Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 10:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине “Правоохранительные органы”.
54. Органы судейского сообщества.
В последнее время все заметнее становится голос судейского сообщества, в лице составляющих таковое судей фед-ных и иных судов РФ, наделенных в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, а в случаях, ими предусмотренных, и законами субъектов РФ, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на проф.основе. Органы судейского сообщества формируются для выражения интересов судей как носителей суд.власти. Высшим органом судейского сообщества при этом является Всерос-кий съезд судей. Кроме того, органами судейского сообщества являются: — Совет судей РФ; — конференции судей субъектов РФ; — советы судей субъектов РФ; — общие собрания судей судов; — Высшая квалиф-ная коллегия судей РФ; — квалиф-ные коллегии судей субъектов РФ. Органы судейского сообщества создаются для: 1) содействия в совершенствовании суд.системы и судопроизводства; 2) защиты прав и законных интересов судей; 3) участия в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении суд.деят-сти; 4) утверждения авторитета суд.власти, обеспечения выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики. Порядок формирования и деят-сти органов судейского сообщества определяется ФЗ от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ». Органы судейского сообщества принимают решения, а также обращения (запросы) к гос-ным органам, общественным объединениям и должностным лицам, подлежащие рассмотрению в месячный срок. Всероссийский съезд судей — высший орган судейского сообщества, созываемый по решению Совета судей РФ. В съезде принимают участие делегаты от различных ветвей суд.власти, которые избираются по следующим нормам представительства: — от судей Конст-ного Суда РФ, Верх.Суда РФ и Высшего Арбитраж.Суда РФ — по 10 судей; — от судей каждого фед-ного арбитраж.суда округа — по 2 судьи; — от судей каждого верх.суда республики, краевого, област.суда, суда города фед-ого значения, суда автономной области и суда автономного округа — по 1 судье, а также дополнительно по одному судье от каждых 50 судей каждого верх.суда республики, краевого, областного суда, суда города фед-ого значения, суда автономной области и суда автономного округа; — от судей каждого арбитраж.суда субъекта РФ — по 1 судье, а также дополнительно по 1 судье от каждых 30 судей каждого арбитраж.суда субъекта РФ; — от судей каждого окружного (флотского) воен.суда — по 2 судьи; — от судей гарнизонных воен.судов — по 1 судье от каждого субъекта РФ, на территории которого действуют гарнизонные воен.суды; — от судей район.судов — по 1 судье от каждого субъекта РФ, а также дополнительно по 1 судье от каждых 100 судей район.судов, действующих на территории субъекта РФ; — от мир.судей — по 1 судье от каждого субъекта РФ; — от судей каждого конст-ного ( уставного) суда субъекта РФ — по 1 судье. Делегаты на съезд избираются на общих собраниях судей в Конст-ном Суде РФ, Верх.Суде РФ, Высшем Арбитраж.Суде РФ, фед-ных арбитраж.судах округов, окружных (флотских) воен.судах, а также на конференциях судей субъектов РФ. Созывается съезд Советом судей РФ 1 раз в 4 года. М/б созван внеочередной съезд. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов. В этом случае он: 1) принимает решения по всем вопросам, относящимся к деят-сти судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалиф-ных коллегий судей, 2) формирует Совет судей РФ и Высшую квалиф-ную коллегию судей РФ; 3) правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деят-сть судейского сообщества; 4) утверждает регламент работы Всерос-ого съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей РФ; 5) правомочен давать согласие либо отказать в даче согласия на уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финанс-ание судов в текущем финанс.году или подлежащих выделению на очередной финанс.год (ч. 5 ст. 33 ФКЗ «О суд.системе РФ»); 6) заслушивает ежегодный отчет от Ген.директора Суд.департамента при Верх.Суде РФ об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении суд.деят-сти (п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О Суд.департаменте при Верх.суде РФ»). Совет судей РФ избирается Всерос-ким съездом судей из числа судей из числа судей фед-ных судов, а также судей судов субъектов РФ. В Совете судей РФ тайным голосованием делегатами съезда из своего состава на раздельных собраниях делегатов выбирают: — от судей Конст-ного Суда РФ, Верх.Суда РФ, Высшего Арбитраж.Суда РФ — по 2 судьи; — от судей фед-ных арбитраж.судов округов — 3 судьи; — от судей верх.судов республик, краевых, област.судов, судов городов фед-ого значения, суда автономной области и судов автономных округов — 5 судей; — от судей арбитраж.судов субъектов РФ — 8 судей; — от судей окружных (флотских) воен.судов — 2 судьи; — от судей гарнизонных воен.судов — 3 судьи; — от судей район.судов — 8 судей; — от мир.судей — 5 судей; — от судей конст-ных ( уставных) судов субъектов РФ — 3 судьи; — от каждого субъекта РФ — по 1 судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта РФ. Из своего состава Совет судей РФ избирает председателя, его заместителей и президиум Совета судей РФ. В состав Президиума Совета судей РФ входят по должности председатель Совета судей РФ и его заместители. Совет судей РФ: 1) созывает Всерос-кий съезд судей; 2) утверждает нормы представительства на Всерос-кий съезд судей и порядок избрания делегатов; 3) участвует в согласовании с Ген.директором Суд.департамента при Верх.Суде РФ представляемых в Прав-тво РФ предложений о финанс-нии судов, мир.судей и квалиф-ных коллегий судей на очередной финансовый год (ч. 2 ст. 5 ФЗ «О Суд.департаменте при Верх.суде РФ»); 4) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Ген.директора Суд.департамента при Верх.Суде РФ; 5) заслушивает отчеты Ген.директора Суд.департамента при Верх.Суде РФ об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении суд.деятельности; 6) выдвигает представителей для участия в коллегии Суд.департамента при Верх.Суде РФ (ч. 2 ст. 11 ФЗ «О Суд.департаменте при Верх.суде РФ»); 7) утверждает типовые правила внутреннего распорядка судов (п. 1.4 Инструкции по суд.делопроизводству в район.суде); 8) дает согласие на уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финанс-ние судов РФ в текущем финанс.году или подлежащих выделению на очередной финанс.