актов  субъектов  РФ;   14) участвует в работе по ведению общеправового классификатора отраслей законод-ва РФ;   15) участвует в подготовке Свода законов РФ;   16) участвует в разработке и реализации программ прав.информатизации;   17) осущ-яет в установленном порядке функции гос. заказчика;   18) организует работу по созданию и ведению баз данных прав.информации в сфере юстиции;   19) представляет прав.информацию Президенту РФ, Прав-ву  РФ,  иным  фед-ным  органам  гос. власти;   20)  осущ-яет обмен прав.информацией  с иностранными гос-ами,  координирует  деят-ость  по  созданию национальных банков данных законод-ва гос-ств — участников СНГ;   21) организует разработку и обеспечение органов и учреждений юстиции программно-тех.средствами и технологиями  сбора, обработки и анализа прав.информации;   22)  обеспечивает  сбор  и  обработку  статистических  данных,  разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции;   23) принимает в порядке, установленном законод-ом  РФ,  решение  о  гос.  регистрации  общерос-их  и  международных  общественных  объединений,  отделений  иностранных  некоммерческих  неправительственных  объединений, иных юр. лиц; 24) принимает в порядке, установленном законод-ом  РФ,  решение  о  гос.  регистрации  централизованных  религ.организаций,  имеющих  местные  религ.организации на территориях двух и более субъектов  РФ,  религ.учреждений  и  организаций,  образованных указанными централизованными  религ.организациями, а также представительств иностранных религ.организаций;  25)  осущ-яет  контроль  за  соответствием  деят-сти  общественных объединений их уставным целям, а также за соблюдением религ.организациями  положений  уставов,  касающихся целей и порядка их деят-сти, и ведет реестр национально-культурных автономий;   26)  осущ-яет  организационное  и  методическое  руководство деят-тью службы суд.приставов;   27) организует ОРД в учреждениях, исполняющих уголов.наказания, и следственных изоляторах;   28) обеспечивает исполнение уголов.наказаний, содержание подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных, находящихся под стражей, их охрану, этапирование и конвоирование, а  также контроль над поведением условно осужденных и осужденных,  которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;   29) осущ-яет централизованное обеспечение учреждений  и  органов уголовно-исполн.системы  Минюста РФ вооружением, боеприпасами, спец.средствами, воен.техникой и иным имуществом;   30) организует разработку и осущ-ние мер по обеспечению  пожар.безопасности  объектов  уголовно-исполн.системы Минюста РФ; 31) реализует  право  владения,  пользования  и  распоряжения  находящимся в опер.управлении террит-ных органов  уголовно-исполн. системы Минюста РФ недвижимым имуществом, являющимся фед-ной собственностью,  арендует имущество, осущ-яет в установленном порядке отчуждение объектов, созданных или приобретенных за счет средств фед-ного бюджета, а также сдачу в аренду указанных имущества и  объектов, обеспечивает эксплуатацию, тех.обслуживание и  охрану закрепленного за ним имущества за счет выделенных на эти  цели средств;   32)  осущ-яет  на  производственных  объектах  уголовно-исполн. системы Минюста РФ разрешительные, контрольные и надзорные функции в области пром.безопасности;   33)  осущ-яет  организационное  и  метод.руководство деят-тью судебно-эксперт.учреждений системы Минюста России;   34) наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени РФ;  35) осущ-яет в установленном порядке контроль над исполнением  нотариусами  проф.обязанностей,  в  том  числе правил нотариального делопроизводства;   36) организует выдачу лицензий на право осущ-ния нотариальной деят-сти, утверждает формы реестров регистрации  нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, осущ-яет иные полномочия, предусмотренные Основами законод-ва РФ о нотариате;   37) определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ;   38) ведет реестр адвокатов иностранных гос-ств, осущ-ющих  адвокатскую  деят-ость  на  терр-ии  РФ;   39) утверждает форму ордера на исполнение поручения, выдаваемого адвокат.образованием, и форму удостоверения адвоката;   40)  осущ-яет  организационное  и  методическое  руководство деят-тью своих терр-ных органов, связанной с  ведением  реестров  адвокатов  субъектов  РФ,  выдачей удостоверений адвокатов,  участием в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов РФ и реализацией иных функций, установленных законодательством РФ об адвокатуре;   41)  удостоверяет  подлинность подписи нотариуса  и  оттиска  его печати  при  легализации  документов,  представляемых физ-ими и юр. лицами в компетентные органы иностранных гос-ств;   42)  осущ-яет  координацию  деят-сти  по  гос. регистрации актов гражд.состояния;   43) утверждает образцы бланков записей актов гражд. состояния и бланков свидетельств  о гос. регистрации  актов гражд.