Развитие эко-аграрного туризма в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является определение стратегических направлений деятельности Краснодарского края в сфере развития сельского туризма.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Краснодарского края как базу развития акграрного туризма;
Определить основные объекты аграрного туризма на территории края;
Рассмотреть развитие аграрного туризма на примере страусовой ферме в городе Абинске.

Оглавление

Введение
Глава 1. Методологические основы развития эко-агротуризма в Российской Федерации.
1. Влияние туризма на социально-экономическое развитие территории
2. Мировой опыт и современная международная практика развития эко-агротуризма
3. Становление и перспективы развития аграрного туризма в Российской Федерации
Глава 2. Анализ развития эко-агротуризма на территории Краснодарского края
2.1. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы
2.2. Анализ деятельности фермерского хозяйства ООО «Мак-Фест» на рынке туристских услуг Краснодарского края.
Глава 3. Концепция развития эко-агротуризма в России и на территории Краснодарского края
3.1.Разработка программы развития деревенского туризма в Российской Федерации
3.2. Разработка экзотического аграрного тура «В гостях у фермера»
Заключение
Список библиографических источников

Файлы: 1 файл

Текст диплома.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

      б) Специальное федеральное законодательство, регулирующее деятельность в области  агротуризма в РФ, пока отсутствует.

      в) Отсутствуют стандарты и нормативы, применимые в сфере агротуризма  как специфического сектора туриндустрии и – одновременно - приносящей доход дополнительной (несельскохозяйственной, непроизводственной, альтернативной) формы деятельности сельского населения. Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в РФ в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор малого семейного гостиничного бизнеса на селе в силу специфики последнего.

      г) Упоминание агротуризма как одного из поддерживаемых федеральной целевой  программой «Социальное развитие села до 2010 г.» видов несельскохозяйственной деятельности в сельской местности, к сожалению, пока не получило развития в виде разработанной системы понятий и норм.

      В отсутствие специальных нормативно-правовых актов приходится руководствоваться  правовыми нормами, устанавливаемыми законодательством более высокого порядка и применимыми к агротуристской деятельности, и нормативно-правовыми актами, регулирующими отдельные аспекты агротуристкой деятельности.

Правовую  основу для занятия агротуристской деятельностью (и, в том числе, для ведения малого семейного гостиничного бизнеса) составляют следующие законодательные акты и кодексы:

  • Конституция РФ (в частности, Часть 1, ст. 34, ст. 23, часть 1 и 3)
  • Гражданский кодекс РФ, в частности, ст. 685
  • Налоговый кодекс РФ (в частности, ст. 83, п.3, 4 , ст. 84, п.1, 6, ст. 207, ст. 208, п. 4, ст. 224, п.1., ст.225 и др.)
  • Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) № 2-ФЗ. Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 г.
  • Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 4 октября 1996 г. № 132-ФЗ
  • Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с изменениями от 13 и 21 марта 2002 г.
  • Федеральный закон «О стандартизации» с изменениями от 27 декабря 1995 г., 30 декабря 2001 г.
  • Федеральный закон «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 и «Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности», утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 (в ред. от 29.08.2001
  • Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 г.»
  • Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации»
  • Мероприятия реализации второго этапа (1999-2005 гг.) федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации», одобренные Распоряжением Правительства РФ № 2090-р от 17 декабря 1999 г.
  • Концепция развития туризма до 2005 г., одобренная Распоряжением Правительства РФ № 954-р от 11 июля 2002 г.
 

      Разработка  соответствующей нормативно-правовой базы агротуристической деятельности является необходимым условием успешного развития этого сектора туриндустрии в РФ.  
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ развития эко-агротуризма  на территории Краснодарского края

2.1. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы

 

     Краснодарский край - субъект Российской Федерации. Территория составляет 76 тыс. квадратных километров с населением - почти 5 млн. человек. Уникально географическое положение края: два моря (Черное и Азовское), горы, равнины, леса.

     Краснодарский край - развитый регион России. Ведущие  отрасли: сельское хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Край обладает развитой сетью железных и  автомобильных дорог, имеются несколько  аэропортов, в том числе международные, морские порты.