год, не более чем на 5 процентов (ч. 2 ст. 2 ФЗ «О финанс-нии судов РФ»); 9) избирает в период между Всерос-ими съездами судей в состав Высшей квалиф-ной коллегии судей РФ ее новых членов вместо выбывших; 10) изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества; разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деят-сти; 11) определяет порядок участия судей гарнизонных воен.судов, действующих за пределами РФ, в работе органов судейского сообщества субъектов РФ; 12) в пределах своей компетенции осущ-яет прямые связи с органами судейского сообщества и проф.объединениями (ассоциациями) судей др. гос-тв, с междунар-ыми юр.организациями, а также со средствами массовой информации. 13) осущ-яет иные полномочия, отнесенные к его ведению фед-ыми законами. Представители Совета судей РФ вправе участвовать в обсуждении проекта ФЗ о фед-ом бюджете в Фед-ном Собрании РФ. Конференции судей субъектов РФ — это собрания судей, представляющих судей верх.судов республик, краевых, област.судов, судов городов фед-ого значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитраж.судов субъектов РФ, конст-ных (уставных) судов субъектов РФ, а также мир.судей, судей район.судов и гарнизонных воен.судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ, созываемые по нормам, устанавливаемым предшествующей конференцией судей. Созываются они советом судей соответствующего субъекта РФ по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 года. Конференции судей субъектов РФ правомочны: 1) принимать решения: — об избирании делегатов на Всерос-ий съезд судей; —о созыве внеочередного Всерос-ого съезда судей; — об избирании советов судей субъектов РФ; — о досрочном прекращении полномочий членов советов судей; — об избирании судей в состав квалиф-ной коллегии судей субъекта РФ и о порядке принятия данного решения; — о досрочном прекращении полномочий членов квалиф-ной коллегии судей из числа судей; — об избирании председателя квалиф-ной коллегии судей и его заместителя (заместителей) из числа членов коллегии; — принимать иные решения по всем вопросам, относящимся к деят-сти судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалиф-ных коллегий судей; 2) утверждать: — документы, определяющие порядок избрания делегатов следующую конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов; — регламент работы конференций судей и регламенты проведения заседаний советов судей субъектов РФ; — иные акты, регулирующие деят-сть органов судейского сообщества в субъектах РФ. Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта РФ. Решения принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений. Совет судей является выборным органом судейского сообщества, избираемым конференцией судей в количестве и порядке, определяемыми конференцией судей в соответствии с их регламентом с учетом необходимости представительства в нем судей соответственно от верх.судов республик, краевых, област.судов, судов городов фед-ого значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитраж.судов субъектов РФ, конст-ных ( уставных) судов субъектов РФ, а также от мир.судей, судей район.судов и гарнизонных воен.судов, действующих на территориях соответствующих субъектов РФ. Советы судей субъектов РФ: 1) рассматривают в период между конференциями судей субъектов РФ все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалиф- ных коллегий судей субъектов РФ и заслушивания их отчетов; 2) созывают конференции судей субъектов РФ; 3) избирают судей в состав квалиф-ных коллегий судей соответствующих субъектов РФ вместо выбывших в период между конференциями судей; 4) в период между конференциями судей принимает решение о досрочном прекращении полномочий членов квалиф-ной коллегии судей из числа судей; 5) дает согласие на назначение на должность начальника управления (отдела) Суд.департамента при Верх.Суде РФ (ч. 1 ст. 15 ФЗ «О Суд.департаменте при Верх.суде РФ»); 6) ежегодно заслушивают отчеты начальника управления (отдела) Суд.департамента при Верх.Суде РФ (ч. 2 ст. 13, п. 6 ч. 1 ст. 16 ФЗ «О Суд.департаменте при Верх.суде РФ»); 7) периодически обмениваются информацией о своей деят-сти с квалиф-ной коллегией судей; 8) информируют о своей деят-сти Совет судей РФ; 9) запрашивают у гос-ных органов, общественных объединений и должностных лиц и получают от них сведения и документы, необходимые для их деятельности. Квалиф-ная коллегия судей является органом судейского сообщества, обеспечивающим реализацию законодательства о статусе судей. В РФ действуют: — Высшая квалиф-ная коллегия судей РФ; — квалиф-ные коллегии судей субъектов РФ. Формируются квалиф-ные коллегии судей из числа судей фед-ных судов, судей судов субъектов РФ, представителей общественности, представителей През-нта РФ. Высшая квалиф-ная коллегия судей РФ состоит из 29 членов коллегии, которые избираются по следующим нормам представительства: — от судей Верх.Суда РФ — 2 судьи; — от судей Высшего Арбитраж.Суда РФ — 2 судьи; — от судей фед-ных арбитраж.судов округов — 3 судьи; — от судей верх.судов республик, краевых, област.судов, судов городов фед-ого значения, суда автономной области и судов автономных округов — 4 судьи; — от судей арбитраж.судов субъектов РФ — 4 судьи; — от судей окружных (флотских) воен.судов — 3 судьи. — 10 членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Фед-ии Фед-ого Собрания РФ. — 1 член коллегии — представитель През-та РФ назначается През-ом РФ. Квалиф-ная коллегия судей субъекта РФ формируется по несколько иным нормам представительства: — от судей верх.суда республики, краевого, областн.суда, суда города фед-ого значения, суда автономной области и суда автономного округа — 2 судьи; — от судей арбитраж.суда субъекта РФ — 5 судей; — от судей гарнизонных воен.судов — 1 судья; — от судей район.судов — 3 судьи; — от судей конст-ного (уставного) суда субъекта РФ — 1 судья; — от мир.судей — 1 судья; — 7 представителей общественности; — один представитель През-нта РФ. Несколько отличных от вышеуказанных нормы представительства в квалиф-ных коллегиях судей субъектов РФ где общая численность судей фед-ных судов составляет число менее 30, а также если в субъекте РФ не образованы верх.суд республики, краевой, област.суд, суд города фед-ого значения, суд автономной области, суд автономного округа, арбитраж.суд субъекта РФ, конст-ный (уставной) суд субъекта РФ, не действуют мир.судьи, отсутствуют гарнизонные воен.