состояния;   44)  закрепляет  за  субъектами  РФ  серии  бланков свидетельств о  гос.  регистрации  актов  гражд.состояния;   45) разрабатывает метод.материалы по вопросам гос. регистрации актов гражд.состояния;   46)  осущ-яет  функции  уполномоченного  фед-ого  органа  исполн.  власти  в  области регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним;   47)  осущ-яет  функции  гос.  патентного  ведомства, установленные Патентным законом РФ и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также функции агентства по прав.охране программ для ЭВМ, баз данных и  топологий  интегральных  микросхем,  установленные  Законами  РФ  «О  прав.охране  программ  для  ЭВМ и баз данных» и «О прав.охране топологий интегральных микросхем»;   48) подготавливает предложения по совершенствованию законод-ва РФ в области авторского права и  смежных прав, осущ-яет взаимодействие с общественными объединениями, участвует в международном сотрудничестве в указанной сфере;   49)  осущ-яет правовую  защиту  интересов гос-тва в  процессе эконом-ого и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, спец. и двойного назначения;   50) в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве регулирующего органа:   —  осущ-яет  контроль  за  соблюдением  саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих фед-ных законов  и иных  нормативных  правовых  актов,  регулирующих  деят-ость  саморегулируемых  организаций  арбитражных  управляющих;   — проводит в установленном порядке проверки деят-сти  саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;   — обращается в установленном порядке в арбитражный суд с  заявлением об исключении саморегулируемых организаций арбитраж.управляющих из единого гос-ного реестра саморегулируемых организаций арбитраж.управляющих;   — обращается в установленном порядке в суд с заявлением о  дисквалификации арбитраж.управляющего;   —  оказывает  поддержку  саморегулируемым  организациям  арбитраж.управляющих и арбитраж.управляющим в ходе  процедур банкротства, связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;   — участвует в организации подготовки арбитраж.управляющих и  в  принятии теоретического  экзамена по программе  их  подготовки;   — утверждает единую программу подготовки арбитраж.управляющих;  — ведет единый гос. реестр саморегулируемых  организаций  арбитраж.управляющих  и  реестр  арбитраж.управляющих;   51)  представляет  в  установленном  порядке  предложения  о  подготовке, заключении и исполнении международ. договоров  РФ  о  прав.помощи по  гражд.,  семейным, уголов. и иным делам, а также международ.договоров РФ в области охраны интеллект.собственности;   52) согласовывает в установленном  порядке предложения о  заключении международ. договоров РФ, устанавливающих  правила,  не  предусмотренные  законод-ом  РФ;   53) дает, в случае если это предусмотрено международ. договором РФ или является необходимым условием вступления его в силу, заключения по вопросам соответствия положений  договора  законодательству  РФ  и  их  юр. силы в РФ, а также по иным вопросам, связанным с вступлением в силу и выполнением такого договора;   54) представляет по поручению Уполномоченного РФ при Европ.суде по правам человека необходимые материалы и заключения в связи с поступившими в Европ.суд по правам человека обращениями о нарушении РФ положений  Европ.конвенции  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод;   55)  исполняет  в  пределах  своей  компетенции  обязательства  РФ  по  международ.договорам РФ о правовой помощи по гражд., семейным, уголов. и иным делам;   56)  выдает  разрешения  на  открытие  представительств  иностранных юр. организаций на территории РФ;   57) осущ-яет финансирование органов и учреждений юстиции;   58) принимает меры по обеспечению соц.защиты работников органов и учреждений юстиции, а также членов их семей,  ветеранов органов и учреждений юстиции, в том числе способствует  улучшению жилищных условий указанных лиц;   59)  осущ-яет контроль за финансово-хозяйственной  деят-тью органов и учреждений юстиции;  60) организует и проводит проверки состояния бух.учета  и  отчетности  в органах и учреждениях  юстиции, а  также в  центральном аппарате Минюста РФ;   61) принимает меры по исполнению в органах и учреждениях  юстиции  законодательства РФ о  труде и гос. службе, а также меры по подбору, подготовке и повышению квалификации работников органов и учреждений юстиции;   62) организует рассмотрение устных и письменных обращений  граждан, связанных с работой органов и учреждений юстиции;   63) осущ-яет иные функции. В структуру Минюста РФ входят: центральный  аппарат, Фед-ные управления по фед-ным округам, терр-ные органы и учреждения Минюста России, терр-ные органы и учреждения уголовно-исполн. системы Министерства, учреждения Минюста России (гос-ное учреждение Рос.фед-ный центр суд.экспертизы, региональные центры суд.экспертизы и судебно-эксперт.