Развитие эко-аграрного туризма в Краснодарском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 15:52, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является определение стратегических направлений деятельности Краснодарского края в сфере развития сельского туризма.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
Изучить историю развития агротуризма в Европе и России;
Рассмотреть природно-ресурсный потенциал Краснодарского края как базу развития акграрного туризма;
Определить основные объекты аграрного туризма на территории края;
Рассмотреть развитие аграрного туризма на примере страусовой ферме в городе Абинске.

Оглавление

Введение
Глава 1. Методологические основы развития эко-агротуризма в Российской Федерации.
1. Влияние туризма на социально-экономическое развитие территории
2. Мировой опыт и современная международная практика развития эко-агротуризма
3. Становление и перспективы развития аграрного туризма в Российской Федерации
Глава 2. Анализ развития эко-агротуризма на территории Краснодарского края
2.1. Курортно-рекреационный потенциал Краснодарского края – тенденции и проблемы
2.2. Анализ деятельности фермерского хозяйства ООО «Мак-Фест» на рынке туристских услуг Краснодарского края.
Глава 3. Концепция развития эко-агротуризма в России и на территории Краснодарского края
3.1.Разработка программы развития деревенского туризма в Российской Федерации
3.2. Разработка экзотического аграрного тура «В гостях у фермера»
Заключение
Список библиографических источников

Файлы: 1 файл

Текст диплома.doc

— 464.50 Кб (Скачать)

      Решение проблемы формирования рынка на начальном  этапе предполагает: 

      - в области организационного обеспечения – создание объединений субъектов агротуристического бизнеса (функции: консультирование желающих заниматься агротуризмом по всем вопросам; регистрация; организация каналов микрокредитования агротуристических объектов; организация первичного информационного обеспечения – картографическое и т. д.; организация рекламной и маркетинговой деятельности по сектору агротуризма; перевод турпродукта в информационную форму; в перспективе сертификация)

      - в области информационного обеспечения – формирование на базе этих объединений масштабных интерактивных баз данных, собственно и создающих сколь угодно широкий рынок предложения местных турпродуктов в информационной форме;

      - в области правового обеспечения – дополнение нормативно-правовой базы необходимыми актами и положениями (с учетом региональной специфики);

      - в области финансового обеспечения – организация системы льготного кредитования агротуристических объектов (микрокредитования агротуристических хозяйств), финансирование программ необходимой профподготовки (переподготовки), как стратегическая задача - финансирование инфраструктуры сельской местности (прежде всего, дороги, электро- и водоснабжение, телефонизация);

      - решение всех вышеперечисленных проблем требует политической поддержки власти – минимум  на уровне региона, уже этого, как показывает опыт Запада, будет достаточно для запуска рыночного механизма в секторе агротуризма. Однако все эти проблемы, безусловно, грамотнее, легче и скорее решаются при наличии политической поддержки центра - соответствующей государственной программы (подпрограммы развития агротуризма как «точки роста» российской провинции), предполагающей соответствующее правовое и финансовое обеспечение. В таком случае эта деятельность должна рассматриваться как стратегический социально-экономический и социально-политический проект поддержки российского села и российской провинции в целом, требующий политического решения на уровне правительства и межведомственной координации.   

      Необходимые условия для превращения агротуризма в сектор туриндустрии: 

    • Предложение качественного, современного, комплексного и специализированного турпродукта 
    • Перевод турпродукта в информационную форму и создание отвечающих за это структур
    • Каналы информационного обеспечения клиента (информационно-поисковые сети, интернет-порталы, картографическое обеспечение, реклама туристического региона)
    • Государственная концепция развития агротуризма и программа (минимум региональная) поддержки агротуризма
    • Государственная система льготного кредитования или даже дотирования агротуристических хозяйств на стартовом этапе
    • Государственные программы совершенствования макроинфраструктуры туризма - дорожного строительства и т. п.
    • Создание общественной или государственной ассоциации, объединяющей субъектов агротуризма
    • Продвижение агротуристического продукта на рынок, активная рекламно-пропагандистская кампания
 

      Как отмечалось выше, в данной модели существует два варианта запуска рыночного  механизма – оптимум первого  порядка (поддержка Центра) и оптимум  второго порядка (поддержка Региона). Притом, что на уровне отдельных МО или их объединений формирования масштабного рынка агротуристичекого предложения невозможно, МО в процессе образования этого рынка принадлежит важнейшая и незаменимая роль непосредственного производителя агротуристического продукта. 