суды. Законом предусмотрены и иные особенности представительства судей в отдельных квалиф-ных коллегиях судей субъектов РФ. В состав квалиф-ной коллегии судей субъекта РФ судьи избираются тайным голосованием на конференции судей, а в период между конференциями — советом судей субъекта РФ. Представители общественности в квалиф-ной коллегии судей субъекта РФ назначаются законодательным (представительным) органом гос-ной власти субъекта РФ в порядке, определяемом законами и иными нормативными прав.актами субъекта РФ. Представитель През-та РФ назначается последним. Членами квалиф-ных коллегий судей не м/б: — председатели судов и их заместители; — судья — член совет судей того же уровня; — судья — член Высшей квалиф-ной коллегии судей РФ. Высшая квалиф-ная коллегия судей РФ: 1) рассматривает заявления кандидатов на должности Председателя Верх.Суда РФ, Председателя Высшего Арбитраж.Суда РФ, их заместителей и представляет Президенту РФ свои заключения; 2) рассматривает заявления кандидатов на должности председателей, заместителей председателей др. фед-ных судов (за исключением район.судов), а также судей Верх.Суда РФ, Высшего Арбитраж.Суда РФ, фед-ных арбитраж.судов округов, окружных (флотских) воен.судов и представляет соответственно Председателю Верх.Суда РФ и Председателю Высшего Арбитраж.Суда РФ свои заключения; 3) объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей фед-ных судов (за исключением район.судов), а также судей Верх.Суда РФ, Высшего Арбитраж.Суда РФ, фед-ых арбитраж.судов округов, окружных (флотских) воен.судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; 4) приостанавливает, возобновляет либо прекращает полномочия, а также прекращает отставку председателей, заместителей председателей фед-ных судов (за исключением район.судов), судей Верх.Суда РФ, Высшего Арбитраж.Суда РФ, фед-ных арбитраж.судов округов, окружных (флотских) воен.судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалиф-ной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалиф-ных коллегий судей субъектов РФ; 5) осущ-яет квалиф-ную аттестацию председателей, заместителей председателей фед-ных судов (за исключением Верх.Суда РФ, Высшего Арбитраж.Суда РФ и район.судов), а также судей Верх.Суда РФ, Высшего Арбитраж.Суда РФ, фед-ных арбитраж.судов округов и окружных (флотских) воен.судов; 6) дает заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей Верх.Суда РФ, Высшего Арбитраж.Суда РФ, фед-ных арбитраж.судов округов и окружных (флотских) воен.судов; 7) присваивает судьям первый и высший квалиф-ные классы; 8) налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей фед-ных судов ( за исключением район.судов), а также на судей Верх.Суда РФ, Высшего Арбитраж.Суда РФ, фед-ных арбитраж.судов округов и окружных (флотских) воен.судов за совершение ими дисциплинарного проступка; 9) утверждает положение о порядке работы квалиф-ных коллегий судей; 10) рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции квалиф-ных коллегий судей субъектов РФ, в случае невозможности их разрешения этими коллегиями; 11) знакомится с работой квалиф-ных коллегий судей субъектов РФ, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деят-сти указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалиф-ных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий; 12) принимает решения о представлении судей к награждению гос-ыми наградами РФ и присвоении им почетных званий РФ; 13) запрашивают у гос-ных органов, общественных объединений и должностных лиц и получают от них сведения и документы, необходимые для их деят-сти; 14) осущ-яет иные полномочия, предусмотренные ФКЗми и ФЗми. Квалиф-ные коллегии судей субъектов РФ: 1) рассматривают заявления лиц, претендующих на соответствующую должность судьи, и с учетом результатов квалиф-ного экзамена дают заключения о рекомендации данных лиц на должность судьи либо об отказе в такой рекомендации; 2) утверждают состав экзамен-ных комиссий по приему квалиф-ного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда; 3) объявляют в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей район.судов, а также судей соответствующих фед-ых судов с указанием времени и места приема и рассмотрения документов; 4) организуют проверку достоверности биографических и иных сведений, представленных кандидатами на вакантные должности; 5) приостанавливают, возобновляют либо прекращают полномочия, а также прекращают отставку судей соответствующих фед-ных судов ( за исключением председателей, заместителей председателей фед-ных судов, судей Верх.Суда РФ, Высшего Арбитраж.Суда РФ, фед-ных арбитраж.судов округов, окружных (флотских) воен.судов, членов Совета судей РФ и Высшей квалиф-ной коллегии судей РФ, председателей советов судей и квалиф-ных коллегий судей субъектов РФ), в том числе председателей и заместителей председателей район.судов, членов соответствующих советов судей и квалиф-ных коллегий судей субъектов РФ; 6) осущ-яют квалиф-ную аттестацию судей соответствующих судов, а также мир.судей, председателей и заместителей председателей район.судов; присваивают судьям соответствующих судов, а также мир.судьям, председателям и заместителям председателей район.судов квалиф-ные классы (за исключением первого и высшего); 7) дают заключения о возможности привлечения судей, пребывающих в отставке, к исполнению обязанностей судей соответствующих фед-ных судов, а также председателей и заместителей председателей район.судов; 8) налагают дисциплинарные взыскания на судей соответствующих судов (в том числе на председателей и заместителей председателей район.судов) за совершение ими дисциплинарного проступка; 9) пересматривают ранее принятое решение по вновь открывшимся обстоятельствам; Помимо районных судов.10) запрашивают у гос-ных органов, общественных объединений и должностных лиц и получают от них сведения и документы, необходимые для их деят-сти; 11) осущ-яют иные полномочия в соответствии с ФКЗми и ФЗми. Квалиф-ные коллегии судей субъектов РФ рассматривают вопросы, отнесенные к их компетенции ФКЗми, ФЗми, и принимают мотивированные решения в отношении судей верх.судов республик, краевых, област.судов, судов городов фед-ого значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитраж.судов субъектов РФ, мир.судей, судей район.судов (в том числе председателей и заместителей председателей район.судов), гарнизонных воен.судов, действующих на территории соответствующего субъекта РФ, а в случаях, предусмотренных нормативными прав.актами субъектов РФ, — в отношении судей конст-ных (уставных) судов субъектов РФ.