     Азово-Черноморское побережье Краснодарского края представляет собой сложившийся курортно-рекреационный  регион, являющийся юго-западной границей России. Береговая линия проходит по Черному и Азовскому морям  на протяжении 1 160 км.

     Восточный берег Азовского моря сложен озерно-аллювиальными отложениями, поэтому испытывает значительное опускание и наибольшую интенсивность размыва.

     Черноморское  побережье включает в себя Таманский  полуостров и Кавказское побережье  от Анапы до устья реки Псоу. Абразия  берегов, сложенных коренными породами, и размыв пляжной полосы охватывают почти весь берег (до 85 процентов).

     На  большей части побережья между  Адлером и Туапсе естественные пляжи  очень узкие или полностью  отсутствуют. Таким образом, практически  вся береговая линия Черноморского побережья требует искусственного образования пляжей.

     Следует отметить, что ведомственный подход к использованию пляжей, нарушение  требований природоохранного, водного  и земельного законодательства при  их эксплуатации, отсутствие мониторинга их состояния со стороны соответствующих государственных служб привели к возникновению ситуации, при которой на отдельных участках побережья Черного моря начали резко уменьшаться размеры пляжной полосы. В частности, такие случаи отмечены в городе-курорте Анапа и практически на протяжении всей береговой полосы от города Туапсе до города Сочи.

     Так, на протяжении от Туапсе до Адлера пляжи, прилегающие к железной дороге в  качестве гидротехнических сооружений (120 км особо охраняемых природных  территорий), Северо-Кавказская железная дорога считает своей полосой отвода, что приводит к возникновению конфликтов между Министерством путей сообщения Российской Федерации, санаторно-курортными организациями и администрациями курортных территорий при использовании пляжей для целей рекреации.

     Нерациональный  подход к прогнозированию и использованию  пляжных ресурсов привел к ощутимой нехватке общегородских (муниципальных) пляжей. Дефицит пляжей наблюдается  на участках побережья в пределах Геленджикской группы курортов протяженностью 17,5 км и рекреационной площадью 10,7 га и на участках побережья в границах Большого Сочи протяженностью 8,8 км и рекреационной площадью 31 га.

     Резервные площади рекреационных пляжей отмечаются лишь на сравнительно небольших участках побережья: на участке курорта "Головинка" (в пределах Сочи) и участках побережья поселка пансионата "Гизельдере" и села Шепси на территории Туапсинской группы курортов.

     Названные факты являются достаточным условием для создания системы планомерного формирования курортных территорий, включая объекты инженерного обеспечения и защиты прибрежных территорий, объекты эксплуатации берегозащитных, противооползневых и других сооружений, а также пляжи, которые имеют многофункциональное назначение (лечебно-рекреационное, инженерное, берегозащитное, налоговое, имущественное и другое).

     В настоящее время проведение берегозащитных и других работ по инженерной защите пляжей практически не ведется, многие существующие берегозащитные сооружения, в том числе и пляжи, требуют  реконструкции или восстановления для выполнения своих непосредственных функций, как гидротехнических, так и рекреационных, так как без пляжей развитие курортов на Азово-Черноморском побережье Краснодарского края практически невозможно.

     Прекращение работ по созданию систем инженерной защиты территорий курортов ведет к потере устойчивости участков пляжей, активизации негативных процессов, разрушению жилых домов, промышленных объектов, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, угрозе безопасности населения, большому экономическому ущербу, возникновению чрезвычайных ситуаций и катастроф.

     Выходом из ситуации, когда ограниченность существующих пляжей сдерживает развитие санаторно-курортного и туристского  комплекса края, может быть сооружение пляжных комплексов на искусственной основе.

     Отдельные участки от Анапы до Сочи селеопасны. К третьей категории селевой  опасности относятся районы Новороссийска  и Туапсе. Причиной селей являются гидрографические факторы и антропогенное  воздействие (массовая вырубка лесов).