учреждения, Научный центр правовой информации и центры правовой  информатизации  в  субъектах  РФ,  Гос. учреждение Гос. регистрационная палата, Фед-ное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деят-сти военного, спец. и двойного назначения), а также организации и учреждения Министерства, обеспечивающие его деят-сть (ВУЗы, иные образовательные,  научно-исследовательские,  лечебные,  санаторно- курортные, издательские учреждения и организации).   Центр.аппарат Министерства состоит из структурных  подразделений — департаментов, Главного управления исполнения  наказаний Минюста России, управлений и самостоятельных отделов. Соответственно в центр.аппарате Минюста РФ в настоящее время действуют следующие структурные подразделения:   1) Департамент эконом.законод-ва, в котором  три отдела:   — отдел бюджетного и банковского законод-ва,   — отдел налогового законодательства,   — отдел внешнеэконом.законодательства;   2) Департамент социального и гражд.законод-ва;  3) Департамент законод-ва о гос.безопасности и правоохр-ной деят-сти, в котором 4отдела:   —  отдел  уголовного  и  уголовно-исполн.законод-тва;   — отдел судопроизводства и процесс.законод- ва;   — отдел законод-ва о гос.безопасности;   — отдел админ-ого законод-ва;   4) Департамент суд.приставов, в который входят также  отделы:   — отдел организации исполнения суд.решений,   —  отдел  организации  исполнения  международных  обязательств,   — отдел прав.обеспечения,   — отдел организации работы суде.приставов по обеспечению установленного порядка деят-сти судов,   — отдел организации исполнения актов спец. уполномоченных органов,   — отдел организационного обеспечения и статистической ин- формации,   — отдел розыска должников, имущества и взаимодействия с  правоохр-ыми органами,   — отдел по особо важным исполн.производствам,   — отдел делопроизводства;   5)  Департамент  регистрации  и контроля  за ведомственными  нормативными актами, состоящего из 4 отделов:   — отдела ведомственных нормативных прав.актов,   — отдела актов финанс. и налог.органов,   — отдела регистрации  и  учета  ведомственных нормативных  актов,   — отдела актов правоохр-ных органов;   6) Департамент по делам общественных и религиозных объединений, где имеется:   — контрольно-аналитический отдел,   — отдел регистрации общественных объединений,   — отдел регистрации религиозных объединений;   7) Департамент по вопросам прав.помощи, в котором действует 4 отдела:   — отдел по вопросам нотариата,   — отдел по вопросам записи актов гражд.состояния,   — отдел законопроектной деят-сти,  — отдел по вопросам адвокатуры;   8) Департамент международ.сотрудничества, состоящего  из:   — отдела международ.сотрудничества и договоров о прав.помощи,   — отдела международного, публичного и частного права,   — отдела сотрудничества со странами СНГ,   — протокольного отдела;   9) Департамент материально-тех.обеспечения;   10)  Департамент  по  вопросам  гос.регистрации  прав на недвижимость, включающего в себя:   — отдел организации системы регистрации прав,   — отдел законодательного и методического обеспечения регистрации прав,   — отдел анализа и правового контроля за деят-тью по  регистрации прав,   — отдел по взаимодействию с органами исполн.власти,   — отдел законодательства о регистрации юр.лиц;   11) Департамент прав.информатизации, в который входят:   — отдел прав.информатизации и систематизации законод-тва гос-тв-участников СНГ,   — отдел информатизации,   — отдел статистики и аналитических обобщений,   — отдел свода законов и систематизации фед-ого законод-ва;   12) Департамент гос.службы и кадров, состоящего из:   — отдела кадров центр.аппарата,   — отдела кадров органов юстиции,  — отдела кадров службы подразделений суд.приставов,   — отдела проф.подготовки и кадров,   — отдела статистики анализа и учета кадров;   13) Департамент делопроизводства.   14) Финансово-эконом.департамент;   15) Главное управление исполнения наказаний;   16) Организационно-контрольное управление, которое состоит  из 5 отделов:   — отдела обработки документов,   — отдела по защите гос.тайны,   — отдела планирования, организации и контроля,   — отдела писем и приема граждан,  — отдела информационных технологий производства;   17) Управление по  контролю за соблюдением законности и  прав  человека  в  деят-сти  учреждений  и  органов  уголовно- исполн.системы;   18) Управление законод-ва субъектов РФи Фед-ого регистра;   19) Управление судебно-эксперт.учреждений;   20) Рос.Фед-ный Центр суд.экспертизы;   21) Иные структурные подразделения.   Не  являются  структурными  подразделениями  Минюста РФ, однако находятся при нем и соответственно являются  учреждениями (организациями) Минюста РФ также:   — Гос.учреждение Гос.регистрационная палата при Минюсте РФ;   — Научный центр прав.информации;   — Главный информационно-аналитический центр при Минюсте РФ;   — Рос.прав.академия;   — Международ.юр.институт.