55. Профессиональные объединения адвокатов. Руководящие органы коллегии адвокатов.
Адвокатура — это профессиональное сообщество адвокатов, не входящее в систему органов гос-ной власти и местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов: 1) законности, 2) независимости, 3) самоуправления, 4) корпоративности, 5) равноправия адвокатов. Органы гос-ной власти обязаны обеспечивать гарантии независимости адвокатуры, осущ-ять финанс-ние деят-сти адвокатов, оказывающих юр.помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделять адвокатским образованьям служебные помещения и средства связи. Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конст-ией РФ. Система адвокатуры включает в себя три звена: 1) первое — юр.консультация (адвокат.кабинет, коллегия адвокатов или адвокатское бюро); 2) второе — адвокатская палата субъекта РФ; 3) третье — Федеральная палата адвокатов РФ. Фед-ная палата адвокатов РФ (ФПА) — это общероссийская негос-ная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокат.палат субъектов РФ. Она занимается представительством и защитой интересов адвокатов в органах гос-ной власти, органах местного самоуправления, координацией деят-сти адвокат.палат, обеспечением высокого уровня оказываемой адвокатами юр.помощи. ФПА является юр.лицом, имеет смету, расчетный и др. счета в банках, печать, штампы и бланки со своим наименованием. Решения ФПА и ее органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех адвокат.палат и адвокатов. Образуется Всерос-ким съездом адвокатов. Образование др. организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям ФПА, законом запрещено. Всерос-кий съезд адвокатов — это высший орган ФПА. Созывается он не реже 1 раза в 2 года. Считается правомочным, если в работе съезда принимают участие не менее двух третей делегатов. Полномочия Всерос-ого съезд адвокатов: 1) принятие устава ФПА; 2) принятие кодекса проф.этики адвоката; 3) утверждение единой нормы представительства от адвокат.палат на Всерос-кий съезд адвокатов; 4) формирование состава совета ФПА и принятие решения о досрочном прекращении полномочий его членов; 5) определение размера отчислений адвокат.палат на общие нужды ФПА, исходя из численности адвокат.палат; 6) утверждение сметы расходов на содержание ФПА; 7) утверждение отчетов совета ФПА, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание ФПА; 8) избирание ревизионной комиссии ФПА и утверждение отчета названной комиссии о результатах финансово-хозяйственной деят-сти совета ФПА; 9) утверждение регламента Всерос-кого съезда адвокатов и совета ФПА; 10) утверждение штатного расписания аппарата ФПА; 11) определение места нахождения совета ФПА; 12) осущ-ние иных функций, предусмотренных уставом ФПА. Исполнительным органом ФПА является Совет ФПА, который: 1) избирает из своего состава президента ФПА сроком на 4 года и по его представлению 3 вице-президентов ФПА сроком на 2 года, определяет полномочия президента и вице-президентов; 2) представляет ФПА в органах гос.власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях в РФ и за рубежом; 3) координирует деят-сть адвокат.палат; 4) содействует повышению проф.уровня адвокатов, разрабатывает единую методику проф.подготовки и переподготовки адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов; 5) защищает социальные и проф.права адвокатов; 6) участвует в проведении экспертиз проектов ФЗов по вопросам, относящимся к адвокат.деят-сти; 7) организует информационное обеспечение адвокатов; 8) обобщает дисциплинарную практику, сущ-щую в адвокат.палатах, и разрабатывает в связи с этим необходимые рекомендации; 9) занимается метод.деят-стью; 10) созывает не реже 1 раза в 2 года Всерос-кий съезд адвокатов, формирует его повестку дня; 11) распоряжается имуществом ФПА в соответствии со сметой и с назначением имущества; 12) осущ-яет иные функции, предусмотренные уставом ФПА. Это коллегиальный орган, который избирается Всерос-ким съездом адвокатов тайным голосованием в количестве 36 человек. Всерос-кий съезд адвокатов обновляет состав совета ФПА 1 раз в 2 года не менее чем на одну треть. Полномочия Совет Федеральной палаты м/б прекращены досрочно. Это происходит по требованию не менее чем одной трети адвокат.палат субъектов РФ. Содержанием данного требования является запрос о созыве внеочередного Всерос-ого съезда адвокатов с соответствующей повесткой дня. Всерос-кий съезд адвокатов вправе прекратить досрочно полномочия Совета Фед-ной палаты в случае неисполнения последним требований ФЗ «Об адвокат.деят-сти и адвокатуре в РФ». Заседания совета ФПА созываются президентом ФПА по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца. Решения на заседаниях принимаются простым большинством голосов, но только, если на заседании присутствуют не менее двух третей членов совета ФПА. Возглавляет Совет Фед-ной палаты президент ФПА. Он вправе: 1) представлять ФПА в отношениях с органами гос.власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физ-ими лицами; 2) действовать от имени ФПА без доверенности; 3) выдавать доверенности на представление ФПА в отношениях с органами гос.власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физ-ими лицами и др.; 4) заключать сделки от имени ФПА; 5) распоряжаться имуществом ФПА по решению совета ФПА в соответствии со сметой и с назначением имущества; 6) осущ-ять прием на работу и увольнение с работы работников аппарата ФПА; 7) созывать заседания совета ФПА; 8) обеспечивать исполнение решений совета ФПА и решений Всерос-ого съезда адвокатов; 9) совмещать работу в совете ФПА с адвокат.деят-тью, получая при этом вознаграждение за работу в совете ФПА в размере, определяемом Всерос-ким съездом адвокатов. Адвокатская палата — это образованная учредительным собранием (конференцией) адвокатов негос-ная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ, созданная в целях обеспечения оказания квалиф-ной юр.помощи, ее доступности для населения на всей территории конкретного субъекта РФ, организации юр.помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах гос.власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за проф.подготовкой лиц, допускаемых к осущ-нию адвокат.деят-сти, и соблюдением адвокатами кодекса проф.этики адвоката. Адвокатской и предприним.деят-тью адвокат.палата заниматься не имеет права. Принятые в пределах компетенции решения адвокат.