      1. Оптимум первого  порядка (государственная  поддержка на национальном  уровне) 

      Оптимум первого порядка решает задачу превращения  агротуризма в доходный и быстро развивающийся сектор современной  туриндустрии – приблизительно на 6% в год.

      Оптимум первого порядка означает разработку государственной политики поддержки  данной модели агротуризма и соответствующей  программы ее реализации, где предусмотрены, как минимум:

    • нормативно-правовое обеспечение агротуристической деятельности на уровне национального законодательства,
    • финансовая поддержка: ведение системы государственного льготного кредитования агротуристических хозяйств,
    • образование ассоциации субъектов агротуристического бизнеса с филиалами по туррегионам,
    • помощь в организации применения ИТ (создание и поддержание открытого национального портала с мощной информационной базой данных),
    • рекламно-информационная поддержка со стороны государства совокупного национального агротуристического продукта
    • и др. меры поддержки.

      В условиях РФ все это требует  межведомственной координации (Минэкономразвития, Минсельхоз, Минтруда и др. правительственных органов, а также парламентских структур – соответствующих комитетов ГД и СФ РФ, участия ТПП РФ и др. организаций) и создания координационного органа (например, межведомственного комитета или специального агентства, уполномоченного заниматься всеми вопросами развития агротуристического сектора, как это практикуется в ряде стран).

      Политическое  решение о поддержке развития агротуризма со стороны государства принимается уже на начальном этапе. Соответственно, сразу разрабатываются специальные государственные программы по развитию агротуризма, при поддержке властей образуются необходимые для функционирования этой отрасли государственные, общественные или частнопредпринимательские оргструктуры – объединения агротуристических хозяйств и агентства, ведущие электронные базы данных (интерактивные порталы). Это, помимо других – объективных – условий, является важнейшим фактором ускоренного развития агротуристического сектора в ряде стран и приводит к неплохим результатам. 

      2. Оптимум второго  порядка (поддержка  на уровне регионов) 

      Оптимум второго порядка решает задачу создания доходного сектора туриндустрии на уровне туррегиона и, соответственно, доходного сектора экономики данного региона.

      На  сегодня в России именно региональные администрации берут на себя организующую функцию в деле развития агротуризма. Кстати, так было и в странах  «первой волны», где сперва были приняты решения и соответствующие законы и программы на уровне регионов, а затем уже агротуристическая инициатива получила поддержку и была законодательно оформлена центральными властями и на уровне ЕС - в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС.

      При этом роль региональных властей остается постоянно высокой и далее – в решении задач формирования туристически привлекательного имиджа региона, продвижения совокупного турпродукта региона на внешний рынок и др. задач регионального уровня. 

      3. Роль и функции   муниципальных  образований в развитии агротуризма как сектора туриндустрии  

      Запуск  рыночного механизма функционирования агротуристического сектора усилиями отдельных МО невозможен – это  предопределяется характером данного  рынка.. Однако роль МО в организации работы этого сектора критически важна вследствие того, что они выполняют специфические и уникальные функции:

    • перевод местного турпотенциала в активный турресурс
    • обеспечение выполнения рамочных условий развития агротуризма.
 

      Рамочные  условия:

    • Туристические ресурсы сельской местности (природные, культурно-исторические и др.)
    • Экологическая чистота места (при этом удаленность от крупных центров может являться не минусом, а плюсом)
    • Доступность места (хорошие подъездные пути – ключевой фактор)
    • Наличие современных средств связи
    • Обеспечение безопасности хозяина и гостя
    • Обеспечение выполнения санитарно-гигиенических норм
    • Обеспечение соответствующего запросу клиента уровня комфорта
 

      МО  – главный  и единственный производитель  агротуристического продукта данной дестинации.