45.   Конституционный суд.

Конституционный Суд РФ - это орган суд.власти, предназначенный для прав.охраны Конст-ции России. По своему значению Конст-ный Суд РФ относится к высшим органам суд.власти. Но в отличие от Верх.Суда РФ и Высшего Арбитраж.Суда РФ Конст-ный Суд РФ не возглавляет систему конст-ных судов. Какими-либо полномочиями по отношению к конст-ным (уголов.) судам субъектов РФ он не обладает. Конст-ный Суд РФ осущ-яет суд.власть посредством конст-ного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деят-сти Конст-ного Суда РФ определяется Конституцией РФ (ст. 125, 128) и ФКЗ РФ «О Конст-ном Суде РФ».

Задачами, стоящими перед Конституционным Судом РФ, являются защита основ конст-ного строя, основных прав и свобод человека, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Полномочия Конст-ного Суда РФ:1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ ФЗов, нормативных актов Президента РФ, Совета Фед-ции, Гос. Думы, Пра-ва РФ; конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ, договоров между органами гос.власти субъектов РФ; не вступивших в силу международ.договоров РФ;

2) разрешение споров о компетенции между фед-ыми органами гос.власти; между высшими гос.органами субъектов РФ; между органами гос.власти РФ и органами гос.власти субъектов РФ;

3) проверка конст-ности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае, осущ-яемая по жалобам на нарушение конст-ных прав и свобод граждан и по запросам судов;

4) толкование Конституции РФ;