палаты (органов адвокат.палаты) обязательны для всех членов адвокат.палаты. Адвокат.палата не отвечает по обязательствам адвокатов, а адвокаты — по обязательствам адвокат.палаты. Адвокат.палата является юр.лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого она образована, открывает расчетный и др. счета в банках. На территории субъекта РФ образуется и действует только одна адвокат.палата. Адвокат.палата не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях др. субъектов РФ. Запрещено законом также образование межрегиональных и иных межтерр-ных адвокат.палат. В адвокат.палате создаются совет адвокат.палаты, ревизионная комиссия и квалиф-ная комиссия. Высшим органом адвокат.палаты субъекта РФ является собрание адвокатов. В случае, если численность адвокат.палаты превышает 300 человек, высшим органом адвокат.палаты является конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже 1 раза в год. Они считаются правомочным, если в их работе принимают участие не менее двух третей членов адвокат.палаты (делегатов конференции). Решения собрания (конференции) адвокатов принимаются простым большинством голосов адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции). Полномочия собрания (конференции) адвокатов: 1) формирование совета адвокат.палаты субъекта РФ и принятие решений о досрочном прекращении полномочий членов совета; 2) утверждение порядка определения норм представительства и порядка избрания делегатов на конференцию; 3) избрание ревизионной комиссии и избрание членов квалиф-ной комиссии из числа адвокатов; 4) избрание делегатов на Всерос-кий съезд адвокатов; 5) определение порядка направления адвокатов для работы в юр.консультациях; 6) определение размера обязательных отчислений адвокатов на общие нужды адвокат.палаты; 7) утверждение сметы расходов на содержание адвокат.палаты; 8) утверждение отчета ревизионной комиссии о результатах ревизии финансово-хозяйственной деят-сти палаты; 9) утверждение отчетов совета, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание совета; 10) утверждение регламентов собрания (конференции) адвокатов, совета и ревизионной комиссии; 11) определение места нахождения совета; 12) утверждение штатного расписания аппарата органов адвокат.палаты; 13) установление мер поощрения и видов ответственности адвокатов; 14) принятие иных решений в соответствии с настоящим ФЗ. Исполн.орган адвокатской палаты — совет адвокат.палаты. Это коллегиальный орган, который избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокат.палаты. 1 раз в 2 года собрание (конференция) адвокатов обязано не менее чем на одну треть обновить состав совета. Заседания совета созываются президентом адвокат.палаты по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Они считаются правомочными, если на заседании присутствуют не менее двух третей членов совета. Решения совета принимаются простым большинством голосов участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов адвокат.палаты. Полномочия совета адвокат.палаты: 1) избрание из своего состава президента адвокатской палаты сроком на 4 года и по его представлению 1 или нескольких вице-президентов, определение их полномочий; 2) определение норм представительства на конференцию; 3) обеспечение доступности юр.помощи на всей территории субъекта РФ, в том числе юр. помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ. В этих целях совет: — принимает решения о создании по представлению органов гос.власти субъекта РФ юр.консультаций; — направляет адвокатов для работы в юр.консультациях в соответствии с порядком, определенным собранием (конференцией) адвокатов; — финансирует деят-сть юр.консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов; 4) определение порядка оказания юр.помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголов.процессе по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, и в иных случаях; доводит этот порядок до сведения указанных органов, а также адвокатов и контролирует исполнение его адвокатами; 5) определение порядка выплаты вознаграждения за счет средств адвокат.палаты адвокатам, оказывающим юр. помощь гражданам РФ бесплатно; 6) представительство адвокат.палаты в органах гос.власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и в иных организациях; 7) содействие повышению проф.уровня адвокатов; 8) рассмотрение жалоб на действия (бездействие) адвокатов с учетом заключения квалиф-ной комиссии; 9) защита социальных и проф.прав адвокатов; 10) содействие обеспечению адвокат.образований служебными помещениями; 11) организация информационного обеспечения адвокатов, а также обмена опытом работы между ними; 12) метод.деят-сть; 13) созыв не реже 1 раза в год собрания (конференции) адвокатов, формирование их повестку дня; 14) распоряжение имуществом адвокат.палаты в соответствии со сметой и с назначением имущества; 15) реализация иных полномочий. Причем совет адвокат.палаты не может осущ-ять адвокат.деят-сть от своего имени, а также не должен заниматься предприним-ой деят-тью. Полномочия Совет адвокатской палаты м/б прекращены досрочно. Это происходит по требованию не менее чем одной трети членов адвокат.палаты. Содержанием данного требования является запрос о созыве внеочередного собрания (конференции) адвокатов с соответствующей повесткой дня. Собрание (конференция) адвокатов вправе прекратить досрочно полномочия Совета адвокат.палаты в случае неисполнения последним требований ФЗ «Об адвокат.деят-сти и адвокатуре в РФ». Органом контроля за финансово-хозяйственной деят-тью адвокат.палаты является ревизионная комиссия, которая избирается собранием (конференцией) адвокатов из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта РФ. Ревизионная комиссия осущ-яет контроль за финансово- хозяйственной деят-стью адвокат.палаты и ее органов и отчитывается об итогах своей деят-сти перед собранием (конференцией) адвокатов. Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с адвокат.деят-стью, получая при этом вознаграждение за работу как в ревизионной комиссии (в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов), так и за оказание юр.помощи в качестве адвоката. Приемом квалиф-ных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также рассмотрением жалоб на действия (бездействие) адвокатов занимается квалиф-ная комиссия, которая в количестве 13 членов создается на 2 года. В законе закреплены следующие нормы представительства в квалиф-ную комиссию: 1) от адвокат.