      Туристический потенциал конкретной сельской местности – как природный, так и культурно-исторический – преобразуется в туристический ресурс (то, что можно в любой момент использовать в организации маршрутов, экскурсий, досуга туристов) на муниципальном (местном) уровне. Именно здесь создаются и оборудуются средства размещения и питания, разрабатывается комплексный пакет туристических услуг – турпродукт, реализуемый в данной местности. Другими словами, на уровне МО реализуется концепция «трёх начал».

      Выполнение  концепции «трёх начал»:

    • аттракции (достопримечательности + наличие предложения по культурно-развлекательной программе) –
    • средства размещения - питание
    • доступность места (возможность въезда/проезда доставки + дороги) 
 

      3. Ведущая роль МО в обеспечении  выполнения необходимых условий для успешной реализации агротуристического продукта (уровень МО):  

    • индивидуальный  образ места (дестинации)
    • информационная поддержка турпродукта (карты, путеводители, схемы, указатели)
    • развитие дорожно-транспортной инфраструктуры
    • работа с населением
    • и др.
 

      Таким образом, и оптимум первого порядка, и оптимум второго порядка  при формировании агротуристического сектора туриндустрии подразумевает  активную роль МО, причем не только властных структур, но партнерства власти –бизнеса – местного сообщества в производстве совокупного муниципального турпродукта.  

      Модель 2. Воссоздание социокультурной  среды исторического  поселения или  исторических объектов  

      Воссоздание социокультурной среды поселения - «исторической деревни», «национальной  деревни» или другого типа поселения - стойбища и т. д., воссоздание социокультурной среды иных исторических объектов (дворянские и купеческие усадьбы, монастыри и т. д.). Если эта модель закладывается в основу концепции развития агротуризма, то задачи, связанные с ее реализацией решаются на всех трех уровнях власти, но определяющими являются региональный и местный. Этот путь требует соответствующего нормативно-правового обеспечения на национальном, региональном и местном уровне, а также значительных внешних и внутренних инвестиций, разработки специальных комплексных проектов, большой научно-исследовательской работы. 

      Модель 3. Создание крупных  и средних специализированных агротуристических  объектов 

        Это могут быть специализированные  центры (спортивные, культурные, кулинарные и т. п.), стилизованные «агротуристические деревни», а также «рыбацкие», «охотничьи деревни» и т. п., ориентированных на прием туристов и организацию их полноценного отдыха.

      Если  эта модель закладывается в основу концепции развития агротуризма, то задачи, связанные с ее реализацией решаются на уровне региона. Этот путь предполагает поддержку муниципальных и региональных властей, частную (местную, внешнюю или совместную) инициативу, наличие крупных частных инвестиций и ресурсов для разработки соответствующих крупных и средних комплексных проектов.  

      Модель 4. Создание государственных  и частных сельскохозяйственных парков 

      Создание  государственных и частных сельскохозяйственных парков как крупных многофункциональных  туристических, выставочных, рекламно-экспозиционных, культурно-пропагандистских, научно-исследовательских, производственных и т. д. комплексов, располагающих средствами размещения и соответствующей инфраструктурой.

      В принципе такое направление в  мировой практике курируется государственным ведомством, ответственным за аграрный сектор (как правило, министерством) и, соответственно, предполагает крупные государственные или частные инвестиции и разработку соответствующих комплексных проектов. 

      Комплексный характер концепции  эко-агротуризма  для РФ 

      Каждая  из перечисленных моделей агротуризма  в той ли иной степени апробирована в мировой практике. По нашему глубокому  убеждению, концепция развития агротуризма  в российской провинции может  и должна носить комплексный характер: в силу огромного разнообразия условий на территории нашей страны в нее могут быть заложены  все эти (а, возможно, и некие инновационные) направления (модели), причем их практическая реализация будет зависеть от выбора на уровне регионов. Каждая из рассмотренных моделей требует различной степени участия властных структур трех уровней. Этот аспект следует учитывать при разработке региональных комплексных концепций и выборе моделей. Необходимо подчеркнуть, что реализация популярной в настоящий момент модели «гостевых сетей» требует господдержки Центра или, как минимум Региона, прежде всего политической, финансовой и правовой.

Информация о работе Развитие эко-аграрного туризма в Краснодарском крае