     Селевые очаги имеются в верховьях таких крупных рек Черноморского побережья, как Шахе, Сочи, Мзымта, Псоу. В перечисленных реках нередко проходят сели, достигающие берега моря и наносящие большой ущерб курортной зоне. Широко известны значительные разрушения, которые получил Мацестинский курорт, попавший под грязекаменные потоки. На Азово-Черноморском побережье края также широко распространены оползневые явления.

     Климат  Черноморского побережья Краснодарского края различен. От Адлера до Туапсе сформировался  уникальный, единственный в России уголок влажных субтропиков. Это самый северный район этой климатической зоны. Климат побережья от Туапсе до Анапы средиземноморский. Он отличается от сочинского несколько более низкими зимними температурами и меньшим количеством осадков. Климат Азовского побережья умеренно континентальный с чертами морского.

     Климатические особенности курортов Краснодарского края характеризуются таким набором  средних многолетних параметров и их сочетанием, которые считаются  наиболее комфортными, создают наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышают эффективность санаторно-курортного лечения. В целом рекреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценности и могут быть широко использованы в различных видах туризма.

     Наличие большого количества гор в непосредственной близости от хорошо освоенного в рекреационном  отношении побережья предоставляет  широчайшие возможности для развития в регионе пешеходного туризма, альпинизма, скалолазания, спелеотуризма, различных видов экстремального туризма.

     Геологические ресурсы поселка Красная Поляна, наличие высоких гор и соответствующих  склонов стали основой для  развития здесь в зимний период горнолыжного спорта, а в летний период - различных видов горного туризма.

     Целостность природных комплексов, взаимосвязь  и взаимообусловленность компонентов  в природном комплексе требуют  осторожного вмешательства человека в природную среду в процессе хозяйственной деятельности, общения с природой. С этой целью необходимо разработать региональную целевую программу охраны природных комплексов.

     Природные лечебные ресурсы Краснодарского края - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, пляжи водных объектов, ландшафтно-климатические и другие условия, используемые для санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний, отдыха и туризма.

     Сегодня лечение морем занимает одно из ведущих  мест в курортной медицине большинства  мировых курортов. Азово-Черноморское побережье края является единственным в России субрегионом, который в полном объеме может предоставить комплекс талассотерапии или приморской климатотерапии.

     Уникальность  курортам Краснодарского края придает  богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями.

     На  территории края прошли государственную  экспертизу 45 месторождений минеральных  вод, еще 173 участка являются перспективными для изучения и дальнейшей разработки.

     Необходимо отметить, что на сегодняшний день состояние скважин и большинства минералопроводов оценивается как неудовлетворительное, их износ составляет от 80 до 100 процентов. Практически все эти сооружения нуждаются в модернизации или полной замене. Коммерческие организации, эксплуатирующие их, не стали эффективными собственниками. В результате снижения числа отпускаемых бальнеологических процедур и, соответственно, удорожания эксплуатации месторождений цены на процедуры с использованием минеральных вод и лечебных грязей постоянно растут.

     Из-за отсутствия финансовых ресурсов практически  прекращены работы по установлению округов  санитарной (горно-санитарной) охраны, устанавливающих особый режим хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающих защиту и сохранение природных лечебных ресурсов края. Результатом интенсивного и нерационального использования природных лечебных ресурсов является их преждевременное истощение и загрязнение лечебно-оздоровительных местностей Краснодарского края.

     Природные лечебные ресурсы Краснодарского края настолько велики и разнообразны, что создают практически неограниченные возможности для развития климатических (приморских, горных, предгорных, равнинных, степных) бальнеогрязевых курортов для лечения самого широкого спектра заболеваний.

     Необходимо  провести работы по обобщению всех данных о лечебных ресурсах Краснодарского края с целью создания краевого реестра  природных лечебных ресурсов (минеральных  вод и лечебных грязей), что позволит иметь четкое представление о  возможностях дальнейшего развития гидроминеральной базы и использования столовых и лечебно-столовых вод в целях розлива и пакетирования лечебных грязей.

Информация о работе Развитие эко-аграрного туризма в Краснодарском крае