палаты — 7 адвокатов, в том числе, президент адвокат.палаты по должности. При этом адвокат — член комиссии должен иметь стаж адвокат.деят-сти не менее 5 лет; 2) от территориального органа юстиции — 2 представителя; 3) от законод-ого (представительного) органа гос.власти субъекта РФ — 2 представителя. При этом представители не м/б депутатами, гос-ыми или муниципальными служащими. Порядок избрания указанных представителей и требования, предъявляемые к ним, определяются законами субъектов РФ; 4) от верх.суда республики, краевого, област.суда, суда города фед-ого значения, суда автономной области и суда автономного округа — 1 судья; 5) от арбитраж.суда субъекта РФ — 1 судья. Председателем квалиф-ной комиссии всегда является президент адвокат.палаты. Именно им по мере необходимости, но не реже 4 раз в год, созываются заседания квалиф-ной комиссии. Последние считаются правомочными, если в заседании присутствуют не менее двух третей членов квалиф-ной комиссии. Решения квалиф-ной комиссии по вопросу о приеме квалиф-ных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, принимаются простым большинством голосов членов квалиф-ной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями. Протокол заседания квалиф-ной комиссии подписывается всеми членами квалиф-ной комиссии независимо от позиции, занятой каждым членом при голосовании. Бюллетени для голосования, тексты письменных ответов на вопросы (тестирование) приобщаются к протоколу и хранятся в документации адвокат.палаты как бланки строгой отчетности в течение 3 лет. Решение квалиф-ной комиссии объявляется претенденту немедленно после голосования. По результатам рассмотрения жалобы квалиф-ной комиссией дается заключение о наличии или об отсутствии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм кодекса проф.этики адвоката, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей. Это решение принимается простым большинством голосов членов квалиф-ной комиссии, участвующих в ее заседании, путем голосования именными бюллетенями. Адвокат и лицо, подавшее жалобу на действия (бездействие) адвоката, имеют право на объективное и справедливое рассмотрение жалобы. Указанные лица вправе привлечь к рассмотрению жалобы адвоката по своему выбору. Протокол заседания квалиф-ной комиссии подписывается всеми членами квалиф-ной комиссии независимо от позиции, занятой каждым членом при голосовании. Адвокаты — члены квалиф-ной комиссии могут совмещать работу в квалиф-ной комиссии с адвокат.деят-стью, получая при этом вознаграждение за работу в квалиф-ной комиссии в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов. Возглавляет совет адвокат.палаты президент адвокатской палаты. Он обладает следующими полномочиями: 1) представляет адвокат.палату в отношениях с органами гос.власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физ-ими лицами; 2) действует от имени адвокат.палаты без доверенности; 3) выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокат.палаты; 4) распоряжается имуществом адвокат.палаты по решению совета в соответствии со сметой и с назначением имущества; 5) осущ-яет прием на работу и увольнение с работы работников аппарата адвокат.палаты; 6) созывает заседания совета; 7) обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов; 8) осущ-яет адвокат.деятельность. В суд.районах образовываются адвокат.образования первого звена. Формами таких образований являются: адвокат.кабинет, коллегия адвокатов, адвокат.бюро и юр.консультация. Адвокат сам избирает форму адвокат.образования, если на территории суд.района общее число адвокатов 2 и более на 1 фед-ого судью. В ином случае создается только одна юр.консультация. Лишь адвокат.кабинет не является юр.лицом. Он учреждается, когда адвокат осущ-яет свою деят-ость индивидуально. Два и более адвоката могут учредить коллегию адвокатов, адвокат.бюро. Адвокат.кабинет учреждается следующим образом. Адвокат принимает решение осущ-ять адвокат.деят-ость индивидуально и использовать для размещения адвокат.кабинета принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение или с согласия членов его семьи принадлежащие им жилое помещение. Для размещения адвокат.кабинета адвокатом также м/б использованы жилые помещения, занимаемые им и членами его семьи по договору найма. Однако таковое может иметь место лишь с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом. Далее им направляется заказным письмом уведомление в совет адвокат.палаты об учреждении адвокат.кабинета. В уведомлении отражает сведения о себе, место нахождения адвокат.кабинета, порядок осущ-ния им телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи с советом адвокат.палаты. После этого адвокат открывает счета в банках в соответствии с законод-вом, заказывает изготовление печати, штампа и бланков с адресом и наименованием адвокат.кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокат.кабинет. Соглашения об оказании юр.помощи в адвокат.кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокат.кабинета.Следующей формой адвокат.образования является коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов — это некоммерческая организация, основанная на членстве и действующая на основании устава и учредительного договора. Она может создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного гос-тва, если это предусмотрено законод-вом данного иностранного гос-тва. Коллегия адвокатов учреждается следующим образом. Два или большее количество адвокатов, сведения о которых внесены только в один региональный реестр, принимают решение осущ-ять адвокат.деят-сть совместно. После чего они утверждают устав коллегии адвокатов и заключают между собой учредительный договор. В этом договоре они определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деят-сти, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава. Устав коллегии адвокатов в свою очередь должен содержать следующие сведения: 1) наименование коллегии адвокатов; 2) место нахождения коллегии адвокатов; 3) предмет и цели деят-сти коллегии адвокатов; 4) источники образования имущества коллегии адвокатов и направления его использования; 5) порядок управления коллегией адвокатов; 6) сведения о филиалах коллегии адвокатов; 7) порядок реорганизации и ликвидации коллегии адвокатов; 8) порядок внесения в устав изменений и дополнений; 9) иные положения, не противоречащие ФЗ «Об адвокат.