5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конст-ный Суд РФ по вопросам своего ведения обладает правом законод-ной инициативы. Для того, чтобы Конст-ный Суд РФ не превратился в орудие "полит.игр", в законе четко определено, что он решает только вопросы права. Конст-ный Суд при осущ-нии конст-ого судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию др. судов и иных органов. Конст-ный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Фед-ции по представлению Президента РФ,сроком на 12 лет,причем назначение судьи на 2й срок не допускается. Судьи Конст-ного Суда РФ независимы, несменяемы и обладают равными правами при осущ-нии конст-ного судопроизводства. Полномочия же самого Конст-ного Суда РФ определенным сроком не ограничены. Конст-ный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя 9 и 10 судей. Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более 3 лет подряд. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Председатель и заместитель Председателя Конст-ного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты. Большинство дел рассматриваются на заседаниях палат. Кроме того, Конст-ный Суд РФ рассматривает дела и на пленарных заседаниях, в которых принимают участие все судьи Конст-ного Суда РФ. На пленарном заседании м/б рассмотрен любой вопрос, входящий в компетенцию Конст-ного Суда РФ. Только на пленарном заседании Конст-ный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ, дает толкование Конституции РФ, принимает послания Конст-ного Суда РФ, дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос.измене или совершении иного тяжкого преступления, решает вопрос о выступлении с законод-ной инициативой. На пленарных заседаниях решаются и организационные вопросы: выборы Председателя, его заместителя, формирование составов палат, устанавливается очередность рассмотрения дел в пленарном заседании и распределение дел между палатами. На пленарном заседании принимается решение о приостановлении или прекращении полномочий судьи. Организация работы в Конст-ном Суде РФ возлагается на Председателя Конст-ного Суда РФ, его заместителя и судью-секретаря. Председатель Конст-ного Суда РФ руководит подготовкой пленарных заседаний Конст-ного Суда РФ, созывает их и председательствует на них, вносит на обсуждение Конст-ного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарном заседании и заседании палат, осущ-яет общее руководство аппаратом Конст-ного Суда РФ в отношениях с гос-ными, общественными организациями, выступает по поручению Конст-ного Суда РФ от его имени. Заместитель Председателя осущ-яет по его уполномочию отдельные функции, предоставленные Председателю Конст-ного Суда РФ законом, а в тех случаях, когда Председатель не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняет его обязанности. Судья-секретарь Конст-ного Суда РФ осущ-яет непосредственное руководство аппаратом Конст-ного Суда РФ, организует подготовку и проведение заседаний Конст-ного Суда РФ, доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конст-ным Судом РФ, и информирует Конст-ный Суд РФ об их исполнении, организует информационное обеспечение судей Конст-ного Суда РФ. Конст-ное судопроизводство осущ-ется в соответствии с принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности и непрерывности, равноправия и состязательности сторон, национального языка судопроизводства. Судьи Конст-ного Суда РФ независимы и руководствуются при принятии решений только Конституцией РФ и Законом "О Конст-ном Суде РФ". Судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было гос-ных или общественных органов, полит.партий и движений, социальных групп. Решения принимаются в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к изучению или рассматриваемым Конст-ным Судом РФ. Вмешательство в деят-сть Конст-ного Суда РФ влечет предусмотренную законом ответственность. Рассмотрение дел и вопросов, принятие по ним решений осущ-ется только коллегиально. Конст-ный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а при заседании палаты - при наличии не менее трех четвертей ее состава. Заседания Конст-ного Суда РФ проводятся открыто. Закрытое суд.заседание проводится, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения Конст-ного Суда РФ всегда провозглашаются публично. Разбирательство в заседаниях Конст-ного Суда РФ происходит устно. В ходе рассмотрения дел заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы. Заседания проводятся непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству. Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности. Производство в Конст-ном Суде РФ ведется на русском языке. Всем лицам, не владеющим русским языком, предоставляется право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. По итогам рассмотрения дел Конст-ный Суд РФ принимает постановления, заключения и определения. Все решения принимаются в закрытом совещании.

Постановление - это решение Конст-ного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ фед-ных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Фед-ии, Гос.Думы, Правительства РФ, по жалобам на нарушение конст-ных прав и свобод и других, перечисленных в п. 1, 2, 3, 4 ч. I ст. 3 Закона "О Конст-ном Суде РФ". Постановления выносятся именем РФ.

Заключение - итоговое решение Конст-ного Суда РФ по существу вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Все иные решения Конст-ного Суда РФ именуются определениями.

