Развитие эко-аграрного туризма в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является определение стратегических направлений деятельности Краснодарского края в сфере развития сельского туризма.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Краснодарского края как базу развития акграрного туризма;
Определить основные объекты аграрного туризма на территории края;
Рассмотреть развитие аграрного туризма на примере страусовой ферме в городе Абинске.

Оглавление

Введение
Глава 1. Методологические основы развития эко-агротуризма в Российской Федерации.
1. Влияние туризма на социально-экономическое развитие территории
2. Мировой опыт и современная международная практика развития эко-агротуризма
3. Становление и перспективы развития аграрного туризма в Российской Федерации
Глава 2. Анализ развития эко-агротуризма на территории Краснодарского края
2.1. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы
2.2. Анализ деятельности фермерского хозяйства ООО «Мак-Фест» на рынке туристских услуг Краснодарского края.
Глава 3. Концепция развития эко-агротуризма в России и на территории Краснодарского края
3.1.Разработка программы развития деревенского туризма в Российской Федерации
3.2. Разработка экзотического аграрного тура «В гостях у фермера»
Заключение
Список библиографических источников

Файлы: 1 файл

Текст диплома.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

                      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 

Введение

 

      По  окончании лета уже с первыми  осенними холодами начинают его вновь  ожидать, воспоминания о жаре согревают длинными зимними вечерами, весной попросту забывают о нём, но лето неумолимо напоминает о себе экзаменами и отпускной суетой. Ближе к лету активизируют свою борьбу за содержимое кошельков потенциальных клиентов туристические фирмы, маня поездками в экзотические и не столь экзотические страны. Набирает силу и всё громче заявляет о себе непривычный для нас вид туризма – аграрный туризм, или как его еще называют деревенский, фермерский или сельский.

      Аграрный  туризм – это отдых на базе фермерского хозяйства или приусадебного участка (в частном секторе). От аренды сельского дома он отличается тем, что все заботы о своих гостях - организацию проживания, питания, досуга, а также обслуживание - берет на себя принимающая семья. Это идеальный вариант отдыха для тех, кто устал от городского шума, монотонной работы и бешеного темпа нынешней жизни. Таких людей сейчас немало. Главное в сельском туризме - это общение с природой, которого так не хватает среднестатистическому городскому жителю. Именно оно позволяет на время отодвинуть в сторону стресс - спутник любого горожанина и почувствовать себя отдохнувшим, помолодевшим, полным сил и энергии.

      Аграрный туризм – это не только проживание туриста в сельском доме, но и функционирование целой инфраструктуры, которая включает  хорошие транспортные сообщения между населенными пунктами, места проведения досуга, наличие служб, оказывающих различные услуги по предоставлению информации и обслуживанию, маленькие ресторанчики, кафе и трактиры. При этом каждый гость, а в сельском туризме туриста называют «гостем», должен ощущать домашний комфорт и повышенное персональное внимание.

      В то время как вся Европа переживает агротуристский «бум», для России это  явление новое. Имеющийся на сегодняшний  день опыт показывает, что проблем  для развития сельского туризма много. Однако многие регионы стремятся к развитию этого туристского направления. Создаются всевозможные организационные процессы по развитию сельского туризма в Алтайском крае, Московской, Ленинградской и Калининградской областях, Краснодарском крае.

      Краснодарский край обладает многообразным и в значительной мере уникальным как для России, так и для многих европейских стран природно-ресурсным потенциалом, что и является основой для развития разнообразных видов туризма, в том числе и аграрного.

      Сегодня, когда Европа объединяется, свое место  в общеевропейском экономическом пространстве должна занять и Россия.

      Целью дипломной работы является определение стратегических направлений деятельности Краснодарского края в сфере развития сельского туризма.

      Для достижения указанной цели решались следующие задачи:

  • Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
  • Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Краснодарского края как базу развития акграрного туризма;
  • Определить основные объекты аграрного туризма на территории края;
  • Рассмотреть развитие аграрного туризма на примере страусовой ферме в городе Абинске.

Глава 1. Методологические основы развития эко-агротуризма  в Российской Федерации.

    1. Влияние туризма на социально-экономическое  развитие территории
 

      Туристский  бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся  отраслей мирового хозяйства, на которую приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% суммарных капитальных вложений, 11% мировых потребительских расходов и 5% всех налоговых поступлений.

      С экономической точки зрения, привлекательность  туризма, как составной части услуг, состоит в более быстрой окупаемости вложенных средств и получении дохода в свободно конвертируемой валюте.

      Особенность туризма состоит в том, что он вызывает новую форму потребительского спроса на отдых и на товары местного производства.

      Во  многих странах туризм входит в тройку ведущих отраслей страны, развивается  довольно быстрыми темпами и имеет  важное социальное и экономическое  значение, так как:

  • увеличивает местный доход;
  • создает новые рабочие места;
  • развивает все отрасли, связанные с производством туристских услуг;
  • развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах;
  • активизирует деятельность центров народных промыслов и развитие культуры;
  • обеспечивает рост уровня жизни местного населения;
  • увеличивает валютные поступления;
  • способствует увеличению поступлений в местный и государственный бюджеты через налоги;
  • обеспечивает охрану и восстановление местных памятников культуры;
  • расширяет природные комплексы;
  • повышает привлекательность региона;
  • оживляет местную культурную жизнь;
  • привлекает капитал, в том числе иностранного;
  • реформирует структуру отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением.

      Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т.е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.

      Туризм  в разной степени оказывает влияние  на жизнь местного населения, его  материальную и духовную деятельность, систему ценностей, интересы. В регионе, где наблюдается социально-культурная активность, где туризм носит традиционных характер и количество туристов уступает численности местного населения, не отмечается особого воздействия туризма. Однако в ряде промышленно развитых регионов рост туризма может привести к значительным переменам в социальной структуре, окружающей среде и местной культуре.

      Рост  туристской активности (по данным ВТО), измеряемый в численности прибытия туристов в другие страны и доходов от их обслуживания (в процентах), представлен в таблице 1. 

      Таблица 1. 

      Рост  туристской активности.

Период Рост  числа прибытий

туристов, %

Рост  доходов от обслуживания туристов, %
1990–1995 гг. 2,5 3,0
1995–2000 гг. 4,0 5,0
2000–2010 гг. 3,0 4,0
 

      При этом косвенное влияние туризма на экономику почти равно ее прямому результату. С учетом данных предпосылок, удельный вес туризма по прогнозам ВТО достигает 11 – 12%.

      Туристский  бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т. д.

      Данный  бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые  инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности и минимальный срок  окупаемости затрат.

      Развитие туризма, проявляющееся  в его многоотраслевом характере и тесной факторной взаимосвязи практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать туризм в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на национальном и местном уровнях. Он имеет важнейшее значение для жизни людей как основное средство межличностных связей, экономических и культурных контактов.

      Доходы  от туризма оказывают значительное прямое и косвенное воздействие  на экономику. Прямое – непосредственно расходы потребителей туристского продукта. Прямое влияние понимается как результат вклада денег туристами в туристские предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест.

      Расходы туристов повышают доход туристского региона, что в свою очередь ведет к цепочке «расходы – доходы – расходы» и т.д. до тех пор, пока эти связи не замыкают цепочку. Таким образом, влияние первичного дохода вследствие туристских расходов сложно переоценить, так как с ним связаны последующие циклы туристских расходов.

      Кроме прямого влияния туристских расходов на развитие региона существует также  косвенное влияние, или «эффект  мультипликатора», который вступает в силу по мере циркуляции туристских расходов в регионе. Деятельности предприятий туристского сектора затрагивает многие отрасли экономики (сельское хозяйство, транспорт, связь и пр.), оказывая косвенное воздействие, и, тем самым, стимулируя их развитие.1

      Сочетание прямого и косвенного влияния  схемы расходов туристов определяет влияние на местную экономику в целом. Обычно не весь доход, полученный в каждом цикле расходов туристов, будет потрачен. Некоторая часть его откладывается, а другая тратится за пределами данного региона. Чем больше доля дохода, потраченная в пределах региона, тем больше эффект мультипликатора. Способность удерживать турдоход в пределах региона зависит от экономической замкнутости района и самостоятельности местной экономики. Если местная экономика способна производить товары и услуги, которые пользуются спросом у туристов, то эффект мультипликатора будет очень значителен. Чем больше товаров импортируется из других регионов, тем меньше эффект мультипликатора.

      Помимо  эффекта мультипликатора, есть сопутствующие  экономические явления. Растущие затраты  туристов вызывают необходимость в дополнительной рабочей силе, что выражается коэффициентом занятости. По мере расширения туристского региона совершенствуется его инфраструктура, идет строительство новых зданий и сооружений.

      В связи с этим актуальное значение приобретает разработка принципов и методов развития регионального туризма, наиболее адекватных рыночным формам хозяйствования.

      Экономическая эффективность функционирования туризма  во многом определяется наличием природно-климатических, историко-археологических, социально-культурных объектов, способных удовлетворить духовные потребности туристов, а также содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

      Совершенствованная, благодаря туризму, инфраструктура региона используется также и  местными жителями. Так как индустрия туризма охватывает многочисленные предприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризма быстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона. Таким образом, все общество получает экономическую выгоду.

      Развитие  туризма играет важную роль в решении  социальных проблем. Во многих странах  мира именно за счет туризма создаются  новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения  платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.

      По  данным Всемирной туристской организации (ВТО), комплексное обслуживание одного туриста эквивалентно созданию 9 новых рабочих мест, стоимость создания которых в несколько раз ниже, по сравнению  с другими отраслями народного хозяйства. В ближайшие 10 лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах. От 2,2 до 3,3 млн. дополнительных рабочих мест могут быть созданы уже в ближайшее время в этом секторе.

      Каждый  год число вакансий в туристской отрасли увеличивается на 1%, что  делает туризм крупнейшим производителем рабочих мест в Европе наравне с телекоммуникационной и мультимедийной отраслями. По мнению экспертов Европейской комиссии (ЕК) в период до 2010 года интернациональный туризм будет развиваться интенсивнее, чем туризм внутри стран континента. Европа планирует принимать к 2010 году 527 млн. туристов. Прирост числа прибылей по сравнению с 1995 годом должен составить 60%.

      В туристской индустрии динамика роста  объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальный.

Информация о работе Развитие эко-аграрного туризма в Краснодарском крае