деят-сти и адвокатуре в РФ» и иным ФЗам. Учредителями определяется имущество, которое ими будет внесено в коллегию адвокатов в качестве вкладов. Далее учредителями подаются документы о гос.регистрации коллегия адвокатов как юр.лица. После ее регистрации коллегия адвокатов считается учрежденной. Об учреждении коллегии адвокатов учредители обязаны уведомить совет адвокат.палаты заказным письмом. В этом письме сообщаются сведения об учредителях, месте нахождения коллегии адвокатов, порядке осущ-ния телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокат.палаты и коллегией адвокатов. К уведомлению д/б приложены нотариально заверенные копии учредительного договора и устава. Коллегия адвокатов имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законод-вом, заказывает изготовление печати, штампа и бланков с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учреждена коллегия адвокатов. Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного гос-тва, если это предусмотрено законод-вом данного иностранного гос-тва. Адвокаты, осущ-ющие адвокат.деят-ость в филиале коллегии адвокатов, являются членами коллегии адвокатов, создавшей соответствующий филиал. Члены коллегии адвокатов не отвечают по ее обязательствам, коллегия адвокатов не отвечает по обязательствам своих членов. Коллегия адвокатов в соответствии с законодательством РФ является налоговым агентом адвокатов, являющихся ее членами, по доходам, полученным ими в связи с осущ-ием адвокат.деят-сти, а также их представителем по расчетам с доверителями и третьими лицами и др. вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии адвокатов. Соответственно коллегия адвокатов несет предусмотренную законод-вом РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента или представителя. Соглашения об оказании юр.помощи в коллегии адвокатов заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации коллегии адвокатов. Коллегия адвокатов не м/б преобразована в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования коллегии адвокатов в адвокат.бюро. Адвокатское бюро — это некоммерческая организация, основанная на письменном партнерском договоре между его членами. Обычно ведение общих дел адвокат.бюро осущ-ется управляющим партнером. Соглашение об оказании юр.помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера. Адвокат.бюро учреждается следующим образом. Два или большее количество адвокатов принимают решение осущ-ять адвокат.деят-ость совместно. После чего они заключают между собой в простой письменной форме партнерский договор. По этому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юр.помощи от имени всех партнеров. В партнерском договоре указываются: 1) срок действия партнер.договора; 2) порядок принятия партнерами решений; 3) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; 4) иные сущ-ные условия. Учредителями определяется имущество, которое ими будет внесено в адвокат.бюро в качестве вкладов. Далее учредителями подаются документы о гос.регистрации адвокат.бюро как юр.лица. После ее регистрации адвокат.бюро считается учрежденным. Об учреждении адвокат.бюро учредители обязаны уведомить совет адвокат.палаты заказным письмом. В этом письме сообщаются сведения об учредителях, месте нахождения адвокат.бюро, порядке осущ-ния телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокат.палаты и адвокат.бюро. К уведомлению должна быть приложена нотариально заверенная копия партнерского договора. Адвокат.бюро имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках в соответствии с законод-вом, заказывает изготовление печати, штампа и бланков с адресом и наименованием адвокат.бюро, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учреждено адвокат.бюро. По общему правилу ведение общих дел адвокат.бюро осущ-ется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юр.помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей, в которых указываются все ограничения компетенции партнера, заключающего соглашения и сделки с доверителями и третьими лицами. Указанные ограничения обязательно д/б доведены до сведения доверителей и третьих лиц. Партнер.договор м/б прекращен. Законом предусмотрены следующие основания прекращения партнер.договора: 1) истечение срока действия партнер.договора; 2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами; 3) расторжение партнер.договора по требованию одного из партнеров, если партнер.договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами. Особенностью партнер.договора является то обстоятельство, что с момента его прекращения участники договора несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц. Когда же из партнер.договора выходит один из партнеров, он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юр.помощь. Такой бывший участник партнер.договора отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнер.договоре. За прекращением партнер.договора должно следовать заключение адвокатами нового партнер.договора. Если новый партнер.договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнер.договора, то адвокат.бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. Причем с момента прекращения партнер.договора и до момента преобразования адвокат.бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнер.договора адвокаты не могут заключить соглашение об оказании юр.помощи. Адвокат.бюро не м/б преобразовано только в коллегию адвокатов. Юр.консультация — это некоммерческая организация, созданная в форме учреждения. Вопросы создания, реорганизации, преобразования, ликвидации и деят-сти юр.консультации регулируются ГК, ФЗ"О неком- мерческих организациях" и ФЗ «Об адвокат.деят-сти и адвокатуре в РФ». Вопросы, связанные с порядком и условиями материально- тех.обеспечения юр.консультации, выделением служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юр.консультации, а также с оказанием финансовой помощи адвокат.палате для содержания юр.консультации, регулируются законами и иными нормативными прав.актами субъекта РФ. Размер вознаграждения, выплачиваемого адвокат.палатой адвокату, направляемому для работы в юр.консультации, а также смету расходов на содержание юр.консультации ежегодно определяет собрание (конференция) адвокатов.
56. Понятие, цели, задачи и основные направления деятельности органов прокуратуры.