Постановления и заключения Конст-ного Суда РФ не позднее чем и двухнедельный срок направляются судьям Конст-ного Суда РФ, Президенту РФ, Совету Фед-ии, Гос.Думе, Прав-тву РФ, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитраж.Суду РФ, Ген.прокурору РФ, министру юстиции РФ. Они должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях органов гос.власти РФ, субъектов РФ, которых касается это решение, а также в "Вестнике Конст-ного Суда РФ". Решения Конст-ного Суда РФ окончательны и обжалованию не подлежат, вступают в законную силу немедленно после провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконст-ными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международ.договоры не подлежат введению в действие. Решения судов, основанные на актах, признанных неконст-ными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных фед-ным законом случаях. Решения Конст-ного Суда РФ подлежат исполнению немедленно после опубликования либо вручения их официального текста, если специально не оговорены иные сроки, на всей территории РФ; их неисполнение, ненадлежащее исполнение или воспрепятствование исполнению влечет ответственность, установленную ФЗ.

46.   Служба судебных приставов (законодательство, задачи, полномочия).

В МинюстеРФ создана и действует служба суд.приставов, целью которой является обеспечение соблюдения порядка в суд.заседаниях, исполнения суд.решении. Служба суд.приставов призвана заменить ныне пока еще действующих при район.судах суд.исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема суд.деят-сти и, соответственно, суд.решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной. Служба суд.приставов организуется и действует в соответствии с ФЗи "О суд.приставах" и "Об исполн.производстве". В состав этой службы входят:

- департамент суд.приставов Минюста РФ;

- служба суд.приставов Управления воен.судов Минюста РФ;

- службы суд.приставов органов юстиции субъектов РФ;

- районные, межрайонные подразделения суд.приставов.

Возглавляет службу суд.приставов Главный суд.пристав РФ, являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения суд.приставов, назначает и освобождает от должности суд.приставов, проводит их аттестацию.Департамент суд.приставов возглавляет заместитель Главного суд.пристава, а службу суд.приставов Управления воен.судов - Главный воен.пристав. Службы суд.приставов органов юстиции субъектов РФ возглавляют главные суд.приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соответствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов - старшие суд.приставы.В зависимости от выполняемых обязанностей суд.приставы делятся на:

- приставов, обеспечивающих установленный порядок деят-сти судов;

- приставов, исполняющих суд.акты и акты др. органов.

Суд.приставы, обеспечивающие установленный порядок деят-сти судов, обязаны обеспечить в судах безопасность судей, заседателей, участников процесса и свидетелей; выполнение распоряжений председательствующего в суд.заседании, связанных с соблюдением порядка в суде; исполнение решения суда о применении к подсудимому и др. гражданам предусмотренных законом мер процесс.принуждения; обеспечение охраны залов суд.заседаний, совещательных комнат в рабочее время. Для осущ-ения этих обязанностей суд.приставы вправе применять физ-кую силу, оружие и спец.средства в порядке, предусмотренном законом, а также обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск.

Суд.пристав, исполняющий суд.акты, обязан обеспечить полное и правильное исполнение исполн.документов. В связи с этим он вправе проводить у работодателя проверку исполнения исполн.документов на работающих у него должников, входить в хранилища и др. помещения, принадлежащие должникам, и осматривать их, давать гражданам, организациям, участвующим в исполн.производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполн.действий, изымать и реализовывать имущество должника, налагать арест на денеж.вклады, объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка. Если суд.требование не ясно, то суд.пристав вправе просить суд разъяснить его.

Суд.приставом м/б гражданин РФ, достигший 20- летнего возраста, имеющий определенный уровень образования (не ниже среднего общего), способный по своим деловым и личным качествам, состоянию здоровья исполнять налагаемые на него должностные обязанности. Суд.приставы носят установленную форму одежды, их требования при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц. Суд.приставы подлежат обязательному гос-ному страхованию. В случае их смерти или увечья при исполнении служебных обязанностей выплачивается денеж.компенсация. Суд.приставы пользуются правом бесплатного проезда и рядом др. льгот.Надзор за точным и неуклонным исполнением законов суд.приставами осущ-яет прокуратура.Контроль за действиями приставов осущ-яет суд, направивший приставу исполн.документы, или суд, в котором пристав обеспечивает порядок. Ведомственный контроль за деят-тью суд.приставов осущ-ется министром юстиции РФ, начальниками органов юстиции субъектов РФ, а также вышестоящими подразделениями службы суд.приставов.

Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”