Прокуратура РФ представляет собой единую фед-ную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за исполнением действующих на ее территории законов. О важности деят-сти прокуратуры свидетельствует тот факт, что конст-ные нормы, закрепляющие организацию прокуратуры (ст. 129), следуют непосредственно за нормами, посвященными суд.власти. Прокуратура занимает особое место среди правоохр-ных органов, поскольку не относится ни к законод-ной, ни к исполн-ной, ни к суд.власти. Она является независимым правоохр-ным органом, обеспечивающим соблюдение законности в гос-тве. Организация и деят-сть прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ "О прокуратуре РФ", а также ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ"О прокуратуре РФ". Цели деят-сти прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основное содержание деят-сти прокуратуры составляет прокурор.надзор. Помимо него прокуратура осущ-яет уголов.преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, координацию деят-сти правоохр-ных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деят-сти. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами. Принципами организации и деят-сти прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность. Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Ген.прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Ген.прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурор.системы задачи. Принцип независимости в организации и деят-сти прокуратуры заключается в том, что ее органы осущ-яют свои полномочия независимо от фед-ных органов гос.власти, органов гос.власти субъектов РФ, органов гос.самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами гос.власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не м/б членами общественных объединений, преследующих полит.цели, и принимать участие в их деят-сти. Принцип законности означает, что органы прокуратуры осущ-яют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории РФзаконами. Принцип гласности в организации и деят-сти прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования фед-ных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям ФЗов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о гос-ной и иной специально охраняемой законом тайне. Систему прокуратуры РФ составляют ген.прокуратура, территориальные и специализированные органы прокуратуры, а также научные и образовательные учреждения. Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно- террит-ным и национально-гос.устройством, установленным Конституцией РФ. К территор.прокуратурам относятся:
- прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- прокуратуры городов, районов.
Следует учесть, что наименование прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей террит-ного деления некоторых субъектов РФ. Так, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве средним звеном являются прокуратуры админ-ных округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и др. Все они действуют на правах областных или район.прокуратур. Транспортные прокуратуры создаются для осущ-ния надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте - на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах. Надзор за исполнением экологических законов на территории волжского бассейна - от истоков до Каспийского моря - осуществляет Волжская природоохр-ная прокуратура, созданная для усиления прокурор.надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Аналогичные задачи решаются Московской природоохранной прокуратурой. Эти прокуратуры имеют низовые звенья (например, Волжская приро- доохранная прокуратура-17), действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы и в большинстве субъектов РФ. Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголов.наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов РФ. Воен.прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная воен.прокуратура, входящая в состав Ген.прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему воен.прокуратуры входят:
- прокуратуры воен.округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракет.войск стратегического назначения, прокуратура Фед-ной погран.службы и прокуратуры др. войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
- прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов.
Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Ген.прокурором РФ, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Фед-ции по представлению През-та РФ. Срок полномочий Ген.прокурора РФ законом неограничен. Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Фед-ции по представлению Ген.прокурора. Ген.прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Ген.прокурор РФ руководит деят-тью органов прокуратуры и осущ-яет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры. В Ген.прокуратуре образуется коллегия в составе Ген.прокурора, его заместителей и др. прокурор.работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Ген.прокурора. В состав Ген.прокуратуры РФ входят Главное следственное управление и Главная воен.прокуратура РФ, которые возглавляются заместителями Ген.прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью суд.постановлений по уголов.делам, управление по надзору за законностью суд.постановлений по гражд.делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деят-сти прокуратуры, и отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Ген.прокуратуре РФ и др.). Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками Ген.прокурора РФ. В Ген.прокуратуре РФ действует Научно- консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деят-тью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Ген.прокурором РФ. Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Ген.прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов РФ осущ-ется по согласованию с органами гос.власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деят-тью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Ген.прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Ген.прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и др. прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деят-сти прокурор.органов, исполнения приказов и инструкций Ген.прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров. Структурно прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры состоят из управлений и отделов. Начальники управлений и отделов являются старшими помощниками и помощниками прокуроров субъектов РФ (приравненных к ним специализированных прокуроров), которые назначают их на должность и освобождают от нее. Прокуратуры районов и городов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Ген.прокурором РФ. Срок их полномочий в настоящее время не ограничен. Прокуроры районов и иных приравненных к ним прокуратур руководят деят-тью возглавляемой ими прокуратуры, вносят вышестоящим прокурорам предложения об изменении штатной численности прокуратуры, о кадровых изменениях.
Прокурор.надзор является главным направлением деят-сти всех органов прокуратуры и представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и гос-тва, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурор.надзор осущ-ется от имени гос-тва — РФ. В этом его главное отличие от других видов надзора, осущ-емого иными гос.органами. Прокурор.надзор по сравнению с другими гос.надзирающими и контролирующими органами имеет самые широкие границы осущ-ения. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполн.органы власти, а также на деят-ость должностных лиц. Прокурор.надзор не включает граждан в качестве субъектов, на которых он распространяется. При обнаружении в действиях граждан признаков преступления прокурор осущ-яет функцию уголов.преследования. При осущ-нии прокурор.надзора он не вмешивается в хозяйственную, управленческую и опер.деят-сть предприятий, организаций и учреждений. Прокурор не обладает админ-ными полномочиями, не управляет поднадзорными предприятиями и организациями, не вправе применять санкции админ-ного, а тем более уголов.характера. При обнаружении нарушений закона он добивается их устранения, восстановления нарушенных прав и привлечения виновных к ответственности особыми мерами - внесением протеста, представления, возбуждением уголов.дела, производства об админ-вном правонарушении, обращением в суды с исками и заявлениями.В соответствии с Законом "О прокуратуре РФ" выделяются четыре направления прокурор.надзора:
1) надзор за исполнением законов фед-ными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими прав.актов;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина фед-ыми министерствами и ведомствами, представительными (законод-ыми) и исполн.органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен.управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
3) надзор за исполнением законов органами, осущ-щими ОРД, дознание и предвар.следствие;
4) надзор за исполнением законов админ-цией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Информация о работе Шпаргалка по “Правоохранительные органы”